Метки

, , , ,

1 (2)«Церковь, может, станет – и станет! – опорой возрождающейся России».

«То, что происходит ныне на русской земле – не ошибка «верхов» и не случайность».

«Народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов, лишенный ясного понимания смысла существования, разучившийся отличать добро от зла, … становится безпомощным и легко управляемым,  сколь бы сильным и многочисленным он ни был»

«Россия… осталась едва ли не последним препятствием 

на пути триумфального шествия мирового зла»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995): История учит, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута – отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием – дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, Богоугодного жития.

Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и поношений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти.

Взгляните на русскую историю: в течение шести столетий после крещения Руси, ставшего отправной точкой в жизни державы, русский народ мужал и креп под сенью Креста Христова, под отеческим, пастырским надзором церковным. Шестьсот лет восходил он «от силы в силу», преодолев родовые распри, княжеские междоусобицы, католическую агрессию на западе и татарское нашествие на востоке, осознав свое великое служение хранителя Истины, приведя в соответствие с ней все стороны народной жизни. И лишь после всего этого, достигнув в меру высокой христианской духовности, сподобилась Русь подвергнуться огненному искушению Смуты начала 17 века.

Тогда русские люди выдержали это испытание с честью. Обновленная Россия вышла из пламени Смуты окрепшей, закаленной и очищенной. Столь прочной оказалась эта закалка, что силам зла, ополчившимся на нашу страну, потребовалось более трехсот лет непрерывной, кропотливой работы для того, чтобы повторно ввергнуть Русь в кровавый водоворот социальной катастрофы. И вот сегодня мы вновь стоим перед вопросом: как быть? Каким путем идти дальше? Где искать смысл нашего бытия?

Вопросы эти – важности первостепенной, ибо то, что происходит ныне на русской земле – не ошибка «верхов» и не случайность. Это – яростный порыв бесовщины уничтожить Святую Русь в самых источниках ее, в душах людей русских. Это – дьявольские дела, попытка сатаны и приспешников его упразднить дело Христово, дело спасения человечества от тьмы страстей и рабства греху.

Так что же – будем ли мы медлить и далее, искушая долготерпение Божие, ожидая, когда исполнится чаша гнева Его, уготованная нам, маловерным и малодушным, — променявшим свое духовное первородство на чечевичную похлебку из заграничных тряпок с яркими этикетками, пепси-колы, жвачки и «гуманитарной помощи»? Или – одумаемся, наконец, очнемся от дурмана и забытья «цивилизованной» жизни, взглянем на наше бытие трезвенным и непредвзятым оком?

22Тогда безрадостная картина откроется нашему взору. В русской жизни – куда ни глянь – развалины да руины, следы «цивилизаторской» деятельности приверженцев «общечеловеческих ценностей». Кажется, разрушено все, что вообще можно разрушить. Причем особенно яростному натиску подверглась область религиозного национального самосознания, христианского мировоззрения и мироощущения народа. Губители знали, что именно здесь сосредоточен главный жизненный нерв русского бытия, отсюда, от родных святынь черпает народ волю к жизни, силу противостояния злу. Потому –то столь изощренно и настойчиво пытались – силой ли или обманом – заглушить, затоптать этот церковный источник живой воды. Ибо народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов, лишенный ясного понимания смысла существования, разучившийся отличать добро от зла, друзей от врагов, становится беспомощным и легко управляемым, сколь бы сильным и многочисленным он ни был

25Разочарованы …широкие народные массы. Не понимая еще до конца, в чем дело, где корень зла, люди, тем не менее, чувствуют неладное, понимают, что их опять обманули. Демократической трескотни все больше и больше, но живется день ото дня все хуже и хуже. Это заставляет задуматься даже самых доверчивых. В недрах народного сознания зреет мучительный вопрос: где же правда? Где справедливость? Кто виноват в разорении страны?

Самое страшное – то, что разочарование это безпросветно. Недовольны все, а как выбираться – неизвестно. Так в болотной трясине: завяз – не вздумай дергаться, только хуже будет. И вязнут в безпросветной сегодняшней мути благие порывы и благородные стремления…

Кто же объединит исстрадавшихся, обезверившихся людей, даст им силы жить в этом безумном, жестоком мире, укажет смысл бытия, убедит, что понесенные жертвы и страдания – не напрасны? Сегодня – как и сто, и тысячу лет назад, есть лишь одна сила, способная взять на себя решение этой тяжелейшей задачи.

Сила эта – Православная Церковь Христова.

«Объединить» — не значит командовать. Настоящее, жизнеспособное, внутренне прочное объединение происходит не внешним, «организационным» путем, не под давлением силы или выгоды. Оно происходит только на основании общего мировоззрения и миропонимания, общего толкования понятий добра и зла, того, что «можно» и что «нельзя», что допустимо в общественной, личной, семейной и государственной жизни, а что – нет. Народ, спаянный единством мироощущения, живущий «единым сердцем» — неодолим.

55Так вот, Церковь, может, станет – и станет! – опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Присмотритесь повнимательнее: подавляющая часть тех, кто считает себя «не церковным» и даже неверующим, на деле мыслит и чувствует в большинстве случаев вполне «православно». И это неудивительно – семена добродетелей милосердный Господь всеял в сердца всех людей без исключения. Церковь, как заботливый садовник, лишь следит, чтобы их драгоценные всходы не были заглушены тернием пороков и страстей. Другое дело, что духовное совершенствование невозможно без благодатной помощи Божией. Настоящее, искреннее воцерковление человека немыслимо без личного религиозного опыта, без осознания догматических и канонических церковных истин.

Но и это, по милости Божией, — дело наживное. И к этому – пусть не сразу – мы тоже придем, по мере того, как выявят свою несостоятельность, несоотносимость с русской действительностью все те силы, что исключают опору на Православие из своих программ…

Социальные опросы раз за разом показывают, что, несмотря на всеобщий хаос и разочарование, Церковь – единственный общественный институт, авторитет которого в народе непрерывно растет. Растет, несмотря на титанические усилия современных средств массовой информации (сказать бы – дезинформации!) растоптать в человеке последние проблески человечности, усиленно пропагандируя самый грязный гнусный разврат как образец для подражания. Несмотря на огромные масштабы духовной агрессии, развернутой против Руси на западные деньги безчисленными антиправославными ересями и сектами. В этом водовороте разрушения, где все, казалось бы, должно погибнуть и распасться – Церковь крепнет день ото дня.

Что это, как не торжество Православия?..

Помни, русский человек, — Отечество твое, ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих – отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов «общества потребления» пали некогда христианские государства Европы, разменяв «злато на черепки» — возвышенную духовность Божественной Истины 13на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент «секс-шопов». Россия же – устояла. Сегодня она – обескровленная, преданная, обманутая, но все еще страшная врагам свей нерастраченной духовной мощью – осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской «демократии», «гуманизма», «прогресса»…

Церковь никого не принуждает – но всех зовет разделить с ней это ее торжество. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия – и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство!

…Хорошо бы нам всем осмыслить несколько простых истин.

Во-первых: русское будущее немыслимо без опоры на Православие. Православная Церковь – единственный в отечественной истории общественный организм, просуществовавший неизменным на протяжении всех ее десяти веков. Церковь невредимо пережила все войны, смуты, гонения и катастрофы. Она – и это доказала сама жизнь – безмерно жизнеспособней каких бы то ни было иных гражданских, идеологических, политических и религиозных структур. Бурный поток нашей истории часто захлестывал и опрокидывал незыблемый, казалось бы, порядок вещей. Менялось все – лишь Церковь оставалась непоколебимой в своей благодатной, Богоданной полноте и духовном совершенстве. Об эту твердыню разбивались все попытки исказить русскую душу, изуродовать русское самосознание, упразднить русскую державность.

Как говорится – «имеющий уши да не слышит». При всей противоречивости народной жизни в ее безмерном разнообразии она все же насквозь пронизана христианским мировосприятием. Его характернейшие черты – жертвенность, самоотверженность, терпение – позволили нашему народу пережить страшные испытания последних восьми десятилетий, помогают и сейчас нейтрализовать, обезвредить злонамеренные эксперименты над страной. Это – неоспоримый факт, очевидная реальность нашего бытия.

Во-вторых, не надо бояться мнимых трудностей. Мы до сих пор, как дети, живем в мире мифов. Один из них – это миф о межрелигиозной конфронтации, которая якобы непременно возникнет, стоит нам сказать вслух об исключительности Православия для судеб России. Нет такой опасности!

Проблема межрелигиозных конфликтов в России надуманна…

Судите сами: крупнейшими религиозными конфессиями в России являются Православие и ислам. Долгие столетия существуют они бок о бок, но, несмотря на многочисленные политические и военные столкновения мусульманских государств с Россией, их межрелигиозные отношения всегда сохранялись ровными и корректными. Русское государство вообще (в отличие от «цивилизованной» Европы) никогда не знало внутренних религиозных войн.

Многочисленные религиозные группки и секты, усиленно внедряемы сегодня в нашу жизнь, существуют исключительно на «искусственном питании». Представьте себе, какова была бы судьба бесчисленных ответвлений протестантизма, экзотических кришнаитов в их живописных хитончиках, наших доморощенных буддистов и поклонников далеких махатм – я не говорю уж о сектах, «их же несть числа» — если бы не текла им из-за рубежа на помощь полноводная река долларов, франков, марок и иной валюты? Что было бы, если бы в своей бурной деятельности им пришлось бы опираться только на собственные силы?

В самом скором времени они бы исчезли как тени, ибо не имели и не имеют в среде русского народа сколь-либо существенной поддержки. В крайнем случае, их влияние сократилось бы до мизерных размеров этнических общин, традиционно исповедующих тот или иной культ. Иначе говоря, отечественная история, врожденный религиозный такт русского человека и его обостренное нравственное чувство служат надежными залогами того, что никакая межрелигиозная борьба (в случае здравой государственной политики) России не грозит.

В-третьих: здоровый, взвешенный подход к религиозным вопросам может быть основан только на объективной информации. Сведения о жизни Церкви надо получать из первых рук, а не из газетных фантазий некомпетентных журналистов. Дремучее невежество «плюралистов», берущихся громогласно рассуждать на эти темы, порой граничит с явной злонамеренностью.

Безконечной темой для спекуляций является «раскол», существующий между Русской Православной Церковью в России и за рубежом. Разделения и расколы есть, несомненно, зло. «Умоляю вас, братия, — взывает к христианам апостол Павел, — именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы …не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1, 10).

Однако не надо причислять к изъянам церковной жизни то, что на деле является промыслительным дарованием Божиим, благотворным и врачующим. Тут сама жизнь подтверждает нам фундаментальное положение Православного вероучения: премилосердный Господь, снисходя к человеческим немощам и нестроениям, всемогущим действием благодати Своей даже зло обращает на пользу нашу, сводя недобрые начинания к благим последствиям.

В свое время ВЧК-ОГПУ-НКВД пришлось немало потрудиться, чтобы в 1927 году расколоть Церковь, противопоставив ее зарубежную часть отечественной. Но могли ли вожди богоборцев (скажем, Гершель Иегуда (Ягода), руководивший деятельностью комиссариата внутренних дел, или Миней Губельман, возглавлявший Центральный совет «Союза воинствующих безбожников») представить себе, что, терзая и дробя тело Русской Церкви, они сами, своими руками созидают основание духовного организма такой неодолимой крепости и силы, что все дальнейшие усилия по его уничтожению будут напрасны?! Воистину дивны дела Твои, Господи, и премудрости Твоей несть конца…

Разделившись административно, Русская Церковь не утеряла своего духовного единства. Более того – освободившись от формальной связи с «подсоветскими» структурами, зарубежная часть Церкви получила необходимую свободу для обличения зла, царившего на родине, в России. Во враждебном инославном, иноверческом окружении, русские люди на чужбине явили миру подвиг стояния во истине Православия, подвиг надежды и веры – веры в то, что придет срок, кончится мука пленения нашего, и Господь избавит исстрадавшуюся Русь от ига святотатцев.

В свою очередь Церковь в России, избавившись от упреков в политической нелояльности, смогла сосредоточить усилия на духовном окормлении своей паствы, шедшей путем невиданного доселе подвига – подвига всенародного исповедничества и страстотерпчества.

На многострадальной земле Отечества Церковь смиренно, но неуклонно пестовала сонмы новомучеников Российских «за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический венец приявших». Церковь за рубежом обличала их мучителей, свидетельствуя миру об истинном значении того, что творилось в России.

Пастыри на Руси в тяжелейших условиях сберегли паству. Часто жертвуя собой, они упасли «малое стадо» Христово, пронеся благодатный огнь живой, ревностной веры через все испытания и муки. Зарубежное духовенство искры того же огня разнесло по всему миру, в самые отдаленные его уголки, куда вихрь социальной катастрофы забрасывал русских эмигрантов в поисках крова и пропитания.

Так и ныне разделение Русской Церкви на отечественную и зарубежную части – хоть и осталось ему существовать совсем недолго – промыслительно способствует тщательному, разностороннему и подробному рассмотрению важнейших, судьбоносных для нашей Родины и нашего народа вопросов и проблем. Грядущее же воссоединение, обобщив неповторимый духовный опыт обеих частей единой Церкви, непременно станет еще одним мощным двигателем Русского возрождения.

В заключение подчеркну еще раз: причин для уныния и отчаяния у нас нет. 444Поводов – сколько угодно, а серьезных, глубоких причин нет. Наоборот, всякий, знающий русскую жизнь не по романам истерических литераторов и газетным передовицам, не может не понимать – именно сейчас, сегодня, Господь даровал нам возможность начать возвращение из трущоб «цивилизованного» духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси.

У нашего народа есть все для того, чтобы это возвращение состоялось. Есть привычка к напряженному внутреннему труду, готовность к самопожертвованию и терпению, нерастраченный запас державной мощи и соборной любви. И – главное – есть Святая Церковь Православная, готовая без устали врачевать его духовные недуги, наставлять, вразумлять и пестовать народ с материнской любовью и отеческой строгостью.

Пошли нам, Господи, разум истинный, просвети наши очи внутренние благодатию Духа Твоего Святаго! Даруй нам всепобеждающее смирение – что есть не безвольное подчинение злу, но сила сохранять мир и покой осмысленного бытия перед лицом мятежей и волнений суетного мира сего! Не остави нас, да не посрамится Имя Твое пред лицем сопротивных Твоих, да возвеселятся верные, болезнующие о множестве зла!

Сие и буди, буди! Аминь.     

По книге: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн «Будь верен до смерти. (Православие и современность)». М.: «Просвет», «Новая книга», 1993г.

555