Блага внутренние и внешние (духовные и материальные)

Святитель Николай Сербский (1880-1956):

Неверный в малом неверен и во многом…  И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк.16, 10, 12).

Так говорит Владыка обоих миров – материального и духовного. Богатство материальное называет Он малым, а духовное – многим. Если кому-то дается материальное богатство, но он окажется самолюбивым, скупым, спесивым, немилостивым и безбожным, тому духовное богатство вверять нельзя: ведь если неверен он в малом, то будет неверен и в великом, и если неверен он в телесном, то будет неверен и в духовном.

В чужом мире человек сдает экзамен, и если сдаст его, то получит свой собственный мир, а если провалит, то кто даст ему его мир? Подлинный мир человека, его родина – это мир Небесный, возвышенный, Божественный; земной же мир, мир грубости и тления, для человека – чужбина. Но на эту чужбину послан он сдавать вступительный экзамен в тот, настоящий мир, в его Небесное Отечество.

Следовательно, оба изречения Спасителя имеют схожее значение. О, как глубок и истинен их смысл! Как свет рассеивает тьму, так и эти слова Спасителя разгоняют наши недоумения по поводу того, для чего посланы мы в этот мир и что надлежит нам делать. Умеющему читать чистым разумом в этих двух предложениях сказано все.

Итак, знаем, что Бог не даст дара духовного: ни дара разума, ни веры, ни любви, ни чистоты, ни пророчества, ни чудотворения, ни власти над бесами, ни прозорливости, ни созерцания Небесного мира – тому, кто прокутил или употребил во зло, как блудный сын, дар телесного здоровья, или земного богатства, или славы, или положения среди людей, или познания материального мира, или иные какие-либо искусные навыки и зачатки мастерства.

Господи преблагий, поддержи и укрепи нашу преданность Тебе в том, что Ты нам вверил. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Охридский пролог