Метки

,

Святитель Николай Сербский (1880-1956):


Кто освободит нас от зла, если не Ты, наш Отец? Кто протянет руки к тонущим детям, если не их отец? Кого больше заботит чистота и красота дома, если не его хозяина? Ты нас сотворил из ничего и сделал из нас нечто, но мы тянемся ко злу и опять превращаемся в ничто. Мы согреваем у своего сердца змею, которую боимся больше всего на свете. Всеми своими силами мы восстаем против мрака, но все же мрак живет в наших душах, сея микробы смерти. Мы все единогласно против зла, но зло потихоньку пробирается в наш дом и, покуда мы кричим и протестуем против зла, занимает одну позицию за другой, все ближе подбираясь к нашему сердцу.

О, Всевышний Отче, встань между нами и злом, и мы возвысим свои сердца, а зло иссохнет, как лужа на дороге под жарким солнцем. …Взгляни, зло растет в нас изо дня в день, повсюду простирая свои обильные плоды. …О, Боже, поистине прах, неподвижный и неодушевленный, чище человека, который на службе у зла! Взгляни, мы выстроили свои жилища в долинах и спрятались в пещерах. Тебе совсем нетрудно повелеть Своим рекам затопить все наши долины и пещеры и стереть с лица земли человечество, отмыв ее от наших грязных дел. Но Ты выше нашего гнева и наших советов. Если бы Ты слушал советы человеческие, Ты бы уже разрушил мир до основания…

О, Мудрейший среди отцов! Ты вечно улыбаешься в своей Божественной красе и бессмертии. Смотри, от Твоей улыбки растут звезды! С улыбкой Ты превращаешь наше зло в добро, и прививаешь Древо добра на древо зла, и с бесконечным терпением облагораживаешь наш невозделанный райский сад. Ты терпеливо лечишь и терпеливо созидаешь. Ты терпеливо созидаешь Свое Царство добра, Царь наш и Отче наш. Мы молим Тебя: освободи нас от зла и наполни нас добром, ибо Ты упраздняешь зло и восполняешь добро.  (1)

Добро сильнее зла

С тех пор, как существуют мир и время, все народы на земле веровали, что есть мир духовный, что есть духи невидимые. Но многие народы обманывались в том, что приписывали злым духам большую силу, чем добрым, и со временем злых духов провозгласили богами, воздвигали им храмы, приносили жертвы и во всем полагались на них. Со временем многие народы полностью отошли от веры в добрых духов, оставшись только с верой в злых духов, или жестоких богов, как они их называли… Злые духи все более и более мучили людей и ослепляли их, чтобы люди полностью стерли из своей памяти представление о Едином и Благом Боге…

И в наши дни все народы земли веруют в духов. И сия вера народов по сути своей правильная. Отрицающие духовный мир отрицают его потому, что смотрят только своими телесными очами – и не видят его. Но духовный мир не был бы духовным, если бы его можно было увидеть телесными очами. Всякий человек, ум у которого не ослеплен, а сердце не окаменено грехом, может всем своим существом почувствовать, каждый день и каждый час, что люди не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы…, ее стихий и явлений, но что душа наша непрестанно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми существами. Не правы, однако, те народы и люди, которые уничижают добрых духов, а злых называют богами.

Когда на землю пришел Господь наш Иисус Христос, почти все народы верили в силу зла и слабость добра. И действительно, злые силы возобладали в мире, так что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего (Ин.12, 31). А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе даже и все Божественные дела Христовы. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы сломить и искоренить малодушную веру людей в зло и посеять в их душах веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Древнее и всеобщее верование в духов Христос не уничтожил, но подтвердил. Он лишь открыл духовный мир таким, каков он есть, а не таким, каким он представлялся по наветам диавольским…  (2)

Об Ангелах и бесах

«Единый, благой, премудрый и всемогущий Бог является властителем миров духовного и физического, видимого и невидимого. Добрые духи суть Ангелы, и трудно исчислить их множество. Добрые духи, или Ангелы, несравнимо сильнее злых духов. Злые духи на самом деле не имеют сил учинить что-либо, чего бы не попустил им Всевышний Бог. Но и число злых духов весьма велико. В одном одержимом человеке в Гадаре, которого Господь исцелил, находился целый легион, то есть несколько тысяч злых духов.

Сии злые духи обманывали в те времена людей и целые народы, как и сегодня обманывают многих грешников, нашептывая о своем могуществе, о том, что они единственные боги и нет другого бога, кроме них, а добрых духов якобы и вообще не существует. Но стоило появиться где-нибудь Господу нашему Иисусу Христу, как они в ужасе бежали от Него. Они узнавали в Нем Вседержителя и Судию, Который может их изобличить, изгнать из этого мира, ввергнуть в адскую бездну. Они распоясались в мире по Божию попущению; они налетели на человеческий род, словно мухи на падаль, и вели себя так, будто этот мир на веки вечные обеспечен им в качестве гнезда и трапезы. И вдруг появился перед ними Источник всякого добра, Господь наш Иисус Христос, и они от страха затрепетали и завопили: …пришел Ты сюда прежде времени мучить нас! (Мф.8, 29). Никто так не боится мук, как мучающий других. Злые духи мучили человечество несколько тысяч лет и в муках человеческих находили удовольствие. Но при виде Христа, своего величайшего мучителя, они затрепетали и были готовы, выйдя из людей, войти хотя бы в свиней или в любую другую тварь, лишь бы не быть совсем изгнанными из мира сего. Но Христос не помышлял о том, чтобы совсем изгнать их из мира. Мир сей есть мир смешанных сил. Мир сей есть поле битвы, на котором люди должны сознательно и добровольно выбрать: или пойти за Христом Победителем, или за нечистыми и побежденными демонами. Христос пришел как Человеколюбец, дабы явить превосходство силы добра над силой зла и утвердить в людях веру в добро – только в добро.  (2)

 

Кто это, и мертвым повелевающий восстать? Тот же, Кто повелевал бесам выйти из одержимых. Это Тот же, Кто повелел ревущей буре морской умолкнуть, и ветрам перестать, и неплодной смоковнице иссохнуть, — и было так. Тот Самый, Кто слепым говорил: «Прозри» — и прозревали, и прокаженным: «Очистись» — и очищались. Изгонитель бесов, Повелитель природы, Исцелитель больных. Здесь Он проявляет Себя еще и как Воскреситель мертвых. Прикосновением и словом Он воскрешает умершую девицу так же легко, как легко исцелял больных от всех болезней. Ведь Ему все возможно и все легко. Все кажущееся людям невозможным Ему возможно, и все, что людям тяжело, Ему легко. Он совершает чудесные дела так же легко, как дышит: без напряжения, без усталости, без изнеможения. Человечество настолько было расслаблено внушениями бесовскими, что люди верили в абсолютное всесилие зла и бессилие добра. Спаситель мира сошел на землю, чтобы вернуть людям веру в добро, в абсолютное всесилие всякого добра и торжествующую победу добра над злом – Бога над сатаной, духа над материей, человека над природой, здоровья над болезнью, веры в добро над верой в зло, жизнь над смертью. Когда Господь сказал: Не плачьте, она не умерла, насмеялись на Ним… (Мф.9, 24). Для всех них смерть была полновластным хозяином без какого бы то ни было господина над собой, хотя все они читали и слышали слова Господа, сказанные через пророков: Господь имеет власть жизни и смерти  (Прем.16, 13). А когда Иисус прикоснулся к мертвой девице и повелел ей: Талифа куми! – то девица встала. А все эти насмешники были поражены изумлением великим.

Другое чудо воскрешения мертвеца произошло в городе Наин, под Фавором. Об этом чуде сообщает евангелист Лука (см.Лк.7, 11-17)… Если и сегодня ехать на муле из Иерусалима около двух часов через гору Елеонскую, то попадешь в селение Вифания. В этом селе и сейчас показывают место, где был дом Лазаря Четверодневного, названного так потому, что он мертвым пролежал в гробу четыре дня… Если бы неверующие и решились бы сказать о первых случаях, что это была не смерть, но обмирание – будто обмирание нечто иное, чем смерть, — то в этом третьем случае вынуждены они закрыть свои уста и поверить в страшную власть сына Божия и Мессии… Какова эта власть? Это абсолютная власть добра над злом, веры в свет над верой в тьму и более всего – власть жизни над смертью

Тот, Кто может победить смерть, может победить и все остальное зло в мире. И Тот, Кто в состоянии совершить самое великое, поистине в состоянии совершить и все остальное, малое и второстепенное… (1)

Источники:

1 — «Православный календарь. 2010 год со святителем Николаем Сербским».

 Сборник, М.: Издательство Московского подворья

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2009г.

2 — Святитель Николай Сербский «Беседы». Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2008г.