Метки

, , ,

8«Знание православных догматов – одно, вера во Христа – другое»

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Если бы кто сказал, что истинная вера есть правое соблюдение и исповедание правых догматов, то правду бы сказал, ибо верному непременно нужно православное догматов содержание и исповедание. Но это одно знание и исповедание не делает человека верным и истинным христианином. Соблюдение и исповедание православных догматов заключается всегда в истинной во Христа вере, но не всегда истинная во Христа вера во исповедании православном заключается. Ибо одно – знание и исповедание веры, а другое Крестное знамение– вера во Христа, как можно видеть из вышенаписанного. Знание правых догматов — умственное, которое часто бывает безплодным, надменным и превозносящимся. Поэтому случается, что многие, внешне владеющие догматами, ведут беззаконную жизнь; многие и проповедуют веру, поучают, наставляют других и показывают путь ко спасению, но сами не идут по этому пути, подобно вехам, на пути поставленным, которые указывают идущим путь от города до города, а сами стоят неподвижно. Почему это знание и исповедание, и учение им самим ничем не полезно.

Истинная вера же во Христа – в сердце, она плодовита, смиренна, терпелива, любяща, милосердна, человеколюбива, сострадательна, алчет и жаждет правды, и проч., от мирских похотей удаляется и единому Богу прилепляется, всегда к небесному и вечному стремится и ищет этого, против всякого греха подвизается и от Бога помощи непрестанно ищет и просит Его о том.

Поэтому апостолы святые поощряют верующих к показанию плодов веры, то есть добрых дел, везде в посланиях своих: подадите в вере вашей добродетель: в добродетели же разум, в разуме же  воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, в благочестии же  братолюбие, в братолюбии же любовь (2 Пет.1, 5-7), и в прочих местах…

Августин говорит: «вера с любовью есть вера христианина, без любви – вера демона». Ибо и беси веруют, и трепещут (Иак.2, 19), учит Апостол. Амвросий святой учит: «вера есть корень всех добродетелей». Златоуст святой говорит: «вера есть матерь всех благих».

Итак, …живая вера есть такая, которой соответствуют нравы верующего, напротив того, вера мертва в том, в ком нет плодов веры, кто не для Бога, но для греха, … для себя и своих прихотей живет. Якоже бо тело, — учит Апостол, — без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва (Иак.2, 26).

…Если бы одно только знание и исповедание православных догматов являлось нелицемерной и истинной верой, то и блудники, и хищники, и прочие беззаконники невозбранно входили бы в Царство Небесное, ибо многие из них знают и исповедуют православные догматы. Но таковым всем затворяет вход в Царствие Небесное Божие слово. Или не весте, — говорит Апостол, — яко неправедницы Царствия Божия не наследят? Не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят (1 Кор.6, 9-10). И вне суть псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу (Откр.22, 15). Ибо хотя исповедуют Бога, но делами отрекаются от Него

03Исповедуешь, христианин, единого Бога – хорошо. Но веруешь ли сердцем твоим в Бога, как учит Апостол: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим.10, 10)? Ибо без сердечной веры устное исповедание не что иное, как лицемерие. Устное исповедание может быть признаком веры; но признак этот ложен, если жизнь исповедующего противоречит вере…

Ибо часто бывает, что люди не то говорят, что в сердце имеют; как и исповедующие Бога не то помышляют в сердце и делают, чему исповедание веры учит. Исповедуют устами Бога, но сердцем и делами отрекаются от Него. Устами проповедуют Бога, но в сердце глаголют: несть Бог (Пс.13, 1).

Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют: хорошо, это знак веры. Он для верных Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, послушание оказывать и подобный Ему нрав иметь? Ибо сын отцу подобен. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли мамоне и прочим идолам? Не царствует ли над тобой грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего, что сотворено? Послушай, что Бог через Пророка говорит об устном но не от сердца исходящем исповедании, с которым сердце не согласуется: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене (Ис.29, 13; Мф.15, 8).

Ты говоришь: верую во Христа Сына Божия, — хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, в Евангелии написанному? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф.16, 24)? Послушай, что Он говорит о не носящих креста своего: иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф.10, 38), — и о стыдящихся Его и святых слов Его: иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего, со ангелы святыми (Мк.8, 38).

А об истинно верующих во Христа написано: се полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен; и веруяй в Онь не постыдится (1 Пет.2, 6; Ис.28, 16); и в Апокалипсисе говорится: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр.2, 10).

Отсюда заключаем, что не тот верный Христов раб, кто устами исповедует Христа, но кто и сердцем верует во Христа и не стыдится Его и слов Его, следует смирению, нищете, терпению и кротости Его, как Сам тому научает нас: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11, 29), — и носит крест свой, и до смерти верен пребывает. – Говоришь: верую в Духа Святаго Господа: хорошо. Но смотри, не противишься ли ты Духу Святому жестокосердечием и нераскаянной жизнью, в чем Стефан святой обличает иудеев: жестоковыйные и необрезаннии сердцы и ушесы! Вы присно Духу Святому противитеся (Деян.7, 51). – Говоришь: верую во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь: хорошо. Но смотри, истинный ли ты член Церкви святой? Она свята, кровью Христа Сына Божия освящена и освящается (Еф.5, 26, 27); служит Богу своему преподобием и правдою пред Ним (Лк.1, 75). Ты хранишь ли святость, верой дарованную тебе в крещении? (см.: 1 Кор.6, 11). Если же потерял ее нерадением, ищешь ли ее покаянием, изменением жизни и верою? Удаляешься ли от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии? Если нет этого, то ты не являешься членом Церкви святой. Ибо Церковь есть свята и непорочна (Еф.5, 27), следовательно, и членам ее подобает быть святыми и непорочными. – Говоришь: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века: хорошо; это знамение надежды. Но смотри, не имеешь ли нравов таких, которые показывают, что на самом деле для тебя воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери и скот, которые то только делают, что хотят, чьи чувства только этому и служат и чей дух при кончине их исчезает? Не творишь ли таких дел, которые заключают двери к вечной жизни? Не льстите себе, — говорит Апостол, — ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят (1 Кор.6, 9-10). О таковых делах и в прочих местах Писание свидетельствует.

Кто сердечно верует во Христа и чает воскресения мертвых и жизни будущего века, тот от подобных дел бережется, как Апостол написал: всяк, имеяй надежду сию Нань, очищает себе, якоже Он чист есть, поскольку в живот вечный ничто не внидет скверно и нечисто. Ибо вне псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу (Откр.22, 15)».

Пресвятая Троица