2 «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом»

(Лев.19, 29)

Святые Отцы говорят: «Родители, не воспитывающие детей своих как должно, рождают их к временной жизни, но отворяют им дверь к вечной смерти…

Благочестивые дети – наибольшее утешение для благочестивых родителей; наилучшее украшение живых родителей и наилучший памятник умершим родителям».

17Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Откуда потери, откуда несчастия, откуда огорчения, откуда безчисленное множество зол? Не от того ли, что мы не стараемся исправлять порочных детей своих?

Сирах, рассуждая о детях, вот как говорит: не веселися о сынех нечестивых… аще несть страха Господня с ними, не веруй животу их (Сир.16, 1-2). Ибо зарыдаешь плачем преждевременным и, не ожидавши, узнаешь о их гибели…

Родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную

Даруя нам детей, Господь вверяет их нашему попечению и предоставляет нам власть над ними. Чем оправдаемся мы пред Господом? Не тем ли, что дети нас не слушают? Но родители обязаны предотвращать такую гибель детей, должны овладеть первыми их впечатлениями, наложить на них узду, когда они еще не имели силы разорвать ее, а не ждать, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.

Нужно тщательно смотреть за входами их и выходами и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога. Ибо если мы отдадим отчет в попечении о других: никто, говорит апостол, не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор.10, 24), — то не тем ли более в попечении о детях?

Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в руки твои всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и воспитывать повелел Я; какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, исправлять, наказывать душевные болезни его.

…И не только Бог повелевает, но и Сам содействует тебе в этом деле. Как и каким образом? Кто злословит отца своего или мать свою, говорит Он, того должно предавать смерти (Исх.21, 17)… Какое же можем мы сказать оправдание, если Он Сам не щадит даже их жизни, когда они оскорбляют нас, а мы даже не хотим выразить им неудовольствия, когда они оскорбляют Бога? Я, говорит Он, не откажусь даже умертвить оскорбившего тебя – а ты не хочешь даже опечалить словом преступающего Мои заповеди. Как это может быть достойно прощения?..

А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих беспутно и противозаконно живущих сыновей, почему им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в судилище… Чем ты, в конце концов, оправдаешься? Не предоставлял ля Я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника – всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать?..

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет…

Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии».

3Святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Горе человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18, 7), — говорит Христос Господь. Родители же, не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, окаяннейшие убийц. Потому что убийцы убивают тленное, а они душу бессмертную убивают, когда их соблазняют и ко греху путь показывают…

От худого воспитания …следует: злая и развращенная жизнь; родителям скорбь и печаль о злом состоянии детей своих; тщетные …труды об исправлении развратившихся детей, поскольку весьма трудно укоренившееся зло уничтожается. …То же злонравие и во внуках ожидаемо быть может, поскольку злой отец не может добру научить сына; родителей тоска, скука, страх гнетет, в ожидании того, что будут наказаны Богом за худое воспитание детей своих, которых сами не наказывали, а, может быть, даже и злым примером соблазняли… Дурное воспитание является причиной воровства, убийства, грабежа, разбоя, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обид, ссор, драк, обмана, измен, клятвопреступления, бунтарства и прочих бесчисленных зол.

Дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением…

Если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь будет издавать благоухание добронравия; если злу научится, то злобою смердеть до самого конца будет. …Как маленькое деревцо, в какую сторону наклонено будет, так до конца и будет расти, так отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь…

Если дети без научения и без наказания оставлены в младые лета, то они, поскольку человек ко злу склонен от юности своей, как Писание говорит (см.Быт.6, 5-6), удобно могут развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за то Богом строго наказаны будут, как небрегущие о них и душегубцы».

Игнатий Брянчанинов 4Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867): «Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней светскости не бойся; убойся того грозного изречения Господня, которое ожидает родителей на Страшном суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся тех отчаянных и бесполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада».

11Святитель Феофан Затворник (1815-1894)Нерадение о детях – величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия.

…В чем состоит спасение родителей? Главное – в добром воспитании детей; надо их научить всякому доброму пути…

Я всегда твержу матерям заботливым о чадах… Вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого…

В одном из писем святитель Феофан пишет: «Детей вразумлять есть долг родителей, — стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, Всеблагий и Всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, и он не вычеркнул вас из числа Своих. Детей отчуждение – дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то, что дивного, что они отчуждаются от вас? Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление».

3Иеросхимонах Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829-1899): «Родители, а особенно матери, должны помнить, что они дадут на Страшном суде ответ о детях. Господь спросит их тогда: «Я создал дитя, отдал тебе его для воспитания, дал тебе здоровье и все что нужно было… где Мое создание?» Кто воспитывал детей и молился о них, тот скажет: «Господи, се аз и дети, их же дал ми еси!» А кто бранил, проклинал, истреблял отравой детей, которые бы получили Царствие небесное, те будут страшный ответ давать на Страшном суде.

Никого не нужно бранить (ругать), а тем паче проклинать, особенно же родители не должны делать этого в отношении к своим детям. От недоброго, злого, матерного слова нередко иные дети умирают; другие всю жизнь болеют; третьи, возрастая, не повинуются ни отцу, ни матери, сами мучаются и других мучают. Какая-то сила действует на них через матерные слова. Если отец проклинает детей, то разоряет счастье их до половины, а если мать, то до основания».

Лука КрымскийАрхиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961) в одной из своих проповедей говорит о воспитании детей: «Разве мало у вас сыновей, дочерей, о которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей и сыновей – воров и хулиганов? Много, много льете вы слез над ними. Отчего же это? Оттого, что прежде не вспоминали …слова Христовы: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих». Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной, потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог…

Святой Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: «Родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную».

Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится о воспитании детей… Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Но во веки веков будет тяготеть проклятие Божие над теми, кого не воспитали в духе христианского благочестия. Скажите, что будет с несчастной дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божией на ней и на всей семье ее? Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род.

Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских…

Нет более важной обязанности, нет более высокой ответственности перед Богом для матери, чем доброе воспитание детей.

Перед Богом будете держать ответ и на все потомство навлечете гнев Божий, сели не будете радеть о воспитании детей своих. И будете еще здесь, на земле, мучиться и плакать, глядя на них…»

49Старец Паисий Святогорец (1924-1994) об ответственности родителей за правильное духовное воспитание детей:

—         Геронда, ответственность за воспитание детей несут одни лишь родители?

—         Главным образом, родители. Ведь от того, какое воспитание они дадут детям, зависит, станут ли те хорошими священниками, хорошими педагогами и так далее. Потом – в свою очередь – они тоже будут помогать детям – и своим собственным, и всем остальным. Надо сказать и о том, что большую ответственность за воспитание детей несет не отец, а мать.

Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если она помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и, в свою очередь, будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдет ли в органы власти или займет еще какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас все идет к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если ее не останется, то к чему это приведет?

10Родители, рождая детей и давая им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению. Ведь если человек не возродится духовно, его ждет адская мука

Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуются ни (сдерживающие зло) законы, ничего подобного: «Праведником закон не лежит» (Ср. 1 Тим.1, 9). Закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власти человеческие…

11