«Родители прежде всего должны обезпечить ребенка»

44«Юным был я, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомство его просящим хлеба» (Пс.36, 25)

«Родится роток – родится и кусок» (Русская пословица)

«Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого; а кто стремится к небесному, тот, наверное, получит и земное»

Святитель Иоанн Златоуст

Василий Великий 2Святитель Василий Великий (330-379): «Это благовидный предлог любостяжательности; ссылаетесь на детей, а удовлетворяете собственному сердцу. Не вини невиновного: у него свой есть Владыка, свой Домостроитель; от другого получил он жизнь, от Него ожидает средств к жизни. Разве не для вступавших в браки написаны Евангелия?»

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся.

10Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы нерадим о своих детях: заботимся об их богатстве, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело. Ибо, хотя бы и велики и драгоценны были богатства, но если человек не способен распоряжаться ими добродетельно, то все погибнет и исчезнет вместе с ним и причинит владельцу крайний вред; а если душа его будет благородна и любомудра, то хотя бы у него не было собрано ничего, он будет в состоянии свободно распоряжаться имуществом всех. Итак, нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были  всех богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом, чтобы не увлекались житейскими предметами и пожеланиями…

Развращение детей часто происходит от безумной привязанности отцов к житейскому: обращая внимание только на это и ничего не считая выше этого, они поневоле уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах скажу я, что они хуже даже детоубийц…

И, о если бы зло только и ограничивалось тем, что родители не давали бы детям никаких полезных советов, тогда зло не было бы так велико. Но вот вы, родители, побуждаете детей еще и к противному… «Такой-то, — говорят, — человек низкий и из низкого состояния, …получил весьма высокую должность, приобрел большое имение, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Другой говорит: такой-то …блистает при дворе и всем распоряжается там. …И все – только о славных на земле, а о прославившихся на небесах никто не вспомнит и однажды; даже если другой и решится напомнить о них, его преследуют как человека, который все расстраивает.  

Итак, вы, когда внушаете это детям с юных лет, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые неистовые страсти – то есть сребролюбие и еще более порочную страсть – тщеславие. Каждая из них порознь может извратить все, а когда они обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то подобно соединившимся бурным потокам губят все доброе и наносят столько терний, столько песку, столько сору, что делают душу безплодною и не способною ни к чему доброму…

сребролюбиеПристрастившиеся к деньгам обыкновенно бывают и завистливы, и злонравны, и склонны к клятвам, и вероломны, и дерзки, и злоречивы, и хищны, и безстыдны, и наглы, и непризнательны – словом, во всех отношениях злы. Достоверный свидетель этого – блаженный Павел, который сказал, что сребролюбие есть корень всякого зла в жизни (1 Тим.6, 10). А прежде его то же открыл Христос, возвещая, что порабощенный этой страстью не может служить Богу (Мф.6, 24). Итак, если юноша увлечен будет в это рабство с ранних лет, то когда же он будет в состоянии сделаться свободным?..

Ты думаешь, что сын твой легко может избегнуть диавольских сетей, будучи молод, живя среди …воинства диавольского, не слыша между тем ни от кого ни одного полезного совета и видя, что все, а больше всех родители и воспитатели, ведут его к противному. Как же мог бы он сделать то? При помощи ли твоих увещаний? Но ты наставляешь его противному и, не позволяя ему вспомнить о любомудрии даже и во сне, напротив, постоянно занимая его душу настоящею жизнью и выгодами ее, только еще более содействуешь ее потоплению. Или сам собою? Совсем нет; юноша сам по себе не имеет довольно сил к совершению добродетели…

Как тело не может жить долго, когда питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может и помыслить о чем-либо добром и великом; …будучи так расстраиваема и расслабляема, постоянно измождаясь пороком как какою-нибудь заразою, она, наконец, неизбежно низвергнется в геенну и в тамошнюю погибель…

4Если бы мы все усвоили себе такой образ мыслей и, прежде всего, вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отсюда произошло бы столько благ, что, если бы я стал теперь перечислять их, меня почли бы хвастающим. Если бы благочестие сделалось как бы законом и властью, если бы мы детей своих, прежде всего, наставляли быть друзьями Божиими и учили, больше всех и прежде всех прочих наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от безчисленных зол и, что говорится о будущей жизни, именно, что печаль и воздыхание удалятся (Ис.35, 10), — этим мы наслаждались бы уже и здесь. Ибо, если бы не было в нас привязанности ни к деньгам, ни к пустой славе, если бы мы не боялись ни смерти, ни бедности, скорби считали бы не злом, но величайшим благом, не знали ни вражды, ни зависти, то не страдали бы ни от своих, ни от чужих горестей, но род человеческий уподоблялся бы самим ангелам.

Будем же делать все, чтобы оставить детям богатство благочестия, которое пребывает постоянно, сопровождает нас и по смерти и может принести 03величайшую пользу не только здесь, но и там. Богатство мирское не перейдет в вечность вместе с людьми, но еще и здесь погибает прежде их, а часто погубляет и своих владельцев; но богатство благочестия и здесь и там и само пребудет постоянно, и стяжавших его сохранит в великой безопасности. …Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого; а кто стремится к небесному, тот, наверное, получит и земное. Это не мои слова, но Самого Господа, Который обещает подать сии блага: ищите прежде, говорит Он, Царство Божия и правды Его, и это все приложатся вам (Мф.6, 33)… Будем же послушны, станем искать Царства Божия, и тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними; насладимся и настоящими благами, если только возлюбим будущие и небесные…

Если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели…

Нам вверен важный залог – дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем, теперь у нас все происходит наоборот… Об имуществе для них мы заботимся, а об них самих – нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами? Прежде образуй душу сына твоего, а стяжание он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь не малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему… Для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства, потому что первая, даже мимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволяет вести жизнь целомудренную, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений… Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли.

69…Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями – и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга.

Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц. Под долгом воспитывать детей своих я разумею не одно то, чтобы не допускать их умереть с голоду, чем многие люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений; об этом весьма громко говорит природа. Я разумею о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии – долг священный, которого никак нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве…

20Доколе же будем оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем. Кто прежде всего научится быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько, если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом – величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от светских учителей и не при пособи  наук, а из Алексадра 1Божественных Писаний…»

Страстотерпица царица Александра (1872-1918): «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961): «Разве …не воспитываете вы детей своих …плохо, не внушая им страха Божия? Разве не заботитесь прежде всего о том, чтобы детям своим Лука Крымскийобеспечить лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете им, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обеспеченной, привольной жизни? А разве это нужно? Нужно как раз обратное. Нужно детям своим внушать презрение к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно прививать им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь…»

Богослов Г. И. Шиманский (1915-1961): «Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. «Даст Бог детей, даст и на детей» — это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина».

68