Метки

, , ,

Святитель Николай Сербский (1880-1956):

«Все верования и философии до Христа мрачны и пессимистичны, неустойчивы и запутанны. Таковы они в Элладе, таковы в Индии, таковы в Египте и Персии. Таковы и в земном уравновешенном Китае. Таковы в древней Мексике у инков, да и у всех нынешних язычников. Ни одно из тех верований, ни одна из тех философий не заслуживает названия Радостной Вести. Самый жизнерадостный поэт древнего времени – Гомер как-то сказал: «Лучше быть живым псом на этом свете, чем царем в аду!» Как человек земной и от земли, он не мог ни светлее видеть, ни радостнее сказать.

Только Тот, Кто есть сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3, 13), мог поведать миру, что есть на Небе, каков есть Бог, каковы духовные реальности на этом свете, каков духовный мир вокруг Бога и что происходит с душами людскими после телесной смерти. Говорил о том, что знает, и свидетельствовал о том, что видел (Ин.3, 11) и слышал. Его свидетельство не по логике земной, не по выводам человеческого разума, а по тому, что знает, и видел, и слышал. Он – Небесный Вестник Небесной реальности. Я… пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин.18, 37), которую никто из земнородных не мог верно засвидетельствовать. И Свое свидетельство Он называет Радостной Вестью…

Христос призвал людей веровать в эту Радостную Весть. Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1, 15). То есть Он призвал верить Ему, веровать в Него, верить каждому Его слову. Ибо нет для людей иного способа прийти к пониманию истины в самых главных вопросах жизни и бытия, кроме как принять на веру слова Того, Кто является свидетелем Небесной и духовной реальности. Или веровать Христу, или продолжать блуждать по мрачной и бурной пучине жизни…»

(1)

«Вера христианская не похожа на другие веры… Ибо другие веры исходят от людей земных и от земли – от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов. Никто из основателей других вероучений не сказал о себе, что он сошел с Неба, что он послан Отцом, что свидетельствует о Небе то, что видел и слышал, а тем более, что опять возвращается на Небо. Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнивании свидетельств с остальными… верованиями, распространенными по белому свету.

Не спрашивай у христианина, верует ли он в Бога, — спрашивай, верует ли он в Евангелие – в Радостную Весть Христову. Ибо, если он говорит, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, он – отсталый и язычник, пришедший к вере так, как люди приходили две тысячи лет тому назад – как, например, эллинские и азиатские философы. А зачем тогда Христос сходил с Неба? И зачем Он Кровью Своей запечатлел миру Свое Откровение, Свою Радостную Весть? Воистину такой христианин принял на свою голову Пречистую Кровь Сына Божия так, как те, что кричали: Распни, распни Его! (Лк.23, 21).

Православная Церковь единственная сохранила полноту веры в его Радостную Весть. Она сохранила это величайшее богатство не без суровой борьбы, внешней и внутренней, однако с помощью Бога, Богородицы и всех святых все-таки сохранила. Сохранила не своей славы ради, а ради славы Христовой и не ради спасения только своих народов, а всех будущих поколений всех народов на земле, если они пожелают открыть свои сердца и умы, чтобы видеть, где их спасение.

Будущее человечество – в неизбежной связи с Православием: Разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог (Ис.8, 9-10)».

(1)

«Еретические теологи пренебрежительно назвали Православную Церковь окаменевшей Церковью. Из-за чего? А из-за того, что эта Церковь, по их словам, «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени». Но именно в этом и есть слава Православия – в том, что оно «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени», а поступает в соответствии с заповедью апостола Павла: Не сообразуйтесь с веком сим… (Рим.12, 2).

Как может вечность идти за временем? И как абсолютное может приспосабливаться к преходящему? Как это Царство Небесное может мириться с царством земным? И как драгоценное может объединяться с дешевым? Ежели весь мир лежит во зле, как сказано (1 Ин. 5, 19), то разве будем мы вечное добро ограничивать и поддерживать злом, а Небесный свет подкреплять земными огнями угля и нефти?»

(1)

«Христос Господь победил мир – это, братия, и наша победа. Апостолы победили мир – и это наша победа. Святители, девственники и мученики победили мир – и здесь наша победа. В мире сем, братия, нет ничего сильнее христианской веры. Мечи, посекавшие эту веру, затупились и сломались. А вера осталась. Императоры, боровшиеся с этой верой, задохнулись под проклятием преступлений. Царства, ополчавшиеся против этой веры, разорены; города, отвергавшие эту веру, повержены и лежат в руинах. Еретики, повреждавшие эту веру, погибли душой и телом и под анафемой отошли из мира сего. А эта вера всех пережила.

Если, братия, мир набросится на нас со своими чарами, усладами, мимолетной славой, то чем мы ему противостанем и чем одолеем его натиск, если не этой верой? Воистину ничем, кроме как только сей непобедимой верой, которая знает нечто большее, чем все блага мира.

Когда все прелести мира сего обнажат свою оборотную сторону: красота обратится в уродство, здоровье – в болезнь, богатство – в нищету, слава – в бесчестье, власть – в унижение и вся буйно цветущая телесная жизнь – в мерзость и смрад, то чем преодолеем мы всю эту скорбь и сохраним себя от отчаяния, кроме как этой непобедимой верой, научающей нас вечным и нетленным ценностям в Царстве Христовом?

Когда смерть покажет свою разрушительную силу над нашими ближними, над нашими сродниками и друзьями, над нашими цветами, над нашими посевами и всходами, над делами рук наших; когда и на нас неотвратимо оскалит она свои зубы, то чем одолеем мы страх перед ней и чем отверзем двери жизни, которая крепче всякой смерти, если не этой верой? Воистину ничем, кроме как сей непобедимой верой, коей ведомо воскресение и жизнь без смерти.

О Господи Иисусе, Победителю мира, помоги и нам победить мир верой в Тебя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь».

(1)

Жителю Сараева, о «грехах» православной веры

«С негодованием и гневом призываете: выбросить веру из школы! Пусть молодежь вволю слушает о кровавом Нероне, о людоеде Калигуле, только бы не упоминалось спасительное имя Христа!

Но рассудим спокойно: чем так согрешила христианская вера, что Вы хотите забросать ее камнями? Когда евреи схватились за камни, чтобы побить Христа, Он спросил их: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня? (Ин.10, 32). И православная вера может справедливо спросить Вас: за которое из добрых дел хотите побить меня?

Может быть, за то, что научила Ваших предков-язычников верить в единого Бога, вместо вымышленного идола Перуна и его идольской семьи?

Или за то, что из орды Ваших некрещеных прадедов создала благородный и культурный народ?

…Или за то, что не примирилась с бездушными теориями и разрушением нравственности народа и со смертью, ибо это вера живота и воскресения?

За какое из этих дел Вы хотите отнять ее у молодежи? За какое из них хотите без суда и следствия осудить и побить ее камнями, лишив защиты?

Когда святого Поликарпа принуждали отречься от Христа и обещали сохранить жизнь, святой старец воскликнул: «Восемьдесят лет служу я Христу, и Он ничего, кроме добра, не сделал мне. Как отречься мне от моего Господа и Спасителя

Так и народ наш, от которого Вы ждете отречения, может ответить Вам: «Я служу Христу 1000 лет. И Он мне столько служит, и больше того. И Он служит мне вернее, чем я Ему. И ничего, кроме добра, Он не сделал мне. Как я могу сегодня, именно сегодня, в это страшное время, как могу отречься от Господа и Спасителя моего?»

(2)

Источники:

1 — «Православный календарь. 2010 год со святителем Николаем Сербским». Сборник, М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2009г.

2 — Святитель Николай Сербский «Миссионерские письма». Краматорск, Издательство «Тираж-51», 2009г.