Метки

, ,

Осуждение показывает наше собственное духовное состояние
и увлекает даже праведников на дно адово

Мытарства 2«Не осуждай никого, ибо в этом твое падение»
Преподобный Антоний Великий

«Если мы осуждаем ближнего за какой-то грех, значит, он в нас еще живет. Если человек не осуждает, значит, этот грех не касается его. Когда душа чистая, она никогда не станет осуждать…»

Схимонахиня Антония

 

Амвросий Оптинский 3«Чужую рожь веять – свои глаза порошить», — говорит знаменитый русский старец иеросхимонах Амвросий Оптинский (1812-1891) о грехе осуждения.
Почему он так говорит? Потому, что осуждая других, даже за явные грехи, и даже считая себя вправе это делать, человек получает, как минимум, тройной вред для себя: во-первых, он из «праведника» тут же становится грешником, во-вторых, грех, в котором он осудил ближнего, вменяется ему самому *, и, в-третьих, он теряет Божью благодать и покровительство Небес, пока не осознает свой грех, и не покается в нем.
*По слову Апостола: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2, 1).
Иди и впредь не греши Ин.8,2-11Господь Иисус Христос, единственный Человек, поживший на земле без греха, сказал о женщине, взятой книжниками и фарисеями в прелюбодеянии:
«Кто из вас без греха, первый брось в нее камень…
Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?..
И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8, 7, 10-11).
Святитель Иоанн Златоуст (347-407) говорит об осуждении и злословии, что нет ничего легче, и вместе с тем ничего тяжелее этого греха. Легче в исполнении – ни издержек никаких не надо, ни времени на приготовление и исполнение, ни помощников, один язык нужен да невнимательность к своей душе. Тяжелее – потому что язык осудителя влечет своего хозяина на дно адово; притом незаметно, как бы между прочим, как все, и потому без осознания своей греховности и покаяния… А ведь, при всех прочих добродетелях и подвигах, достаточно одного осуждения, чтобы быть самому не прощенным и осужденным на муки вечные.
Человек старающийся жить духовной жизнью об осуждении знает многое, живущий как все, мирской – практически ничего. Но, даже зная о гибельности для души своей этого смертоносного яда, плача о своей греховности, искренне раскаиваясь и исповедуя постоянно этот грех, сознавая свою немощь самому исправиться и испрашивая у Бога помощь не осуждать других, а видеть только свои прегрешения, часто причащаясь и стараясь жить внимательной духовной жизнью, — эта пагубная привычка отступает не скоро.
И дело здесь в том, что отступает она по мере нашего собственного изменения, по мере нашего преуспеяния в духовной жизни. Верно идущий духовным путем, все больше и больше видит свои грехи, и поэтому, с одной стороны, ему уже не до осуждения ближних (со своими бы грехами разобраться), а с другой стороны, он уже понимает и сочувствует ближнему своему, видя удобопреклонность человеческого естества на всякий грех. Все мы немощные в борьбе со своими страстными привычками, и только силою Божьею, постоянным молитвенным взыванием к Нему о помощи, горячим желанием жить богоугодно, упорством и настойчивостью, постепенно побеждаем тот или иной, живущий в нас, грех.
Что же взять с обычного мирского человека или с младенца в духовной жизни? – только и молиться за него остается и безконечно самому прощать его, и понимать, и сочувствовать, и грехи его покрывать… А еще — о себе плакать, себя во всем укорять…
Схимонахиня АнтонияСхимонахиня Антония (Кавешникова) (1904-1998) говорила, что если человек осуждает другого, то это значит, что этот грех живет еще и в нем самом: «Если мы осуждаем ближнего за какой-то грех, значит, он в нас еще живет. Если человек не осуждает, значит, этот грех не касается его. Когда душа чистая, она никогда не станет осуждать. Потому что «не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1)».
Чистому все чисто! И подозрительность не христианское свойство. Настоящий христианин всех видит чистыми и, уж точно, лучше себя.
«Когда можно сказать, что некто достиг чистоты? – Когда всех людей видит он хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным; тогда подлинно чист он сердцем» — пишет великий святой преподобный Исаак Сирин (550).
«Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения» — учит и преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Получается, что осуждение других или не осуждение – это как индикатор нашего собственного духовного состояния.
Чем чище мы сами, тем чище нам кажутся и окружающие нас люди – соответственно, мы их и не осуждаем; а чем грязнее наша собственная душа, тем удобнее, – и в первую очередь, — она видит грехи других!
Потому и говорят Святые Отцы всем желающим спастись, чтобы они были как глухие, слепые и немые, и обращали внимание только на свои собственные грехи – за себя каждый будет давать ответ, что нам до других?
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) приезжавшим к нему богомольцам, когда речь заходила о вреде для души осуждения, приводил слова святого преподобного Димитрия Ростовского (1651–1709) о том, что треть праведников лишаются по смерти райского блаженства и идут в адские муки именно по причине осуждения: «Грех осуждения отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды».
Треть верующих, добродетельных, порядочных людей! И это во времена Димитрия Ростовского! Что скажем о наших временах?
Преподобный Нил Мироточивый (Афонский) (1815) одним из признаков наступления последних времен называет повсеместное осуждение людей друг другом: «…Тогда (в те времена пред антихристом) будут все много думать о себе, промеж себя будут все друг друга осуждать…»
8Наш современник игумен Никон (Воробьев) (1894-1963) пишет в одном из писем: «Я слишком хорошо знаю слабость людскую и хитрость бесовскую. Люди воображают, что они очень хороши, и какое-либо отрицательное качество или поступок сделанный стараются скрыть от глаз людей, которых они ценят. Но я считаю, что мы все дурны. Одни несколько получше, другие похуже, но эти различия слишком ничтожны перед тем, чем мы должны быть. Аще сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы. Каковы же мы, не сделавшие ничего? И как нам осуждать друг друга?.. По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, у других другая болезнь…»
Именно такое, христианское, понимание себя и ближнего своего, — своих слабостей и греховных привычек, своих немощей противостоять мирским и телесным соблазнам, своих несовершенств, — позволяет быть снисходительным к другим, правильно смотреть на мир вокруг и никого не осуждать. «Своих грехов не сосчитать, зачем мне чужие?» — при помысле осуждения мысленно вразумляет себя христианин, или обращается к Богу словами Ефрема Сирина: «Даруй мне видеть свои согрешения, и не осуждать брата своего!»
Игумен Никон (Воробьев) советует при желании осудить кого-то поступать следующим образом: «Когда придет чувство неприязни и осуждения, надо говорить себе: а я-то с этим чувством какова буду пред Богом? Да и кроме этого разве я совершенство? И молитвой чистой гнать, бороться с неприязнью. Ведь ясно, что это дело злых «микробов». Все, что от Бога – дает мир, любовь, долготерпение и проч. А от противной стороны лишь вражда, неприязнь и прочее, и подобное…
Нам дана заповедь видеть хорошее в ближнем, тогда всем будет лучше. Старайтесь видеть …хорошее и это фиксировать и ценить, а от дурного внимание отводить.
Мне лично такое отношение всегда помогало, особенно мысль, что пред лицем Господа, я, может быть, в тысячу раз хуже моего ближнего. Попробуйте и Вы так делать…
Личность человека, его суть – в его направлении воли. Если человек стремится к Богу и хочет избавиться от недостатков, то уже этим желанием отсекает все дурное…»
И в другом письме он пишет: «Чем грешнее человек, тем он меньше видит в себе грехов и тем больше и злостнее осуждает других. Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства милостей Божиих и неосуждение других. Если человек не считает себя от всего сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути, тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духовной, как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и чудеса творил…»
НМ8Преподобный Нил Мироточивый (Афонский) (1815) об осуждении говорит: «Молю и прошу вас …оставьте осуждение, которым вы осуждаете друг друга с празднословием. Это и есть, говорю вам, средство освободиться от той огненной реки, которая повлечет человека за дела его во тьму внешнюю, туда, где плач и скрежет зубов. Это проклятое осуждение переставляет человека на сторону ошуюю, туда, где козлища. Это проклятое осуждение предоставляет человека горькой смерти… Это проклятое, мысленное осуждение приводит человека во вражду; враждоборствуют из-за этого люди друг с другом и весьма прогневляют сим Бога».
И далее он говорит: «Если вы взаимно осуждаете, как вам оправдаться в Царстве Небесном? С ветром осуждения загасили вы лампаду благодати.
Что для лампады ветер, то для благодати Божией осуждение. Язык человека, по действию своему, уподобляется вихрю; дунет язык осуждением ближнего – и погасла в человеке лампада благодати. Как от вихря гаснет лампада, так чрез осуждение угашается сияние светоносия лампады благодати, говорим: возделывание добродетелей. Вражда и злопамятство уничтожают благодать Божию в человеке. Неблагодарность же и ненависть утверждают человека в погибели. И осуждение, как начало всего этого, — погибель погибели деет, говорим: зависти, ярости, ненависти, вражды, злопамятства и неблагодарности. Смешение зла.
Так сегодня и смесились люди со злом, стали одним союзом зла, т.е. между собою и с лукавым. Стали союзом зла в хищении, любостяжании, сребролюбии, лжи, в зависторвении, в гордости, в похвальбе, в тщеславии, в многообразности вещей».
Дьявол так ни о чем не старается, как погубить души праведников – не удалось ему привлечь их на сторону греха прелюбодеянием, блудом, сребролюбием, чревоугодием, пьянством, леностью, воровством, убийством и другими явными грехами, так он губит их через высокое мнение о себе, через гордость, из которой и происходит осуждение других. Себя оправдываем, других осуждаем – вот и удаляемся еще дальше от Бога и гибнем духовно. Ведь Бог нас учит совсем наоборот: себя во всем укорять, а других оправдывать, прощать, любить…
И корень всей проблемы в нашем самолюбии. Св. Отцы пишут, что с самолюбия начинаются все наши грехи, оно является причиной и матерью всех страстей. Поэтому чтобы успешно бороться с духовной болезнью, нужно, в первую очередь, удалить причину, ее вызывающую. Кроме того, самолюбие является преградой между нами и Богом, — как непроницаемой стеной закрыты мы им от Божьей любви и не чувствуем ее в своей жизни, хотя Бог рядом и никогда не переставал любить нас!
Можно любить или Бога (а значит и ближнего), или себя – другого не дано. Так вот любя Бога, мы открываемся для Его любви, для Его Божественной Благодати, помощи и вразумления; мы получаем силы для жизни по Его заповедям; в нас вселяется мир Божий, благодушие, любовь ко всем, непередаваемое ощущение счастья жизни с Богом… А любя себя, — ставя в своей душе на место, уготованное для ее Создателя свое «Я», — мы закрываемся от Бога, от Его помощи и становимся легкой добычей для противника Божьего – сатаны. Это он себя любит, собой гордится, собой хвалится, и в ту же пагубу ввергает весь род человеческий, научает нас не слушаться Бога, противиться Ему, чтобы еще дальше увести нас от Его Благодати, сделать совершенно безумными в своем противлении Творцу и безсильными без Его помощи!..

4Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) пишет о самолюбии: «Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или саможаление, самощадение; от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти: холодность, бесчувственность и жестокосердие по отношению к Богу и ближнему, злое нетерпение, или раздражительность, ненависть, зависть, скупость, уныние, гордость, сомнение, маловерие и неверие, жадность к пище и питию, или чревоугодие, любостяжание, тщеславие, леность, лицемерие…
Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, честолюбие, наслаждение земное, чревоугодие и любостяжание, любодеяние; оно-то совсем отвратило очи наши и сердца наши от Бога и небесного отечества и пригвоздило к земле; оно-то искоренило любовь к ближнему и вооружило друг против друга. Горе, горе нам!»
Максим испов 1«Самолюбие и плотское мудрование – вот причины, разъединяющие и ожесточающие людей, натравливающие их друг на друга» — пишет святой преподобный Максим Исповедник (662).
И в другом месте он пишет: «Не будь самоугодник, не будешь и братоненавистником».
Святые Отцы учат нас не осуждать даже явно грешащих людей, сожалеть о них, молиться о вразумлении и помощи, потому что за всем злом стоит виновник и вдохновитель всякого зла – дьявол, прельщающий, услаждающий и вовлекающий человеческие души во всякое преступление. Через неверие вовлекает он человека в неведение, помрачает, ослепляет его духовные очи; лестью и обманом заставляет творить свою волю, все более и более опутывая его грехами, тем самым еще более удаляя от своего всемогущего Создателя, Источника Истины и Премудрости, единственного могущего помочь и защитить его…

Вот как пишет об этом святой подвижник египетский авва Иоанн:
«Осуждать никого не следует… Мы должны …ненавидеть лишь дьявола, прельстившего его. Когда кто столкнет другого в яму, то мы порицаем не того, кто упал, но того, кто толкнул; точно так и здесь».

И более близкий нам по времени жизни святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) учит: «Все мысли, чувства и расположения сердца, клонящегося к разрушению любви и к насаждению вражды, — от дьявола; напиши это на сердце своем и всячески держись любви».
В Св. Писании сказано, что осуждающий другого – в том же повинен. За какой грех осуждаем ближнего своего, то делаем и сами, плюс – сам грех осуждения, мерзкий пред Богом, за который Он отнимает от осуждающего милость Свою.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6, 37).
Покрой грехи ближнего своего – и Бог покроет твои грехи;
прости ближнему – и тебе Бог простит;
не осуди – и тебя не осудят;
окажи милость – и тебя помилуют!
В одной из Своих притч Иисус Христос сравнивает грехи наши перед Богом с тысячами талантов, а грехи наших ближних перед нами – с мелкой монетой. Прощая, т. о., другим их копеечные долги, мы, тем самым, получаем от Бога прощение всех своих безчисленных долгов! Отпустим мало, и отпустят нам много!
И еще сказал Иисус: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши.
Если же не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11, 25-26).
Это известные всем нам евангельские истины, о которых мы, почему-то, забываем в своей повседневной жизни.
Человек, осуждающий других, никогда не может быть мирен, ему все видится в превратном свете: все не так, и все не такие.
«Примирись с собою и мир примирится с тобой» — говорят Св. Отцы. А примириться с собою, т.е. со своею совестью, этим Божьим обличителем и судьею неподкупным, можно только живя по Божьим законам, исполняя Его заповеди. Голос совести – это голос Самого Бога, заботящегося о спасении душ наших, сами мы о которых или совсем не знаем, или предпочитаем не думать.
Безконечная суета кружит каждого из нас, живущего в этом мире, морочит наши головы, гонит и подгоняет, — все мы куда-то спешим, торопимся, что-то догоняем, стараемся успеть и, все равно, не получаем ожидаемого! И, при этом, упускаем из виду главное – душу свою: вечную и такую беззащитную в этом, чужом для нее, мире, созданную Богом, знающую и помнящую Его, и стремящуюся к Нему, в свое Небесное отечество.
Как учат Св. Отцы, суетой правит дьявол, о котором Иисус Христос сказал князь мира сего. Власти над миром у него нет – власть у Бога; он же правит суетой, развлечениями, модой и властен над теми, кто порабощает свое сердце этой суетой, прилепляется к пустому – гонится за красивой жизнью, за богатством, славой земной… Отсюда – желание многих любым способом быть счастливым здесь и сейчас, выстроить свой «рай» на земле, совсем не думая о будущем, о воздаянии, о вечности…
Но Бог не дает в полной мере разгуляться дьяволу — иначе бы он давно уже стер с лица земли все человечество, уничтоживши, при том, и саму землю, — Он держит зло в определенных пределах, и попускает его только тогда, когда из него произойдет что-то хорошее. Бог любит людей и не позволяет дьяволу так цинично и безжалостно губить Свои создания, — в нужное время Он вмешивается в жизнь человеческую и помогает через страдания и скорби очнуться его душе, вывести ее из спячки. Бог, Всеблагой и Любящий, рушит нашу налаженную жизнь, разрушает накопленное богатство, лишает здоровья, уносит жизнь кого-то из близких и родных… Он лишает человека той опоры, которую он себе создавал и старательно выстраивал на протяжении многих лет, и., т. о., заставляет его посмотреть на жизнь с другой стороны, задуматься о вечности, раскаяться и начать жизнь заново, с Богом и с надеждой на будущее…
Пока не случилось беды и в нашей жизни, подумаем, на что уходит наше время, на что мы тратим свои силы? Ведь, ох как часто, все заботы наши сводятся лишь к потребностям тела; мы и сами себя уже отождествляем со своим телом, — а ведь оно временное, тленное, ему умирать не сегодня-завтра, — зачем же к нему привязываться, зачем все силы своей души и безценное время тратить только на него? Ведь как Иисус сказал: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12, 34), к чему привязались на земле – с тем отойдем и в вечность.
О вечности нужно думать и прилепляться только к Богу! Кто так будет делать, того не обманет дьявол, не выведет из строя через суету, не заморочит голову богатством земным и никаким образом не сможет нанести такой душе никакого вреда, ведь она – Божья, только о Нем помышляет, к Нему стремится. А Бог защищает Своих детей, и уж, конечно, не позволит никакой шпане, по выражению старца Паисия Святогорца, надругаться над ними…

Но, вернемся к осуждению, которое является одним из главных и любимых крючков дьявола, и через которое так легко отпасть от Бога, и лишиться Его помощи и покрова в нашей жизни. Господь отнимает Свой покров от того, кто берет на себя роль судьи ближнего своего. Мы не знаем, да и не можем знать, ни побуждений ближнего своего, ни его сердечных намерений, ни смягчающих обстоятельств. Не можем мы видеть и покаяния его, — ведь, зачастую, одного вопля сердечного достаточно, чтобы Бог простил согрешение, а мы все продолжаем судить того, кого Бог уже давно оправдал.
3Вот как пишет об этом святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить безсмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем…
Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже и покаялся, а кающемуся Бог прощает; и поэтому нам осуждать весьма грешно того, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдывает. Внемлите сему, злоречивые, и свои пороки исправляйте, за которые наказаны будете, а чужих не касайтесь, до которых вам нет никакой нужды».
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его» (Рим.14, 4).
Единый сердцевидец есть у всех нас, Ему и принадлежит роль Судьи – только Бог может судить и миловать, зачем же мы так неразумно пытаемся похитить у Него эту власть? Как сказал преподобный Иоанн Лествичник (649): «Судить значит безстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу».
Милость Божья покидает осуждающего, ведь оскорбляя (языком или помыслом) ближнего своего, мы оскорбляем, тем самым, Бога – любящего каждого человека и всем желающего спасения.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783) пишет: «Крайне берегись всякого человека словом или делом оскорбить, ибо это тяжкий грех. Когда оскорбляется человек, то оскорбляется и Бог, Который человека любит. Ибо не может человеческое оскорбление быть без оскорбления Бога».
02«Если же ты скажешь оскорбительное слово, если огорчишь брата, то огорчишь не его, а оскорбишь Духа Святого, — говорит святитель Иоанн Златоуст (347-407). — Называешь Бога своим Отцом и оскорбляешь своего ближнего? Это не свойственно сыну Божию!»
«Нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним» — учил братию великий подвижник и святой угодник Божий преподобный Антоний Великий (251-355).
Сердце загрязняется от злословия и осуждения других, как сказал об этом Господь Иисус Христос: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Исходящее из человека оскверняет человека.
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7, 15, 19-23).
Сердце осуждающего никогда не будет чистым, а ведь только в чистом сердце, любящем и милующем других поселяется Бог. И только «чистые сердцем …Бога узрят» (см.Мф.5, 8). Загрязняется же сердце наше от осуждения, злоречия, клеветы, подозрения, зависти, гнева, тщеславия, высокомерия, гордых помыслов и т.д. Это все духовные страсти, не видимые плотскими глазами и потому не замечаемые миром. И корень всех этих скверен духовных – в нашем самолюбии.

Иоанн Кассиан Римлянин 1Как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (350-435): «Не внешнего врага надобно нам бояться: враг наш заключен в нас самих. Почему и ведется в нас непрестанно внутренняя война. Одержи мы в ней победу – и все внешние брани сделаются ничтожными, и все станет у воина Христова мирно и все ему покорно… Если, постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей нашей части, когда то есть мы бываем неисправны тою частью нашего естества, которая, собственно, соделывается жилищем Святого Духа. Ибо не плоть тленная, а сердце чистое соделывается обиталищем Богу и храмом Духа Святого…»

Самолюбием все наши грехи начинаются, а заканчиваются гордостью – говорят Святые Отцы. Вот где начало нашей духовной погибели, и какой конец ее! Гордый – свой противнику Божьему, т.е. сатане. Он с ним одного духа, противящемуся всему святому, — иногда тайно, иногда явно. Явно говорит о себе дух гордости, дух темный, когда мы позволяем себе судить и осуждать другого.

Кто-то из святых сказал, что у осуждающего на языке сидит бес, а у слушающего и внимающего – бес сидит в ушах. И у одного, и у другого сердце от этого делается нечистым, от него отступает Благодать Божья (если она с ним была), – Бог отнимает Свой покров от такого человека и на него, беззащитного, яростно устремляются бесы. Вот откуда немирное устроение духа, страхования, недовольство ближними, злоречие, раздражительность, гневливость – вечные спутники человека, имеющего привычку осуждать других, а себя оправдывать. Сердце такого человека, всегда во всем оправдывающего себя, а других обвиняющего, по меткому выражению старца Паисия Святогорца, превращается в пристанище бесовское – избушку на курьих ножках.
Нет! Мы, христиане, и должны быть детьми Божьими! Мы должны помнить, что сыны Божьи во всем стараются быть похожими на своего Отца. Мы должны учиться у Отца своего Небесного и подражать Ему в любви ко всем, без исключения, людям, в милости Его ко всем нам, немощным и удобопреклонным на всякий грех. Мы должны быть благодушны и миролюбивы, незлопамятными и великодушными. Чужие грехи не должны для нас существовать, со своими бы разобраться. Все мы без числа грешим перед Богом ежечасно (помыслами, соизволением сердечным на вражеское приражение и т.д.), и Бог, зная наши немощи, прощает нас и покрывает наши грехи Своею любовью.
Душа, которая печалится о своих грехах и не осуждающая других (смиренный всегда себя видит хуже других), имеет над собой Божий покров. Бог покровительствует такому человеку, вразумляет его, укрепляет Своей Благодатью – ведет его все выше и выше путем духовного восхождения. По особому Божьему смотрению, христианину не дается знать, в каком духовном состоянии он находится в данное время, чтобы помыслами самодовольства и самомнения не упасть с завоеванных тяжкими трудами и многим временем высот. Но то, насколько мы чисты сами перед Богом, можно, отчасти, судить из того, как мы относимся к согрешающему ближнему – судим ли мы его или оправдываем, сочувствуем, желаем помочь (делом, словом, молитвой). Чистый человек и других видит чистыми, всех любит, всем прощает, за всех молится (и за обидчиков, и за врагов, и за явных грешников). Пусть это будет для нас вершиной, к которой нужно стремиться, — к Богу, к Царствию Небесному, туда, где все любящие и смиренные, где все радуются дуг за друга и сами купаются в это радости!
Бог – любовь, милосердие, доброта, благость, смирение, простота.
Противник Божий – злоба, осуждение, презрение, высокомерие, ненависть, гордость, клевета, лукавство
Выбираем сейчас с кем хотим быть в вечной будущей жизни, и своими делами, будем достигать этого ежеминутно, ежечасно, ежедневно – помаленьку выдавливая из своего сердца все плохое, выжигая слезами покаяния, сердечным сокрушением все зло, и насаждая, на его место, с Божьей помощью, добро. «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро» — говорит нам Бог на протяжении все истории человечества, не служите сатане, не участвуйте в безплодных делах тьмы, удаляйтесь от греха, кайтесь в своих прежних согрешениях, исправляйте жизнь свою, следите за сердцем своим и помышлениями… За словами своими следите, ведь за каждое пустое слово дадим ответ в свое время, за каждое тайное дело. Бог все видит, все знает, сердце каждого человека – открытая книга для Него. И времени для Него не существует, Он вне времени, вечный. И видит Он нас в одно мгновение, — от рождения до смерти, но, при этом, дает нам возможность исправиться, измениться к лучшему, мало того, Сам нам в этом и помогает – зовет, вразумляет, подсказывает, укрепляет, милует и долго-долго терпит нашим грехам. От нас, только от нас самих, зависит с кем по жизни нам идти, и с кем оказаться в вечности.
И самый быстрый и легкий путь спасения для нашей души – это никого не осуждать, всем прощать, всех миловать. Будем помнить об этом всегда, и прощать, прощать другим, чтобы и самим заслужить прощения от Бога. Будем благодушными к согрешающему, видя за ним беса, — виновника всякого зла, — а самого грешащего будем стараться покрывать своей любовью и пониманием, будем молиться за него, помогать ему, если есть на это силы и способы.
Любящее, милующее, не осуждающее сердце привлекает в себя Благодать Божью, очищается все более и более и становится сосудом для Духа Святого. Все меняется для такого человека в этой земной жизни, он получает дерзновение в молитве – Бог внемлет Ему, слышит его просьбы и исполняет их! Как очевидно он перерождается, меняется, — из слуги сатаны, из его безвольного раба становится сыном Божьим, — сам всесильный теперь через своего Всесильного Покровителя! Что может быть желаннее и лучше этого? Приобрести милость и любовь Божью сейчас и к Нему же перейти в вечность! Только беречься нужно от гордости, от самоуспокоения, чтобы в последний миг враг не запнул нас высокими о себе помыслами, не погубил все наши труды, не затопил у самого берега наш, нагруженный всякими добродетелями, корабль.
Все зло – от врага Божьего, не будем же помогать ему сеять это зло своим осуждением, даже явно грешащего, ближнего своего, покроем его своей любовью, и Бог покроет нас Своей, и простит нам гораздо более, чем мы сейчас прощаем ближнему своему…

Л.Очай

Молитва