Метки

, , ,

Апостолы Павел и Петр«Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога»  (2 Ин.1, 9).

«Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси» (2 Пет.2, 1).

«Злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (2 Пет.2, 12).

«Они прельщают неутвержденные души…  Это – сыны проклятия» (2 Пет.2, 14).

«Они заменили истину Божию ложью» (Рим.1, 25).

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2, 8).

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим.4, 1).

Антоний Великий 1Преподобный Антоний Великий (251-356) о лжеучителях говорит, что «Надобно смотреть на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, – прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово Апостола: повинуйтся друг другу в страхе Божии (Гал.5, 13; Еф.5, 21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя послушать паче, нежели Бога? (Деян.4, 19). Подобает повиноватися Богови, паче нежели человеком (Деян.5, 29). Будем помнить также слово Господа: овцы Мои гласа Моего слушают, и к чуждему не идут, яко не знают чуждого гласа (Ин.10, 5). Равным образом и блаженный Павел убеждает, говоря: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1, 8)».

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: «Кто последует за вводящим в раскол, тот не наследует царствия Божия».

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258): «Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины».

 Священномученик Петр Дамаскин: «Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святаго? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова».

8Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) пишет о ложных учениях и еретиках: «Устраним от себя все ложные учения и деятельность по ним: овцы Христовы по чуждем гласе не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин.10, 5). Ознакомимся определенно с гласом Христовым, чтоб немедленно узнать его, когда услышим, и немедленно последовать Его велению. Стяжав в духе сочувствие к этому гласу, мы стяжем в духе отчуждение от чуждого гласа, который издается плотским мудрованием в разнообразных звуках. Едва услышим чуждый глас – побежим, побежим от него, по свойству овец Христовых, спасающихся от чуждого гласа бегством: решительным невниманием ему. Внимание ему уже опасно: за вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением – погибель. Падение праотцев наших началось с внимания праматери к чуждому гласу.

Чтение еретических книг и внимание их поучениям – тяжкий грех против веры, грех ума, недугующего гордостью и потому свергающего иго послушания Церкви, ищущего вольности безумной, греховной».

Из жития преподобного Антония Великого: «Насколько он был приветлив по внешности, настолько же чист и дивно непоколебим в вере, никогда он не становился на сторону вероотступников, видя самовольное искажение ими веры, никогда дружески не беседовал с манихеями и другими еретиками, кроме лишь тех случаев, когда они обнаруживали готовность отказаться от прежнего заблуждения; преподобный прямо говорил, что дружба и беседы с еретиками причиняют вред душе. Больше же всего он избегал ариан, запрещая и всем православным иметь с ними общение. Когда некоторые из ариан пришли к нему и он из беседы с ними увидел их зловерие, то тотчас побежал от них с горы, говоря:

— Слова их ядовитее самих змей.

Когда однажды ариане распустили ложный слух, будто бы Антоний мыслит заодно с ними, преподобный удивился их дерзости и, воспылав справедливым гневом, пришел в Александрию; там пред архиепископом и всем народом, он проклял ариан, назвав их предтечами антихриста, и исповедал Сына Божия не тварью, но Единосущным Отцу, Творцом мира; и все православные христиане преисполнились великой радости, что христоборная ересь проклята таким столпом Церкви. Тогда все люди, без различия пола и возраста, не только христиане, но и еретики, даже сами язычники, собирались к преподобному, говоря:

— Желаем видеть человека Божия.

Так все называли Антония, и имя его пользовалось такой необычайной славой, что стремились прикоснуться хотя бы к краю одежды его, надеясь и через это получить великую для себя пользу. Нельзя и пересказать, сколько бесноватых и страдавших различными болезнями получили тогда исцеления, сколько закрылось идольских капищ, сколько присоединилось к стаду Христову язычников – через прибытие Антония в город, его слова и чудеса. Некоторые, думая, что большое стечение народа стесняет святого, стали отгонять от него народ; но он кротко сказал таким:

— Число приходящих ко мне не больше полчищ демонов, с которыми ведем непрестанную борьбу на горе.

Составитель этого жития святой Афанасий Великий говорит: «Когда Антоний возвращался к себе и мы пошли провожать его, то одна женщина кричала сзади:

— Подожди, человек Божий, умоляю тебя, подожди! Дочь моя жестоко мучится от беса. Умоляю тебя, подожди, чтобы и мне, бежа за тобой, не потерпеть несчастья!

Тронутый этими словами и нашими просьбами, дивный старец остановился и не пошел дальше. Когда женщина подошла, а дочь ее была брошена нечистым духом на землю, Антоний помолился в душе Господу Иисусу Христу, и тотчас нечистый дух оставил больную. Мать ее и весь народ возблагодарили Бога; радовался и сам Антоний, что возвращается в свою любимую пустыню…»

Об ереси арианской преподобный Антоний Великий говорил:

«Не унывайте, дети: как разгневался Господь, так и умилосердится Он потом, и Церкви опять будет возвращена ее лучезарная красота и сила, и сохранившие непоколебимо среди гонений веру Христову будут сиять светом благодати. Змеи возвратятся тогда в свои норы, и благочестие еще более умножится. Наблюдайте лишь за собой, чтобы не иметь гибельного для себя общения с арианами, потому что учение их — не апостольское, а диавольское и отца их сатаны».

Запад (ветшание и обновление)

11Святитель Феофан Затворник (1815-1894) пишет: «До пришествия Христа Спасителя во всем мире, исключая народа Божия, качествовала ветхая языческая жизнь во всех областях: умственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. После Христа Спасителя вместе с распространением христианства сила слова Божия и благодать Святого Духа вытеснили начала языческие и водворили всюду начала христианские, и тоже во всех областях…

Эти начала в Святой Православной Церкви действовали и действуют непрерывно, и на Востоке, и у нас. На Западе папа, отпав от Церкви, первый принял корень языческой жизни – гордыню. Около этого центра не замедлили сгруппироваться и все другие стихии языческие. К 16 веку они уже довольно окрепли, подняли голову и гласно вступили снова в состязание с христианством. Образовался круг людей, проникнутых языческим духом, которые поставили себе задачею снова ввести повсюду языческие начала, и тоже во всех областях… Время, когда это совершилось, называется западным «возрождением». Таким образом, западное возрождение есть собственно восстановление язычества наперекор христианству. Но каково семя, таков и плод. Все нынешнее западное образование, во всех его видах, есть итог того движения, толчок которому дан этим возрождением. Потому-то оно и в духе, и в теле, и в главном, и в частях – все пропитано началами языческими, враждебными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится более или менее врагом Христу. Так свидетельствует об этом опыт.

 Казалось бы, какое нам дело до Запада! Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных христианских начал и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы доселе, если бы не были поставлены в необходимость войти с ними в сношения. Но, вошедши в сношение, мы стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух языческого образования, который и у нас начал производить то же, что и там; то есть кто только касается его и сродняется с ним, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Церкви Его. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что все церковное, все христианское есть ветхость, которую надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое следует усвоить. Узнав теперь, что такое европейское образование, легко понять, что нам советуют.

Апостол Павел говорит, что Господь Бог послал Своих апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех верующих привели из тьмы к свету, из области сатанины к Богу, а эти советуют нам из света опять идти в тьму и от Бога в область сатанину, где качествует не обновление жизни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели! Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри; не бывайте младенцы, влающеся ветром новых учений; истинствующе же в любви, все возращайте в Того, Иже есть глава Христос (Еф.4, 14-15; 5, 15)».

17Святитель Николай Сербский (1880-1956) пишет: «Самый тяжелый удар по Евангелию нанесли еретические теологи тем, что усомнились в Божестве Миссии мира; некоторые из них просто усомнились, а некоторые совсем отвергли.  За этим вскоре последовал целый ряд отрицаний духовных реальностей, как-то: отрицание существования ангелов и демонов, отрицание рая и ада, отрицание бессмертной славы святых праведников, отрицание поста, отрицание силы Креста и значимости молитвы и т.д. Словом, приспосабливанием и уравниванием еретические теологи занимались еще со времени отпадения Запада от Востока, а наиболее активно – последние 150 лет.

Они приспосабливали Небо к земле, Христа – к другим «основоположникам вероисповеданий», а Радостную Весть – к остальным верованиям: израильским, мусульманским и языческим. И все якобы во имя «толерантности» да в «интересах мира» между людьми и народами. Однако именно в этом начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира. Ибо Истина не поддается уравниванию с полуистинами и ложью.

Теософская идея, согласно которой истина является разбросанной по всем вероисповеданиям, философиям и мистериям, стала преобладать и у еретических теологов западного мира. Поэтому, говорят они, и в христианстве должна быть некая часть истины – как и в исламе, или в индуизме, или в буддизме, у Платона и Аристотеля, в Зенд-авесте, как и в тибетских тантрах и мантрах. Если бы так было, то ладья человечества, не имея никакой надежды, плавала бы по мрачному океану жизни без капитана и без компаса.

Почему же тогда Христос сказал вот эти знаменитые слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14, 6)? Он же не сказал: «Я – часть истины», а сказал: Я есмь… истина.

И еще сказал: Я свет миру (Ин.8, 12). Значит, Он – вся истина и весь свет. А, кроме того, по его собственным словам, Он – и единственный путь к вечной жизни. А помимо всего этого есть еще Его слова, что только Он знает Бога: Вы не познали Его, — сказал Он евреям, — а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец (Ин.8, 55).

Неужели Христос обманулся или нас обманул?..

Вы мне пишете, что к вам пришел молодой человек с некой новой верой. Он опровергает все: Церковь, святых, иконы, кресты, Крестные Славы, а особенно он ополчился против Богородицы. Ходит из дома в дом, из лавки в лавку, бесплатно раздает книги и газеты, в которых написано все, что он проповедует,– хула на православную веру. Говорит, что приехал из Америки, чтобы просвещать вас. Еще утверждает, что все американцы верят так, как он. О том, какую секту представляет, молчит; в том, что он сектант, вы убедились сами.

Чтобы не говорить мне, братья, пусть апостол вам скажет. Святой апостол Петр называет таких ложными учителями и пророчествует об их появлении в мире: будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет.2, 1). А прозорливый евангелист Иоанн Богослов предостерегает: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, ибо много лжепророков появилось в мире (1 Ин.4, 1).

А от себя скажу вам, братья: ложны слова его о вере американцев. Ложь то же, что и плевелы, а он сеятель плевел. И в Америке есть Православная Церковь, много храмов, священники и епископы. Это наши православные братья по вере: русские, сербы, болгары, румыны, сирийцы. Когда-то отягощенные мучительным бременем тяжкого труда, а сейчас еще более мучительным – безработицей, они сохранили свою веру и свои души от таких сеятелей. Тогда, потерпев неудачу в Америке, сектанты направили своих агентов на Балканы, чтобы своими окаянными деньгами и бесплатными книгами покупать наши души. Не продались мы туркам, неужели продадимся американским лавочникам? Не в нашем обычае продавать веру за похлебку.

Мы больше тысячи лет идем по жизни с православной верой, мы пролили за нее кровь: она даровала нам дух. Наши святые живы и поныне являют себя в многочисленных знамениях и чудесах. Подобно тому, как сила электричества струится по проводам, так и сила Божия струится к нам через святых Его. То Родитель желает прославить детей Своих и являет силу Свою через них. Силу и помощь угодников Божиих почувствовали не только мы, христиане, но и наши балканские мусульмане. Мусульмане признают силу нашей веры, но не признают нашу силу веры. Апостол Павел пишет Тимофею, что, имея облик благочестия, от веры отступили. И советует Тимофею: от сих уклоняйся (2 Тим.3, 5). Мы же держались и держимся Книги, то есть Священного Писания, и силы, то есть знамений и чудес Божиих, через святых, иконы, Крест, молитвы и Причастие явленных…»

Старец схиигумен Иоанн (Алексеев)(1873-1958) пишет: «Пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православии авторитет – вселенские соборы и учение св. Отцов. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят». Вот св. Отцы Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в святом Писании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно понимать св. Писание, и такие люди претыкаются на святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из св. Писания для оправдания своего заблуждения…

Святые Отцы, с Божией помощию, очистили сердца от страстей, они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании. А те, у кого не очищено сердце от страстей, не могут правильно понимать его, и такие люди претыкаются на Святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны».

6Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) в одном из писем пишет:  «Насчет сектантов не обольщайтесь – все прекрасно, кроме спасения души, да и так ли прекрасно?..

Время сейчас, безусловно, трудное, ведь непосредственное дело священника – душепопечительство – отодвинуто на дальний план, а священник стал и строителем, и снабженцем, и добытчиком денег. Вот и Вы, разделяя с супругом тяготы забот о семье своей, помогаете его трудам в церкви.

А сектанты, дорогая моя, все сейчас на дотацию с Запада живут и не бедствуют, как православные, и это одно из тех искушений, которые непременно переживает каждый человек. Почитайте об искушении Господа в пустыне — «…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4, 9).

А нам, православным христианам, до конца дней предлежит нести крест и вражьих нападений, и своей немощи, и несовершенств, чтобы просить и молить о помощи Господа.

Спасемся мы, дорогая моя, не своими подвигами добродетели и даже не доброделанием, а подвигом Спасителя нашего Иисуса Христа, Который оставил нам в наследие Свой Спасительный Крест, а наши малые кресты – подобие Его великого.

Грустно было мне читать письмо Ваше, ибо в нем полнейшее непонимание христианского подвига и борьбы с темными силами и со своей греховностью.

А с кем бороться сектантам, если враг их не борет и не нападает совсем, считая своим достоянием, и только убаюкивает довольством и мнимой хорошестью?»

Епископ Иннокентий, в своей работе «Почему христиане празднуют воскресение, а не субботу», в частности, пишет:

«Только та вера, или Церковь истинна и спасительна, которую основал Сам Христос и апостолы – и которая, не прерываясь, идет до последнего времени. Все же остальные веры, исповедания, церкви, секты, или религиозные общества, суть ни что иное, как заблуждения или человеческие измышления, хотя бы они основывались на Священном Писании, и какими бы они ни казались хорошими…»

Можно ли молиться за сектантов, некрещеных младенцев и всех вне веры сущих?

9Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Пишите, как поминать в сектанстве умерших родителей ваших? В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же их нечего поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохранят веру свою и преуспевают в ней; о сущих же вне Церкви молится – обратить их к вере и присоединить их к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаясь воедино под единою Главою – Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие – живые и умершие. Отшедшие отсюда нераскаянными остаются вне ее и вне Господа, Главы ее. Здешние неверующие призываются, и если воспользуются сим здесь и внидут в Церковь, то и там таковыми же будут, то есть чадами Церкви. Спаситель говорит: Иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет (Мк.16, 16). И еще: Кто не родится водою и духом, не внидет в Царствие Божие (Ин.3, 5). А это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были опыты, что когда кто из достойных Царствия умирал с каким-либо грехом не разрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для окончания недоконченного. Умирающие вне веры похожи на самоубийц. О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием… Горько это слышать любви вашей о родителях своих… но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без крещения. Последние предаются беспредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве – сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие…

…Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна! Такие вопросы следовало бы решать, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то оставим пещись о них Тому, Кто печется о всех. Свою душу спасать надо. Враг – губитель душ, чрез ревность о спасении всех оставляет на пагубу душу того, кому влагает такие мысли. Святой Антоний Великий задумался было однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: «Атоний! Себе внимай! А то не твое дело».

1Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) (из письма к духовному чаду): «В церкви за брата молиться нельзя. Если дерзнете это сделать, то весь легион бесов, опекавших его, — возьмет власть и над Вами. И Вы не устоите в истине. Подавайте за брата милостыню нуждающимся, а на большее не посягайте. Я за него молиться не могу, он отпал от Церкви и ушел из жизни сектантом. А секта-то Порфирия Иванова явно бесовская».

Библия 3Святое Писание

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:

по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые:

не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

И так по плодам их узнаете их» (Мф.7, 15-20).

Святой Апостол Петр:

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении.

И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания,

и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых…

То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,

а наипаче тех, которые идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших.

…Злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.

Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и сквернители, они наслаждаются обманами своими…» (2 Пет.2; 1-5, 9-10, 12-13).

«…Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия.

Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама…

Это – безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет.2, 14-15, 17-19).

Святой Апостол Иоанн Богослов:

«Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин.1, 7-11).

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога.

А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин.4, 1-3).   

«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Ин.4, 4-6).

Святой Апостол Иуда:

«А сии злословят то, чего не знают…

Горе им, потому что идут путем Каиновым, …и в упорстве погибают…

Это – ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова…

В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд.1, 10-11, 16, 18-19).

Святой Апостол Павел:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

называя себя мудрыми, обезумели,

и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку,

…то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

…И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,

так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1, 18-25, 28-32).

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общение праведности с беззаконием?

Что общего у света с тьмою?

Какое согласие между Христом и Велиаром?

Или какое соучастие верного с неверными?

Какая совместимость храма Божия с идолами?

Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор.6, 14-16).

«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе…

…сам сатана принимает вид Ангела света.

А потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор.11, 3, 14-15).

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом,

 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол.2, 8, 18-19).

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии,

ибо телесное упражнение мало полезно; а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим.4, 1-5, 7-8, 10).

1