Метки

, ,

Иисус Христос«Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир.15, 17)

«Жизнь есть блаженство… Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды – Господь… Исполнение заповедей приносит людям высшее счастье»

Преподобный Варсонофий Оптинский

28Святитель Николай Сербский (1881-1956) пишет о счастье: «Все люди желают себе счастья, но мало тех, кто все свои силы не полагает для собственного несчастья. Все люди желают себе счастья, но мало тех, кто не подставляет свою шею под жестокое ярмо, которое не может понести.

Се, Спаситель мира говорит о Своем ярме, о Своем бремени: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11, 30). Из сострадания и любви Он призывает людей к Себе, чтобы от Него научились и успокоились…

Иго мирских людей заключено в уверенности, что они добьются всего своими силами, без Божией помощи. А иго Христово – в постоянном уповании на Отца Небесного. Потому первое иго жестоко, а второе – благо.
Далее: тяжба – бремя мирское, бремя тяжкое; примирение – легкое бремя Христово. Далее: вражда – тяжкое бремя, бремя человеческое; прощение – легкое бремя Христово. Христово бремя – любовь; бремя смертных – ненависть.

Христово бремя – братолюбие; бремя грешников – себялюбие. Христово бремя – помощь и жертва; бремя грешников – воровство и насилие. Христово бремя – тесный путь, ведущий в Царство Божие; бремя грешников – широкий путь, ведущий к погибели. Христово бремя – святость и милосердие ко всем; бремя грешников – жестокосердие к ближнему. Христово бремя – целомудрие и благочестие; бремя грешников – разврат. Христово бремя – терпение, ведущее к победе; бремя грешников – нетерпение, ведущее к отчаянию. Христово бремя несут со взором, устремленным в жизнь вечную и Царство Божие; мирское бремя – глядя в могилу.

Какое иго мягче и какое бремя легче? Без сомнения, Христово…

А теперь оставляю вас на пороге счастья или беды, выбирайте. Счастье – в бремени Христовом; беда – в бремени слепоты и безумия».
счастье imgО, если бы люди были верующими! Но не такою верою, не самодельною (в «своего» Бога, «главное, чтобы Бог в душе был»), и не как в сказку, как в Деда Мороза (что-то очень хорошее, доброе, но недостижимое, нереальное, не настоящее), а живою, плодотворною, спасающею и помогающею жить. Кто ступил на этот благодатный путь, последовал за Христом не на словах, а на деле, тот жизнью своей, умом и, прежде всего, сердцем убеждается в истинности Православной веры, ее спасительности и реальной помощи. Истинные христиане верят Духом и Истиною, и их вера это уже, скорее, и не вера, а знания. Они жизнью своею – случающимися с ними постоянно маленькими (и большими) чудесами, отзывом душевным на все благое, вразумлением свыше, чувством сердечным – уже больше знают, чем верят, что Бог есть, что Он их Благодетель, Вразумитель, Защитник и Покровитель. Им не надо ничего доказывать о существовании Бога, они знают, что Он есть, и эта Истина делает их сильными и непобедимыми.

Ничто и никто не может помешать такому человеку быть с Богом, — ни болезнь, ни страдания, ни скорбные жизненные обстоятельства, ни даже смерть не способны омрачить его дух и отнять веру в Благой Промысел Божий, действующий в его жизни и ведущий в единственно верном направлении – к Небесному Отечеству, к жизни вечной, к утраченному блаженству, к Отцу своему Небесному…

И речь не идет о том, что для того, чтобы иметь такую веру и живое общение с Богом, — нужно непременно идти в монастырь или совершать другие, непосильные подвиги самоотречения (угодные Богу, но не обязательные, не единственные, и не главные, ведущие к спасению), как многие ошибочно судят о Православии. На самом деле этих путей много, о чем свидетельствуют Евангельские заповеди блаженства. Даже к святости Угодники Божьи шли совершенно разными путями, — единственное, что у них было общим, это покаянное состояние духа, отречение от своей грешной воли и предание себя в благую волю Божью, смирение и любовь к людям и Богу. Смирение и любовь – вот что делает нас своими по духу Богу, что роднит нас с Ним и соединяет! Именно через смирение, так призираемое в мирской жизни обычными людьми, и через любовь, не понимаемую современными людьми, приходит Божественная Благодать, без которой мы ни измениться к лучшему не можем, ни даже увидеть, а потом уже побороть свои страсти и греховные привычки, ни, тем более, победить врагов своих невидимых…

Никон Воробьев 1«Почему многие «срываются» в духовном делании? Потому, что подвиг свой основывают на тайном самомнении, гордости. До тех пор, пока человек не увидит своих немощей, страстей и не станет молиться как евангельская вдова, Господь не сможет приступить к человеку и оказать ему помощь» говорит игумен Никон (Воробьев) (1894-1963). В одном из писем эту мысль он сформулировал в следующих кратких словах: «Успех в духовной жизни измеряется глубиною смирения».

Современному человеку, не знакомому с духовными азами Православия, не понятно истинное значение, величие и красота, необходимость и спасительность смирения, послушания, кротости. И не вина его в этом, а беда – мир его таким воспитал. Мир научил его тому, что он движется в нем и преуспевает с помощью самолюбия, гордости, упрямства, иногда, жестокости, побуждается к «успехам» тщеславием, презирает слабых и немощных. Нет места любви в таких отношениях, нет в них милосердия, нет взаимопонимания и взаимопомощи. О каком смирении, как образце для подражания, можно вообще сейчас говорить? Это как рассказывать об устройстве атома в палате умалишенных, или сеять семя на взлетной полосе. Но… и среди умалишенных есть люди с проблесками сознания, и семя, отскочив от асфальта, может упасть на плодородную землю… И то, что кажется в начале безумием, сказками для невежд и старушек, со временем, или под стечением обстоятельств, или, вдруг, как от яркой вспышки сознания, озарения Божественного, оказывается Истиной: «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» (Пс.50, 8).

сч 1По-разному мы идем к этой Истине. И чем раньше придем, тем меньше «шишек» набьем. «Смиряйся человек сам, пока тебя не смирил Бог»говорят Святые Отцы, и еще они говорят, что люди делятся на смиренных и смире’нных (Богом). Вот отсюда, в частности, и видно, почему счастье-то наше земное такое непрочное, почему оно, вдруг, рассыпается, почему не удается нам подольше понежиться в лучах земного богатства, погреться в лучах славы и насладиться, в полную меру, своим благополучием. Все, что создано без Бога, не для Бога и вопреки Богу, рассыпается со временем, как домик из песка, рассеивается, как дым. И дай Бог, чтобы этот момент отрезвления от земной суеты наступил как можно раньше, и не совпал с нашей земной смертью, когда уже поздно будет что-то менять, исправлять, переделывать. Когда кусок нарядного платья, прижимаемый к груди цепкими руками уходящей в вечность молодящейся старушки, не вызывал бы безсильные слезы сожаления у стоящего, у ее изголовья, священника…

Священники, наши добрые пастыри, наши защитники и поводыри, молитвенники и исполнители возложенного на них Богом права связывать на земле грехи и отпускать души с миром и благословением, много могли бы рассказать о смерти современного человека, вот только мало кто у них об этом спрашивает…

Антоний ВеликийВ христианском спасении заложена простота и мудрость одновременно. Простым и не лукавым должно быть сердце наше, а мудрость и вразумление придут от Бога. Преподобный Антоний Великий (251-356) говорит, что люди не тех людей называют умными, — умный не тот, кто знает и цитирует наизусть Священное Писание (а среди нас и таких-то не сыщешь), а тот, у кого душа умная, который может отличить добро от зла. Так вот, эта душа умная не сама собою становится такою, а посредством Божественной благодати, через живое Богопознание и Богообщение (через молитву, изучение и применение в своей жизни Священного Писания, исполнение заповедей, любовь к ближнему, смирение). Бог любит любящих Его, и первым идет навстречу тому, кто искренне ищет Его. И помощь Свою подает новоначальным, и быстро дает почувствовать вкус благодати, чтобы человек берег ее и стремился к ней. Как бережно и нежно, не торопясь, не давя на свободу человека, снисходя к его слабостям, и долготерпеливо ведет Бог людей по пути к Себе! Самая нежная мать в заботе о своем малыше, только делающему первые шаги, не может сравниться с любовью и заботой Бога, ведущему Своих чад ко спасению.

Сложным путь к Богу может показаться только тому, кто еще и не пробовал на него встать! А раз встав, и ощутив душевную радость и подъем, и истинность пути, и утешение сердечное, и любовь, вливающуюся в сердце, и изливающуюся из него, и силу, уже не захочешь свернуть назад, к безпросветности и гибельности прежнего рабского служения греху (через служение своему «я», своему эгоизму и самолюбию).

«Богово – дорого, бесово – дешево» — говорит русская пословица. А мы, не зная настоящей цены ни души своей, ни жизни вечной, размениваемся не равноценным обменом – отдаем безценный бриллиант за стеклянную подделку; обманываемся лукавым обольстителем, правящим суетой — приобретаем прах тленный за вечные и нетленные сокровища небесные. Так могут поступать только слепцы, глупцы и невежды, каковыми мы все и являемся, когда отвергаем жизнь с Богом, а принимаем в ухажеры и советчики врагов своих духовных, неприкрытой ложью и лестью одурманивающих нас настолько, что самих себя понять не можем, куда уж разобраться в небесном, божественном. «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3, 12) — вопрошал Господь иудеев. Ослепли сердца, ожесточились без согревающей веры, помрачились умом, — как почувствовать истину в таком наваждении? Святые Отцы говорят, что если бы человек смог понять каких гадов пресмыкающихся согревает он у своего сердца, увидеть тех змей, обвивающих душу его лучезарную и отравляющих ее своими смертоносными ядами, если бы открылись у него очи духовные, и он смог увидеть какими злобными страшилищами наполнено воздушное пространство вокруг него, то и без обещаний вечного рая, человек, сам, без всякого давления со стороны, со всех своих сил кинулся бы в объятия к Богу, поспешил бы под Его спасительный покров, давая заветы и клятвы вечного послушания и жизни по заповедям. А с другой стороны, если бы люди знали, какие духовные блага и дарования даруются Богом Своим угодникам, какой благодатной жизнью награждает Господь любящих Его уже здесь, на земле, не говоря о вечном райском блаженстве, обещанном Им Своим 3865последователям!           

Как говорит святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Дарования Божии столь велики, что люди почти не могут верить тому. И не дивно, если не могут понять их, доколе не изведают опытом».

Насколько кто сможет оторваться от земли и насколько сумеет освободить самого себя от своего «Я» и эгоизма, очиститься от суетных и греховных помышлений, настолько сможет и вкусить Божественного утешения, принять в свое сердце Духа Святого. Ведь степени что падения, что духовного преуспеяния разные. И по смерти мы наследуем не одинаковые блаженства (или мучения): «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд…» (1 Кор.15, 41) – говорил апостол Павел.

Но принцип один: чем больше места в сердце отдано Богу, тем полнее ощущается Его Благодать. А если совсем чуть-чуть, как-то во что-то верим, — боимся, кто Креста, кто искушений, кто бедности, кто в ослеплении бесовском вообще зло считает сильнее добра, — то о какой вере здесь вообще можно говорить или об ощущении Бога сердцем и душою? А ведь ни Креста жизненного, ни искушений, ни скорбей никому в этой жизни не избежать, — только вот если Крест свой, как говорит Амвросий Оптинский (1812-1891), возложенный на плечи Самим Господом, то и нести его будет совсем несложно, а даже радостно, да еще и с Божьей помощью и утешениями сердечными.

А если трусливо бегать от испытаний, малодушничать и роптать, причем когда и страдания то еще не начинались, или, что еще хуже и гибельнее для души, принимать сторону противника Христа и искать в этой жизни только удовольствий, Иисус 5наслаждения да богатства земного (дошло до того, что и душу дьяволу продают за кусок добра тленного!), то, удаляясь, таким образом, все дальше от Бога, человек сам привлекает на себя всевозможные бедствия. Не Бог на него гневается, как учит преподобный Антоний Великий (251-356), — Бог не может гневаться Он благ и человеколюбив, — а сам человек добровольно устраняется от Его покровительства и помощи и отдает себя в мучительство дьяволу. Что тут скажешь? Насильно мил не будешь. А Бог ни на кого не давит и силком в рай не тащит! От нас самих зависит кому подать руку – Богу или дьяволу, кого выбрать себе в союзники и покровители. Только вот, не лишне, будет знать, что как раз на своих союзниках дьявол отыгрывается больше всего. Как пишут Святые Отцы, дьявол не имеет никакой власти над людьми Божьими, их защищает Божественная благодать, охраняет Ангел-Хранитель, а вот люди неверующие или верующие, но не участвующие в благодатной церковной жизни,  не исповедующиеся и не причащающиеся, находятся в его власти (в пределах Божьего попущения). Не имея власти над христианами, он срывает свою злость на своих «союзниках» – всевозможных колдунах, магах, экстрасенсах, целителях, предсказателях и тех, кто к ним обращается за помощью, т.о. давая согласие на вторжение темных сил в свою жизнь. Как пишет старец Паисий Святогорец (1924-1994), бесам достаточно того, что они уже заполучили души таких людей, и они долго с ними не церемонятся, забирают их, как можно быстрее, из этой жизни в ад

Ветхозаветный праведник Товит учил сына своего Товию: «Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония, ибо, если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех поступающих по правде. …Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле…» (Тов.4, 5-6, 19).  

И послал Господь Бог в помощь праведнику Своему архангела Рафаила, излечил отца от слепоты, устроил судьбу сына, благословил род их. И научил архангел Рафаил Товита и Товию, а в их лице и всех нас: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедовать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его. Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни» (Тов.12, 6-10)!!!

«В радости Товит написал молитву в сих словах: благословен Бог, вечно живущий, и благословенно царство Его! Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и возводит, и нет никого, кто избежал бы от руки Его. Если вы будете обращаться к Нему всем сердцем вашим и всею душою вашею, чтобы поступать пред Ним по истине, тогда Он обратится к вам и не скроет от вас лица Своего. Увидите, что Он сделает с вами. Прославляйте Его всеми глаголами уст ваших и благословляйте Господа правды и превозносите Царя веков. …Обратитесь, грешники, и делайте правду пред Ним… (Тов.13, 1-2, 6)».

888«Жизнь есть блаженство… Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды – Господь… Все евангельские заповеди начинаются словами блаженны: Блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы (см. Мф.5, 13)… Отсюда вытекает, как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье» — пишет преподобный Варсонофий Оптинский (1845 – 1913).

8Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) пишет, что «чем больше богатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота. Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов».

Будем помнить во всякое время слова Создателя нашего, сказавшего: «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор.5, 29).

Знает Бог, что нужно человеку для счастья, ведет людей Своих ко спасению. Лишь бы мы сами оказывали Ему послушание, не сопротивлялись и не упрямились; и не превозносились в гордыне своей, а смирялись под сильную руку Его. Ведь только человек смиряется, так сразу же и получает в помощь Благодать, Силу Божью, от которой разбегаются все враги его духовные, мучившие его, пока он своей гордостью и грехами давал им власть над собой. Ведь сами мы, без Божьей помощи, слабые и немощные, демонские силы гораздо сильнее нас — они имеют природу ангельскую, и сила не отнята от них.

20Удалился человек от Бога гордыней и преслушанием, значит, и вернуть Божье благословение и получить вечное спасение может только через смирение и послушание.

Мало того, когда человек начинает оказывать послушание Отцу своему Небесному, старается выполнять заповеди Его, то все внутреннее устроение его меняется, он делается иным, умиротворенным и счастливым, притом не зависимо от внешних обстоятельств. Святые Отцы говорят, что душа наша по природе своей христианка, и  счастье, поэтому, может обрести только с Богом. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21) – говорит нам Иисус, и истинность этих слов может подтвердить любой благочестивый христианин, старающийся жить по Евангельским заповедям.

По Своему милосердию Бог уже здесь на земле дает нам почувствовать блаженство вечной жизни, кому-то больше, кому-то меньше, в зависимости от преуспеяния самого человека. И если среди этого несовершенного мира, на грешной земле так сладко ощущение этой райской благодати, то каково же будет там, среди Ангелов и Святых, где нет ни слез, ни воздыханий, а только совершенная радость и возможность безконечного Богопознания и самосовершенствования!

Говорит Господь Бог устами пророка Своего Иеремии: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: кто останется в этом городе, тот умрет…; а кто выйдет…, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи» (Иер.21, 8-9). Путь жизни – это путь послушания Богу, а путь смерти – это путь противления Ему.  

Людмила Очай
сч 4