Метки

,

11«Из ста шестидесяти восьми часов в неделе один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры?

Разве ты не знаешь, что если ты, придя помолиться Богу, примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее? Ты имеешь житейские заботы. Для них и приходи сюда, чтобы, приобретши благословение Божие пребыванием здесь, ты вышел с безопасностью, чтобы тебе иметь Бога Помощником, чтобы тебе сделаться непобедимым для бесов при помощи Вышней Десницы».

Святитель Иоанн Златоуст

01Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а сели выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое спасение.

Удивительно! Когда уготована таинственная трапеза, когда закалается за тебя Агнец Божий, когда за тебя подвизается священник, когда духовный огонь истекает из пречистой трапезы, предстоят херувимы, летают серафимы, шестокрылые закрывают свои лица, все бестелесные силы молят за тебя вместе с иереем, духовный огонь снисходит с неба, от пречистого ребра изливается в чашу кровь в твое очищение, – ты не боишься, не стыдишься в этот страшный час оказаться лжецом? Из ста шестидесяти восьми часов в неделе один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры? С какою, после этого, дерзостью приступишь ты к таинствам? С какою оскверненною совестью?

Где, в самом деле, такая пристань, как Церковь? Где такой рай, как наше собрание? Нет здесь змея-наветника, но Христос, открывающий тайны. Нет Евы, виновницы падения, но Церковь – восстановительница падшего…

Поэтому не погрешил бы тот, кто назвал бы Церковь лучшею ковчега, потому что ковчег принимал животных и сохранял их такими же животными, а Церковь принимает животных, и переменяет их. Например, вошел туда ястреб – и вышел он (оттуда) ястребом, вошел волк – волком и вышел; а здесь – кто входит ястребом, выходит голубем, входит волк – выходит овца; входит змея, и выходит ягненок. Не потому, что переменяется природа, а оттого, что зло изгоняется».

Увещание ходить в церковь

молящиеся люди 2«Как думаете вы, огорчаюсь я, припоминая, что в праздники множество собравшихся уподобляется обширным водам моря, а теперь не собралась и малая часть из того множества? Где же теперь те, которые теснили нас в праздники? Я слышу, как многие ссылаются на жар и говорят: теперь сильная духота, несносный жар, мы не можем переносить затруднений и тесноты в толпе, обливаясь потом и изнемогая от жара и тесноты. Мне стыдно за таких людей, поверьте; это – отговорки женщин, или, лучше, отговорки, недостаточные для оправдания и их, у которых тела нежнее и природа слабее… Мы, не потерпев ни малого, ни великого из …бедствий, по причине жара, малой теплоты и пота пренебрегаем собственным спасением и, оставив здешние собрания, блуждаем вне, растлеваясь в собраниях, не имеющих ничего здравого?.. А на торжище, где такой шум, теснота и великий зной, скажи мне, почему ты не жалуешься на духоту и жар? Эти отговорки происходят от безпечности, от души нерадивой и лишенной пламени Духа

Ты, который …стремишься к небесной жизни, принял истину, не оказываешь усердия, …но, будучи призываем сюда на малую часть дня, не хочешь употребить и этого времени на слушание Божественных изречений? Какое же, скажи мне, можешь ты получить прощение? Какое можешь сказать основательное и справедливое оправдание? Невозможно, невозможно столь безпечному и нерадивому получить когда-нибудь прощение, хотя бы он тысячекратно ссылался на нужды житейских дел. Разве ты не знаешь, что если ты, придя помолиться Богу, примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее? Ты имеешь житейские заботы. Для них и приходи сюда, чтобы, приобретши благословение Божие пребыванием здесь, ты вышел с безопасностью, чтобы тебе иметь Бога Помощником, чтобы тебе сделаться непобедимым для бесов при помощи Вышней Десницы.

Если ты воспользуешься молитвами отцов, примешь участие в общей молитве, выслушаешь Божественные изречения, приобретешь помощь Божию и таким образом выйдешь отсюда огражденный этим оружием, то и сам диавол не посмеет взглянуть на тебя, не только что злые люди, которые стараются злословить и клеветать. Если же ты выйдешь из дома на торжище без этого оружия, то легко будешь уловляем всеми врагами.

Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок. От этого и правильный ход дел извратился, и все у нас исполнилось великого смятения. Невозможно из другого собрания или общества выходить с такою пользою, какую доставляет пребывание здесь.

…Не управление народами и городами, не распоряжение войсками преподаем мы приходящим сюда, но другую власть, важнейшую самого царствования; или, лучше, не мы преподаем, но благодать Духа. Какая же это власть, важнейшая царствования, которую получают приходящие сюда? Здесь они научаются господствовать над постыдными страстями, царствовать над порочною похотью, удерживать гнев, подавлять зависть, порабощать тщеславие. Не столько важен царь, сидящий на царском престоле и облеченный диадемою, сколько человек, возведший в самом себе здравый разум на престол власти над рабскими страстями и облекший свою голову господством над ними…

…Лишающие себя такого попечения получают смертельную рану, испытывая такой вред, какой не испытывается ни от чего другого; а, напротив, приходящие сюда получают такую пользу, какой не могли бы получить ни от чего другого…    (Беседа на слова: аще плачет враг)

1Когда смотрю на вашу малочисленность и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание, то и скорблю, и радуюсь: радуюсь за вас, которые здесь теперь; скорблю за тех, которых здесь нет. Вы достойны похвал за то, что не стали безпечнее и от малочисленности; они заслуживают порицания за то, что не возбуждаются к усердию и вашею ревностию. …Не слышали они, что говорит пророк: желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия  (Пс.83, 11). …Всякое место, всякий дом – будет ли то судилище, или сенат, или частный дом – в сравнении с домом Божиим есть шатер нечестия, селение грешников. Ибо хоть и там бывают молитвы и моления, но неизбежно бывают также раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах, а дом Божий чист от всего этого. Вот почему те места – селения грешников, а это – дом Божий. И как пристань, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Божий, как бы исторгая входящих в него из бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно и слушать слово Божие. Это место есть школа добродетели, училище любомудрия. Приди не только во время собрания, когда бывает чтение Писания, духовное поучение и собор честных отцов; нет, но во всякое другое время приди только в преддверие – и тотчас отложишь житейские заботы. Войди в преддверие – и как бы ветерок духовный повеет на твою душу. Эта тишина внушает страх и учит любомудрию, возбуждает ум и не дает помнить о настоящем, переносит тебя с земли на небо.

Если же так полезно быть здесь и без собрания, то какую пользу получают здесь присутствующие и какую потерю несут отсутствующие тогда, когда пророки вопиют со всех сторон, когда апостолы благовествуют, когда Христос стоит посреди, когда Отец одобряет происходящее здесь, когда Дух Святый сообщает Свою радость? Хотел бы я знать, где теперь уклонившиеся от собрания, что удержало их и отвлекло от этой священной трапезы, о чем у них разговор? Впрочем, я хорошо знаю это: они разговаривают о вещах непристойных и смешных, или предались житейским заботам, а занятие тем и другим непростительно и заслуживает самого строгого наказания. О первых не нужно и говорить, и доказывать; но что и те, которые ссылаются пред нами на домашние дела и говорят, будто неизбежная надобность по этим делам удерживает их от присутствия в церкви, что и эти люди не могут получить прощения, так как призываются сюда только однажды в неделю, но и в это время не хотят предпочесть духовное земному, — это ясно из Евангелия. Званные на духовное брачное пиршество извинялись вот как: один купил рабочих волов, другой купил землю, третий женился, — однако ж они наказаны (см. Лк.14, 18-24). Дела необходимые, но и они не извинительны, когда призывает Бог, потому что все необходимое для нас ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом уже забота о прочем. Какой слуга, скажи мне, станет заботиться о своем доме прежде, нежели исполнит господскую службу? Так не странно ли по отношению к людям, где господство – пустое слово, оказывать господам такое почтение и повиновение, а к истинному Владыке, не только нашему, но и горних сил, не иметь и такого уважения, какое оказываем подобным нам рабам?

О, если бы вы могли войти в их (не присутствующих в церкви) совесть, тогда ясно увидели бы, сколько у них ран, сколько терний! Как земля, не обработанная руками земледельца, глохнет и зарастает кустарником, так и душа, не пользующаяся духовным наставлением, произращивает терния и волчицы. Ибо если и мы, каждодневно слушающие пророков и апостолов, едва удерживаем свой гнев, едва обуздываем ярость, едва укрощаем похоть, едва извергаем из себя гной зависти и, постоянно напевая своим страстям стихи из Божественного Писания, едва усмиряем этих наглых зверей, то они, никогда не пользующиеся этим врачевством и не слушающие Божественного любомудрия, — они какую, скажи мне, могут иметь надежду на спасение? Хотелось бы мне быть в состоянии показать вашим глазам душу их: вы увидели бы, как она нечиста, осквернена, расстроена, унижена и безнадежна! Как тела не пользующиеся баней покрываются множеством пыли и грязи, так и душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великою нечистотою грехов. Здешнее (в церкви) есть духовная баня, теплотою Духа очищает всякую нечистоту; еще более огонь Духа очищает не только нечистоту, но и самый цвет. Если, говорит Бог, будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис.1, 18); то есть пусть греховная скверна так крепко вопьется в существо души, что получит уже неизменный цвет краски, — и тогда Я могу перевести ее в противоположное состояние, потому что довольно Моего мановения – и все грехи истребятся».

О благоговейном предстоянии в церкви

38«Не будем, братья, оставлять собраний, равно как и в них предаваться праздным разговорам: будем стоять со страхом и трепетом, опустя взор долу, а душу имея горе, и с воздыханиями будем восклицать не голосами, а сердцем. Не видите ли, как предстоящие видимому, тленному, временному и земному царю бывают недвижимы, молчаливы, спокойны, не блуждают взором в разные стороны, а стоят потупившись, смирно и со страхом? Возьми их в образец себе, человек. Так стойте пред Богом, прошу вас, как если бы вы явились пред лицо земного царя. Пред небесным Царем должно стоять и гораздо с большим страхом. Не перестану повторять, что часто и раньше говорил, пока не увижу вас исправившимися. Входя в церковь, войдем как пристойно пред Богом, не питая в душе злобы, чтобы при молитве нам не молиться против самих себя, говоря: остави нам, яко же и мы оставляем должником нашим (Мф.7, 12). Страшно слово это, и кто произносит его, как бы так взывает к Богу: я оставил, Владыко, оставь и Ты; я отпустил, отпусти и Ты; я простил, прости и Ты; сам я не простил, не прощай и Ты; если я не отпустил ближнему, и Ты не отпускай моих согрешений. Какою мерою мерил я, пусть отмерится и мне.

Зная это, и помышляя о том страшном дне и представляя тот огонь и страшные наказания, обратимся наконец от пути, по которому блуждали. Настанет час, когда прекратится зрелище этого мира и не будет уже времени для подвигов. Нельзя по окончании жизни заниматься делами, нельзя по прекращении зрелища стяжать венок. Настоящее время – время покаяния, будущее – время суда, теперь – время подвигов, тогда – время венцов; теперь – пора труда, тогда – время отрады; теперь – время изнурений, тогда – время воздаяния. Воспряните, молю, воспряните и с усердием выслушаем то, что говорят нам. Мы жили по плоти, станем же теперь жить по духу; мы жили в плотских удовольствиях, будем теперь жить в добродетелях; жили в небрежении (о грехах), поживем же в покаянии».

Святитель Иоанн Златоуст «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания», 2006г.; «Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим», 2006г.; «Наставление православному христианину». Москва, 2009г.

25