Метки

,

images18

К не верующему в воскресение

Беседа 17-я на Первое послание к Коринфянам

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Пусть никто не сомневается в истине воскресения. Если же кто не верует, то пусть помыслит, сколько тварей Бог сотворил из ничего, и примет это доказательство истины воскресения, ибо сотворение существующего гораздо удивительнее и представляет непостижимое чудо.

Смотри: Бог, взяв землю, смесил ее и образовал человека – землю, которая прежде не существовала. Как же земля стала человеком? Как она из небытия приведена в бытие? Как произошло из нее все: безчисленные роды животных, семян, растений, тогда как при этом не было болезней рождения, не ниспадал дождь, не было ни земледелия, ни волов, ни плуга и ничего другого, что Второе пришествие Господа Иисуса Христасодействовало бы к их сотворению? Бог для того и произвел в начале из неодушевленного и безчувственного вещества столько родов растений и безсловесных животных, чтобы тогда же внушить тебе истину воскресения. Сотворение непостижимее воскресения, ибо не одно и то же – зажечь угасшую свечу или произвести огонь, никогда не существовавший.

Здесь есть по крайней мере готовое вещество, а там не было и вещества. Посему Он сотворил наперед труднейшее, дабы ты допустил легчайшее; труднейшее, говорю, не для Бога, но для нашего представления. Для Бога нет ничего трудного, но как живописец, написавши одну картину, легко может написать их и множество, так и Бог еще легче может сотворить безчисленное множество миров; или, лучше, как для тебя легко представить в воображении город и множество миров, так для Бога легко сотворить их, или даже гораздо легче. Ты, по крайней мере, употребляешь несколько времени на представление, а в Боге нет и этого: на сколько камни тяжелее самых легких вещей, или, лучше, разума нашего, столько наш разум уступает в быстроте творческой силе Божией. …Говорить ли о нашем рождении? Не малое ли семя, сперва не имеющее вида и очертания, сообщается в приемлющую его утробу? Каким же образом является живое существо? А пшеница? Не голое ли зерно бросается в землю? Не согнивает ли оно, будучи посеяно? Откуда же является колос, стебли и все прочее?.. Все это ты допускаешь и не подвергаешь сомнению, а требуешь от Бога отчета в том, как Он преобразит наше тело. Можно ли просить это?
ВоскресениеВсе это и подобное говорим мы язычникам, а верующему мне и говорить нет нужды. Если бы ты захотел исследовать все дела Божии, то чем Бог был бы больше человека? …Не должно исследовать премудрость Божию и требовать от нее отчета; …во-первых, потому что Виновник откровения достоин веры; во-вторых, потому, что сами дела Его не подлежат суждению разума. Бог не столь немощен, чтобы производить только то, что может быть постигнуто твоим слабым разумом. Если ты не понимаешь дел художника, то тем более – высочайшего Художника, Бога. Итак, не сомневайтесь в истине воскресения, иначе вы будете весьма далеки от надежды благ будущих. И чем выражают свою мудрость, или, лучше, свое великое безумие противники этой истины? Как, говорят они, воскреснет тело, когда оно смешается с землею, обратится в прах и рассеется по разным местам? Для тебя это непостижимо, но не для недремлющего Ока; для Него все ясно. Ты не видишь раздельно того, что смешано, а Он видит все; ты не знаешь и того, что в сердце ближнего, а Он знает все. …Вещество тела и по разрушении остается видимым, а помышления невидимы. Посему Видящий невидимое со всею ясностью неужели не видит видимого и не может легко восстановить состав телесного? Очевидно, может.

Итак, не сомневайся в истине воскресения; это сомнение есть внушение диавольское. Диавол старается внушить это не только для того, чтобы не верили воскресению, но чтобы прекратились и дела добродетели. Ибо кто не ожидает воскресения и не думает давать отчета в делах своих, тот едва ли будет добродетелен; и, наоборот, кто не хочет знать добродетели, тот не станет верить и воскресению; то и другое подкрепляется взаимно: порок неверием, и неверие пороком.

Обремененная грехами совесть, страшась будущего воздаяния и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием. Если ты будешь утверждать, что нет ни воскресения, ни суда, то другой скажет: следовательно, я не буду отдавать отчета в грехах своих. Но что говорит Христос? Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф.22, 29). Бог не совершил бы таких дел, если бы не хотел воскресить нас, но предполагал бы разрушить и обратить в ничто; не распростер бы неба, не основал бы земли, не создал бы и всего прочего для одной настоящей кратковременной жизни. Если Он сделал столько для настоящей жизни, то чего не сделает для будущей? А если нет жизни будущей, то мы гораздо презреннее тварей, созданных для нас, ибо и небо, и земля, и море, и реки, и даже некоторые из безсловесных животных долговечнее нас. Так, ворон, порода слонов и многие другие животные долее нас пользуются настоящею жизнью. Наша жизнь коротка и многотрудна, а их – продолжительна и более чужда попечений и скорбей. Что же, скажи мне, неужели Бог сотворил рабов лучше их владык? Нет, увещеваю тебя, человек, не думай так, не будь безумен и не сомневайся в могуществе Бога, твоего Владыки. Бог благоволил сотворить тебя вначале безсмертным, но ты не захотел быть таким. Знамениями безсмертия были беседа с Богом и безбедственная жизнь, чуждая печалей, забот, трудов и всего временного. Адам не имел нужды ни в одежде, ни в кровле, ни в других подобных вещах, но уподоблялся ангелам, предвидел многое в будущем и был исполнен великой мудрости; знал и то, что Бог совершил тайно, именно касательно сотворения жены, посему сказал: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт.2, 23). Труд пришел после, изнурение – после, страх и трепет – после; а прежде не было ни печали, ни болезни, ни воздыхания. Но Адам не устоял в этом достоинстве. Почему же, скажешь, я страдаю и погибаю за него? Нет, не за него; и сам ты не без греха, но совершил если не тот же самый, то другой грех…
images31
Злое произволение есть корень зол. Отчего тело не причинило вреда Авелю? Отчего безплотность не принесла никакой пользы злым духам? …Невозможно человеку, вступившему в эту жизнь, не терпеть болезней, скорбей и печалей; а не блудодействовать – возможно. Посему, если бы пороки зависели от природы тела, то они были бы общи всем: все естественное таково есть, а прелюбодеяние не таково; болезни происходят отсюда (от смертности тела), а прелюбодеяние – от произволения. Итак, не обвиняй тела, дабы диавол не отнял у тебя чести, которую даровал тебе Бог. Если мы захотим, то тело может быть прекрасною уздой, укрощающей похоти души, смиряющей гордость, низлагающей тщеславие, способствующей нам к совершению великих добродетелей. Не говори мне о людях невоздержных; мы часто видим, как и кони несутся по стремнинам, свергнув возницу вместе с уздою, но не виним в том узду. Не она, опустившись, причинила это, но возница, не удержавший ее, причиною всего зла…

Диавол всячески старается внушить неразумным, чтобы они обвиняли более тело, или Бога, или ближнего, а не свою развращенную волю, дабы, постигнув истинную причину зла, они не вырвали ее с корнем. Но вы, зная коварство его, обратите на него гнев свой и …обратите умственный взор свой к Богу. Ибо в других делах назначающий подвиги сам нисколько не содействует, а только ожидает окончания; а здесь совершает все Подвигоположник Бог. Будем же просить милости Его, и несомненно сподобимся благ будущих…»

Крест Христов