Метки

,

2«Любовь друг ко другу делает нас непорочными… и заграждает всякий вход греху… Нет ни одного греха, который бы, подобно огню, не истребляла сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви…»

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Отчего Авель убит, а не убил? Конечно, оттого, что, сильно любя брата, не мог и помыслить об этом. Откуда Каин воспринял зависти яд (я не хотел бы его более называть и братом Авеля)? Оттого, что не утвердились в нем незыблемо основания любви…

Чем также Авраам прославился? Не любовью ли, с какою он заботился о племяннике, и тем, что ходатайствовал о содомлянах? Ибо святые были весьма любвеобильны и сострадательны».

Любовь к Богу

«Нестерпимы геенна и будущее мучение, но если представим и тысячи геенн, не изобразим ничего равного бедствию – стать ненавистными Христу, услышать от Него: не вем вас. Легче принять на себя тысячи молний, нежели кроткое лицо Господа увидеть отвращающимся от нас и мирное Его око не терпящим взора на нас. Любящему прискорбно не то, что за оскорбление им любимого терпит какое-либо зло, но паче всего то, что оскорбил любимого. Будем держаться той мысли, что тяжело не мучения терпеть, а грешить. Если бы Бог и не наказал нас, то самим нам надлежало бы подвергнуть себя наказанию за то, что были столь неблагодарны к Благодетелю. Если любим Христа, как должно, то сами себя будем наказывать за грехи свои».

Любовь к ближнему

«Представь себе пока одного человека, любимого всеми и любящего всех, но любящего так, как должно любить. Такой человек будет жить на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром и сплетая себе бесчисленные венцы, ибо сохранит душу свою чистой от зависти, гордости, тщеславия, свободной от худых пожеланий, от всякой нечистой страсти, и вообще – от всякой болезни душевной. А будучи таковым, он, живя на земле, будет равняться с архангелом Гавриилом. Вот каков человек, питающий в себе любовь.

Нет блага, которое не происходило бы от любви. Будем же укреплять любовь друг к другу, ибо любовь есть исполнение закона (Рим.13, 10). Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга: это – путь, который сам собою ведет к добродетели. Как на большой дороге, кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводниках, так и в любви улови только ее начало, и тогда она поведет и направит тебя. Любовь, говорит апостол, долготерпит, милосердствует… не мыслит зла (1 Кор.13, 4-5).

Пусть каждый помыслит с самим собою, как он поступает в отношении к самому себе, — так же пусть поступает и в отношении к ближнему. Никто не завидует себе, желает себе всех благ, предпочитает себя всему, старается делать все в свою пользу. Если таким же образом мы будем расположены и к другим, то прекратятся все бедствия, не будет ни вражды, ни любостяжания. …Если мы будем делать это, злопамятство не будет иметь места. Кто станет злопамятствовать против себя самого? Кто станет гневаться на себя самого? Напротив, не прощаем ли мы себе все? Если таким же образом будем расположены к ближним, то злопамятства никогда не будет.

Но возможно ли, скажешь, любить ближнего, как себя самого? Если бы этого не исполняли другие, то ты справедливо мог бы думать, что это невозможно; если же исполняли, то очевидно, что у нас не бывает этого по нашему нерадению. С другой стороны, Христос не заповедует ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди. Кто же исполнил это? Павел, Петр, весь сонм святых. Впрочем, если я скажу, что они любили ближних, то не скажу ничего важного; они любили врагов так, как другой не мог бы любить близких себе…»

О любви к ближнему

Беседа 23-я на Послание к Римлянам

images48Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели – любовь. Апостол говорит, что она есть долг наш, не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим.13, 8). Он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы нам все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, он открывает и выгоды любви, ибо любящий другого, говорит, закон исполнил (Рим.13, 8). Люби брата. Ибо если, любя его, приобретаешь пользу потому что исполняешь чрез то весь закон, то ты обязан любить его, как облагодетельствованный им. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (Рим.13, 9). …То есть в этой заповеди сокращенно вмещается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что может ей равняться?.. Любовь не делает ближнему зла, продолжает говорить апостол; любовь есть исполнение закона (Рим.13, 10). Видишь ли, что любовь имеет то и другое совершенство: как воздержание от зла – ибо сказано, что любовь зла не делает; так и делание добра – ибо сказано, что она есть исполнение закона. …Будем любить друг друга, чтобы таким образом изъявить любовь к любящему нас Богу. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой любящий его вооружается против тебя. А Бог, напротив, требует, чтобы ты вместе с Ним любил подобных себе, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви Его. Любовь человеческая исполнена зависти и ревности, а любовь Божия свободна от всех страстей. Посему Бог желает, чтобы кто-то разделял с Ним любовь. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и Я еще больше буду любить тебя. Вот слова безпредельно любящего! Если ты, говорит, любишь любимых Мною, то из этого Я вижу, что и Меня ты любишь искренно.    

 Источник: Святитель Иоанн Златоуст «Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим». 2006г.; «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания». 2006г.

23