Метки

,

«Безболезненность сердца ослепляет ум»

Преподобный Иоанн Лествичник

th_art2.324113924.745142

«Народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют (Иер.4, 22).

Как свежи и современны эти слова! Как будто сегодня сказаны современному поколению, но не евреев, а христиан. Умны на зло, но добра делать не умеют – как точен этот диагноз больной Европы!»

Святитель Николай Сербский

Народ Мой глуп, не знает Меня

Святитель Николай Сербский (1880-1956): Наше столетие оскудело мудростью; может быть, мудростью оно беднее всех предшествующих столетий. Оно не просто не живет по мудрости – оно ничего о ней не знает. Забыло. Прошлые поколения знали, что такое мудрость, знали, когда отступали от нее и грешили против нее. И умели стыдиться. В нашем поколении многие, очень многие не знают ни о мудрости, ни о том, насколько они отступили от нее. Поэтому на лице грешников больше не видно краски стыда. Поэтому мало-помалу сползают они в пропасть.

И, как это не печально, все это не ново. Тысячи чудес сотворил Господь Бог, Господь Всесильный, народу Израиля: сорок лет в Египте и в пустыне Он являл тысячи чудес, и ничего не изменилось. Видели, удивлялись, забывали и отпадали от Бога, как будто ничего не было. То же самое колено, которое чудом Божиим прошло через Красное море, как по утоптанной дороге, которое пило воду, брызнувшую из глухой скалы, которое видело гибель фараона и Амалика, которое изо дня в день годами питалось хлебом, сходившим с неба, — манной, которое исцелялось, глядя на медного змея, — это же колено усомнилось в Боге и отпало от Бога, поклонилось идолам и сравнялось с языческими народами, которые без знания об истинном Боге и Его страшной силе жили во тьме и тени смертной. А когда вошли в Землю обетованную, еще дальше отошли от Господа, и непрестанные грехи этого ослепленного народа, словно сухой хворост, все больше и больше разжигали огонь гнева Божия.

Наконец избранный народ Божий получил по заслугам: был наказан, как ни один их «неизбранных» народов. Развеян по миру, как шелуха, погасли очаги его, и отечество его перешло в собственность народа языческого, но лучшего, чем он.

Поэтому Господь устами пророка Иеремии сетует, говоря: народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют (Иер.4, 22).

Как свежи и современны эти слова! Как будто сегодня сказаны современному поколению, но не евреев, а христиан. Умны на зло, но добра делать не умеют – как точен этот диагноз больной Европы!

Воистину, она умна отнимать, а давать не умеет.

Мудра убивать, а уважать чужую жизнь не научилась.

Мудра изобретать орудия уничтожения людей и животных, городов, полей и сел, орудия надводные и подводные, орудия, бегущие по земле и летящие по воздуху, но не умеет быть смиренной перед Богом и милосердной к слабым.

Мудра производить ядовитые газы, чтобы отравлять воздух, который вдыхают люди, но не умеет дышать Духом Святым, чтобы поддерживать жизнь, которая от Бога, а не от нее.

Мудра похваляться и превозноситься и речами, и пером, в кино, в прессе, в эфире и другими средствами, но не умеет ни одним из этих средств славить и превозносить Господа Бога, Творца своего.

Мудра на самолюбие и всюду исповедует свой «символ веры» — эгоизм, но не умеет быть жертвенной, боголюбивой и человеколюбивой.

Мудра питаться земным, но небесным питаться не умеет.

Поэтому земля придавила ее, как могильная плита, и сорняк земной заполнил и глаза, и уши, и душу. И ничего, кроме земного, увидеть не может. Народы некрещеные над ней смеются. Но разве глухой слышит, а слепой видит?

Народ Мой глуп, не знает Меня (Иер.4, 22), — говорит Господь Всесильный. Европейцы – новые избранники, новый народ Божий. Но сейчас не знают они Бога своего, воистину глупы. Знают обезьян и их потомков, знают камни и песок, знают деревья и травы, но Бога не знают и Христа не признают. Потому осуждены на гибель. А вы, братья, берегитесь гибели. Как? Прославьте Христа больше, чем себя славите. Аминь.

По книге: «Святитель Николай Сербский. Сквозь тюремное окно». М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006г., с. 111-115

Греция Православная 4