Метки

, , , , ,

2«И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим»  (Иер.29, 12-13)

«Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 24)

 «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8, 9)

«Любящих мир – миллионы, а любящих Бога – единицы и их недостоин весь мир»

Старец Арсений (Минин) 

Свобода плоти и свобода духа – малое стадо –

добро сильнее зла – узкий и широкий путь

Большинство современных, считающих себя верующими, людей, думают, что для спасения достаточно просто верить в Бога, и потому не радеют о своем духовном перерождении, не знают практически ничего о своей Вере и потому легко уловляются духом льстивым, гордым, лживым, и потому губительным. На нашем неведении паразитирует дух мира сего  — дух праздности и суеты, злобы и нетерпимости, ропота и уныния, самолюбия и высокомерия, презрения и осуждения; дух, противящийся Богу, — дух антихриста. Он легко прельщает не занятые Богом умы, влагает в неверующие, праздные и своевольные сердца то, что нужно ему, — грехами и безконечной суетой влечет их к погибели.

Источник нашего просвещения, вразумления, излечения, возрождения и спасения один – Бог. Но, как говорят Святые Отцы, — без нас, нас спасти невозможно. Мы тоже должны этого захотеть. Мало того, мы очень должны этого захотеть.

Мы должны осознать, что мир этот лишь преддверие вечности, и то, какой она будет для нас, решается здесь и сейчас; что никакой второй (третьей, десятой и т.д.) жизни больше не будет, теория переселения душ – лишь хитрая уловка дьявола, позволяющая ему собирать души в аду…

Должны понять, что свобода нам дана для того, чтобы мы произвольно выбирали между добром и злом, а не для безчинств, вседозволенности и жизни в свое удовольствие. Свобода плоти оборачивается порабощением нашего вечного духа темными силами, утеснение же плоти, держание ее в узде (как всадник удерживает необъезженного, строптивого коня) освобождает дух, с Божьей помощью, от влияния духов злобных и приносит ему желанную свободу уже здесь, на земле, а по смерти, и в вечности. Господь ведет каждую душу и смотрит куда склоняется ее произволение, способна ли она к духовной жизни, к жизни по небесным законам, чтобы в вечности пребывать со Ангелами и Святыми, или она так безнадежно запорчена, что удел ее – всемирная свалка, где душ так много и они, по слову святого преподобного Лаврентия Черниговского, «как бочки в селедке», мучаются и мукам этим нет конца…

Мы должны понять, что каждое слово Божье – истина, и жадно искать эту истину, а не верить миру, не верить себе, не верить людям, ведь всяк человек – ложь (Пс.115, 2), а только Богу – Его искать, к Нему стремиться, по Его словам сверять жизнь свою. Евангелие – это Книга вечной жизни, но дьявол все делает для того, чтобы превратить ее в книгу смерти, ведь по ней мы будем судимы, — а что мы знаем о ней? И, тем более, живем ли мы по ней?

Мы должны понять, что в рай нас никто силком не тянет. И если по прошествии нашей нерадивой жизни, мы, вдруг, окажемся совсем не там, где бы нам хотелось быть, то винить в этом, будет некого, кроме самого себя — ведь жизнь, данную для подготовки к вечности, мы истратили на развлечения и суету, на потакание своей  плоти, на угождение миру и дьяволу… Кого искали в жизни сей, того обретем в вечности: кто искал Бога и стремился Ему угождать, тот по смерти с Ним и будет, а кто волю дьявола творил, его слушал, ему раболепствовал, тот после смерти к нему и отойдет, как единый с ним по духу. И никто ведь не виноват, ни Бог, ни Ангелы, ни друзья, ни враги, что возлюбили мы жизнь эту тленную больше души своей вечной, что ели, пили, веселились, безмерно и безрассудно, совсем не собираясь платить по счетам…

Кто-то может возразить, что есть у нас, вроде бы, одно оправдание перед Богом – в такие времена родились и живем, нет примеров достойных перед глазами, и праведника в «каждом селе» уже давно нет… Зло везде попирает добро, гордость насмехается над смирением и презирает ее «слабость». Нет воспитания в духе веры, нет образования, достойного христианина. Кругом лесть, обман, лицемерие, забвение истины…

Но и в ветхозаветные времена Святой Давид взывал к Богу: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих» (Пс.11, 2). И Святому Пророку Илье казалось, что он один праведник остался на земле, так растлели душой и телом сыны человеческие… Но Бог видит сердца, слышит воздыхания кающихся грешников, и то, что не могли видеть и знать ни Давид, ни Илья, Он знал – знал всех Своих праведников (при Илье их насчитывалось около семи тысяч).

Все это не ново, и во все времена были и есть спасающиеся и погибающие. Мало того, Бог, как Всевидящий и вне времени Сущий, наперед знает какая душа спасется (записана в Книгу Жизни), а какая, что не делай с ней, как не увещевай, какие скорби не посылай, все равно выберет путь к погибели… Но, по великой Своей милости, и благости, и любви, Он дает каждой душе дар жизни, предоставляет ей безценную возможность сделать свой выбор и самой сотворить свою вечную участь… 

Во все времена боголюбцы были в меньшинстве и притеснялись миролюбцами. И попускал Бог страдать Своим избранникам, чтобы отделить золото от примеси, и чтобы еще ярче засияли они в своей праведности.

Как говорил преподобный Антоний Великий (251-356): «Золото многократно очищается огнем, чтоб через сильнейшее очищение оно стало лучше. Равным образом Господь наш, по благости Своей, очищает человека многими искушениями, испытывает его и делает его опытным в ведении браней сердечных…»

А насчет количества и качества – сказал Господь Бог Своему Пророку Ездре: «Если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха, из которого бывает золото» (3 Езд.8, 2).

013«Как глупы слуги древа познания! – пишет святитель Николай Сербский (1880-1956). — Не Тобой меряют они силу свою, а количеством своим. Закон правды не Твоим именем освящают, но числом своим судят о нем. Путь большинства для них есть путь истины и справедливости. Древо познания превратилось в древо преступлений, глупости и леденящей тьмы.

Мудрые мира сего познали все, кроме того, что они – слуги сатаны. Настанет день последний, наступит ликование для сатаны из-за жатвы обильной. А колосья-то все пусты. Но по глупости своей сатана меряет числом, а не полнотой.

Один Твой колос, Господи, Победитель смерти, стоит всей жатвы сатаниной. Ибо Ты не числом меряешь, а полнотой Хлеба Жизни…

Среди всех в прахе земном живущих – горстка малая тех, что в Бога верят. О горы, о озера, разделите радость мою о том, что и я иду среди этих редких, тихих, самых презренных!

Еще немного, братья, и закончится путь наш.

Еще немного поддержи нас, Господи, Победитель смерти».

«Любящих мир – миллионы, а любящих Бога – единицы и их недостоин весь мир» — говорил старец Арсений (Минин) (1823-1879).

«Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11, 38) – говорит Святой Апостол Павел о ветхозаветных праведниках. Они победили враждебный им мир: в их сердцах не было зла, и потому Истина освещала души их день и ночь благодатным огнем.

Тайна Пророков – они ничего не боялись. Тайна всех праведников и Святых – они с Господом, Он покрывает и вразумляет их – чего им бояться? Кто осудит праведника? – Бог оправдание его. Не подвижутся стопы его делать беззаконие – Бог направляет и укрепляет его: «Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс.36, 31); «дивен Бог во святых Своих…: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог» (Пс.67, 36).

Неверие – это отпадение от Бога, добровольный отказ от Его помощи и защиты и завет с сатаной.

0087Вот как пишет об этом святитель Николай Сербский (1880-1956): «Отпадение от Христа означает завет с сатаной, противником Божиим, а завет с противником Божиим – завет со смертью, завет с могилой, завет с неправдой, завет с тьмой, завет со всяким злом и безумием, завет, который ведет к вечной погибели и человека, и целый народ».

3Святой угодник Божий преподобный Антоний Великий (251-356) учит: «Когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее, или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысел, внушают душе неподобные дела».

И еще он пишет: «Величайшая болезнь души, крайняя беда и пагуба, – не знать Бога, все создавшего для человека и даровавшего ему ум и слово…

Безрассудная душа, по естеству безсмертная и госпожа тела, становится рабой тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но впадая в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела.

Бог благ, а человек зол. На небе нет зла, а на земле нет истинного блага. Но умный человек избирает лучшее: познает Бога всяческих, благодарит и воспевает Его…

Боголюбивый муж несомненно знает, что без Бога нет ничего, но что Он есть везде и во всем, как Бог, ничем неограниченный.

Как из материнского чрева выходит человек, так из тела душа выходит голой, и бывает иная чиста и светла, иная запятнана падениями, а иная черна от многих прегрешений. Почему умная и боголюбивая душа, поминая и рассуждая о бедах и крайностях послесмертных, живет благочестиво, чтоб не быть осужденной и не подвергнуться им. А неверующие не чувствуют и грешат, презирая имеющее быть там, безумные душой.

Как, исшедши из чрева, не помнишь того, что было в чреве, так, изошедши из тела, не помнишь того, что было в теле…

Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела…

Неведение Бога – от нечувствия и безумия души: от сего неведения рождается зло, от боговедения же прибывает людям добро и спасает душу…

Таково Божие определение, чтоб, по мере возраста тела, душа исполнялась умом, – дабы человек из добра и зла избирал угодное уму (т.е. добро), душа же, не избирающая добра, не имеет ума. Почему хотя все тела имеют душу, но нельзя сказать, чтобы всякая душа имела ум. Ум боголюбивый бывает у целомудренных, преподобных, праведных, чистых и благих, милостивых и благочестивых…

Благочестивая душа знает Бога всяческих: ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога, т.е. когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, не любопрительным, и делать все, что угодно воле Божией.

Ведение Бога и страх Божий суть врачевство против страстей плоти. Почему когда в душе есть неведение Бога, тогда страсти, оставаясь неисцеленными, портят душу. Она тогда растлевается от живущего в ней зла, как от долговременного вреда. Но Бог не виновен в этом, потому что Он даровал людям ведение и разум…»

7Святитель Тихон Задонский (1724-1783) пишет: «Душа, лишившаяся Бога и Его благодати, умирает, по сказанному: душа яже согрешила есть, та умирает. Как когда умирает тело, душа его оставляет, так умирает и душа, когда ее Бог оставляет. Горе же душе, лишившейся Бога, ибо обладаема она становится диаволом, и потому всякому злополучию подвержена».

И в другом месте святитель Тихон пишет: «Всякий человек или со Христом или с противником Его дьяволом заодно. Какой и чей дух человек имеет, с тем он и заодно; с кем единомыслие, согласие и мир имеет, с тем и заодно. Кто во Христа Сына Божия истинно и сердечно верует… и к Нему сердечно стремится, в нуждах… с молением к Нему прибегает, и Его защитником и помощником во всем признает и имеет; Его одного любит, и всякого человека, по слову Его; против всякого греха борется…; о небесном помышляет, а не о земном; обо всем Бога благодарит, и волю Его святую творит; ближнему своему оставляет обиды и не мстит ему; бедствующим и страждущим сострадает сердцем; …и крест, от Небесного Отца ему посланный, безропотно несет… — тот воистину со Христом заодно, единомыслие, согласие и мир с Ним имеет.   Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор.6, 17)…

Будем так здесь со Христом — да и в будущем веке с Ним будем

Но …Говорит Господь: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф.12, 30). Страшно это слово, …но истинно. Дьявол – начальник и изобретатель греха…

Христиане, которые всепагубно его совета слушаются и с ним соглашаются, и во след его уклоняются, — с ним заодно, хотя того и не понимают, ибо он помрачает их ум и сердечные очи и оглушает их душевные уши, чтобы они не внимали уже слову Божию и не видели своего бедствия и пагубы…

Всякий, кто противно слову Божию живет, и дьявольскую волю творит, и от произволения грешит, – с дьяволом заодно. Ибо кто чью волю творит и с кем соглашается, тот с тем и заодно.

Показывает это и апостольское учение: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно тому, как Он праведен. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети дьявола узнаются так (1 Ин.3, 4-10)…

В какое бедное состояние пришел человек, — человек по образу Божию и по подобию сотворенный: с дьяволом, противником Божиим, заодно стал. Послушал злого его совета и согласился с ним, и от Бога отстал, и сделался с противником Его заодно…

Демон на демона не восстает, а друг за друга стоит. Но бедный человек на подобного себе и сродного человека восстает. Должно человеку всяким образом человеку помогать, и всем людям против демонов вместе стоять и бороться, и друг другу помогать и друг друга защищать, но противное делается дьявольской хитростью. Человек на человека восстает, и обижает, и гонит его, что есть великое заблуждение и ужасное помрачение ума…

Горе душе, которая не со Христом! Вечная беда и погибель постигнет ее… С Ним быть – жизнь, без Него быть – явная смерть».

02Господь устами Пророка Иеремии обращается к неразумному человечеству, не желающему искать Его в своей жизни и исполнять волю Его Святую, единственную благую и спасительную для себя: «Народ Мой глуп, не знает Меня» (Иер.4, 22).

И Моисею Господь Бог говорит: «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор.5, 29).

И через Пророка Михея взывает ко всем нам: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6, 8).

Гласом Святого Исайи вещает к людям: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

 Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.

 Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернули назад.

Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные, и необвязанные, и не смягченные елеем…

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли.

Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят»  (Ис.1, 2-6, 13, 15-20).

Бог правит миром, и поэтому у зла короткий век, а праведность вечна. Только находящийся в неведении человек (через неверие) может рассуждать обратным образом, что зло сильнее добра и правит миром. Сатана – означает «противящийся Богу», и поэтому все неверующие Богу и противящиеся Его учению люди должны знать, что они идут вслед сатаны, участь которого уже давно предрешена, и он осужден на муки вечные.

001«Зло уже побеждено, — пишет в одном из своих писем великий русский святой преподобный старец Амвросий Оптинский (1812-1891), — побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божиим Иисусом Христом, Который ради сего и снисшел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством и крестными Своими страданиями и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника-диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как Сам сказал: се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк.10, 19).

Теперь всем верующим христианам дается в таинстве крещения сила попирать зло и творить добро, при посредстве исполнения евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадящих о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам.

Хотеть же своими силами побеждать зло, которое уже побеждено пришествием Спасителя, показывает непонимание христианских таинств Православной Церкви и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как Сам Господь ясно говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 5).

Вы пишете: в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром. В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера (см.: Лк.18, 8) и за умножение беззакония иссякнет любы многих (см.: Мф.24, 12). А святой апостол Павел говорит, что пред вторым пришествием Спасителя открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога (2 Сол.2, 3-7), то есть антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убиет его духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего. Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное…»

Вот как говорится об этом у Св. Пророка Исайи: «И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14, 3-15).

загруженное (2)О Всесилии Божьем святитель Николай Сербский (1880-1956) пишет: «Кто это, и мертвым повелевающий восстать? Тот же, Кто повелевал бесам выйти из одержимых. Это Тот же, Кто повелел ревущей буре морской умолкнуть, и ветрам перестать, и неплодной смоковнице иссохнуть, — и было так. Тот Самый, Кто слепым говорил: «Прозри» — и прозревали, и прокаженным: «Очистись» — и очищались. Изгонитель бесов, Повелитель природы, Исцелитель больных. Здесь Он проявляет Себя еще и как Воскреситель мертвых. Прикосновением и словом Он воскрешает умершую девицу так же легко, как легко исцелял больных от всех болезней. Ведь Ему все возможно и все легко. Все кажущееся людям невозможным Ему возможно, и все, что людям тяжело, Ему легко. Он совершает чудесные дела так же легко, как дышит: без напряжения, без усталости, без изнеможения.

Человечество настолько было расслаблено внушениями бесовскими, что люди верили в абсолютное всесилие зла и безсилие добра. Спаситель мира сошел на землю, чтобы вернуть людям веру в добро, в абсолютное всесилие всякого добра и торжествующую победу добра над злом – Бога над сатаной, духа над материей, человека над природой, здоровья над болезнью, веры в добро над верой в зло, жизнь над смертью. Когда Господь сказал: Не плачьте, она не умерла, насмеялись на Ним… (Мф.9, 24). Для всех них смерть была полновластным хозяином без какого бы то ни было господина над собой, хотя все они читали и слышали слова Господа, сказанные через пророков: Господь имеет власть жизни и смерти  (Прем.16, 13). А когда Иисус прикоснулся к мертвой девице и повелел ей: Талифа куми! – то девица встала. А все эти насмешники были поражены изумлением великим.

Другое чудо воскрешения мертвеца произошло в городе Наин, под Фавором. Об этом чуде сообщает евангелист Лука (см.Лк.7, 11-17)… Если и сегодня ехать на муле из Иерусалима около двух часов через гору Елеонскую, то попадешь в селение Вифания. В этом селе и сейчас показывают место, где был дом Лазаря Четверодневного, названного так потому, что он мертвым пролежал в гробу четыре дня… Если бы неверующие и решились бы сказать о первых случаях, что это была не смерть, но обмирание – будто обмирание нечто иное, чем смерть, — то в этом третьем случае вынуждены они закрыть свои уста и поверить в страшную власть сына Божия и Мессии… Какова эта власть? Это абсолютная власть добра над злом, веры в свет над верой в тьму и более всего – власть жизни над смертью…»

Не хочет смерти грешника Бог, всех зовет к покаянию, всех обещает помиловать и спасти. Немногое требуется от нас – самим захотеть своего спасения; испугаться за адское состояние своей души и всеми силами захотеть вытащить ее из сетей дьявольских; проснуться от спячки греховной и стать на единственно спасительный путь – путь покаяния и исправления своей жизни. Не надо смотреть на то, что творится вокруг, ведь каждый сам будет отвечать пред Богом за свои грехи, что нам до чужих грехов? И то, что широким потоком вливаются души нераскаянных грешников в ад и лишь небольшое число праведников, идущих узким, тернистым путем спасаются, известно со времен жизни на земле Спасителя нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, …тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7, 13-14).

Вот что пишут об этом святые угодники Божьи:

1 (1)Преподобный Антоний Великий (251-356): «Пробудимся от сна, пока еще находимся в теле сем, воздохнем о себе самих и будем оплакивать себя от всего сердца нашего день и ночь, чтобы избавиться от того страшного мучения, стенания, плача и туги, которым не будет конца, поостережемся идти в пространные врата и широким путем, вводящим в пагубу, хотя очень многие идут им, но пойдем в узкие врата и тесным путем, ведущим в живот, хотя очень немногие идут им. Идущие сим последним суть истинные делатели, которые получат мзду трудов своих с радостью и наследуют царство».

06Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867):

«Все мы возлюбили свои пустые и глупые пожелания, возлюбили тленное, временное, плоть и кровь, в них живущую – смерть вечную!.. Путь узкий – путь самоотвержения; тесно и на пути широком – своеугодия! Теснимся, торопимся, толкаем друг друга в преисполненную уже, в пресыщенную уже пропасть ада!»

Святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Кто с пути пространного хочет сойти и на путь христианский встать (надобно же это каждому, кто хочет спастись), тому должно от злых дел отстать и обратиться к Богу с покаянием и с сожалением о том, что в пространстве воли своей жил и волю Божию презирал, и изменить себя, и начать новую, богоугодную жизнь. На пути христианском в самом начале требуется, чтобы человек, хотящий по нему идти, отрекся от себя, ибо так научает Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк.8, 34).

Что значит отвергнуться себя?

images (35)Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству.

…Перемени себя и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, – и не тот будешь. И это и есть: отвергнуться себя. Тогда пойдешь тесным путем, и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу.

Когда человек отречется от злонравия своего и внутреннее свое состояние исправит, тогда и внешние его дела, слова и начинания исправны будут: руки не будут делать худого, язык не будет говорить худого, ноги не будут ходить на худое, уши слышать, глаза смотреть худого не будут, так как воля не будет хотеть худого, но только доброе; и так согласие доброе будет между сердцем, или внутренним состоянием, и внешними членами и деяниями их. Ибо от сердца всякое дело и слово зависит: от праведного и доброго сердца дело и слово праведные и добрые бывают. Так от чистого колодца чистые текут ручьи. Так гусли хорошие хороший издают звук. Так добрый колокол хорошо звенит. Так сосуд с ароматами добрый и приятный издает запах. Так, по слову Господнему, дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф.7, 17)».

004Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Обычно узкий путь нам не нравится… Подавай нам широту и простор. Не слышит разве Господь воплей наших? Слышит, но переменить домостроительства жизни нашей не хочет, потому что это было бы не к добру нам. Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе… Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота, как наилучшая для нас обстановка. Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию, и о тех, кои в тесноте, судит, как о близких к Богу сынах…»

Святитель Николай Сербский (1881-1956): «Тесен путь, ведущий в Царство Божие (см.: Мф.7, 13). Об этом свидетельствовал Спаситель всем, кто за Ним последует. И не нужно удивляться. Делаешь ли зло, люди могут хвалить тебя, но Господь накажет. Делаешь ли добро, люди могут тебя казнить, но Господь наградит. Христос творил лишь добро, но люди распяли Его.

Не оглядывайся на людей, стремись к Богу…»

«Я буду судить вас …каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.

Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать…?

Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иез.18, 30-32).

«Преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаиваем в них: как же можем мы жить?      

Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.

Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам

Праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность» (Иез.33, 10-12).               

Вставшим на путь спасительный, легко не будет (особенно гордым, а мы все, более или менее, гордые), потому что бороться придется с самым любимым человеком – с самим собой. Но в этом ключ спасениябез победы над своим самолюбием невозможно переродиться и стать новым человеком, духовным, знающим и любящим Христа и стремящимся вслед за Ним в жизнь вечную. Царствие Небесное начинается уже здесь, на земле, и находится оно в сердце, очищенном от страстей и измененным под действием Божьей благодати. И признаки этого Царствия – любовь к Богу и людям, благодушие, мир сердечный, смирение, кротость, послушание, долготерпение, стремление к благочестию и Богоугождению…

«Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис.35, 8).

Жизнь с Богом в сердце превращает жизнь христианина в рай еще здесь, на земле; точно так же, как и жизнь по страстям и похотям мира сего превращается в ад кромешный еще задолго до наступления смерти. Тревожность, страх, подозрительность, немирствие, осуждение; безконечная суета, приносящая утомление, раздражение, преждевременные болезни и смерть; озлобленность, гневливость, маловерие – вот обычный набор обычного христианина, считающего себя верующим, но делами и жизнью ничем не отличающегося от язычника… Христов тот, в ком Дух Христов. А если нами управляет дух мирской, то душа наша все еще находится в плену у того, кто управляет суетой этого мира, — князя мира сего (Ин.12, 31; 14, 30; 16,11).

Но нам хочется свободы, мы не хотим быть рабами (хотя бы и Божьими) – рассуждают современные люди, не подозревая, при этом, что выбор, на самом-то деле, у них небольшой. Свобода от совести, от заповедей, от послушания Богу оборачивается утратой элементарной порядочности, нравственности, ответственности за свое поведение и делает людей рабами греха, страстей, всевозможных пороков, — рабами дьявола. То, что при этом многие из них не верят ни в Бога, ни в дьявола, не меняет ничего в окружающей их духовной действительности, а лишь делает процесс духовной деградации более стремительным, и, порой, необратимым. Вот и выбирайте: или раб Божий, или раб сатаны, третьего не дано. Ведь человек сам по себе существовать не может, он создан Творцом как сосуд для обитания в нем Духа Божьего. Но если по причине нашего неверия, мы отказываемся от общения с Духом Божьим, хоть и не вполне осознано (знаний-то и примеров не хватает), то место Его в нас занимает дух, противящийся Богу, стремящийся обольстить и погубить нас – дух бесовский.

Вот что пишет по этому поводу священномученик Серафим, епископ Дмитровский (1871-1937): «Человеческое сердце никогда не пустует: в нем живет или Господь, или диавол. Пустоты быть не может. Человек работает или Господу, или диаволу. Когда приходится встречаться с человеком, работающим демону, чувствуется, что близ него кто-то виден, кто-то глядит в его глазах. Особенно у бесноватых».

И свободу человека уважает только Бог. Он, Долготерпеливый и Многомилостивый, долго терпит все неправды наши, внимает нашим слабостям, любит нас, жалеет и хочет нам спасения – всем, даже самым закоренелым грешникам. Любого грешника может провести Бог через очистительное горнило покаяния, простить ему все грехи и спасти его душу от погибели – лишь бы сам грешник этого захотел! Он тоже должен сделать шаг навстречу Богу…

Видение своих грехов Святые Отцы называют первой степенью Божьей благодати. И чем более продвигается человек вверх по духовной лестнице, тем отчетливее и яснее видит он свою греховность. И счастливы те из нас, кто научился видеть грехи свои и начал бороться с ними. Потому что видение своих грехов, а тем более победа над ними – дается от Бога. Да, от нас нужно желание и стремление к новой жизни, нужна ревность о своем спасении — но сами, без Бога, мы безсильны что-нибудь изменить. Старец Паисий Святогорец (1924-1994) называет нашу волю и волю Божью в деле нашего спасения двумя крыльями духовными, не будь одного из которых – человек не взлетит.

Не будем же безпечны; будем стремиться делать то в деле нашего спасения, что зависит от нас, и Бог обязательно восполнит наши слабые и немощные силы, укрепит, просветит нас, вразумит, поддержит – ведь каждому, взявшему Крест свой, Бог дает и силы нести его. Но только будем уповать на Него, надеяться на Его помощь и заступление. «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа, — говорит Бог через Своего Пророка. – Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь» (Иер.17, 5, 7).

Будем ревностно молиться Богу и угождать Ему, и не только делами, но и помышлениями, чистыми и святыми побуждениями. Ведь Бог зрит сердце наше, и если оно лукаво, лицемерно и загрязнено нечистыми и греховными помыслами, то вся наша внешняя, показная праведность будет лишь в осуждение нам. Как сказал Бог устами Пророка Исайи: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис.29, 13).

И через Пророка Иеремию обращается Бог ко всем нам: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17, 9-10);

«Разве Я – Бог только вблизи, …а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? …Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23, 23-24);

«И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер.29, 12-13).

 3410214 (1)