Метки

, , ,


images8

Самооправдание – это падение, оно изгоняет Благодать Божию…

Духовный проходной балл – это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват…

Старец Паисий Святогорец

Нил Мироточивый о пороках нашего времени: осуждении, гордости — Формальной верой не спастись — Паисий Святогорец о самооправдании — Самоукорение – лестница на Небеса

Нил Мироточивый 1Святой преподобный Нил Мироточивый, описывая духовное состояние людей нашего времени (перед воцарением антихриста), пророчески говорил, что все будут горды, высокомерны, друг друга промеж собою осуждать, себя же оправдывать, и, при всем этом, думать о себе, что спасаются! 

Об осуждении святой говорил, что оно делает наши души зловонными пред Богом и переставляет нас на сторону ошуюю, туда, где «козлища»: «Оставьте осуждение, …с празднословием. Это и есть …средство освободиться от той огненной реки, которая повлечет человека за дела его во тьму внешнюю, туда, где плач и скрежет зубов. …Это проклятое осуждение предоставляет человека горькой смерти…». 

Все мы грешим, и потому нуждаемся в Божьей милости и Его снисхождении к нашим слабостям. А Иисус Христос сказал, что Бог прощает только тех, кто сам прощает (не судит, не осуждает) ближнего своего. В нашей молитве к Отцу Небесному мы произносим: …И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим… Следовательно: мы простили, и Ты, Отче, прости нам; мы не простили, и Ты, Отче, не прощай нас! 

Если человек правильно идет духовным путем, то он все более и более видит в себе грехов и недостатков, все более ощущает немощь свою в борьбе с ними, но от того не унывает и не расстраивается, — что есть признаком духовной гордости, — а смиряется, и еще более прилепляется к Богу, и ищет у Него помощи и защиты от вражеских искушений, призывает Его на помощь. И уже не на свои исправления надеется, и на добрые дела, — которых-то и нет почти, то тщеславием все съедено, то человекоугодием, и т.д., — а на милость Божью уповает. 

загруженное (3)«Как спастись?» — спросила духовная дочь блаженную матушку Алипию. «Господи, помилуй», — был ответ подвижницы. Старец Элпидий Афонский говорит, что Господь хочет слышать сейчас от нас одну молитву — покаянную — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Нужды наши Он и так знает, поэтому не будем празднословить в молитве. «Господи, помилуй» — все что нужно нам усвоить умом и сердцем.

В этом правда Божья – все нуждаемся в Его милости и снисходительности. Частный суд, по смерти каждой отдельной души, а потом Всеобщий Суд – и окончательное вынесение нам или приговора к осуждению на муки вечные или помилование и введение в Рай, которого мы недостойны по своим делам, словам, помыслам, но которого всем нам так хочется достигнуть…

И самый простой путь к этому – не осуждение! Но это только на первый взгляд просто, или тому, кто сам чист и праведен пред Господом, а потому и в других грехов не видит. Чистому – все чисто: в чистоте сердца своего, он и других видит праведными, а если и явный грех увидит, или услышит, то обязательно найдется у него оправдание для грешащего, да молитва польется из любящего сердца ко Господу о помиловании, вразумлении, укреплении немощных сынов человеческих.

Если же мы осуждаем других, это означает, что теми же грехами и сами грешим, те же страсти и в нас еще живы. Мало того, Господь часто попускает нам согрешить аналогичным грехом для вразумления нашего, — чтобы со своими грехами боролись, о себе плакали, тогда и грехи ближнего своего некогда будет замечать, да и сочувствие к нему появится, вместо осуждения. Святые Отцы потому и плакали о людях, населяющих мир в последние времена, — когда умалится вера, а с нею и любовь почти исчезнет с лица земли, — что видели пророчески их страшное духовное состояние: гордыню, самолюбие, самооправдание и осуждение себе подобных…

Враг рода человеческого сеет и сеет среди людей свои смертоносные помыслы, а люди или вообще ничего не знают о том (не верят ни в Бога, ни в дьявола с его злобными духами, или верят во всякие измышления человеческие, истину заменяют ложью и верят в нее), или, будучи даже крещенными и считая себя православными, жизнью своей далеко отстоят от Христа, от Его спасительного учения, от Церкви Православной, с ее спасительными для души Таинствами, и потому легко уловляемы бывают духами льстивыми в свои сети: миролюбствуют со спокойной совестью, предаются безпечности, не заботятся о спасении души своей. Ни грехов своих они не видят, ни страха Божьего у них нет, ни памяти смертной – все возле телевизора, да в суете; все заботы имея лишь о плоти тленной, а душу вечную совсем в небрежении оставляющие.

Многие искренне думают, что достаточно прийти изредка в церковь (или в праздник, или когда на душе сильно уж тяжело, или когда что «выпросить» нужно у Бога), поставить свечу, помолиться у иконы, дать милостыню, и этого уже достаточно для спасения души: свои обязательства перед Богом выполнены, теперь Бог должен нам… Но вот почему-то Бог не дает (за редким исключением), и молитвы будто не слышит, и неверие волнами наполняет душу: «покинул Бог нас, не слышит грешный мир, отвернулся от нас»… А ведь это не Бог отвернулся, Он всегда рядом, и все слышит, и видит, и ни одна слеза не бывает не замечена Им. Он ждет не формальности от нас, не мертвому сердцу откликается, — Он ждет нашего покаяния. Потому что только с искренним покаянием и раскаянием в своих прежних грехах, и намерением впредь не грешить больше, но изменить свою жизнь, жить оставшееся время для Бога, для спасения души своей вечной, — входит в нашу душу благодать Божья и очищает ее от духов злобных. Смирение, которое наполняет душу человека во время исповеди, и попаляет гордых демонов, не терпящих смирения, и палимые им и Божьей благодатью, они покидают кающуюся и плачущую о своих грехах, душу. Все это происходит на духовном уровне, но явно ощущается человеком: как будто бы груз непомерно тяжелый сваливается с плеч, душа дает о себе знать духовной радостью; человек умиротворяется, примиренный со своей совестью, а значит, и с Богом.

images (6)Почему нужно постоянство в духовном делании, почему нужно обязательно менять свой образ жизни, а не полагаться безпечно на свою веру и «праведность»? Да потому что мы живем, пока еще, на земле, которая с давних времен стала обиталищем духов темных, — бывших некогда светлыми Ангелами, свергнутых с Небес, за гордыню и непослушание Богу, вслед за падшим Денницей, первым восставшим на Бога, и возмечтавшем о себе, как о равном Ему. Благодать Божья, Любовь Его покинула их (гордыней своей они сами отпали от Творца), и вмиг из добрых и светлых, — стали злобными и темными, и ниспали с Неба. Теперь земля (недра ее, поверхность и воздушное пространство) является их местом обитания. О том пишется в Св. Писании, Святые Отцы подробно описывают те события, да и сами мы, не видя их телесными глазами, постоянно ощущаем на себе их тлетворное влияние. Это они не дают, мешают нам молиться, внушают помыслы неверия, маловерия, сомнение в истине, и веру в ложь… Это они заставляют грешное человечество смотреть на мир своими глазами, внушают свои помыслы, лгут на Бога и Его благой Промысел, заставляют видеть во всем лишь плохое, роптать, быть всегда и всем недовольными, себя оправдывать, других осуждать…

14Старец Паисий Святогорец называет самооправдание сатанинским толкованием. Он говорит, что «самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати…
Духовный проходной балл – это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину…

Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя…»

Причина самооправдания кроется в эгоизме, самолюбии.

«Самооправдание – это падение, оно изгоняет Благодать Божию

Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он – невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает владеть собой.

…Человеческим эгоизмом страдает тот, кто, не смирившись до такой степени, чтобы сказать «прости», все же не станет и оправдываться. Но тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище   

Диавол обманывает такого человека во всем, чтобы он ни делал, и этот человек находит оправдание всему: собственному своеволию, упрямству, эгоизму, лжи…

Тот, кто оправдывается, себя ослепляет. [Потом] диавол найдет ему оправдание, даже если такой человек совершит убийство…

Cамооправдание – это привычка. Чтобы ее отсечь, необходима сила воли. Такому человеку необходимо научиться не просто не оправдываться, но еще и занимать правильную духовную позицию».   

В одном из своих писем старец Паисий пишет: «…Тот, кто оправдывает себя, когда грешит, превращает свое сердце в пристанище для бесов, и будет грешить еще больше и разрушать себя своим эгоизмом, если не сокрушит свое «я»…»

Человек, начинающий жить духовной жизнью, т.е. усвоивший уже для себя, что «наше же жительство – на небесах…» (Флп.3, 20), — должен понять, что уводит его в сторону от Бога, а что приближает к Нему, и, в соответствии с этим, и выстраивать теперь свою жизнь. С грубыми, явными грехами и заметными (плотскими) страстями все, более или менее, понятно, — их надо искоренять, как дурные привычки, взамен насаждая добрые привычки, т.е. добродетели. Что же касается более тонких грехов и духовных страстей (гордости, тщеславия, осуждения и т.д., творимых мысленно и засоряющих наше духовное сердце), то здесь главное правило:

себя – во всем укорять,

других – оправдывать.

Вот это-то делание Святые Отцы называют духовной лестницей, незаметно, но неуклонно, возводящей на Небеса.

Если мы будем обвинять себя, то Бог, видя работу нашего сердца, наше сожаление о случившемся, — оправдает нас.

Если же, не смотря на очевидность наших страстей (чревоугодие, например, или леность, нерадение в духовном делании), или грехов (т.е. нарушения заповедей), мы будем продолжать оправдывать себя, то Бог, в конце концов, осудит нас. Не так гневят Бога наши грехи, — пишет святой Иоанн Златоуст, как наше упорное нежелание каяться в них…

Самоукорением мы приближаемся к Богу,

самооправданием – удаляемся от Него.

Осуждением ближнего своего – осуждаем сами себя, и отпадаем от Бога.

Оправданием же грешащего брата – становимся подобными Богу, Который всем хочет спасения, и всех долготерпеливо ждет на покаяние.
И, как знать, может сегодня грешащий брат, завтра покается в этом грехе, а через год-другой уйдет в монастырь, и в момент смерти предстанет пред Господом чистым и непорочным. А вот мы, привыкшие себя оправдывать, а других осуждать, — если так и не исправимся, если не будем в этом каяться и стараться себя исправлять, — осудимся вместе со злыми и порочными

 Golubi1