Метки

,

003

Житие преподобного Амфилохия Почаевского

(1894-1971, день памяти 12 мая)

«С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких многих людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников преследуют, не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется,  не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения – душевнобольные…»

Из жития преподобного Амфилохия Почаевского

В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября (по старому стилю) 1894 года родился сын, в святом крещении названный Яковом.

Варнаве, отцу десятерых детей, приходилось браться за разные ремесла: он делал колеса, колодки, спицы, сани, кроме того, был хороший костоправ. Яков обычно помогал отцу удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости, что сопровождалось нестерпимой болью.

Мать Якова, Анна, богобоязненная смиренная женщина, любившая храм и молитву, без которой не оставалась даже в поле, благоговела перед священниками, которых считала святыми. Уже будучи схиигуменом, отец Иосиф говорил: «Я вірю, що моя мама в Царстві Небесному!».

В 1912 году Яков Головатюк, возмужавший и окрепший, был призван в царскую армию. Во время Первой мировой войны он служил в санчасти в Сибири, где исполнял обязанности фельдшера, затем – фронт, передовая, на которых лицом к лицу встретился с жизнью и смертью, где лучшие друзья погибали в бою, и, затем – плен.

Немцы отправили его в Альпы, где Яков три года работал у фермера. Исполняя в плену всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но юноша, тоскуя по родному краю, в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.

Следуя обычаям старины, Яков, обладавший приятной наружностью и красивым голосом, стал подумывать о женитьбе. Сосватал девушку, цветущую юностью и добротой, но Бог судил иначе.

Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Яков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом. И в этой битве не устоять, если в почву сердечного смирения не засеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния.

В 1925 году Яков Головатюк, избрав тесный путь спасения в монашестве, приходит в Почаевскую Лавру.

В феврале 1931-го, стоя у гроба почившего настоятеля, Яков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. «Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако оцветет». Смерть неизбежна! Мудрый ты или богатый, крепкий телом иль убогий – смерть для всех. Все в землю ляжем, все прахом будет. А что за гробом? Вечность, муки? Яков словно пробудился, хотелось тотчас очистить душу, сбросить оковы греха и начать новую богоугодную жизнь. В минуты скорбные прощанья, когда едва успели насыпать надгробный холм над могилой усопшего архимандрита, послушник Яков выступил вперед и всенародно стал исповедывать грехи, прося прощения за всю свою прожитую жизнь. Пылкое исповедание юноши многих тронуло и взволновало, оставшись в сердце на всю жизнь.

Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года благословением правящего архиерея послушник Яков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф.

27 сентября 1936 года рукоположен епископом Дионисием во иеромонаха.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных, особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью.

Благословением наместника Лавры он поселился в домике у ворот на монашеском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.

Очень много больных привозили к отцу Иосифу. Порой вся улица Липовая была запружена подводами (до 100 подвод).

Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его тайные подвиги и борения. Постом, бдением смиряя свою плоть, подвижник умерщвлял плотские пожелания и страсти, приводя малейшее движение ума и сердца в «руководство духом». Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и чудотворений.

010Он лечил, изгонял бесов, возвращал слух глухим, слепым – зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Сколько слез иссушил старец своими молитвами, сколько горя принял в свое сердце, плача с плачущими, подавая при этом всем мир, вселяя в сердца радость и надежду.

Отец Иосиф вспоминал, как в начале Второй мировой войны он, отдыхая, лежа на покосе в послеобеденный час, ясно услышал немецкую речь, топот ног и лязг оружия. Встрепенувшись, осмотрелся – вокруг никого. Вместе с иеромонахом Иринархом они удивились, что бы это могло быть? Поняли лишь к вечеру, когда немцы вступили в Почаев. Так, впервые, Господь открыл ему будущее, как настоящее, и с тех пор отец Иосиф знал по его собственным словам: «хто до мене їде чи йде, що у нього болить і скільки йому жити».

По окончании войны к отцу Иосифу на кладбище стали наведываться сотрудники ГПУ и бандеровцы. Одни видели в нем сотрудника ГПУ, другие подозревали в укрывательстве бандитов и всячески старались от него избавиться. Однажды под вечер пришли незнакомые люди с носилками, связали его и понесли, намереваясь скинуть с галереи. Видевшие богомольцы запротестовали, а отец Иосиф спокойно сказал: «далеко не понесете». И, о чудо! Господь не позволил насильникам надругаться над Своим угодником. По дороге к Лавре один ослеп, другому отняло руку, третьему – ногу. Они кричали, просили отца Иосифа о прощении, развязывая его. Он их благословил и отпустил с миром.
3 (3)
Не покаявшись и не внимая чуду, пришли снова, но уже на «беседу». В это же время к батюшке привезли одержимую, привязанную к лестнице. Развязывая, опасались – буйная. Получив свободу, женщина с кулаками обрушилась на отца Иосифа, покрывая его сильными ударами, пока обессиленная не повалилась на землю. Преподобный не защищался, и даже не пытался уклониться от ударов – молча стоял и молился. Сердце его, чуждое гнева и злобы, исполнялось жалости и сострадания при виде создания Божия, мучимого от диавола. Женщина вскочила и с новой нечеловеческой силой набросилась на старца. Падала, снова вскакивала, нанося удары, но так и не смогши поколебать долготерпение подвижника, обессилила и совершенно изнемогла.

Так бесы ненавидели отца Иосифа, нередко через бесноватых выказывая ему свою злобу. Лукавому противна добродетель. Бес, побежденный смиренномудрием старца, оставил одержимую. Восстав, словно от сна, она стала спрашивать, где находится и как сюда попала. Будучи очевидцами происшедшего, представители власти оставили старца на этот раз в покое.

Под конец Великой Отечественной войны после отступления немцев в лесах появилось множество банд и преступных формирований. Ночные грабежи, убийства. Свои, чужие, все смешалось, все жили в страхе.

Монашеское кладбище стояло в стороне. Случиться могло всякое.

Одиннадцать вооруженных мужиков бесцеремонно ворвались в убогое жилище отца Иосифа и потребовали ужин. Покушав, далеко за полночь, лесные «гости» попросили их проводить. Дойдя до ворот, командир объявил отцу Иосифу о расстреле. Спокойно выслушав извещение о скорой гибели, старец попросил десять минут на молитву. Получив желаемое, батюшка стал под старой липой, прочитал про себя «Отче наш», «Богородице», «Верую», «Отходную»… Отец Иринарх, беспокоясь отсутствием старца, вышел во двор. В это время старец уже стоял перед дулом направленного на него оружия, благодушно молясь за «творящих напасти». Командир гулко отсчитывал последние секунды жизни отца Иосифа: «Раз.., два…». Отец Иринарх, поняв что происходит, бросился на автомат и, пригибая его к земле, отчаянно воскликнул: «Кого ви хочете убити?! Знаєте, який він чоловік? Він весь світ спасає. Якщо вам потрібно його вбити, убивайте мене, а його не зачіпайте!». «Добре, іди», — сказал старший, высвобождая автомат из рук нечаянного заступника. Ожидая выстрела в спину, отец Иосиф направился к воротам, вошел, остановился. Смерть миновала. Слышно было, как, щелкая затвором, партизаны зашагали в темноте…  Отец Иринарх, желая «положить душу свою за други своя», спас батюшку от напрасной смерти, уготованной ему диаволом через недобрых людей.

Вскоре после этого отца Иосифа перевели обратно в Лавру. Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и, по мнению врачей – неизлечимы.

Особый дар имел батюшка – изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, и часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей.

Конец 50-х годов… По стране – массовые закрытия храмов и монастырей, сохранившихся в основном лишь на Западной Украине. Советская власть, проводя в жизнь атеистические программы, планировала превратить Почаев в «коммунистический поселок» с музеем атеизма в Лавре.

Власти не раз угрожали монахам, обещая утопить в святом колодце, на что отец Иосиф спокойно им отвечал: «А ми цього і бажаємо!», — так как готов был принять мученическую кончину.

Осень 1962 года… Бывший (ныне уже покойный) привратник у ворот экономии, игумен Серафим рассказывал: «В конце сентября, когда дежурил у ворот экономии, ко мне подошел отец Иосиф и сказал: «Відкривай браму. Зараз «чорний ворон» приїде за Йосипом!», — и ушел в корпус через экономию. Я открыл в корпус врата и стал ждать «черного ворона», но никто не приезжал, и закрыл браму, подумав, что старец пошутил. Прошло два часа. Вдруг подъехала милицейская машина – «черный ворон». Милиционеры потребовали пропустить машину во двор».

Шесть человек накинулись на старца в его кельи, повалили на пол, связали руки и ноги, рот заткнули полотенцем и потащили с третьего этажа во двор к машине. В машине полотенце изо рта вынули и повезли связанного за Тернополь в город Буданов (более чем сто километров от Почаева) в областную психиатрическую больницу. Тут отца Иосифа постригли и побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных. Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили из сонных: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели». А еще вводили отцу Иосифу лекарство, от которого распухало все тело, и трескалась кожа на теле. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо.

Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу Будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых.

Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.

— Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?

Можу.

— Тогда вылечите их!

Добре.

Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны, и бесы сами уйдут. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).

— Нет! Вы нам без молебнов лечите.

— Так неможливо вилікувати.

— А почему?

Старец ответил, что, когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага – святой крест, святое Евангелие и святая вода!
5 (3)

Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест, «чаях Бога, спасающего мя от малодушия и от бури» (Пс.54, 9).

Всемилостивый Господь не дает человеку понести крест выше сил его, но многими скорбями испытывает веру, терпение и упование его на Бога. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении. Писали везде, даже в Москву, и… надеялись.

…О заключении отца Иосифа узнала дочь Сталина Светлана Алилуева. Ей удалось освободить старца в благодарность за то, что он ранее исцелил ее от душевной болезни. После этого поселился отец Иосиф у своего племянника в родной Иловице.

Узнав, где находится старец, начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг опять восстал в лице безбожных местных властей. Обеспокоенные притоком больных людей в село, власти настроили злых людей против него.

Один тракторист заманил старца на свой трактор и увез за село к болотам. Там столкнул с трактора на землю и, избив до потери сознания, бросил в воду, и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде. Был декабрь месяц 1965 года. Обеспокоенные долгим отсутствием отца Иосифа, его начали искать. И нашли еле живого. Он чудом не утонул. Старца срочно увезли в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Иппонийского, память которого воспоминалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что старец доживет до утра. Но сила Божия поставила отца на ноги, он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. За батюшкой приехали родственники и забрали его в Иловицу.

13 (1)

Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Отец Иосиф ежедневно служил молебны, а после службы, окропив всех святой водой, приглашал за обеденный стол. После молебна люди чувствовали необъяснимую легкость в сердце. «По попущенню Божому, — говорил старец, — за гріхи ворог підходить до людини, бере в руку серце і стискає його. Але, щоб серце було чисте, треба постійно читати молитву „Царю Небесний”.

Обеды тоже были какие-то необыкновенные. После них многие больные исцелялись. А иногда отец Иосиф брал палицу и садился на скамейку у часовни. Все молящиеся подходили к нему и просили дотронуться палицей до больного места. И к кому он прикасался – исцелялись. Так исцелялись страдавшие головными болями, болезнями почек, печени, сердца, рук и ног, а также и душевнобольные.

Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. Часто принимал на себя поверхностно их пороки, юродствовал и тем самым указывал причину тех или иных заболеваний людей, приходивших к нему. Многие, не понимавшие духовную жизнь, считали отца Иосифа грешником. И сам он часто высказывался: «Ви думаєте, я святий? Я – грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі».

Поступками старца обманывались не только приезжие, но и его домашние. А он при том любил повторять: «Я не на лице дивлюся, а на душу! А ви думайте, що хочете!». Тут уместны слова Апостола Павла: «живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном, у чистого все чистое, а у нечистого и неверного осквернены и ум, и совесть».

Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всех сторон страны, обязательно старались посетить старца в его селе. Летом у него ежедневно бывало до 500 человек, а иногда и больше.

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради любви он терпел у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых.

Как известно, «сей род» (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф многим не благословлял вкушать пищу в среду и пятницу. «Якби ви знали, який піст солодкий», — говорил старец, имея ввиду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели до начала утренних молитв, сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся», чтобы легко выдержать пост в этот день.

Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили всем, кто жил во дворе, и ему самому, на что отец Иосиф отвечал: «Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба!».
012 (1)
Говоря словами подвижника, земля в его дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжело больных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом становятся бесноватыми. Смиряя таких детей, старец заставлял их просить прощения у родителей.

Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому, и ни в чем не отказывать. Лекарь Божий имел таковую. Он находил время для каждого.

Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз. И там видел чудеса исцелений. «Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, — говорил послушник Иоанн, — невозможно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли». Это подтвердит и любой старожил Почаева, и те десятки, если не тысячи людей Отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф».
18 (2)
Как-то после утренних молитв батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исайи: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!». А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких многих людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников преследуют, не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения – душевнобольные. Старец советовал молитвой лечить недуг нынешнего века. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали немощные больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: «проснулся апостол лохматый (это они об отце Иосифе, у него были пышные волнистые волосы), опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!..».

Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с ладаницей в руках, он ходил по своей долгой келии и творил молитву, которую чувствовали и не терпели бесы в спящих в молельне бесноватых людях.

Часто утром молитвенник рассказывал, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами к нему во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.

В начале зимы 1970 года к отцу Иосифу ворвался молодой человек лет тридцати пяти, высокий, физически здоровый. «Где Иосиф? Он меня в Москве душил дымом! Я его зарежу!» С Божьей помощью бесноватого удалось повалить в снег и связать руки, ноги. Из кармана куртки вынули три больших кухонных ножа. Мужчину втащили в молельню. Им оказался москвич, летчик по имени Георгий, трое суток добиравшийся в Иловицу; в пути не евши и не пивши, от чего ослаб. По просьбе матери этого человека отец Иосиф молился за него, и тот в Москве чувствовал молитвы старца и не мог их терпеть, так как был одержим нечистым духом, который и привел Георгия отомстить молитвеннику. Отец Иосиф в тот день из келии не выходил. Москвичу развязали руки и дали поесть. А к вечеру развязали и ноги. Он убежал со двора; больше его никто не видел.

Приезжали к отцу и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть по четыреста пятьдесят земных поклонов, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, все «нервы» выйдут – будут здоровы. При этом добавил, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не нервы расстроены, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.

…Имея доброе сердце, отец Иосиф скорбел о злых людях, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в нем не без посредства демонов, а потому-то злые люди им и уподобляются. «Любой грех опутывает сердце, как паутина, а злоба, как проволока – попробуй разорви ее. Злые люди убили Царя, злые глумятся над православными. Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в Православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия», — неоднократно повторял подвижник.
002
Неодобрительно относился угодник Божий и к телевизионным передачам, которые опустошают, обкрадывают душу. После просмотра таковых программ человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца – только в осуждение. В последнее время колдуны (т.н. экстрасенсы) усиленно работают над усовершенствованием системы кодирования людей через телевизоры, радио и даже электронные приборы, ибо знают, что закодированные люди будут покорно выполнять чужую волю.

«Спастися, — говорил старец Иосиф, — нелегко. Я вам спасіння на голову не покладу – трудіться і моліться самі! Якщо хочете спастися, будьте глухі, німі і сліпі».


Свою любовь к людям лекарь являл делом, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него святой благодатью. Духовной любви у врачевателя душ и телес человеческих хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопросы одной рабы Божьей, как достичь такой любви, подвижник отвечал, что за смирение Бог дает благодать любви. И еще часто повторял: «Як ти до людей, так і люди до тебе».

«На молебнах у батюшки, — рассказывает К., — исцелялись люди, а меня полностью охватило такое чувство, что я готова была всех обнимать. Я не могла прийти в себя от несказанной любви к каждому человеку».

К старцу часто приезжали монашествующие. В беседах с ними он не раз подчеркивал, что важно не только принять монашеский сан, но чтобы именно душа была монашкой.

Отца Иосифа можно дополнить словами апостола Павла: «…смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5, 15-17).

Наступил 1970 год. Приближался праздник Рождества Христова. Чувствуя, что это последнее Рождество в его жизни, отец Иосиф хотел устроить торжество для всех, кого Бог пошлет к нему. В день праздника в молельне совершалось богослужение, а затем рождественским песнопением славили Христа – Младенца. Группами во двор заходили сельские дети с Вифлиемской звездой, пели колядки. Отец Иосиф сам встречал их и приглашал к праздничному столу, давая им подарки. И так целый день до поздней ночи во дворе и в доме старца и взрослые, и дети непрерывно славили Рождество Бога-Спаса.

В начале лета 1970 года отец Иосиф как-то сказал: «От, останній раз слухаю з тобою зозулю». Так и случилось – в последние дни того года он умер.

Божия Матерь для отца Иосифа была Небесной Вратарницей, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда батюшка просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Пречистой «Под Твою Милость».

Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Елицы, во Христа креститеся» и «С нами Бог». Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.

Бывало, соберутся односельчане на водосвятный молебен у отца Иосифа, все стоят, молятся – полная тишина. Вдруг старец обернется и скажет: «Не говоріть! Не заважайте мені». Он слышал мысли людей о их земной суете, которые мешали ему молиться. «Молитва есть свобода и устремление ума от всего земного» — пишут святые отцы.

Как-то зимой в начале 1970 года зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы и попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились: нигде не видели цветов.

Почти через год стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.

Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось лицо старца: умом глубоко уходил в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его – добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчались против него не только злые духи, но и люди.

Как-то батюшка сел обедать, но к еде не прикасался с полчаса. Он сидел и к чему-то внимательно прислушивался. Своим духовным прозорливым оком он видел собравшихся в Шумском райисполкоме атеистов, решающих его судьбу. Они совещались, что устроить во дворе старца после его смерти: детский садик, больницу или электростанцию. Знал он, наверняка, и о том, что там же надумали о его злодейском убийстве.

…Провидел старец замыслы врага и знал его сообщников – исполнителей в лице злых людей, провидел и свою кончину.

Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а «Апостолы от конец, совокупльшеся зде» просил пропеть трижды. Сам же, слушая умилительное пение, закрывал лицо руками и плакал. После пения с грустью говорил: «А як страшно буде, коли стануть мерзлу землю на гріб кидати»… Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа.

Одному из монахов за три дня до кончины подвижника, как он потом рассказывал, было тяжело на душе, без причины катились по щекам слезы. На четвертый день ему приснился отец Иосиф и попросил поминать его за упокой. А вечером он узнал о его смерти.

Умер подвижник первого января 1971 года. Шел сильный снег. Односельчане прощались со своим дорогим старцем. Иеромонах Богдан служил заупокойную литию по новопреставленном. И только в девять часов вечера, поставив гроб на грузовую машину, выехали в Почаев. Снег не переставал. Прощалась со старцем и природа…

В три часа ночи машина с гробом подошла к Лавре, но в Святые ворота не могла проехать, трижды скатывалась вниз с горы – угодник Божий не хотел на машине проезжать через Святые ворота. Тогда подняли на плечи гроб подвижника и с пением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» внесли в Святые ворота и через привратню в корпус. По коридору понесли в церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Послушницы привезли много восковых свечей из келии отца Иосифа, их возжигали на поставленных перед гробом великих подсвечниках и раздавали людям. Привезли фотографии старца, отец Богдан раздавал их богомольцам.

…После литургии началось отпевание отца Иосифа. Священники-монахи вышли из алтаря ко гробу. Снег перестал, вышло солнце и играло, как на Пасху. А когда давали последнее целование, то у гроба исцелилась сломанная рука женщины. На отпевание в храме собралось много народу.

Обычно покойных монахов на кладбище везут, но гроб отца Иосифа люди не спускали с рук: каждый хотел хоть немного пронести дорогого старца, провожая его в последний путь. Кони, запряженные в сани, ехали стороной, а гроб с телом всеми любимого старца Иосифа несли высоко над головами провожавших – «як до людей, так і люди…». Никого из монахов так не хоронили, хотя и среди них были глубоко уважаемые и почтенные отцы, но такому чудотворцу и целителю, каким был отец Иосиф, люди хотели воздать достойную честь и тем выразить свою любовь к нему, любившему их и всю жизнь посвятившему служению Богу и ближним.

Хоронили отца Иосифа четвертого января 1971 года. А через три дня – праздник Рождества Христова. Но для многих полной радости в Рождественские дни не было – так глубоко было горе и тяжела скорбь по новопреставленному старце. Свежо еще было в памяти прошлогоднее празднование Рождества у него в селе, жителям которого он предоставил столько духовной радости, незабываемой на всю жизнь.

После кончины старца его монашескую одежду – мантию, камилавку, четки – послушницы возложили на аналой в церкви, где молились сорок дней. По ночам от них исходило сильное благоухание.

Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Ежегодно на могиле дорогого старца отмечают день Ангела и день кончины. Люди помнят его живого, его поступь, его голос, любящее сердце и добрые-добрые умные глаза, из уст в уста передают друг другу повествования о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня идут на могилу к подвижнику люди, а ныне в Пещерную церковь Свято-Успенской Почаевской Лавры, где почивают его нетленные мощи, зажигают свечу или возжигают лампадку, ведут тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни. Приходят сюда и одержимые злыми духами…

И засвидетельствованы уже многие чудеса исцелений как на могиле на монастырском кладбище, так и у раки с мощами преподобного Иосифа (в схиме Амфилохия).
19 (1)

Вся жизнь Преподобного была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь – это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно таковой любовью Преподобный стяжал глубокое уважение к себе.

Господь причислил его к лику святых Своих и вселил во Царствии Своем Небесном, а мы сподобились иметь в его лице великого молитвенника и ходатая перед престолом Божиим об исцелении недугов, об избавлении от скорбей и искушений.
19
Память его да будет в род и род.      

По книге: «Преподобный Амфилохий Почаевский. Житие и поучения».

Издание Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2003г.