Метки

,

4

«Надобно поселить в сердце убеждение и решение – Бога предпочитать всему, по крайней мере, во время молитвыЕму и все время должно принадлежать. Но будем Ему нераздельно посвящать хоть это недолгое время молитвы. Этого, однако ж, мало. Надо добиться того, чтоб непрестанно ходить пред Богом со страхом и благоговением. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии». Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (1815-1894):

«Сила молитвы – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Не слова нужны Господу, а сердце. Из плодов словесному составу и говорению молитвы ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены через одно возношение ума и сердца к Богу. Главное в молитве – чувство к Богу из сердца. Слова молитвы при сем, какие подберутся. Чувство к Богу и без слов есть молитва. Все молитвословия назначены для того, чтобы чувства питать, коль скоро не питают, то они попусту… Только труд, а проку нет. Чувства никакие читательные труды заменить не могут. Вопль из сердца, краткий и сильный, вот что важно! А это можно походя делать. А следовательно, молиться непрестанно. О сем и заботьтесь, и сюда все направляйте.

Ум устает говорить слова молитвы. Молитесь тогда без слов, так, повергаясь пред Господом мысленно, в сердце…и Ему себя предавая… Это и будет собственно молитва. Слово же есть только выражение ее, и оно всегда слабее самой молитвы. Можно все слова проговорить и все поклоны промахать, а о Боге совсем не вспомнить. Или вспомнить кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило. Со страхом и трепетом надо совершать дело Божие – это и имейте в виду. Всячески старайтесь, чтобы где слова, там и ум был, или, как говорит святой Лествичник, заключить ум в слова молитвы. Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца. Если будет так – это и будет истинная молитва. Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние, а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый. Так говорится у святых отцев.

За всеми нами водится немалый грех, — тогда как ко всякому другому делу приступаем с некоторым приготовлением, как бы оно мало не было, за молитву беремся с ветру и спешим ее отделать как можно поскорее, как будто это дело какое мимоходное, придаток к делам, а не главнейшее из них. Откуда же при этом быть собранности мыслей и чувств на молитве? Вот она и идет кое-как, нестройно. Нет, уж вы извольте отказать себе в этом, и ни под каким видом не позволяйте себе легкомысленничать по отношению к молитве. Доводите себя до убеждения, что такое отношение к молитве есть преступление и преступление тяжелейшее. Считайте молитву первым в жизни своей делом и приступайте к ней, как к первому делу. Большая ошибка считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении и забывается, что бывает молитва в грех. Потрудитесь всегда становиться на молитву, как на первое и главное дело в жизни. Тогда молитва будет религией в действии и движении, и из нее потом, как из ключа, все потечет доброе и святое.
images (47)
Поставьте себе законом с Господом всегда быть умом в сердце, и блуждать мыслям не позволять, а как только уйдут, ворочать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца, и беседовать с сладчайшим Господом. Поставив такой закон, нудьте себя верно исполнить его – браните себя за нарушения, штрафы на себя налагайте и Господа молите, чтобы помог вам в сем наиважнейшем деле. Если будете трудиться усердно, скоро успеете.

Кто долго стоит на солнце, телом согревается; так, кто о Боге и Божественном все думает, согревается в духе. Чем дольше, тем больше. Наконец загорится дух. Когда загорится, не нужно никаких уроков и наставлений. Сам дух все уладит… Тогда все сердце занято будет единым Богом, а за сердцем и ум.

Перед молитвою всегда надо подумать о молитве: что она и к Кому относится, и какова должна быть – подумать и втянуть чувство сердца в молитвенную область благоговеинства, упования и преданности к Богу.

Молясь Богу лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть – есть близ, и все видит и слышит. В этом убеждении и стойте, что Он везде… К Нему, вездесущему, всевидящему и желающему вашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа. Когда же размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется… сидящим на Престоле или распятым. Но во время молитвы никаких образов держать не следует.

Совершайте свое молитвословие неспешно, всегда сопровождая слова мыслию, ими выраженною, и напряжением на то чувства сердца. Без этого молитва вкуса не имеет и не привлекает. Как читая книги, вы следите мыслию за читаемым и с удовольствием усвояете встречаемое, как же скоро мыслию отбегаете – чтение попусту. То же бывает и с молитвой… Если мысль убегает и чувство пятится назад, нудьте себя… Посмотрите, как молитва пойдет сладостно, если поблажать себе не станете, или не себе, а врагу, который, как только вы двинитесь в молитвенный угол, идет по пятам… и осаждает разными напоминаниями: то надо, другое надо…

Исправность молитвы нарушают мысли. Заметили?! Теперь старайтесь это исправить. Первый шаг к сему есть, приступая к молитве, возбудить в себе страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце и оттуда взывать к Господу, а мысли сторонние будут лезть, как заметите – отгоняйте. Опять полезут, опять гоните… И все так… не допускайте, чтобы язык молитву читал, а мысли не знать где шатались. В голове толкучий рынок – так нельзя Богу молиться. Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в каком-нибудь религиозном чувстве… Когда сердце в чувстве, помыслы не беспокоят и все ходят вокруг чувства.

Иной раз молитва совсем нейдет на ум. …Если это домашняя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отложить ее… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголемое, и чувствовать… подобно тому, когда дитя не хочет наклониться, его берут за чуб и нагибают… Иначе вот что может случиться… ныне неохота – завтра неохота, а там и совсем молитве конец. Этого поопаситесь… и нудьте себя на охотную молитву. Труд самопринуждения все преодолевает.

2 (1)Пробовали ли вы молиться коротенькими молитвами? Главная из них есть молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! К ней можно подобрать другие, по потребностям душевным. Для пример возьмите двадцать четыре молитовки святого Златоуста, что находятся в молитвах на сон. Они составляют седьмую молитву на сон… двенадцать дневных, двенадцать ночных. Первые читаются: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ… Вторые: Господи, в покаянии прими мя… Заучите их, с разумением и чувством, и приговаривайте их почасту. Они обнимают все потребности духовной жизни нашей. Можете и все молитвенное правило ими заменить… именно… повторяя каждую молитву пять, десять и более раз… Этот образ молитвословия лучше всех… К сим молитовкам можно подобрать и другие. Когда утвердитесь в них – другие подбирать старайтесь, какие вам более пригодны… Откуда и где брать? Слушайте церковные прокимны и запоминайте… Читайте псалмы и выбирайте.

Можно приложить и свои молитовки, выбирая из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Моление краткими молитовками – внимание собирает… и все нужды духовные перебирает… Не все готовые молитвы читайте, а и своими словами сказывайте Богу, что у вас на душе, и просите помощи: «Видишь, Господи, что у меня!  И то, и то… Справиться с собой не могу. Помоги, Всемилостивый!» И всякую частичку своей нужды перескажите и на все просите соответственной помощи…
001 (5)Младенчество в молитве, как и вообще во всем строе душевном, есть самое лучшее настроение и берегите его… И просите Господа не допускать потерять вам это чувство. Дети подходят к отцу или матери и, ничего не говоря, только увиваются около них оттого, что им сладко быть при них. Так себя имейте, чтобы в простом сердце всегда увиваться около Господа…

Во время молитвы враг обычнее всего приводит на ум какие-либо дела, будто крайне нужные, а потом и от этих дел отводит и заводит незнамо куда. Надобно поселить в сердце убеждение и решение – Бога предпочитать всему, по крайней мере, во время молитвы. Ему и все время должно принадлежать. Но будем Ему нераздельно посвящать хоть это недолгое время молитвы. Этого, однако ж, мало. Надо добиться того, чтоб непрестанно ходить пред Богом со страхом и благоговением. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии.

Молитва не есть какое-либо однократное прерывчатое действие, а есть состояние духа постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца. Надо трудиться в молитве неутомимо, ревностно домогаясь достигнуть, как обетованной земли, горения духа, при трезвом внимании к Богу… Не подумайте, что тут разумеется какое-либо недосягаемое для людей житейских состояние: нет, оно, конечно, есть высокое состояние, но достижимо для всех. Ведь всякий иногда чувствует во время молитвы прилив теплоты и усердия, когда душа, отрешась от всего, глубоко входит в себя и горячо молится Богу. Вот это-то по временам бывающее как бы наитие духа молитвенного и надо довести до постоянного состояния, тогда и будет достигнут предел молитвы.   

001Молиться о выздоровлении нет греха… Но надо прибавлять: «Аще волиши, Господи!» (т.е. если хочешь, Господи). Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого как блага от Господа благого и мир душе дает, и Господа умилостивляет… И Он или оздоровит, или утешение исполнит, несмотря на прискорбность положения…

Жалуетесь на скудность молитвы, да ведь можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу – есть уже молитва настоящая. Если все это делаете между делами, то и молитесь. …От деловых людей, к каким вы принадлежите, нельзя того же требовать, как от людей-сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтобы не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву».

Об утренних и вечерних молитвах

003«Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною с одним Господом. И так отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою.

Как только откроете глаза после сна, тотчас к Господу устремляйте мысль и будьте с Ним

Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа и уже не тощею выходит на дела дня».

О домашнем молитвенном правиле

0005«Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение, чтобы это получилось:

1)                  Никогда спешно не читайте, а читайте будто на распев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

2)                  Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

3)                  Чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите – не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, что сколько почитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

4)                  Положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

5)                  Чтобы пособствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

6)                   Никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени.

Когда дела не позволяют совершить вполне молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно.

Правило – не существенная часть молитвы, а есть только внешняя ее сторона. Главное же дело есть – молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением… и, наконец, с преданием Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитвы нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле.

Относительно правила я так думаю: какое не избери кто себе, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговении пред Богом… Богу сердце нужно, а коль скоро оно благоговейно стоит пред Ним, то и довольно… А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

Надо постараться приобресть навык – не считать окончания молитвословия концом молитвы… а и после этого считать долгом быть на молитве… Это исполняется памятованием о Боге неотходным, с благоговением и преданием себя… в волю Божию. Тогда у нас будет… что, отходя от молитвословия, вы не отходите от молитвы, а только переменяете один вид ее на другой. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иные восполнять или заменять Иисусовою молитвою.

Молитве Иисусовой навыкать постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась… и на ходу, и при работе… И другие молитовки всегда можно повторять: Боже, очисти мя… Боже, милостив… Настави мене, Господи Боже… и подобные».

Как достичь того, чтобы молитва сделалась необходимою для нас потребностью

004«Желали бы научиться молитве?… Молитесь чаще и усерднее – и научитесь. Иного и не требуется. Если потрудитесь терпеливо, то со временем у вас породится непрестанная молитва. Как выучились вы писать? Трудом писания, с желанием писать исправно, по образцам. Делайте так и в молитве и выучитесь. Сама не придет, учиться надо.

Поставьте себе сие целью искания и ищите. И Господа молите, чтобы дал молитву желаемую. И Божией Матери докучайте… Макарий Великий говорит: молись и переутруждай себя в молитве, и Бог, видя, как ты желаешь усердно молиться, даст молитву… Один старец говорит о себе, что два года молился Матери БогородицаБожией, чтобы она испросила ему молитву. «Однажды, — говорит он, — как я, помолившись, приложился к иконе Божией Матери, мгновенно уканул огонек сладкий в сердце и с тех пор там теплится». Вот дар молитвы! Взыщите его и вы… Иногда бывает так, что огонек сей ниспадает во время разрешения священнического на исповеди, иногда при причащении Святых Тайн. Всяко ищите.

Воодушевитесь надеждою и упованием, что Господь, видя труд ваш над молитвою и усердие, с каким вы ищите навыка к ней, даст вам наконец молитву, — и она, утвердившись в сердце, будет сама бить оттуда ключом. Сей блаженнейший плод есть плод труда молитвенного! Чаяние его воодушевляло всех молитвенников, и получение его было для них источником непрестанного блаженства духовного, радования и покоя в Боге.

Труд навыкновения молитве считайте первым трудом, важнейшим всякого другого. Потому воспринимайте труд сей и, не жалея себя, трудитесь, пока молитва станет неотступною».

Молясь, надо всецело предавать себя в волю Божию

0002«Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай.

Ревнующий о духовной жизни никак не может сказать: то и то сделаю и получу вот что. Бейся, как рыба об лед, ища, а получишь, что Господу угодно будет дать и когда будет угодно.

Если замедляется иногда просимое, то это зависит от неготовности еще просящего принять просимое.

В руки Господни надо положить себя – да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Эту грамотку напишите на сердце».

О молитвенных слезах

0003«Слезы во время молитвы и в церкви, и дома благотворны, но показывать их не надо. Это маргариты (жемчужины) духовные… от показывания они тускнут… и теряют свой блеск и цену свою. Но лучше дома слезы, а в церкви слезы прятать, оставляя в сердце слезное настроение… или дух сокрушен и сердце сокрушенное… Сие и всегда иметь старайтесь.

Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз. Из глаз текущие питают червь тщеславия, а те, сердечные, — Богу единому ведомы… На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением.

Ночь – самое лучшее для молитвы… особенно полночь… Молитесь с сокрушением и плачем… Вот когда слезы приложи… а в церкви слезы подавляйте и дух сокрушенный держите».

Можно ли молиться за самоубийц, некрещеных младенцев и всех вне веры сущих

0001Спрашиваете, можно ли молиться за самоубийц? Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Но тут проглядывает покушение показать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога. Довольно ограничиться жалением об них, предавая участь их безмерному милосердию Божию…

…Какой ужас! Одиннадцать лет и удавленник! Диво! Что могло довести его до сего? Поминать ли? Как дело любви, отчего бы не поминать… К тому же, какой у него разум? Сам Бог, впрочем, лучше всех нас знает все, могущее умалить вину, и извинит, и помилует, если правда не помешает милости… Нам же всего безопаснее предавать все в руки Божии. Мне, впрочем, всегда думалось и думается, что часто, в своей молитве, можно поминать таковых.

Пишите, как поминать в сектанстве умерших родителей ваших? В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же их нечего поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохранят веру свою и преуспевают в ней; о сущих же вне Церкви молится – обратить их к вере и присоединить их к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаясь воедино под единою Главою – Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие – живые и умершие. Отшедшие отсюда нераскаянными остаются вне ее и вне Господа, Главы ее.  Здешние неверующие призываются, и если воспользуются сим здесь и внидут в Церковь, то и там таковыми же будут, то есть чадами Церкви. Спаситель говорит: Иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет (Мк.16, 16). И еще: Кто не родится водою и духом, не внидет в Царствие Божие (Ин.3, 5). А это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были опыты, что когда кто из достойных Царствия умирал с каким-либо грехом не разрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для окончания недоконченного. Умирающие вне веры похожи на самоубийц. О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием… Горько это слышать любви вашей о родителях своих… но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без крещения. Последние предаются беспредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве – сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие.

Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна! Такие вопросы следовало бы решать, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то оставим пещись о них Тому, Кто печется о всех. Свою душу спасать надо. Враг – губитель душ, чрез ревность о спасении всех оставляет на пагубу душу того, кому влагает такие мысли. Святой Антоний Великий задумался было однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: «Атоний! Себе внимай! А то не твое дело».

003