Метки

Ris8-3

Архимандрит Тихон Агриков

(в схиме Пантелеимон, +15.11.2000 г.)

Будучи монахом Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Тихон изгонял бесов, исцелял неисцелимое для врачей. На его проповедях плакали все присутствующие — таким обильным было излияние Божией благодати. Господь попустил Своему избраннику величайшие скорби. Только после его смерти стало известно, как его преследовало КГБ. Всю жизнь подвижника не оставляла и прямая ненависть дьявола, его одолевали толпы одержимых. Когда он ушел в затвор и порой в два-три ночи выходил во двор Лавры, тут же, как из-под земли, появлялись бесноватые. Они кидались на монаха, рвали его одежды, кусали, валили на землю. Были случаи покушений на его жизнь. В глухом углу дальнего коридора обители безумная однажды вцепилась в горло старца железной хваткой и душила его. «По милости Божией, я оказался сильнее и сумел оторвать от себя ее руки», писал позже батюшка. Начальство Лавры решило отпустить измученного монаха в отпуск. Глубокой ночью, завернувшись в мантию, отец Тихон покинул келью и направился к ожидавшей его машине. Об условленном часе не знал никто, кроме шофера. Но адские преследователи были тут как тут. Толпа бесноватых в ярости кинулась на батюшку. Они прыгали на машину, под колеса, рвались внутрь. Водитель чудом разорвал их кольцо. Одна одержимая, вцепившись в сиденье, так и осталась внутри. Шофер буквально вырвал ее, как кошку, и оставил в поле на выезде из Сергиева Посада.

Сколько было радости у духовных чад батюшки, не мечтавших о милости — видеть у себя в доме отца. Звенела посуда, стол украшали цветы, цвели улыбки. Только один маленький мальчик, двухлетний крестник батюшки, был невероятно серьезен. Ходил кругами вокруг него и вздыхал не по-детски. «Деточка, у тебя что-нибудь болит?» — наклонившись к Ване, спрашивал отец Тихон. Ребенок отрицательно покачал головой и снова тяжело вздохнул. Через пятнадцать минут раздался звонок в дверь. Ничего не подозревающие хозяева пошли ее отворять. В квартиру ворвалась группа бесноватых. Как будто их на метле принесло…

Батюшка оставил своим духовным детям многие тома написанных им замечательных книг. Большинство из них посвящено судьбам монахов Лавры. Под чужим именем он рассказывает о своих земных мытарствах. Одна из глав называется «Грызлые тети». Батюшку пытались прятать в других монастырях, в Одесском, Жировицком… Но преследователи появлялись вслед за ним.

«Бог судил мне затвор», — сказал он близкому духовному лицу. Последние тридцать лет жизни отец Тихон провел в разных местах в глухом затворе, доступный немногим, отвечая на безконечные письма духовных детей, продолжая окормлять сотни монашествующих и мирян. Старец получил от Бога редкий дар любви к людям. Он безконечно страдал, не имея возможности оказать немедленную помощь своим духовным чадам. Его молитва творила чудеса, подобно молитвам древних чудотворцев. Например, при жизни он часто являлся своим «сиротам» в отчаянных ситуациях, выводил их из духовных тупиков.

Батюшка ежедневно совершал не только Божественную литургию, но и весь суточный богослужебный круг. Будучи тяжело болен, архимандрит Тихон уступил настоятельным просьбам родственников и приехал в Москву. Его племянник, протоиерей Владимир, вспоминал, что последние восемь месяцев жизни отец Тихон пребывал в непрестанной молитве и слезах, которые наивозможно скрывал.

Он ушел во время всенощной, после слов, начинающих Великое славословие: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Эти выписки архимандрита Тихона получали на память духовные дети отца Владимира:

11 (7)

  1. Благодать приходит не от нас, а от усмотрения Божия, в руки Которого нам и надо предавать себя.
    4. Благодать удерживается смирением, удаляется гордостью, самонадеянием.
    5. Благодатное состояние познается по отвращению от всего греховного и страстного.
    6. На молитве всякое благоухание, голоса, пение, свет не должно принимать.
    7. Болезнь, переносимая терпеливо и с благодарением, вменяется в подвиг.
    8. Болезнь пришла, можно полечиться; прошла — слава Богу; не прошла — терпеть и Бога благодарить.
    9. Божию близость представляй так, что ты Им живешь, движешься, дышишь, укрепляешься, просвещаешься».
    10. Любящий Бога забывает всякую другую любовь.
    14. Один старец сказал, что молиться его научили бесы.
    19. Диавол, замечая противодействие помыслам грешным, переходит к помыслам пустым и праздным, чтобы через них опять вернуться к первым.

    00720. Веруй, что Господь одесную тебя есть, и будешь всегда радостен.

    23. Греховный помысл надо отражать в самом начале.
    24. Грех собственными силами человек преодолеть не может.
    25. Как дитя лепечущее стою на молитве, сливаясь со словами и духом произносимой молитвы.
    26. От диавола сердечный холод и темнота, ибо диавол холоден и темен.
    27. Диавол, хотя бы преобразился в ангела света, вносит в душу неясность, смущение и волнение.
    29. Доброе дело не может мешать молитве. Надо молиться и творить добро.
    00231. Прямая дорога к Богу — память Божия, память о смерти и дух сокрушен.
    36. Духовное дело познается не книгой, а подвигом и кровью.
    38. Душе необходимо снисходить в ее немощах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки других.
    39. С душевным человеком говори о житейских делах, с духовным о небесах.
    41. Жизнь деятельная: пост, молитва, коленопреклонения, воздыхания, бдение и прочие телесные подвиги.
    42. Жизнь умозрительная: возвышение ума к Богу, сердечное внимание, умная молитва.
    43. Жизнь в обществе других полезна для обнаружения своих страстей.
    45. Необходимые житейские дела не надо забрасывать, как бы для Господа, но надо их исполнять с терпением, как поручение от Бога.
    48. Заслуги нет в принуждении себя к молитве, а есть только подготовление к принятию молитвы благодатной.
    53. Искание в себе плодов не во время — признак гордости.
    03 (1)54. В Иисусовой молитве не ищи сладости и тепла, а страха Божия и сокрушения сердца.
    55. В Иисусовой молитве мало слов, но они вмещают все.
    57. Достоинство Иисусовой молитвы в качестве, а не в количестве.
    59. Любящим Иисусову молитву враг посылает скорби.
    60. Скорби собирай как сокровище.
    61. При келейном правиле нужно давать простор и молитве собственными словами.
    65. Ко Кресту Господню надо привиться крестными скорбями своей жизни.
    66. Лекаря и лекарство Бог сотворил; отвращаться от них — укор Богу.
    67. Что ни делал бы ты, но наивозможно чаще призывай Имя Божие, за все благодари Господа, — за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага: тогда освятится вся твоя жизнь и будет непрестанною молитвою.
    69. Любовь выше молитвы.
    70. Где делается без Любви к Богу и ближним, там негде Христу преклонить главу.

    73. Ничто так не приближает сердце к Богу как милость.
    76. Молитва без утруждения тела и без скорби сердца подобна недоношенному плоду чрева.
    79. Молитва требует простоты слов и сердца.
    81. Молитва от того не приемлется, кто не почитает себя грешником.
    83. Молитва отнимается — по самомнению, осуждению, главным образом для смирения.
    87. Хотя при молитве ты не ощущаешь силы молитвенных слов — бесы ощущают и трепещут.
    88. Чем больше видишь в себе неисправностей, тем более двигаешься вперед.
    89. Нерассеянность в молитве не от нашего желания, а от смирения.
    91. На нечистых помыслах не останавливайся, чтобы не дойти до срамных дел.
    92. Ничто не дает душе такой тишины, как произвольная нищета.
    95. Никого не осуждай, никем не гнушайся и не делай разницы между людьми.
    96. Осуждай дурной поступок, но не осуждай того, кто его делает.
    97. Осуждай себя и не будешь осуждать других.
    98. Откровение помыслов опытным — необходимое врачевание для души.
    99. Отчаяние бывает от множества грехов, и от гордости и недоумения.
    021100. Не может не печалиться тот, кто любит мир.
    102. От чрезмерных подвигов поста и безмолвия рождается высокоумие.
    104. Студные помыслы оттого, что молился с мнением, а не со смирением.
    110. Ревность молитвенная угашается механическим вычитыванием молитвословия.
    113. От гордости рождаются хульные помыслы.
    114. Смиренномудрие испытывается получаемыми обидами.
    118. Сокрушение сердца рождается памятью о грехах юности, о смерти, о страданиях Господа, о Его благодеяниях.
    121. Страх Божий — начало истинной жизни в Боге.
    001 (1)122. От внешней суетливости теряется внутренняя теплота.
    124. К Святым Тайнам нет запрещения приступать и грешнику, если только осуждать себя как грешника.
    127. Что без труда приобретается, то скоро теряется.
    128. Не оставляя своих трудов, надо надеяться не на них, а на Милость Божию.
    131. Тесный путь необходим.
    132. Уединение — самое дорогое время для молитвы.
    133. Уединенная молитва в сердце возможна и в миру.
    134. Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля.
    138. Учащение есть мать навыка, как в добродетели, так и в пороках.
    151. На языке смирение, а в сердце самооправдание.
    152. Нельзя все время быть на Фаворе, нужна и Голгофа.
    153. Иное дело спасаться в прежние времена, иное — теперь.
    03157. Основной признак последних времен — разделение Святой Троицы: Христа будто не было, Дух Святой не сходил, один Бог-Отец на небесах. Это возврат к иудаизму.
    158. Верность Христу сохранится кровавым терпением истинных чад Божиих.
    159. Христиане не боятся последних времен, а терпеливо ожидают их.
    160. Любящий Христа с нетерпением говорит: «Ей, гряди скорее, Господи Иисусе!» (Откр.22, 20).

Прощальная беседа архимандрита Тихона с духовными чадами

перед уходом в затвор

images8Главное — просить у Господа христианской кончины живота нашего — безболезненной, непостыдной, мирной. Самое дорогое сейчас прошение. И еще просить доброго ответа на Страшном Суде Христовом… На добрые дела не надейтесь свои. Ни на что не надейтесь. Только на милость Божию. Первое доброе дело — это помолиться за кого-нибудь, кто вас обидит — соседка или сосед. За них горячей помолиться, это доброе дело — доброе желание. Помоги, Господи, всем вам… Сам Бог в Себе благ и счастлив, и непостижимо блажен. Для нашего счастья Он создал нас. Господь не нуждается ни в ком. Господь не нуждается ни в Ангелах, ни в нас — ни в ком не нуждается. Ни в славословии, ни в хвальбе. Он Сам — всеблажен. Он всеблажен, Сам в Себе. А просто ради Любви нас всех создал, чтобы мы блаженствовали с Ним и радовались, и вечно ликовали. Для безконечной Любви Он нас создал.

—          Трудно уподобиться Богу, батюшка. — Невозможно даже. Это нам невозможно — Богу уподобиться. Это невозможно: «Будьте совершенны, как Отец Небесный совершен», — это только в идеале, идеальное сказание. А мы… Как Бог Отец мы не можем быть никогда. В смирении уподобляться надо. В смирении — это возможно. Ни в чем другом. Мы можем уподобляться Господу — в смирении. Как Он отдал Себя в жертву за спасение всех людей, так вот и мы должны для других, особенно для тех, которые нас не любят, которые нас ненавидят, которые нас ломят — вот для тех мы должны отдать — все! И свой покой, и свое правило…

—          Только с помощью Божией, батюшка. — С помощью Божией. С помощью Божией, матушка, да. В этом большое счастье, когда вы будете жить не только ради своего покоя: закрыться в келье, сидеть и не выглядывать, никому не мешать, читать правило, читать все — это еще мало. Тут такое самоличное спасение. А вот надо переживать за других. За всех людей. За всех, кто рядом, кто окружает нас. Особенно — кто нас ненавидит, вот за тех молиться. Кто нас распинает. Вот за тех сказать Отцу: «Отче, прости им и вразуми. И спаси их, обязательно спаси». Такое милосердие — выше всякого правила. …Грузины хоть там, армяне, хоть там греки, пусть кто бы ни был — все они дети Божии. Как и мы. Все они люди, да.

—          По возможности в храмы ходите. Пока храмы открыты, пока еще ноги ходят. Ходите в храмы, на батюшек не смотрите, какие они, хорошие или плохие. Господь избрал, все они хорошие. И каждый ответит за себя. Вы пришли, встали в уголок, помолились, помянули своих сродников о здравии и за упокой — и домой, в свой уголочек. Никого не осуждая, никого не разбирая, никого не трогая.

И причащайтесь Святых Тайн Христовых, тоже почаще… Причащайтесь в праздники, в посты причащайтесь. Разочка два-три в пост причаститесь, пока есть еще возможность причащаться… В этом — вся наша сила и радость наша — в Святых Тайнах Христовых: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое и Кровь, за вас поныне проливаемая». И сейчас Господь страдает за нас. И сейчас Он мучается на Кресте. Кровь льется потоком, потоком, потоком льется, и Господь готов всякую душу очистить Своей Божественной Животворящей Кровью. И вот чаще приступайте в простоте сердца, в незлобии — с большой-большой любовью приступайте к Господу. Пусть даже с грехами, пусть даже с забытыми какими-нибудь опущениями, невыполнением чего-то. Все равно с любовью приступайте к Святым Тайнам. А Господь придет — и все сожжет! всю нечисть греховную, все терние сожжет — пламенем Любви Своей. И со светлой радостью домой идите. И не унывайте: вот, я плохо причастилась, вот, я ничего не почувствовала. Это нарастает… С радостью — причастилась — Слава Богу! Как на Небе! Это самое высокое счастье наше. Вот так: «Друг за друга молитесь… и так исполните закон Христов». Помоги вам, Господи.

Немножко за меня молитесь. По одному поклончику только, поясному, а земной не надо. А то тяжело подниматься. А так поясной поклончик сделаете, и хватит. Господь примет. Все по поклончику — так много наберется поклончиков, много… Господь, глядишь, меня и помилует еще. Слава Богу! Благодарить Господа не забывайте. Благодарность сейчас выше всего. Самый высокий подвиг-благодарность, потому что наша жизнь такая крученая какая-то, такая кривая, какая-то жуткая жизнь наша: неудовлетворенность, неприятности и вечная духовная неустроенность… И вот что особенно-то трудно — когда чувствуешь себя на кресте, — благодарить Господа: Господи, слава Тебе! И мало того, с этого креста еще помочь другому, найти силы помочь, сказать кому доброе слово. Как Господь, на Кресте пригвожденный, Сам страдающий, утешал Свою Мать: Жено, се сын Твой.
0001 (2)
По книге: «Ерофеева Е. В. «Пасхальная память. Воспоминания об иеромонахе

Владимире (Шикине). Краматорск. Издательство «Тираж-51», 2009г.»