Метки

, , ,

3

«Молитесь за Святую Русь. Она как роза цвела, а иностранцы ввели содомские грехи: чревоубийственные, заразные болезни, чем осквернили и оскорбили ее»

Преподобный Лаврентий Черниговский

Краткое житие Лаврентия Черниговского

(1868-1950, память 22.08):

Схиархимандрит Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его, Евсевий и Христина,  были простые крестьяне. В семье было 7 детей (пять мальчиков и две девочки). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. Будучи еще малышом, он как-то шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и упал, да так сильно, что получил увечье на всю жизнь (стал хромым).

Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую, и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, послушный и трудолюбивый.

Учился Лука в сельской школе хорошо и превосходил успехами своих сверстников. Учащихся приучали в то время петь в церкви, и тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро усвоил как пение, так и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе и в 12 лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в 14 лет уже стал самостоятельным регентом.

Еще с ранней юности отец Лаврентий испытывал влечение к монашеской жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь, а мальчики (юноши) даже достигли Афона.

Сам Лука часто навещал мужской монастырь Рыхлы, который привлекал его строгим пустынническим образом жизни. Но долгое время он вынужден был уступать просьбам матери и оставаться в миру. А когда в глубокой старости умерла мать, Лука недолго оставался дома, и через полгода, отказавшись от своей части наследства, попросил старшего брата Варфоломея отвезти его в монастырь Рыхлы, и лет 23-х был зачислен в монастырь на послушание регента монастырского хора и уставщика.

Весть о способном регенте распространилась далеко за пределы монастыря. Узнали о нем и в Черниговском Троицком мужском монастыре. И года через три Владыка Антоний дал письменный запрос о немедленном переводе отца Лаврентия в Черниговский Троицкий мужской монастырь в качестве главного регента.

Владыка Антоний увидел в лице инока Луки (позднее отца Лаврентия) великого в будущем молитвенника. Когда он делал на него запрос в монастырь Рыхлы и Лука долго не приезжал, то братия и настоятель заревновали, говоря: «Все Луку, да Луку, будто и людей больше нет…». А Владыка Антоний возразил им словами: «Э, то такой Лука, что все будут спрашивать у него». Что, конечно, и сбылось в свое время.

Не хотелось отцу Лаврентию оставлять молитвенное пустынное место, которое пришлось ему по душе. Со слезами скорби уснул он и видит во сне на паперти лик Царицы Небесной Троицкой, Которая его благословляет. Вздрогнул от страха и утром немедленно отправился в путь. Прибыл в Чернигов, а когда зашел в церковь, то узнал тот лик Царицы Небесной, что видел во сне и Которая его благословила.

В Троицком монастыре постригли его в мантию и дали имя Лаврентий, в 1895 году рукоположили в иеромонаха, а потом он стал игуменом. Еще с юности он приобрел навык непрестанной Иисусовой молитвы. Три раза он ездил на Афон и был в Иерусалиме на поклонении святым местам.
01
Наружность отца Лаврентия была приятна, во всем облике светилась благодать. Лицо всегда было светлое и радостное, исполненное любви ко всем. Волосы у него рано поседели и были белы, как снег, глаза голубые. Роста был среднего. Ходил всегда с палочкой.

Рассказывала племянница батюшкина (Ефросинья), что до 1933 года о. Лаврентий раза два бывал в своем селе Карильском, где была у них своя церковь, в которой батюшка служил.

Был какой-то праздник, и батюшка приходил домой весь мокрый, переодеваясь, приговаривал: «Вам трудно на земле работать, а нам трудно молиться за всех. Мы тоже добре потеем». Когда приезжал батюшка в село, то своих племянниц наставлял нравственности: чтобы «не гуляли с солдатами, замуж выходили венчаны и чтоб соблюдали постные дни».

Пришли времена гонений на Церковь… Монашествующим предложили покинуть монастырь, и храмы закрыли «на ремонт» (1930). Отец Лаврентий переживал это «под горой» у одной благочестивой вдовы Елены. Там батюшка занимал небольшую комнатку в старом домике и предавался посту и усиленной молитве, как за своих многочисленных чад, так и за весь мир. Духовные чада только ночью могли постучаться в окно батюшки, но он не всех принимал, а по своей прозорливости уже знал наперед, кто к нему должен прийти и что ему нужно…

Когда началась война 1941 года, о. Лаврентий своими усилиями собрал монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь. Собрал певчих, разделил их со временем на два хора. Сам был главным регентом, разучивал новые песнопения. Далеко за пределами Чернигова славился батюшкин хор.

У батюшки была сильная любовь ко всякой работе. Так, когда делали ремонт во всем корпусе, батюшка везде участвовал сам: давал указания и печникам, и мастерам, и рабочим. В холодное время, когда замерзали материал и вода, приходилось ему работать штукатуром.

После больших и тяжких трудов в 1942 году на Пасху впервые начали службу в большом храме. Отец Лаврентий перешел в монастырскую келию. Сколько радости, сколько восторга!

Отец Лаврентий славился как опытный духовник. К нему всегда стояла толпа верующих. Многих своих чад он своей прозорливостью предупреждал и от всяких неприятных случаев.

О. Лаврентий с Афона привез много нот для пения: «Достойно есть», «Милость мира» и др. В Чернигов приезжал Патриарх Алексий. Весь хор ходил в кафедральный Спасо-Преображенский собор, и там под руководством батюшки пел. Патриарх был в восторге от хора и говорил, что «подобное редко где услышишь». Киевский митрополит Иоанн приглашал хор в Киев, куда и ездили, и тоже имели успех.

Во время войны хотели открыть и Елецкий мужской монастырь, но было мало братии. О. Лаврентий торопился скорее занять Троицкий, говорил, что так указала Матерь Божия.

У батюшки во дворе монастыря была устроена летняя беседка, где он проводил часы своего досуга, беседовал со своими чадами во время «вечернего чая», а также принимал жаждущих спасения.
4
При батюшке стали сестры излишне заниматься рукоделием. Он был недоволен и говорил: «Без Иисусовой молитвы и без церкви делают, монастыри пробудут не столько, сколько нужно», — что и сбылось.

Утром, когда зажигался в какой из келий свет, отец Лаврентий своим прозорливым умом видел, где молятся, а где занимаются житейской суетой. Однажды батюшка шел в церковь и сказал сопровождавшей его монахине, чтобы заглянула в келию, которая находилась рядом с церковью, и посмотрела, чем занимаются ее насельницы. Они в это время занимались своими делами, а в церковь никто и не думал идти. Батюшка очень возмутился и сказал: «Так монастырь долго не протянет», — что и сбылось.

Батюшка всех любил, всех уважал, готов был каждому помочь. Это чувствовали все его окружающие. За ним ходили толпами люди, чтобы что-то сказать, о чем-то спросить. Он иногда устраивал обеды, ожидая простого народа, и сам служил им…

Осенью 1949 года отец Лаврентий чувствовал себя очень слабым, но в церкви старался всегда бывать… О. Лаврентий предсказал свою кончину, еще когда переходил в монастырь, за 8 лет. Сказал: «Ну, здесь кто поживет 8, а кто и больше». И когда батюшка умер, то вспоминали эти слова. За полгода также сказал: «От этого дня я проживу ровно полгода», что тоже исполнилось.

Во время болезни отца Лаврентия приобщали каждый день св. Тайнам, а в самый день кончины на Крещенье принес игумен о. Антоний св. Дары в чаше из алтаря.

Благословил батюшка читать монахиню благодарственную молитву. Дело было уже вечером. В церковь пришли сестры и сказали, что о. Лаврентию совсем плохо. Все бросились бежать к батюшке, чтобы получить благословение и проститься со своим любимым отцом…

На третий день после блаженной кончины старца, слезно совершив последнюю панихиду в келии, духовенство при сопровождении всего клира и народа со многими слезами внесло гроб на руках в малый храм, который далеко не мог вместить такого количества людей. Гроб стоял посередине храма на возвышенном месте пять дней. Служились вечером парастасы, утром – заупокойные литургии и торжественные панихиды при многочисленном стечении народа. Ярко горели свечи вокруг дубового гроба, который батюшка приготовил себе еще при жизни, задолго до смерти. Лицо почившего было закрыто «воздухом», как делается по чину. Видны были только руки, которые не застыли, как у спящего, и к которым прикладывалось много народа – тысячи.

Можно ли изобразить душевное состояние сестер обители, их настоятельницы игуменьи Антонии? Они прощались с тем, кто был им ближе отца родного. Он принял их в обитель, пригрел, во всем помогал, учил их, руководил ими, питал телесно и духовно.

После отпевания и трогательного прощания, гроб вместе с почившим телом батюшки руками священников и епископа был торжественно перенесен в нижнюю церковь – усыпальницу. Трудно передать скорбь его духовных чад, — все они плакали навзрыд, — плакали и все стоявшие на пути печального шествия, сопровождавшегося колокольным звоном.

Гроб с телом поставлен был посередине храма-усыпальницы на сорок дней. Ежедневно при многочисленном стечении народа служились панихиды.

После 40 дней гроб был торжественно опущен в искусно выложенную камнем гробницу и заложен большой серой плитой. Это было 20 февраля 1950 года.
2
Из предсказаний старца Лаврентия Черниговского о войне, последних временах и другие

Перед войной и в самом начале ее отец Лаврентий часто повторял, что идет злой враг: он будет села и города сжигать, женщин с малыми детьми в огонь бросать, сильно плакал и говорил: «Это идет наш бич. Но он будет недолго – года два с половиной. Потом люди по воскресениям не будут работать, храмы и монастыри откроют вновь, и в них будет приноситься Безкровная Жертва Богу нашему. Молитесь за Святую Русь. Она как роза цвела, а иностранцы ввели содомские грехи: чревоубийственные, заразные болезни, чем осквернили и оскорбили ее».

11 (1)Когда враг отступал с нашей территории, Батюшка взывал: «Становитесь на молитву, чтобы скорее вышли из пределов русских эти негодные злодеи. Молитесь и просите Господа и Матерь Божию, чтобы меньше причинили вреда городу нашему и всему нашему Отечеству!»

Как только первые наши войска – воины-разведчики – вошли в Чернигов, Батюшка велел открыть ворота обители, сам, со слезами на глазах, встретил их и накормил хлебом и овощами. Благословил воинов и сказал: «Все вернетесь живыми с войны, никто из вас не погибнет».

Когда закрывали церкви, он предупреждал: «Храните книги, они нужны будут. Еще будут и монастыри, и архиереи, и все нужно будет».

Перед войной он предсказывал предстоящие народу бедствия. Молился и плакал, что много крови прольется.

Еще перед войной (в 1941 г.) отец Лаврентий прямо сказал: «За то, что все делается не по закону, да в праздники, то все сотрясется и сгорит. А потом откроются монастыри, и люди будут каяться и молиться, и Господь по Своей милости даст немного времени, чтобы пополнить число отпавших ангелов». Батюшка любил это слезно повторять.

Примеры прозорливости и благодатной помощи старца

10Во время прохождения фронта несколько монахинь стояли у окна бывшей монастырской бани и смотрели вниз, на луг. Старец проходил мимо и закричал: «Убегайте, а то сейчас снаряд прилетит». Только успели отскочить, в это место ударил снаряд. Среди сестер была матушка Е., которая и рассказала об этом.

Пришла к старцу женщина с тревогой, что нет долго письма от сына, который был на фронте. Старец ее успокоил, сказал, что, не успеет прийти домой, получит письмо, и добавил: «Знай, что по молитвам матери ни в огне не сгорит, ни в воде не потонет». Когда она возвращалась домой, на улице почтальон вручил ей письмо.

Мне передали из села, — рассказывает матушка П., — что отец мой сильно заболел, и нужно было немедленно ехать, чтобы застать его в живых. Я быстро собралась в дорогу, но настоятель собора отец Александр, где я работала, не отпустил меня, так как это было накануне большого праздника и без меня им трудно было обойтись. Вместо меня поехала моя сестра М., а я побежала к батюшке Лаврентию поделиться своей бедой. Он выслушал меня и говорит: «Отстоишь Литургию, придешь домой, пообедаешь, а тогда и поедешь. А умирать отец твой будет потом вместе с мамой». Я поклонилась старцу в ноги и сделала так, как он сказал. Отец, по милости Божией, после соборования почувствовал себя лучше и стал быстро поправляться. Прожил он еще тридцать лет и умер за три дня до смерти матери.

Сестра одной монахини пришла к старцу Лаврентию с жалобой на мужа: он побил иконы, ее выгоняет из дома. Старец сказал, чтобы она привела мужа к нему в монастырь. Удалось только обманом привести его, еле втащила в келью. Старец с любовью встретил его, посадил за стол, угостил и долго с ним беседовал. Ушел он другим человеком. Потом часто приезжал к старцу, почитал иконы, любил жену. Так святыми молитвами преподобного Лаврентия обращались заблудшие.

Одна девушка пришла к старцу за благословением поступить в монастырь, так как ее сверстницы получили благословение на это, а старец посмотрел на нее и говорит: «Ты иди замуж». Она стала возражать и не соглашаться. «А кто же будет рождать батюшек и архиереев?» Предсказание исполнилось. Ее сын стал протоиереем.

Благочинная монастыря матушка В., будучи девочкой-подростком, приехала из села в Чернигов со своей сестричкой-малолеткой и пошла в Троицкий монастырь к старцу. Сама подошла под благословение, а сестренку оставила в стороне, но старец Лаврентий сразу подозвал и ее, благословил, пригласил петь на хоры. Она смутилась, покраснела, а старец всем сказал, что это будет лучшая певчая — солистка. Прошло время, девочка выросла, была хороша собой и обладала очень красивым, нежным и вместе с тем сильным сопрано и была первой солисткой в хоре у старца. Ее голосом восторгались. Перед кончиной она приняла схиму.
14

По книге: «Преподобный Лаврентий Черниговский.

Житие, поучения, пророчества и акафист».

Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001г.