Метки

,

5 (2)

«Люди впали в безверие оттого, что потеряли

совершенно дух молитвы, …оттого, что не молятся.

Князю века сего простор для действия в сердцах

таких людей; он господин в них»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908):

«Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоито от Мене (Мф.15, 8). Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч.23, 26); потому что сердце – главное в человеке, жизнь его. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем – тот все равно, что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля. Помните, что, предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум.

Люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы или вовсе не имели и не имеют его, короче – оттого, что не молятся. Князю века сего простор для действия в сердцах таких людей; он господин в них. Молитвою они не испрашивали и не испрашивают себе у Господа росы благодати Божией (а только просящим и ищущим подаются дары Господни), и вот сердца, испорченные по природе, без живительной росы Духа Святого пересохли и от крайней сухоты наконец запылали адским пламенем неверия и различных страстей, а диавол знает только воспламеняет страсти, поддерживающие этот ужасный огонь, и торжествует при виде погибели несчастных душ, искупленных кровью Того, Кто попрал его державу.

О понуждении себя ко всякому добру. Царство Небесное, сказано, нудится, и нуждницы восхищают е (Мф.11, 12). Поэтому нужно постоянно принуждать себя к истине и добру; на молитве нужно во всякое мгновение себя выговаривать каждое слово с силою, истинно, от сердца; в случае же оплошности, невнимания к своему сердцу, принуждения себя к искренности, молитва будет лицемерная, ложная, богопротивная; нужно убедительно для себя самого говорить слова молитвы. Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога, а без убеждения себя не думай твоею молитвою убедить Бога даровать тебе какое-либо благо. Бог дает по сердцу нашему (Пс.19, 5): чем больше искренности, сердечного жару в молитве, тем щедрее дар.  
051
Молитве лучше всего учит суровая жизнь. Богу угождение не в количестве молитв, а в живом обращении к живому Богу. Вера в то, что Господь к тебе ближе, чем кто-либо из самых близких, что Он слышит не шелест уст твоих, но слышит молитвенное биение твоего сердца и чем оно наполнено в момент твоего обращения к Богу.

Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным стесненным сердцем отходит от щедрого Бога, — того он и достоин: веруйте, яко приемлете, — говорит Господь, — и будет вам (Мк.11, 24). Неуверенность в получении просимого у Бога – хула на Бога.
001 (1)
Кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия, читает молитвы, побеждаемый своей ленивой и сонной плотью, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему, и ругается Господу своим невниманием, безучастием своего сердца в молитве: ибо Бог есть Дух: и поклоняющиеся Богу, должны поклонятися Ему в духе и истине (см.Ин.4, 24) – нелицемерно. Как бы ни ленива и ни расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она тебя ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергнись себя, да будет дар твой для Господа совершен, дай Богу твое сердце.

Необходимо возбуждать сердце к молитве, иначе оно совсем иссохнет. Любовь к Богу, искренность, простота – вот свойства молитвы. Молиться надо духом, потому что Бог есть Дух, а не плоть, истинно, а не лестью, потому что Бог есть истина. То же надо сказать и о молитве святым. Не устами их призывай только, ибо они не имеют уст, голоса, ничего телесного, а сердцем или душою горящею, тогда они услышат, ибо сродное сродного ищет. С твердостью сердечною выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всею искренностью и сокрушением сердца те грехи, в кои мы впали в прошедший день, — несколько мгновений покаяния теплого, и вы очищены Духом Святым от всякой скверны, паче снега убелены, и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших, и одеждою правды Христовой вы покрыты, и с Ним соединены будете, как с Отцом и Духом.
04
Человек, приступая к молитве, должен смирить гордое сердце свое, отбросить от него суету земную и ввести в него веру живую и несомненную. Когда сердце твое возмутится духом от страсти какой-либо и ты лишишься покоя, исполнишься смущения и с языка твоего будут слетать слова недовольства и вражды к ближним, не медли оставаться в этом пагубном для себя состоянии, но тотчас преклони колена и исповедуй пред Духом Святым согрешение твое, сказав от всего сердца: «Оскорбил я Тебя, Душе Святый, духом страсти моей, духом злобы непокорства Тебе», и потом от всего сердца, с чувством вездеприсутствия Духа Божия, прочитай молитву к Духу Святому «Царю Небесный… и спаси, Боже, душу мою страстную и любо-страстную», и сердце твое исполнится смирения, мира и умиления. Помни, что всяким грехом, всяким неудовольствием и враждою на ближнего из-за чего-либо плотского оскорбляется Всесвятый Дух, дух мира, любви, дух, влекущий нас от темного к горнему, от видимого к невидимому, от тленного к нетленному, от временного к вечному и от греха к святыне, от порока к добродетели.

Когда молишься, внимай себе, чтобы внутренний человек твой молился, а не внешний только. Хотя без меры грешен, а все молись. На дьявольское разжжение, лукавство и отчаяние не смотри, а преодолевай и побеждай его козни. Помни пучину человеколюбия и милосердия Спасителя. Дьявол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя, исполненные для нас всякого упования и дерзновения: «Грядущего ко мне не изжену вон» и «Приидите ко мне вси труждающиися и обременении грехами и беззакониями, и диавольскими кознями, и наветами, и Аз упокою вы». Усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет, все существо человека обновляет и, так сказать, перерождает (говорю с опыта), о, какой дар неоцененный – молитва.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, ум и сердце кого крепко привязаны к чему-либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу.
005 (1)
Сердце, пекущееся о житейских вещах, особенно излишних, оставляет Господа – источника жизни и мира, и потому лишается жизни и спокойствия, света и силы, а когда раскается в суетном попечении от тленных вещей, опять всем сердцем обратится к нетленному Богу, тогда опять начинает в нем течь источник воды живой, опять водворяется тишина и спокойствие, свет, сила и дерзновение пред Богом и людьми. Мудро надо жить. Не хочется тебе молиться за ненавидимого и презираемого тобою человека, но потому-то и молись, что не хочется, потому-то и прибегай к врачу, что ты сам болен духовно, негодуя злобою и гордостью; молись о том, чтобы незлобивый Господь научил тебя любить врагов, а не доброжелателей только; чтобы он научил тебя искренно молиться за недоброжелателей так же, как за доброжелателей.

Когда молишься, говори в сердце своем против разных вражьих помыслов и разжжений: «Господь – все для меня». Так и во всей жизни при нападении страстей и при всяких налогах вражьих, в болезнях, в скорби, в бедах и напастях говори: «Все для меня Господь, я сам ничего не могу сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он – моя сила». Для очищения и воспламенения нашей молитвы Господь попускает дьяволу мучительно разжигать внутренности наши, чтобы мы, чувствуя в себе чуждый огонь и страдая от него, старались внести в сердце свое смиренною молитвою огнь Божий, огнь Духа Святого, оживотворяющий сердца наши!

Иногда в продолжительной молитве только несколько минут бывают истинно угодны Богу и составляют истинную молитву и истинное служение Богу. Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божьего присутствия в душе.
images
Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами; сами мы больше портим дело своими собственными страстями: например гордостью и происходящей от нее раздражительностью, — но возверзи печаль на Господа (Пс.54, 23) и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы (Пс.7, 10), от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься; сия измена десницы Вышняго (Пс.76, 11).

Средство получить успех в каком-либо добром деле. Когда молишься дома, на вечерней или утренней молитве, или в церкви за службою, имей на сердце заботу о совершении этого дела – и сердечное желание исполнить его во славу Божию. Господь и Пречистая Матерь Его непременно вразумят тебя, положат на твое сердце светлую мысль, как совершить его. Если ты хочешь писать беседу или проповедь и не знаешь о чем писать, на сердце твоем нет живой воды, только позаботься о том искренно на молитве – Господь и Пречистая Его Матерь непременно ясно покажут тебе предмет слова и части его, твой ум и сердце озарятся ясным ведением сторон предмета.
001 (5)
Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, отрыгнуть от сердца и свое слово благо, притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца – пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью, вся разгорячается, оживляется, блаженствует. Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и неискренно произносимых.

Когда просишь о чем Господа, сейчас же созерцай подающую тебе дары Свои благостную и прещедрую Его Десницу, которая от избытка Божия всем все подала и подает, и сомневаться в том, получишь или нет просимое, считай безумием, подобным тому, о котором Пророк сказал, что оно сердцем своим рече: несть Бог (Пс.13, 1). Так, прося какого-либо доброго и щедрого человека о помощи, мы заранее представляем его подающую руку, ибо земные благодетели, по подобию Всеблагого Отца их, бывают благи и щедры и подают то, чего просим тотчас после прошения нашего, как сказано: кто есть от вас человек, его же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы попросит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст благопросящим у Него (Мф.7, 9-11). 

Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чем говорит, — а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью и в то же время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце своем каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском.

В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности, самомнения и дьявольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло.
л2
Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце – лукавое маловерие или неверие; устами как будто близок человек к Господу, а сердцем далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись да крепись, сердце свое крепи.

Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного, горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова, по отпадении, будут тяжки и многим будут стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его, не теряй своего дерзновения пред Ним.

Некто, бывший смертельно больным воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, лишь только причастился в десятый день поутру Животворящих Тайн, к вечеру был здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с полною верою. Я молился о нем Господу, чтобы Он исцелил его.
смир
«Господи, — говорил я, — исцели раба Твоего от болезни его. Достоин есть, ему же даси сие, любит бо священников Твоих и дары свои присылает им». Молился и в церкви у престола Господня за Литургией, во время молитвы «Иже общая сия и согласная дарованной нам молитвы…», и пред Святыми Тайнами. Я молился, между прочим, так: «Господи, животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить легко всякую болезнь, как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо Твоего Василия от лютой его болезни и не допусти ему умереть, да не предадутся рыданию жена и дети его». И благопослушливый Владыка помиловал. А то был на волосок от смерти. Слава всемогуществу, благости Твоей, Господи!
05
Многие люди молятся лицемерно, их лицемерная молитва вошла у них в привычку. Они сами даже не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине, так что, если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, по их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходит не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молится от сердца, но потом, так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя, ибо Царствие Небесное, сказано, нудится, он начинает молиться больше устами, поверхностно, а не из глубины души, так как это гораздо легче. И, наконец, при усиленной борьбе плоти и дьявола, молится устами, не доводя до сердца силы слов молитвенных. Таких людей очень много. Господь говорит о них: «Приближаются Мне людие сии устами своими, устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Меня». Что сказано о молитве, то следует сказать и о причащении Святых, Бессмертных и Животворящих Тайн.

У людей молящихся мало слабое сердце, и вот когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело, мысли, и трудно им молиться. Надо преодолевать себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем.

Дух Божий везде: мысленно пронесись по всему свету, везде увидишь дела его. Им сживаются люди высшею жизнью, животные, птицы, рыбы, растения. Везде тело и кровь Спасителя одинаково чудеса делают, везде таинства силу имеют, а сила их Дух Святый. Как внешний воздух освежает тело, так молитва освежает душу и оживляет ее: в ней бодрее и веселее чувствуешь себя, подобно тому, как прогулявшись на свежем воздухе, чувствуешь себя и физически, и душевно бодрее и свежее.
1
Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

В молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и раскаяние; перечисляя грехи, в молитвах означенные, говори их, чувствуя сердцем, как бы свои собственные; еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.

Когда чуждый, гордый, злой дух будет наводить на тебя смущение перед чтением и во время чтения молитв Господу Богу или Божьей Матери, представь тогда живо, что все предстоящие суть дети Отца Небесного, всемогущего, безначального, бесконечного, всеблагого, и что Господь – Отец их; и смело, мирно, радостно, свободно молись Ему от лица всех, не боясь ни насмешек, ни презрения, ни злобы людей мира сего. Не будь лукав, стыдясь лиц человеческих, не сомневайся искренно помолиться Отцу Небесному, особенно молитву Господню читай с благоговением, мирно, не торопясь.
027 (2)
Молитвою часто называют то, что вовсе не есть молитва.

Сходил в церковь, постоял, посмотрел на иконы или на людей, на их лица и наряды, говорит: помолился Богу; постоял дома пред иконою, покивал головою, проговорил заученные слова без понимания и сочувствия, говорит: помолился Богу, хотя мыслями и сердцем вовсе не молился, а был где-то в другом месте, с другими людьми и вещами, а не с Богом.

Есть много таких молящихся, которые оказываются всуе чтящими Бога. Есть и такие мнимые и лукавые Богомольцы, которые, почуяв в сердце и голове своей прилив скверных и лукавых мыслей, бросают тотчас молитву и бегут из церкви или от домашней иконы.

Когда будешь просить у Бога духовных дарований, например, премудрости, веры, надежды и любви, кротости и смирения, тогда вспомни, что ты образ и подобие Божие, что душа твоя есть как бы некоторый отпечаток Божества, и все богатство души заключается в Боге, как в сокровищнице (сокровище благих), откуда мы можем почерпать всякое духовное благо молитвою веры и терпением, и очищением себя от всякой скверны. Говори Господу: мой ограниченный дух изшел от Твоего беспредельного всесовершенного духа; вот я беден. Владыка мой, премудростью и разумом или верою, надеждою и любовью, кротостью и смирением призри на желание сердца моего и даруй мне Твою премудрость, веру непостыдну, надежду известну, любовь нелицемерну.

Не будь мертв от сердца: не допусти сердце до лености, духовного сна, окамененного нечувствия, иначе горе тебе, когда придется быть с таким сердцем в деле Божием, требующем труда сердечного и умственного. Всячески искореняй из сердца гордость, противящуюся Духу Святому, и плотскую, и духовную: она неприметно таится в сердце и ясно обнаруживается в обращении с ближними или во время молитвы Господу.
images (4)
Господь так милосерд, что не гнушается никогда нашею молитвою, но милостиво приемлет всякую и несовершенное в ней – Сам исправляет, — только бы мы обращались к Нему искренно и не совсем забывали бы Его.

Велики наше нерадение и леность на молитве: мы всегда склонны молиться и молимся кое-как, лишь бы скорее закончить свое дело, торопимся, по верхам скачем, а в глубину сердца не заглянем. Оттого и молитва-то наша как ветер: пошумит, пронесется, да и все тут. Когда покроет тебя, окаянного, тьма: сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови, только всем сердцем, сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты – все это найдешь в одном имени, заключенном как бы в какой сокровищнице. Чем вернее и сильнее средство, соединяющее нас с Богом (молитва и покаяние), тем больше направляет против него разрушительных действий противник Божий и наш, который употребляет для этого все: и расположенное к лени тело наше и слабость души, ее привязанность к земным благам и заботам, сомнение, так близкое всем маловерие, неверие, скверные, лукавые и хульные помышления, тяжесть сердечную, помрачение мысли – все направлено бывает у невнимательных действием врага к тому, чтобы запнуть на молитве, на этой лествице, к Богу нас возводящей. Оттого весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко и говеют, каются и причащаются христиане.

Молитва принужденная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно охотно, с энергией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (принужденно) молись Богу, — доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор.9, 7).
images (24)
Когда молишься, помни всегда, что ты беседуешь с Богом, Отцом щедрот и всякого утешения, неизменяемым, не утомляющимся нашими прошениями, с Отцом, Который всегда безконечно благ, премудр, всесилен, Коему по бесконечной благости, премудрости и всемогуществу так всегда удобно исполнять твои прошения, как тебе легко помыслить об них и искренно пожелать их, как легко выговаривать слова прошений, и даже бесконечно легче. Помни это и никогда не унывай на молитве.

Авраам раб Мой помолится… Иов раб Мой помолится о вас… Моисей… Самуил… Илия… (Иов 42, 8; см. Быт. 20, 7, 17; Иер.15, 1; 3 Цар.18, 36; Пс.98, 6). Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих.
09
Бог для того хочет от нас всегдашнего обращения к Нему в молитве, чтобы нас, одичавших грехом и удаляющихся от Него чад Своих, привлечь к Себе, очистить и заключить в объятия Своей любви, чтобы показать нам, как у Него всегда благо нам. Так и добрые родители поступают с своими злонравными детьми.

Молитва – вода живая, которою душа утоляет свою жажду. Когда молишься, тогда представляй, что как бы един только и был пред тобою Бог, Троичный в Лицах, и кроме Него ничего не было. Представь себе, что Бог в мире, как душа в теле, хотя и бесконечно выше его и не ограничивается им; твое тело мало, и все его проникает малая душа твоя; мир же велик, а Бог безконечно велик, и по всему творению Бог все наполняет, — везде Сый и вся исполняяй (молитва Св. Духу).
М (6)
Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость, знай, что это происходит от диавола, всячески старающегося запнуть тебя в молитве. Крепись, мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения. Замечайте: если не в мыслях, то в сердце враг часто усиливается хулить имя Вседержавного Бога. В чем сердечная хула на Бога? Сомнение, неверие, уныние, нетерпение Божиих наказаний и ропот – все страсти. Неверием в истину и благость Божию враг изрыгает хулу на истину, благость и всемогущество Божие; унынием – также на Его благость, вообще порывом страстей человеческих хулит всеблагий Промысл и истинность Божию.

Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотою душу твою, побуждают тебя с болезнованием, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, который любит душу, сочувствующую спасению других, потому что сам он, Всесвятый Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились ему, не ожесточали сердец своих. «Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными». Если хочешь, чтобы Господь давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен.

Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата гордого и строптивого, горделиво с тобою или с другими обращающегося, молись о нем, чтобы Бог просветил его ум и согрел огнем благодати Своей, говори: «Господи, научи раба Твоего, в дьявольскую гордость падшего, кротости и смирению, и отжени его мрак и бремя сатанинской гордыни!» Если видишь злобного, молись: «Господи, благо сотвори, раба Твоего сего благодатью Твоею!» Если – сребролюбивого и жадного, говори: «Сокровище наше нетленное и богатство неистощимое! Даруй рабу Твоему сему, сотворенному по образу и подобию Твоему, познать лесть богатства, и яко вся земная суета, сень и соние. Яко трава, дни всякого человека, или что паучина, яко Ты един Богатство, покой и радость наша!» Когда видишь завистливого, молись: «Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, бесчисленных и неизследимых даров Твоих, их же прият от несчетных щедрот Твоих, во ослеплении бо страсти своея забыл о Тебе и дары Твои Богатые, и нища себе быти вмени. Богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестно на благая рабов Твоих, ими же, о пренеизглаголанная благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея, и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном него в Свою его волю и да не отторгнешь его от руки Твоея». Когда видишь пьяного, говори сердцем: «Господи, призри милостиво на раба Твоего, прельщенного лестью чрева плотского веселья, даруй ему познать сладость воздержания и поста, и проистекающих от него плодов Духа». Так, или подобным образом, молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему, ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих, исправляй советами, угрозами и наказаниями, которые служили бы средством к прекращению или удержанию зла в границах умеренности.
026
Все приступающие работать Господу в молитве научитесь быть подобно Ему кроткими, смиренными и истинными сердцем; не имейте лукавства в душе, двоедушия, не будьте хладны, постарайтесь иметь Дух Его, ибо кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим.8, 9); — и Господь подобного Себе и сродного ищет в нас, к чему могла бы привиться благодать Его. Помните, что ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах. Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют напрасно, раздаются, как глас вопиющего в пустыне; нет, нет! Нужно помнить, что Господь на молитве понимает нас, если можно так сказать, т.е. наши слова – точно так, как себя понимают совершенные молитвенники, ибо человек есть образ Божий. Господь отвечает на каждое желание сердца, выраженное в словах или не выраженное».

По книге: «Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Моя жизнь во Христе или минуты духовного

трезвения и созерцания, благоговейного чувства,

душевного исправления и покоя в Боге». М., 2005г.»