Метки

, ,

images (20)Есть три великие цели составления писаний безупречных и непогрешимых: первая – себе на память; вторая – к пользе других; третья – в силу послушания, по которому составлено весьма много писаний для тех, которые смиренно ищут слова (истины). Пишущий же по человекоугодию, для славы и выказывания своих добродетелей теряет…  награду свою. Он ни здесь не получит никакой пользы, ни в будущем – блаженного воздаяния, но осудится, как льстивый корыстолюбец, торгующий словом Божиим.

Преподобный Григорий Синаит

 Преподобный Григорий Синаит (1360 г.):

 Ад. Вечные муки начинаются уже здесь, на земле — Благодать. Святый Дух — Воздаяние грешным и праведным. Праведный суд Божий одних наказывает, других милует, одних венчает, а других в ад отсылает. Со Христом могут быть и будут в будущем веке только чистые (очистившиеся от страстей) — Гнев — «Жезл …и палица» — суд и Промысл — Живая вера — Заповеди — Истина — Нетление — Памятование о Боге — Плотский человек. Тление — Православие. Святая Троица — Прелесть — Премудрость от Бога (через стяжание чистоты и безстрастия) и дух мудрствования века сего — Рай — Сердце. Сердечная правота — Слепота духовная — Царство Небесное — Цели составления писаний

ад 2 Ад. Вечные муки начинаются уже здесь, на земле

Вечные наказания различны, как и награды добрых. (Мучения) имеют место в аде, или, по свидетельству Писания, в земле темной и мрачной, в земле вечной тьмы (см.: Иов.10, 22), где грешники обитают до суда и куда возвратятся вслед за (конечным) приговором. Слова: да возвратятся грешники в ад (Пс.9, 18) и: смерть будет пасти их (Пс.48, 15) что иное означают, как ни заключительное определение (Божие) и вечное осуждение. (33).

Надвигающаяся ночь есть, по слову Господа, будущая тьма, когда никто не может делать (Ин.9, 4). Или, по другому изъяснению, это антихрист, называемый ночью и тьмой, или еще по нравственному толкованию это непрерывная безпечность (о спасении), которая, как беспросветная ночь, умерщвляет душу сном нечувствительности. Ночь (в прямом смысле этого слова) делает всех сонливыми и служит образом смерти от умерщвления. А ночь будущей тьмы опьянит страданиями мертвых и бесчувственных грешников. (39).

Вечные муки начинаются уже здесь, на земле

ад блудОгонь, тьма, червь, тартар существуют (уже на земле) в разнородном сладострастии, всепоглощающей тьме невежества, в неутолимой жажде чувственного наслаждения, в трепете и смраде зловонного греха. Эти залоги и преддверия адских мук еще здесь действуют в грешных душах и возникают в них вследствие (страстного) навыка. (34).

Огненными озерами являются сладострастные души, в которых, как в смрадных болотах, зловоние страстей питает неусыпающего червя распутства, необузданную похотливость плоти, (питает) змий, жаб и пиявок неистовых страстных влечений, преступных и гибельных помыслов и демонов. Такое (духовное) устроение здесь находит залог будущего мучения. (37).

Благодать. Святый Дух

Утрачивающие благодать терпят это за неверие и безпечность и вновь находят ее (то есть благодать) посредством веры и усердного искания. С помощью этих (последних) они (нравственно) всегда подвигаются вперед. От противоположных же им (неверия и безпечности) возвращаются назад совершенно. (4).

Воспринявшие благодать бывают как зачавшие и исполненные Духа. Они или отвергают Божественное семя падениями, или вдовствуют (в отчуждении) от Бога благодаря связи с ютящимся внутри них врагом. Потеря благодати проистекает из-за действия страстей, а всецелое лишение ее – из-за допущения грехов. Многострастная и грехолюбивая душа, разобщенная с благодатью и лишенная ее, вдовеет и становится теперь и в будущем веке жилищем страстей, чтобы не сказать (сильнее), — вертепом демонов. (12).

Святый Дух

Как чувственное око, бросая взгляд на буквы, получает от них чувственные восприятия, так и ум, когда очистится и восстановится в исконном достоинстве, взирает на Бога и от Него принимает Божественные мысли. В качестве книги он (ум) имеет тогда Духа, вместо тростникового пера – мыслительную способность и язык. Язык мой, говорит (Псалмопевец), тростниковое перо (см.: Пс.44, 2). Взамен же чернил ум имеет свет. Погружая мысль в свет и светом исполняя ее, (ум) Духом начертывает слова в чистых сердцах слушающих. Тогда осознает он сказанное о том, как все будут научены Богом (см.: Ин.6, 45) и как Бог преподаст человеку ведение, по пророчеству, и в Духе (см.: Пс.93, 10). (23).

«Мы – тело Христово, — говорит божественный апостол, — и члены порознь» (см.: 1 Кор.12, 27). И опять: Одно тело и один Дух (Еф.4, 4), как и названы. Как тело без духа мертво и нечувствительно, так и умертвивший себя страстями чрез нерадение о заповедях по крещении становится чуждым действия (благодати) и непросвещенным Святым Духом и Христовой благодатью. В силу веры и возрождения он имеет духа, но (дух) в нем недвижим и недеятелен вследствие его душевного омертвения. Душа (у человека) одна, но членов тела много. И всеми она владеет, животворит их и движет способных принимать жизнь. Те же члены, которые по какой-либо случайной болезни иссохли, (те) она хотя и держит собой, но безжизненными и безчувственными, как мертвые и неподвижные. Так и Дух Христов, весь пребывая во всех членах Христовых неслитно и действуя, оживотворяет те из них, которые в состоянии быть участниками (благодатной) жизни, и по немощи разобщившихся с Ним человеколюбиво удерживает, как собственные члены. Потому всякий верный есть участник сыноположения Духа по вере, но остается без действия Его и непросвещенным, лишившись света и жизни Иисусовой вследствие беспечности и неверия. И, несмотря на то что каждый верный – член Христов, имеет Духа Христова, тем не менее иной пребывает неоживленным действием и движением благодати, как неспособный к ее приятию. (129).

16 (1)Воздаяние грешным и праведным

Праведный суд Божий одних наказывает, других милует

Со Христом могут быть и будут в будущем веке

только чистые (очистившиеся от страстей)

Привычки к страстям суть задатки мучений, тогда как обнаружения добродетелей – (ключи) Царства Небесного. Следует  заповеди считать и именовать действиями, а добродетели – навыками, подобно тому как и пороки благодаря их устойчивости называют привычками. (35).

По вечности награды равны наказаниям, хотя многие кажутся неравными. Одним (людям) Божие правосудие воздаст вечную жизнь, другим – вечное мучение. Те и другие, хорошо или худо проходя нынешний век, по своим делам унаследуют возмездие. Количество же и качество воздаяния будут сообразны навыкам и проявлениям страстей и добродетелей. (36).

Как зародыши (адских) мучений незримо таятся в душах грешников, так и начатки (небесных) благ сообщаются и обнаруживаются в сердцах праведных чрез Святого Духа. Царство Небесное есть добродетельная жизнь, (равно) как мучение (адское) – страстные навыки. (38).

смертьПраведный суд Божий одних наказывает, других милует, одних венчает, а других в ад отсылает

Суд этого мира есть неверие нечестивых, по евангельскому изречению: Неверующий уже осужден (Ин.3, 18), и определяется судебными действиями Промысла в исправлении и обращении (грешников к Богу) и во взвешивании их добрых и злых намерений по (внешним) проявлениям согласно словам: «Да будут отвержены грешники, от чрева матери заблуждающиеся» (Пс.57, 4). В отношении неверия, наказания и дел праведный суд Божий является (тогда, когда) одних наказывает, других милует, иных же венчает или предает мукам, так как первые – всегдашние нечестивцы, вторые веруют, но беспечны и потому наказываются человеколюбиво. Совершенные же в добродетелях и погрязшие в пороках получат (свойственное им) возмездие. (40).

Со Христом могут быть и будут в будущем веке

только чистые (очистившиеся от страстей)

003Если наша природа при содействии Святого Духа не сохранится незапятнанной или чистой, как следовало бы, то она ни теперь, ни в будущем союзе не может быть со Христом одним духом и телом. Всемогущей и соединительной силе Духа не свойственно для восполнения  пришивать рубище ветхих страстей к новому хитону благодати. (41).

Равное достоинство в смысле образа во Христе будут иметь незаслуженно получившие и сохранившие обновление Духа, невыразимо переживая сверхъестественное обóжение. Но никто не будет во Христе или членом Христовым, если еще здесь не сделается носителем благодати, имея в себе, по апостолу, образец ведения истины (Рим.2, 20). (42).

Гнев

Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие. Они разбивают врагов, осаждающих город (души): первое – внешних, второе – внутренних. (13).

«Жезл …и палица» — суд и Промысл

Когда услышишь, как в Писании пророческим словом возглашается: жезл Твой и палица – та мя настависта (Пс.22, 4), то разумей под сим суд и Промысл, в нравственном же смысле: псалмопение и молитву. Ибо судими от Господа жезлом наказания (обучения), наказуемся, (обучаемся) обращению (1 Кор.11, 32). Наказуя же восстающих на нас жезлом мужественного псалмопения, утверждаемся в молитве. Имея таким образом жезл и палицу в руке деятельного ума, не перестанем наказывать и наказываться, пока всецело не станем под Промыслом (не предадимся Ему), во избежание суда и нынешнего и грядущего. (16).

Живая вера

 Под законом заповедей подразумевай сердечно проявляющуюся непосредственную веру, потому что из нее струится всякая заповедь и производит просвещение душ, в которых тогда являются следующие плоды истинной и деятельной веры: воздержание, любовь и, наконец, богодарованное смирение как начало и укрепление любви. (24).

images (37)Ко спасению достаточно было бы только одной благодатной веры, проявляемой в исполнении заповедей духом, если бы мы берегли ее, живую и действующую во Христе. Теперь невежество научило благочестивых (людей) вере словесной, мертвой и безчувственной, а не благодатной вере. (28).

 Заповеди

Многие исполнители заповедей (лишь) кажутся идущими вперед и, не достигши города, остаются вне его, потому что нерассудительно шествуют, принимая за  верный царский путь сбивающие с него распутия, то есть смежные с добродетелями пороки. Заповеди (не допускают) ни опустошения, ни излишества, но (требует осуществления) богоугодной цели и одной только Божественной воли. В противном случае напрасен труд (спасающихся) и не выполняются (ими), по Писанию, праведные пути Божии, потому что во всяком труде надлежит рассматривать цель его совершения. (14).

Подвижники возвращаются к изначальному достоинству путем двух заповедей – послушания и поста. От противоположных им дел в род смертных проникло все зло. Соблюдающие заповеди в силу послушания (руководителю) быстро восходят к Богу, а благодаря посту и молитве – медленнее. Послушание уместнее новоначальным, пост средним, вкусившим умозрения и мужественным. Но сохранить в отношении заповедей истинное послушание Богу свойственно весьма немногим, и для самых мужественных крайне затруднительно. (18).

Собрание всех заповедей, соединяемых и упорядочиваемых Духом (см.: Еф.4, 16), (иногда) называют совершенным или еще не усовершившимся человеком – в зависимости от его (нравственной) зрелости. При этом заповеди образуют как бы тело, добродетели же, как выкристаллизовавшиеся внутренние качества, – кости, а благодать – живую душу, движущую тело и производящую дела по заповедям. Беспечность же и ревность к возрастанию во Христе показывают, младенец ли кто или совершеннолетний теперь и в будущем (веке). (20).

Тело заповедей (дела по заповедям, добродетель, праведность).

Желающий возрастить тело заповедей пусть потрудится с сильной тоской в искании чистого разумного молока материнской благодати. Отсюда всякий ищущий и желающий приращения возраста во Христе питается молоком (благодати). Молоко, способствующее возрастанию, или, что то же, премудрость, дает из своих сосцов теплоту; а питательный мед дает совершенным свою радость к очищению. Мед, говорится, и молоко под языком Твоим (Песн.4, 11). Молоком Соломон назвал окормляющую и возращающую силу Духа, а медом – Его очистительную силу. Намекая на различие (этих) действий (Духа), великий апостол сказал: «Как младенцев напоил я вас молоком, а не твердой пищей» (см.: 1 Кор.3, 1-2). (21).

 Истина

Ведение истины полагай собственно в благодатном чувстве ее. Остальные же мысли следует именовать выражениями представлений (истины) и показаниями ее предметов. (3).

Изыскивающий (смысл) содержания заповедей помимо их (выполнения) и чрез чтение или изучение жадно стремящийся его найти подобен воображающему тень взамен истины. Слова истины в носителях ее есть (знак) действительного участия в ней. Безучастные же к истине и не посвященные в нее, ища ее содержания, заимствуют его из «безумной» мудрости. Их апостол назвал душевными, не имеющими Духа, хотя сии и превозносятся истиной (см.: 1 Кор.2, 14). (22).

Неложная слава (разумных) существ состоит в истинном знании видимых и невидимых вещей: видимых или чувственных, невидимых или мысленных, разумных, духовных и Божественных. (25).

Нетление

Ангелам некако бывает подобен, как бы безплотен и нетленен, тот, кто ум очистил слезами, душу Духом здесь воскресил и плоть, разуму подчинив, сделал световидной и некако огненной. (45).

Земно будет тело нетленное, без мокрот однако же и дебелости, быв неизреченно претворено из душевного в духовное, так что будет и перстно и небесно. Каким создано было оно в начале, таким и воскреснет, да сообразно будет образу Сына Человеческого по всецелому причастию обóжения. (46).

Памятование о Боге

images (47)(Исполнителям) заповедей свойственно всегда предпочитать (всему) величайшую родовую заповедь о памяти Божией, гласящую: помни Господа Бога твоего всегда (Втор.8, 18). За (нарушение) ее люди погибли и чрез нее могут спастись. Забвение (Бога) вытравляет Божественную память в корне и, затмевая заповеди, выставляет, таким образом, человека (духовно) совершенно обнаженным. (17).

Плотский человек. Тление

Разложение – порождение плоти. Вкушать пищу и извергать излишнее, горделиво выступать и спать – естественные свойства зверей и домашнего скота. В силу этого и мы, по непослушании (Богу) уподобившиеся скотам, отпали от свойственных нам богодарованных благ, превратившись из разумных (существ) в скотские и из божественных в зверские. (9).

Говорят, что вся тварь, скоропреходящая ныне, первоначально не была подвержена тлению. Впоследствии же, обреченная на тление, она подчинилась суете, как говорит Писание, именно за человека, поработившего ее (тлению) не добровольно, а против желания – в надежде (см.: Рим.8, 20) обновления Адама, подпавшего тлению.  Обновивший (человека) и освятивший его (хотя он (человек) по причине временной жизни носит тленное тело), обновил и тварь, но еще не освободил ее от тления. Избавление твари от разложения одни называют переменой к лучшему, другие – полным преобразованием чувственного. Писанию обычно просто и основательно делать утверждения о тех или иных трудных (для понимания) предметах. (11).

  Православие. Святая Троица

06Пределом (православия) служит чистое созерцание и знание двух догматов веры, то есть Троицы и Двоицы: Троицы признание (есть) и созерцание Ее неслитной и нераздельной Единицей. Двоицы же (признание состоит) в принятии и исповедании во Христе двух естеств в одном Лице, то есть Единого Сына, прежде воплощения и по воплощении в двух природах и волях – Божеской и человеческой – неслитно прославляемого. (26).

Святая Троица

Рожденность, нерожденность и исхождение суть три неизменных и непреложных свойства Пресвятой Троицы, (которые) необходимо благоговейно исповедовать. Отец – нерожденный и безначальный, Сын – рожденный и собезначальный, Дух же Святой – исходящий от Отца и подаваемый чрез соприсносущного Сына, как говорит Дамаскин. (27).

Ум – Отец, Слово – Сын, Дух же Святой – подлинно Дух, как учат образно богоносные отцы, развивающие догматическое учение о Святой Пресущественной и Преестественной Троице, о Едином Боге в трех Лицах и оставившие нам (в наследие) истинную веру и якорь надежды. Знать Единого Бога есть, по Писанию, корень безсмертия, а постигнуть силу Триипостасной Единицы есть всецелая правда. Провозглашенное об этом евангельское слово можно понимать так: Да знают Тебя, единого истинного Бога, в трех Лицах и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах (Ин.17, 3). (32).

Прелесть

Прелесть …начало и причину имеет в одной гордости.

0002Здесь по возможности необходимо сказать и о прелести, так как по богатству и разнообразию своих козней и засад она многими нелегко распознается и почти непостижима. Прелесть, говорят, обнаруживается в двух видах или, лучше, приходит и приражается в отношении к мечтанию и действиям (людей), хотя начало и причину имеет в одной гордости. Первый вид (прелести) бывает началом второго, а второй – началом третьего или исступления. Началом фантастического созерцания является самомнение, обусловливающее представление Божества под каким-нибудь образом. За самомнением следует прелесть, (ведущая) к заблуждению по причине мечтательности. Мечтательная прелесть порождает хулу, и после того от необычайных признаков во время бодрствования она производит робость, называемую трепетом и смущением души. Таким образом за чрезмерной гордостью следует прелесть, за прелестью – хула, за хулой – робость, за робостью – трепет, за трепетом – противоестественное исступление ума. Это первый образ прелести от мечтаний. Второй вид прелести по отношению к действиям таков. Свое начало он имеет в сладострастии, рождающемся обычно от естественной плотской страсти. От сладострастия же происходит необузданный порыв к невыразимой безнравственности. Он, разжегши всю природу и потемнив владычественный ум соединением с воображаемыми идолами, приводит его в исступление и опьянением от своего разжигающего влияния делает его помешанным. (Тогда прелестник) пытается предрекать лживые прорицания, пророчески объявляет о видениях некоторых святых и речах их, чрез него открытых, и, опьянев от волнения страсти, изменяется по характеру, как бесноватый. Миряне, обманывающиеся прелестью, называют таковых юродивыми. (Прелестники) обосновываются и пребывают при храмах некоторых святых и возвещают что-либо людям благодаря тому, что ими обладают демоны, воздействуют на них и их мучат. (Подобных лиц) следует в полном смысле слова называть бесноватыми, прельщенными и порабощенными прелести, а не пророками, прорицающими настоящее и будущее. Сам бес распутства, омрачив их ум сладострастным огнем, вводит их в исступление, мечтательно показывая им некоторых святых, представляя видения и различные беседы. Но случается, что и сами бесы являются к ним, удручают их страхом и, подчинив игу сатаны, принудительно движут их на греховные действия, чтобы до конца иметь их пленниками и рабами, предназначенными для мучения. (131).

Надобно знать, что прелесть имеет три первоначальные причины, по которым она возникает у людей: гордость, бесовская зависть и карающее попущение. Причины же этих (оснований прелести) следующие: гордости – легкомыслие, зависти – совершенствование, карающего попущения – греховная жизнь. Прелесть от зависти и гордого самомнения получает быстрое исцеление, особенно если кто смирится. Но прелести в виде наказания или предоставления сатане за грех Бог попускает продолжаться иногда до самой смерти. Случается, что и невинные предаются на страдания в целях (их) спасения. Надлежит знать, что сам демон самомнения предсказывает (иногда) в тех, которые тщательно не следят за своим сердцем. (132).

Великая противница истины, влекущая теперь к гибели людей, есть прелесть. В душах беспечных чрез нее воцарилось темное невежество, отдалившее их от Бога, так что они не знают, есть ли Бог, нас возбудивший и просветивший, или познают и веруют в Него одним лишь бездоказательным словом, а не делом, явление Его усвояют не нам, а одним древним. Свидетельства Писания о Боге они приписывают другим авторам, не высказывавшим их, и славу Божию, как говорит Писание (см.: 2 Петр.2, 10), хулят. Они совершенно отрицают познание благочестия, изъясняют Писание только чувственно, чтобы не сказать иудейски, и, отвергая пробуждение души еще здесь чрез воскресение, безумно стремятся покоиться в могилах.

С таким прельщением неразлучны три страсти: неверие, коварство и беспечность. Они порождают и поддерживают друг друга. Неверие есть учительница  коварства, а коварство – спутница беспечности, которое ведет к совершенной лености. Или, наоборот, беспечность есть породительница коварства, как и Господь сказал: Раб лукавый и ленивый (Мф.25, 26). Коварство – мать неверия, потому что всякий коварный неверен, неверующий же и небогобоязнен. От небогобоязненности проистекает беспечность – мать небрежности, по которой мы не заботимся о всяком добре и совершаем разнообразное зло. (135).

Не малый труд – достигнуть точно истины и соделаться чистым от всего, сопротивного благодати: потому что обычно диаволу показывать, особливо пред новоначальными, свою прелесть в образе истины, давая лукавому вид духовного. …Если диавол увидит, что подвижник живет плачевно, то не пребывает при нем, не терпя смирения, происходящего от плача… Великое оружие – иметь при молитве и плач. …И не бойся. Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся (Мф.14, 27), Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем, Он всегда защитит нас, — и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия.

Премудрость от Бога (через стяжание чистоты и безстрастия)

и дух мудрствования века сего

Быть до некоторой степени разумным или сделаться чистым и нетленным по природе, как было прежде, невозможно (теперь человеку) вследствие господства (над чистотою) чувственных неразумных навыков, а (над нетлением) – состояния растления плоти. (1).

По природе разумны одни лишь те, которые сделались святыми благодаря чистоте. Чистого разума не имел никто из мудрых в слове, омрачивших от начала разумную силу помыслами. Материалистический же и многоречивый дух мудрости этого мира, приводя (человека) словами к широте знания и помыслами к наидичайшим рассуждениям, созидает (себе в них) убежище, терпя недостаток в существенной мудрости, созерцании и в единичном и нераздельном знании. (2).

Силу вместе с мудростью получают от Бога не многие. (Сила) есть воспринимательница Божественных благ, (мудрость же) – выявительница их. Усвоить (мудрость) и передать (другим) – дело истинно Божественное и сверхчеловеческое. (6).

Рай

11 (6)Существует двоякий рай – чувственный и духовный, то есть едемский и благодатный. Едем – место весьма высокое, поднимающееся до самого третьего неба, как говорят (духовные) писатели. Он (Едем) ни нетленен безусловно, ни тленен в полном смысле этого слова. Находясь на рубеже тления и нетления, он всегда красуется цветами и богат незрелыми и созревшими плодами. Гниющие деревья и перезрелые плоды, низвергаясь на землю, делаются (в едемском раю) благовонным прахом и не издают запаха тления, как земные растения. Это происходит от великого избытка там всегда изливающейся благодати освящения. В средине (рая) проходит река Океан, предназначенная к постоянному орошению его. Из нее выходят и по четырем направлениям разветвляются (потоки)…  (10)

Сердце. Сердечная правота

Сердце, чуждое помыслов и движимое Духом, есть истинное святилище даже прежде будущей жизни. Там все совершается и говорится духовно. Отсюда не приобретший такого (сердца) хотя и является камнем, пригодным к строению Божественного храма благодаря некоторым добродетелям, но не есть храм и священнодействующий (по воле) Духа. (7).

Сердечная правота

Ищи Господа на пути, то есть в сердце, посредством (осуществления) заповедей. Когда слышишь (слова) Иоанна (Крестителя), повелительно зовущего всех приготовить дороги и выпрямить пути (см.: Мк.1, 3), то подразумевай здесь (указание на) заповеди сердца и дела. Невозможно путем заповедей и непогрешительного подвига идти правильно без сердечной правоты. (15).

Слепота духовная

Есть близкое сходство в том, быть ли мертвым или безчувственным, ослепленным ли разумно или не видящим телесно, так как мертвый лишился животворной и зиждительной силы, а невидящий – Божественного света, сообщающего способность видеть и быть видимым. (5).

Царство Небесное

Царство Небесное подобно скинии, устроенной Богом. Оно (по образцу) скинии Моисеевой, имеет в двух завесах изображение (жизни) будущего века. В первую часть (Царства Небесного) войдут все освященные благодатью, а во вторую, как духовную, — только те, которые здесь, во мраке богословия, будучи как бы священниками, в совершенстве священнодействовали тремя силами души. Последние, имея ходатаем (Единого) от Троицы Иисуса, величайшего из священников и первого из  священноначальников, проникнут в богозданную скинию и озарятся молниеносным сиянием. (43).

Многими обителями Спаситель назвал различные ступени и состояния нравственной зрелости там (в раю). Хотя Царство одно, но имеет в себе много различий. В нем есть (лица) небесные и земные в смысле добродетели (и разные) ведения и степени обóжения. Иная слава солнца, иная луны и иная звезд. И звезда от звезды разнится в славе, по словам апостола (1 Кор.15, 41), не смотря на то, что все они сияют на одном видимом Божественном небе. (44).

Цели составления писаний

По великому Максиму, есть три великие цели составления писаний безупречных и непогрешимых: первая – себе на память; вторая – к пользе других; третья – в силу послушания, по которому составлено весьма много писаний для тех, которые смиренно ищут слова (истины). Пишущий же по человекоугодию, для славы и выказывания своих добродетелей теряет, говорю, награду свою. Он ни здесь не получит никакой пользы, ни в будущем – блаженного воздаяния, но осудится, как льстивый корыстолюбец, торгующий словом Божиим. (137).

По книге: «Преподобный Григорий Синаит. Творения»,

 Перевод с греческого епископа Вениамина (Милова).

М.: Новоспасский монастырь, 1999г.

79