Метки

, , ,


1«Не иноплеменное наставление производит
добрых сынов отечества.

Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания.

Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями».

Святитель Филарет, митрополит Московский

2Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно, скажите ему языком понятным: «ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделана: дом построен архитектором, картину написал живописец, цветы посадил и вырастил садовник. Итак, надобно тебе знать, кто сделал светлое солнце, небо, звезды, — все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец всех людей. Он везде, хотя мы Его не видим, Он знает все, что мы делаем, слышит все, что мы говорим, даже все, что мы думаем. Без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти, животные бы не жили, ничто не существует без Его воли. Твоя мать добра, любит тебя, но Бог безконечно больше благ и больше любит тебя. Твой отец трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог безконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать…»

Пример ваш всего более может действовать на ребенка в сем отношении; не произносите никогда имени Бога понапрасну, в речи шуточной. Во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте и ребенка подражать вам, приучайте слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении. Он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутренность. Но внушайте ему, что грех, молясь Богу, думать о другом, и что безмолвное чувство смирения перед Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца. Так мало-помалу он постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает всю необходимость веры для человека. При входе священника или другой духовной особы показывайте детям, примером своим, с каким уважением, любовью должно обращаться с служителями Церкви и внимать их урокам…

003Когда будете учить его молиться с крестным знамением, когда во время молитвы обратите взор его на образ Господа Иисуса Распятого или как младенца, носимого на руках Пресвятой Девы – детская любознательность потребует у вас отчета, что это значит? Тогда начинайте питать юную душу христианством, только умейте применяться к возрасту, предлагайте простое человеческое млеко младенцу природы. Скажите, что Бог невидимый, именно Сын Божий, любя человеков, восхотел быть видим и жить с ними, для того родился от Пресвятой Девы и жил на земле как человек, чтобы научить нас свято жить; что Он восхотел даже пострадать и умереть на Кресте, чтобы очистить нас от грехов; но умерши как человек, как Бог в третий день воскрес, вознесся на небо и царствует на небе и на земле и спасает нас, когда мы молимся, угождаем Ему, веруем в Него и во грехах просим у Него прощения. Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ; и он возбудит внимание и возвысит душу детища, и ваше благоговение и любовь к Спасителю отразится в ней и приготовит ее к высшему разумению в свое время.

06 (2)Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч.19, 18).

Наказывай – значит учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей (Притч.29, 17)…

Наконец, Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Св. апостол Павел пишет: Отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господнем (Еф.6, 4).

И в другом Послании: Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол.3, 21)…

Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению св. апостола Павла: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал.4, 1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном.

6Надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее со своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения?

Справедливо на Бога возлагать надежду о себе и детях: но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь к ним не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

И доброе сердце детей может быть увлечено на неправый путь. Опытность родительская должна бодрствовать над ними…

Надменный мнимым знанием и образованностью всего чаще ставит себя выше своего состояния. Так происходят люди, которые не мирятся с бедностью, не уживаются с посредственностью, не сохраняют умеренности в изобилии, алчут возвышения, блеска, наслаждений, разочаровываются пресыщением так же, как не нахождением пищи своим страстям, всегда недовольны, любят перемены, а не постоянство, и, преследуя мечты, расстраивают действительность настоящую и будущую…

Небрегут о детях, если и учат их, но более приятному, нежели полезному…

0003Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души безсмертной; если тщательнее меблируют их голову набором слов и понятий, нежели возделывают вертоград их сердца, исторгая из него дикие травы неправильных склонностей и привычек, насаждая в нем благие чувствования к добродетели, ограждая его от ветров легкомыслия и от бурь страстей; если при воспитании не довольно помнят и не довольно употребляют в дело, сколь важное само в себе, столь же и благодетельное для всех отраслей познания, начало учения: начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (Сир.1, 15) (то есть хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела).

Небрегут о детях, если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя сама себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешение им, чтобы сберечь сие в поощрение и награду их послушанию или успехам в полезном учении…

Святитель Филарет Московский «Призовите Бога в помощь. Сборник писем». М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008г.

«Душевный лекарь. Святые отцы – мирянам». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005г.

причастие 1