Метки

, , ,

 

14«Господь скорбями избавляет от больших скорбей
Не думай, что там уже и нет правды Божьей, где не усматривает ее твое не тонкое око.

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача,  более благоприятно здоровью душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром».

Святитель Филарет Московский

Скорби, искушения, болезни — Благо от скорбей — Утешения в скорбях — Зачем нужны скорби? — «Страдающий плотью перестает грешить» — «Многие скорби праведным»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): Бог действует во временной жизни человека, поврежденного грехом, не столько как судия, потому что этому еще будет особое время в конце веков, но преимущественно как врач, чему теперь-то и есть время. Поэтому и определяет человеку меру бедствия и скорби не как отсчитанное воздаяние за дела, но как прием врачевства, способный победить силу греховной болезни.

Как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтобы излечить болезнь, подобно этому Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу склонности к греховным услаждениям.

Встречай бедствие не как врага и мучителя, но как справедливое наказание за грехи, как врача душевных болезней, как посланника Божьего, как вестника благодати: Господь, кого любит, того наказывает (Евр.12, 6).

Иной истощается в поиске помощи человеческой, а не вспомнит о Боге. Бог — …помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс.45, 2).

Кто не подвергает себя добровольно очистительной работе внутренней скорби покаяния и самоукорения, а также внешних скорбей не приемлет с терпением и смирением, тот еще не находится на пути к Царствию Божию, указанном в Евангелии.

Бог хочет от тебя терпения и надежды, когда подвергает душу лишению для ее испытания и очищения.

images5Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, помяни Матерь Господа, стоявшую при Кресте Его.

Есть нищие, убитые несчастьем, их надо побуждать и руководствовать к исканию помощи. Есть нищие гордые, которые не хотят преклонить головы перед благодетелями, а хотят, чтобы благодетели поклонились им со своими благодеяниями. Таковы суть перед Богом люди, которые не умеют или не хотят призывать Бога в скорбях своих.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14, 22). Апостолы не говорят: многими познаниями подобает внити в Царствие; хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (см.: Кол.2, 3), сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания, а следственно, и близкой надежды Царствия Божия не многими познаниями, но многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простою молитвою: Боже, милостив буди ко мне, грешнику (Лк.18, 13).

Не говорят: многим временем подобает внити в Царствие Божие, хотя и на земле многое достигается не скоро; а небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте, в несколько часов, и даже, может быть, в несколько минут, совершил путь от врат адовых до дверей рая.

Не говорят: многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие, хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царство Небесное силою берется (Мф.11, 12). Видно, успех усилий, которыми достают Царствие Небесное, не всегда определяется тягостию трудов и числом подвигов. Перстень сына Царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим (Лк.15, 21); а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться.

Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но, — говорят апостолы, — многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Видно, скорби паче других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия.

Рап Магдалина НинаИз первой части жития Марии Магдалины ничего не известно нам, кроме того, что она была подвержена тяжкому и страшному недугу, в котором обыкновенные врачи тем менее умеют подавать помощь, чем менее понимают его начало. И если бы кто, как некогда апостолы о слепорожденном, спросил о ней: сия ли согреши или родители ея, да тако страждет, — не знаем, можно ли было бы, подобно как о том, сказать и о ней: ни сия согреши, ни родители ея, но да явятся дела Божия на ней (см.: Ин.9, 3). Но, как бы то ни было, за грехи ли, или не за грехи подверглась она страданиям, мы не колеблясь можем утверждать, что сие допущено было Провидением Божиим для того, чтобы над нею совершилось спасительное дело Божие. Если бы она не подверглась страданиям и не испытала безпомощности в них, то, вероятно, жила бы в родной стране Магдальской, в неведении о чудесах Иисуса Христа и о учении Его; или слух о них приняла бы только с любопытством, с удивлением, с недоверием и не возвысилась бы до живой веры и до крепкой, яко смерть, любви ко Спасителю. Но страждущая и беспомощная в страдании, не могла быть равнодушна к слуху о Чудотворце, исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.9, 35); она поспешила найти Его, сделалась самовидицею чудес Его, уверовала в Божественную силу Его: по вере получила исцеление и из порабощения силе тьмы перешла в свободу света; таким образом, недорогою ценою временного бедствия купила вечно блаженную жизнь.

…Из представившегося теперь примера научимся смотреть на все сие с истинной точки зрения, усматривать в сем пути Провидения Божия благие и спасительные и тесным прискорбным путем достигать истинного блага и спасения.

09Отец Небесный хощет образовать в тебе Своего благодатного сына и для сего назначает тебе трудные уроки, строгие испытания, сильно вразумляющие наказания, и, по уверению апостола, если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод правды (Евр.12; 7, 11). Тяжки тебе уроки, испытания, наказания, но разве лучше было бы тебе облегчену быть от них, и оставаться без плодов правды, и не достигнуть достоинства благодатного сына Божия?

Небесный Врач подает тебе горькое врачевство против болезни, может быть самим тобою не примечаемой, но не скрытой от Его всепроницающего всеведения. Тебе не хочется горечи, но разве лучше тебе не вкусить горечи и носить в душе болезнь и семя смерти вечной?

…Случается от впадшего в несчастие слышать жалобу: за что я так стражду? Ответ близок: ты страждешь за этот самый вопрос. Ибо в вопросе: за что я так стражду? – заключается решительная мысль: я не заслуживаю того, чтобы так страдать, или, что то же, я стражду несправедливо. Но кто послал или попустил на тебя страдание? Не Бог ли и Его Провидение? Итак, не видишь ли, что твоим вопросом ты в сердце величаешь себя и укоряешь Бога, если и не ропщешь на Него явно? Не думаешь ли оправдаться тем, что сия несчастная мысль родилась после несчастия и от самого несчастия? – Нет. Ты в несчастии тот же, который был прежде несчастия. Не смиренная и непокорная Богу мысль спала у тебя в сердце прежде несчастия, но не имела случая пробудиться; несчастие пробудило ее и вызвало наружу. Итак, поспеши сам себе отвечать праведно на неправедный вопрос: я стражду за грехи мои; потому что если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин.1, 8), и, если не усматриваю явных грехов, явно привлекших наказание, от тайных моих очисти, Боже (Пс.18, 13)! Можешь еще о том же предмете предложить вопрос, более рассудительный: для чего я стражду? И на сие можешь иметь утешительный ответ: по намерению Божию, ты страждешь для твоего спасения. Господь рек: претерпевший до конца спасется (Мф.24, 13). Где же было бы место терпению, если бы не было ничего неприятного, если бы не от чего было скорбеть и страдать? Но от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда (Рим.5, 3-4); и таким образом исполняется обетование Господне: претерпевший до конца спасется.   

Искушения

Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота во внутренности: в огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая, по причине примешения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия или, наконец, вовсе лицемерная: в огне искушения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается.

images (6)…Полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от пагубного самопрельщения и поставить на путь истинного покаяния и исправления. Полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству, по реченному: святой да освящается еще (Откр.22, 11), да, по обетованию Христову, чистые сердцем Бога узрят (Мф.5, 8), да побеждающий наследует все  (Откр.21, 7), да совершенный, без препоны, по закону подобия и единства, приступит и приобщится к церкви первенцев написанных на небесах… и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12, 23)…

Мир есть то горнило, в котором огнь искушений, постепенно разрушая плоть, очищает сокровище духовное и возвышает цену его пред очами неба…

Если любовь к Богу, чтобы мы были Его достойны, должна взять в нас верх над всякою другою, то не обязаны ли мы Ему тем, что Он облегчает нам исполнение сея должности, делая нашим врагом прелестный мир, который так трудно перестать любить?

…Не случается ли видеть, что люди благоучрежденные в жизни, охотно прибегающие к Богу, лишась того, что сильно любили, например, детей или супруга, мирской чести и славы или имущества, так предаются скорби, что в ней одной сосредоточивают свою жизнь, не умеют подкрепить себя здравым размышлением, в котором прежде не имели недостатка; не могут довольно собрать себя на молитву, в которой прежде находили услаждение; вера, любовь к Богу, преданность в волю Божию суть теперь для них только знакомые имена и звуки, после того как они до своего несчастия ощущали в себе силу и действие оных? Что сие значит? – То, что любезное им они любили чрезмерно и паче Бога, хотя сами того не различали; что дети, супруг или супруга, честь, слава, имущество были идолы их сердца. Что же было делать Сердцеведцу и Душелюбцу, как разве отнять идол, исторгнуть, хотя болезненно, неправильную любовь к твари из души, которую Он хочет наполнить Своею Божественною любовью? Он любит, милосердует, очищает, врачует, приготовляет к блаженству, а мы смотрим и говорим: как Он тяжко посещает!..

Болезни

Небезполезно в болезни испытать чувство отрешения от мира, чтоб и после болезни придерживаться сего чувства. Не удивительно, если чувство сие не так легко приходит после болезни, как во время болезни: в болезни Бог дарует оное на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести оное…

11Из писем святителя о скорбях и искушениях:

…Прошу Вас рассудить, что встретившееся затруднение такого рода, которое ни предвидено, ни отвращено быть не могло. Следственно это есть посещение Божие: и нам ничего не остается делать, как смиренно предаться в волю Божию. И трудности Господь посылает для блага нашего, хотя мы часто не усматриваем, какое благо и каким образом принесут они. Он не дает искуситься паче, еже мощи; и творит со искушением и избытие или освобождение от затруднений. Таким размышлением успокаивайте дух Ваш и молитвою призывайте милосердие Божие, да преложит печаль на утешение и радость…   

Говорите о скорбях и смущениях: не зная их, не знаю, что сказать о них, а может быть, и зная не умел бы сказать полезного. Знаю только, что не по цветам ходят к небу, а всего чаще по тернию. Видали ли Вы, как варят пищу? Какое смущение в кипящем сосуде! Но зато пища будет вкусна и здорова, а без того была бы и не вкусна и не здорова. Если сосуд Ваш у огня, как быть, что в нем неспокойно! Потерпите!

Может быть, со временем понятно будет написанное: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой (Пс.65, 12). Благословен Господь, обличающий болезни душевные телесными, но не поражающий до конца. О если бы мы не препятствовали Ему врачевать нас! Да уповаем на Него, да любим Его; любя Его, возненавидим злая: и Он сквозь самое злое явит нам благая…  

Внимая себе, не без внимания должны мы взирать на многие окрест скорби, от скудости и другие, по праведным судьбам посещения Божия. Они должны побуждать иных к терпению, иных к исправлению, иных к благотворению, а посвятивших себя – Богу наипаче – к усугублению молитв о наших грехах и о людских неведениях…

Благо от скорбей

Бог, и в наказаниях Своих благодеющий, переставляет некоторых на путь к небу и спасению посредством земных бед и лишений, когда путь мира и суеты как бы провалился пред ними и им не остается где искать утешения и надежды, разве в Боге и благочестии. Решительный опыт непостоянства и ничтожности благ мира дает им решительное побуждение к отречению от сует мира.

Утешения в скорбях

Бог терпения и утешения да не оставит Вас!

Еще не знаю точно, какова настоящая Ваша потребность в утешении. Да дарует Бог, чтобы ни в каком случае скорбь не закрыла источник утешения.

Так суетно спасение человеческо (Пс.59, 13)! Так не ведаем, что родит находящий день (см.: Притч.3, 28)! Так ненадежно на земле говорить: мир и безопасность (1 Фес.5, 3).

Вот время взывать к Богу: даждь нам помощь от скорби (Пс.59, 13). И единодушные Вам взывают за Вас и с Вами.

Вот время мужаться, терпеть, повиноваться. Мужайся, и да крепится сердце твое, потерпи Господа. — Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. — Богови повинися, душе моя: яко от Того терпение мое (Пс.26, 14; Пс.61, 2, 6).

Если не время желать Вам спокойствия, желаю Вам кротких слез, орошающих сердце, доколе взойдет солнце утешения, дабы из посеянного в слезах возросло нечто для радостной жатвы.       

Бог терпения и утешения да дарует рабе Своей не изнемочь в подвиге терпения, и да пошлет Свое утешение в скорби, в которой человеческие утешения изнемогают! – Матерь Распятого за нас, испытавшая величайшую из скорбей Матери, да приимет молитву скорбящей матери, дабы принести оную к престолу Своего Сына и Бога.

…Как бы то ни было, поистине великое утешение, что имеем право и надежду молиться за отшедшего Богу живых, Богу кающихся, Богу ядущих Плоть и пиющих Кровь Сына Божия…     

Бремя, которое положила на Вас смиряющая рука Божия, рука Божия и поддержит. Но не увеличивайте оного сами для себя. Несите оное в простом как можно послушании. Да дарует Вам Бог истинное христианское мужество…

…Тихие слезы в скорби естественны, и Господь прослезился о Лазаре. Но как и радость и скорбь христианина должна быть с молитвою, то, при милосердной помощи Божией, надобно удерживать слезы в пределах, чтобы ими не прерывать своей молитвы и не возмущать молитвы других.

Да будет и Вам сказано, что у пророка Иеремии сказано плачущей о чадах своих Рахили. Тако рече Господь: да почиет глас твой от плача и очи твои от слез, яко есть мзда делом твоим, глаголет Господь (Иер.31, 16). Особенно когда приходит порыв к плачу громкому, должно остановить себя словами пророка: да почиет глас твой от плача. 

Зачем нужны скорби?

Скорбям суждено быть на пути спасения, во-первых, по правосудию. Бог хотел вести человека на небо райским путем, но человек преступил волю Божию и оступился. Возмечтал идти выше пути Божия – и столько низринут правосудием Божиим, сколько низринул сам себя. Терние, волчцы, труд, пот, печали, воздыхания посеялись на его пути, а на конце его явилась смерть временная и вечная. По закону рождения мы все наследовали от первого прародителя грех и его неразлучное последствие – наказание, — и тем менее можем отказаться от сей последней части наследия, что сами умножаем первую грехами произвольными. Милосердие Божие открыло нам новый путь спасения во Христе, Который и правосудию Божию за нас удовлетворил Своею крестною смертию; но, при всем том, закон правосудия Божия не должен быть нарушен, и потому щадимого грешника нельзя вести наравне с райским безгрешным человеком. Радуйся, что уже не к смерти, а к жизни ведет тебя милосердие, и прими безропотно легкие и непродолжительные уроки правосудия: труды, лишения, скорби, печали.

Во-вторых, скорби в руке Провидения бывают средством врачевания душ.

Грех есть болезнь, внедряющаяся в существо человека. Греховное впечатление и порочное услаждение оставляет, частию в душе, частию в теле, след, который становится глубже при повторении греховных действий, и который, возобновляясь воспоминанием, образует наклонность к греховному действию и некую жажду греха. Посему как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтоб излечить болезнь, подобно сему Врач душ и телес употребляет орудие скорбей, чтобы исторгнуть корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям…

В-третьих, скорби употребляет Провидение Божие для верующих и спасаемых как средство испытания и приготовления к вышей степени добродетели, совершенства и блаженства.

Испытание сие не нужно для Бога Сердцеведца, но нужно для самого человека, которого сердце глубоко, и который сам не знает, что из него может быть открыто и выработано. Как приражение железа к твердому камню высекает искры, которых до того не было признака, так при ударах скорбей блистают из твердой души искры добродетели, которые без того не возбудились бы.

«Страдающий плотью перестает грешить»

апостол Петр…Если кому не довольно просто верить, а нужно притом о потребности скорбей быть удостоверену рассуждением, и сей способ наставления имеем мы также в словах святого апостола Петра: Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслию… чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет.4, 1-2). Чудно сие рассуждение апостола. Оно подает случай к вопросу: неужели человек не может престать от греха, не пострадав плотию, тогда как он имеет свободу избирать лучшее и сверх того помощь к добру от благодати Божией? …Дело, о котором говорит апостол, конечно, лучше нас знает он, и как богопросвещенный апостол, и как опытный подвижник, который уже немало шел путем страданий, когда указывал сей путь христианам; и конечно, его божественное просвещение и его страдальческие опыты показали ему причину, по которой христианин должен поставлять себя в готовность к страданиям: ибо страдающий плотью перестает грешить (1 Пет.4, 1). В самом деле, грех, который человеком допущен, пробил себе дорогу в его сердце и в его существо. Если вы, усилием свободной воли, при помощи благодати, изгоняете его, по пробитой дороге он силится возвратится. По следам прежних греховных впечатлений вновь идут страстные и греховные движения, возбуждаемые воспоминанием или присутствием искушающих предметов и привычкою. Что же надобно делать, дабы решительнее освободить себя от греха? – Не только изгнать его, но и пробитую им дорогу заградить, разрушить, истребить. Надобно глубоко взрыть землю сердца, чтобы уничтожить следы греховного услаждения, чтоб исторгнуть глубоко проникшие тонкие корни греха. Надобно с огнем пройти про стезям внутренних чувств, чтобы очистить их от остатков греховных впечатлений. Следственно, надобны скорби и страдания, дабы пострадавый плотию престал от греха…

«Многие скорби праведным»

…Найдя…, что скорби в руке Провидения суть очистительное орудие для человека, уготовляемого к Царствию Божию, мы не должны удивляться, если найдем в опытах святых и то, что высшему очищению нередко соответствуют преимущественно многие скорби. Многие скорби праведным (Пс.33, 20), сказует Псалмопевец по наблюдению, а также и по собственному опыту исповедует пред Богом: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс.93, 19).

…Есть бедствия, о которых совсем нельзя спрашивать: за что, но разве: к чему? В которых не нужно обвинять человека, но в которых надобно только уметь оправдать и возлюбить Провидение. Таковы бедствия Иова, пророков, апостолов, Пресвятой Девы… Что …говорит Иов? Господь дал, Господь и взял (как угодно было Господу, так и сделалось); Да будет имя Господне благословенно (Иов.1, 21). Что говорит апостол? — Радуюсь в страданиях моих (Кол.1, 24): ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор.1, 5). Видите ли, как не кстати мы, грешные люди, вступаемся за праведников и покушаемся восстать против Провидения за их бедствия? Они не приемлют нашей безрассудной услуги; они не жалуются на горькую участь свою; не хотят перемены ее; они радуются; они благословляют Бога; они счастливы; мы не понимаем их счастья и думаем, будто можно роптать за то, за что они благодарят…

Святитель Филарет Московский «Испытание нашей веры». М.: Издательство «Благовест», 2009г.

Святитель Филарет Московский «Призовите Бога в помощь. Сборник писем». М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008г.

Слава Богу за все