Метки

, ,

images (2)«Насмешка диавола в том и состоит, что он заставляет людей вырывать из себя самое лучшее, самое святое, самое радостное, что есть в них, и, вместо того чтобы привести их при этом ужасном деле к слезам отчаяния, к величайшей тоске, он вселил в них веселье, дал им чувство, как будто бы здесь достигнуто что-то необычайно приятное для людей

Наше чувство скорби о потерявших веру особенно сильно потому, что мы-то ведь знаем, что вера не мечта, не греза, а самая святая истина, и при этом истина, дающая человеку счастье, радость,мир, покой, смысл жизни…»

Протоиерей Валентин Свенцицкий

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931): Я слышу за окном разговор. Говорят два голоса. Я знаю, что мужской голос принадлежит молодому человеку, служащему в галантерейном магазине, а женский голос – старушке, матери его жены.

—          Ты что же думаешь, — говорит мужской голос, — это небо?

—          А что же?

—          Это сгущенный воздух. Вот вас так попы и обманывают! Слышишь гром. Ты небось думаешь, что Илия пророк катается?

—          А что же такое?

—          Это электричество. Вот вас так попы-то и обманывают!

Старушка огорченно говорит:

—          Мы умрем – к Господу пойдем, а вы куда?

—          Мы никуда, да и вы никуда, потому что никакой вечной жизни нет. Это все попы выдумали.

Вот этот случайно донесшийся до меня разговор слышится сейчас по всей Руси. Почти смешно, совершенно ни с чем не сообразно, но этот сгущенный воздух, о котором где-то вычитал молодой человек, и это электричество победоносно разрушают в простых сердцах истины веры.

Сгущенный воздух, а не небо – это безграмотная фраза. Но молодой человек говорит ее, торжествуя победу над обманутой в своей вере старушкой. Если бы я мог его спросить (но ведь он никогда не придет сюда), какое отношение к истинам веры имеет то, что гром происходит от электричества? Конечно, он не ответил бы на этот вопрос, но разве ему это важно? Он убежден, что поймал обманщика попа, разоблачил его.

Воистину почти смешной разговор, но над ним можно и заплакать. Ибо что значит вот этот сгущенный воздух и электричество? Это страшно много значит. Это значит погибшая для спасения душа. Наука ли повинна в этом? Наука ли отнимает веру? Сколько раз уже мы возвращались к этому вопросу, и надо ли вновь здесь свидетельствовать, что серьезное, настоящее образование вполне уживается с верой, что истины веры лежат совершенно в другой плоскости, чем научное знание, и поэтому, если не сделать передержки, наука никогда не сможет разрушить веру.

Но самое страшное – это не слова, а тон, в котором они говорились, это тон радостного торжества. Можно подумать, что человек торжествует победу, доставляющую ему какие-то необычайные блага. Насмешка диавола в том и состоит, что он заставляет людей вырывать из себя самое лучшее, самое святое, самое радостное, что есть в них, и, вместо того чтобы привести их при этом ужасном деле к слезам отчаяния, к величайшей тоске, он вселил в них веселье, дал им чувство, как будто бы здесь достигнуто что-то необычайно приятное для людей. Но что же достигнуто?..  Кто-то говорил, ты будешь жить вечно. Это мечта, фантазия, несбыточная греза… На миг допустим, что это так, но здесь есть чему радоваться, здесь есть от чего прийти в восторг, здесь понятно ликование: ведь ему говорят о безсмертной, вечной, блаженной жизни. Но вот говорят человеку: «Ты проживешь несколько дней, месяцев, лет, умрешь, сгниешь – и больше ничего». Откуда же здесь веселие? Откуда здесь торжество? Чего же торжествовать, что ты только ни для чего ненужное соединение вещества, которое разрушится, и живой человек превратится в гниющее тело. Откуда же здесь взяться торжеству, если человек не впал в безумие?

Человеку говорят, Господь Бог содержит всю вселенную, Он дает высший смысл бытию вселенной и каждому отдельному человеку, Он ведет людей ко спасению; жизнью руководит разумная высшая сила, Промысл Божий.

Это – мечта, это – греза, это – несбыточная фантазия… Но есть от чего торжествовать, есть от чего прийти в восторг! Это понятно: разве не величайшая радость, что есть высший смысл бытия вселенной, что есть Господь, который ведет нас ко спасению и дает нам жизнь.

блудНо вот говорят, никакого Бога нет, все это пустяки; живите во зле, в грязи, в мерзости, умрете, сгниете, и больше ничего не будет. Как можно эти страшные слова произнести, торжествуя и веселясь?

Можно быть неверующим человеком, но совершенно нельзя понять, как можно быть веселым неверующим человеком?

Надо тогда плакать, плакать день и ночь в постоянном сознании полнейшей безсмысленности человеческого существования. Тогда нужно постоянно быть в тоске, что кто-то над тобой сыграл ужасную шутку, вложив в тебя какие-то неясные стремления к безусловному добру и истине, и потом все это свел к куску разлагающегося тела.

Можно быть неверующим человеком, но тогда нужно носить в своем сердце неизбываемую, постоянную тоску.

Можно быть неверующим человеком, но нужно иметь достаточно честности и смелости сказать, что вы, верующие, — счастливейшие существа, что ваша вера есть мечта, но мечта, отнять которую – значит отнять самое лучшее, что у человека есть.

Вот если человек домучается до того, чтобы так сказать, он будет уже на грани между неверием и верой.

4Бесовское наваждение, царящее в мире безбожия, в том и состоит, что люди торжествуют, веселятся и чувствуют себя победителями оттого, что убили в себе самое лучшее, что было в их душах.

Когда смотришь на толпу людей, наряженных, накрашенных, веселых, возбужденных, идущих по этой жизненной дороге так, как будто бы они действительно знают, зачем и куда идут, и подумаешь, что все это люди неверующие, разве не чувствуешь ты себя как в доме сумасшедших? И когда приходит на исповедь мать и говорит со слезами, что сын ее перестал верить, ты как бы видишь, что ведь еще один занемог и пристал к толпе безумных. Наше чувство скорби о потерявших веру особенно сильно потому, что мы-то ведь знаем, что вера не мечта, не греза, а самая святая истина, и при этом истина, дающая человеку счастье, радость, мир, покой, смысл жизни,и что все это отнимается пустой, фельетонной фразой о сгущенном воздухе и электричестве.

Когда подумаешь обо всем этом, есть от чего страдать и плакать, видя человеческое неверие.

001 (5)Для того чтобы стать верующим человеком, для этого не нужно знать мудреных доказательств безсмертия, нужно лишь широко открыть свое сердце для чувствования жизни, и тогда твой внутренний, безсмертный мир предстанет перед тобой в такой несомненности, твое тело, материальное твое бытие представится тебе до такой степени явно иным началом, чем этот открывшийся тебе внутренний мир твой, что не понадобится никаких логических и научных для веры в безсмертие доказательств.

Тогда никакие пустые слова о сгущенном воздухе и электричестве не смогут отнять у тебя этой великой драгоценности – веры, которая есть не поповский обман и не несбыточная греза, а самая несомненная, самая непоколебимая правда.

По книге: «Беседы великих русских старцев о Православной вере, спасении души  и различных вопросах духовной жизни». Издательство ЗАО «Тираж-51», 2004г.

33