Метки

, ,

images (6)Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой.

 Что же касается до голой веры: то и беси веруют и трепещут…

Кто хочет в этом мире жить без подвига за истину, а хочет лишь упражняться в добродетели, исполняя молитвенные правила, пощения, бдения, тот не на ее пути.

Преподобный Максим Исповедник

 Брань духовная. Темные силы Вера в Бога. Вера без дел мертва Заповеди Любовь. О любви к Богу. О любви к ближнему. Любовь к врагам. Милостыня. Молитва. Намерения. Немощь человеческая и помощь Божья. Обиды. Гнев. Осуждение. Подозрение Скорби, искушения и болезни Стояние в истине (одной молитвы не достаточно…) Страсти Страх Божий Суета Тщеславие. Когда добрые дела становятся недобрыми Чистота и безстрастие

 Брань духовная. Темные силы

images (2)Преподобный Максим Исповедник (662): Непрестанно ищущие души нашей ищут посредством страстных помыслов ввергнуть ее в мысленный или действенный грех. Но когда встретят ум, не приемлющий их, тогда постыдятся и посрамятся; когда же найдут ум занятым духовным созерцанием, тогда возвратятся вспять и устыдятся зело вскоре (Пс.34, 4; 6, 11). Изнемогают демоны, когда чрез исполнение заповедей уменьшаются в нас страсти; погибают – когда, в силу безстрастия души, совершенно исчезают из нее, не находя в ней того, чем держались в ней и чем воевали против нее. Сие-то значит: изнемогут и погибнут от лица Твоего (Пс.9, 4). …Три …есть начала, побуждающих нас на зло: страсти, демоны и злое произволение. Страсти – когда желаем чего безрассудно, как-то: или пищи не вовремя и без нужды, или жены без намерения деторождения и незаконной, также когда гневаемся или огорчаемся на кого не должно, как то на бесчестившего или вред нам причинившего. Демоны, когда они во время вознерадения нашего, усмотрев удобное время, внезапно налегают на нас и с великой силой возбуждают вышесказанные страсти и подобные им. Наконец, злое произволение – когда, зная добро, избираем зло. Ум тогда лишается дерзновения к Богу, когда бывает собеседником с помыслами злыми и нечистыми.

Вера в Бога. Вера без дел мертва

Вера утешает боримый ум, воодушевляя его несомненностью в помощи… Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения.

Вера без дел мертва

Не говорите, что вы есть храм Божий, говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: то и беси веруют и трепещут (Иак.2, 19).

 Заповеди

Слепую имеет веру тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих. Ибо, если заповеди Божии есть свет, то явно, что без Божественного света остается тот, кто не исполняет Божиих заповедей, нося голословное, а не истинное Божественное звание.

 Любовь

Pic_78Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их качествам: но, всегда взирая на оное, всех человеков равно любит. Любит добродетельных, как друзей, а порочных, как врагов, благоденствуя им, долготерпя, перенося приключающееся от них, отнюдь не мысля зла, и даже страдая за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями; если же и невозможно, по крайней мере, не отступать от своей готовности к тому, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к Нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя, впрочем, каждый сам себя делает достойным или славы, или муки. Дело любви составляют: усердное благодетельство ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами. Если, по словам Божественного Апостола, все дары Духа имеющий, любви же не имеющий никакой не получает пользы: то какое должны мы употребить тщание, дабы стяжать ее (1 Кор.13, 3).

О любви к Богу

001Кто что любит, тот то и объять всячески желает и все препятствующее ему в этом отстраняет, дабы сего не лишиться. Так и Бога любящий печется о чистой молитве и всякую страсть, полагающую ему в том препону, из себя извергает. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу. Любящий Бога предпочитает познание Бога всему от Него сотворенному, и непрестанно прилежит к тому с вожделением. Чей ум прилеплен к Богу любовью, тот ни во что ставит все видимое, даже самое тело свое как бы чужое. Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились. Почему – когда видит их обращение и исправление, радуется радостью безмерной и неизреченной. Любящий Бога Ангельской жизнью на земле живет, постясь и бдение совершая, поя и молясь, и о всяком человеке всегда доброе помышляя. Любящий Бога никого не огорчает, и ни на кого не огорчается из за временного: огорчает же и огорчается одной спасительной печалью, каковою блаженный Павел и сам огорчился и огорчил Коринфян (2 Кор.2, 4). Если всякий чего желает, того и достигнуть домогается; всех же благ и желаемых вещей несравненно добретнее и вожделеннее – Бог: то какое рвение должны мы показать, чтобы достигнуть Его по естеству благого и вожделенного. Не растлевай плоти твоей срамными делами; не оскверняй души помыслами злыми: и мир Божий низойдет на тебя, принося с собою любовь.

О любви к ближнему

01 (3)Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за какое-либо падение совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку. Любящий Меня, говорит Господь, заповеди Мои соблюдет (Ин.14, 15). Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга (Ин.15, 12). Итак, не любящий ближнего не соблюдает заповеди; а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа. Блажен человек, который всякого равно любить может. Как Бог, по естеству благой и безстрастный, хотя всех равно любит как Свои создания, но добродетельного прославляет как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков – добродетельного по естеству и за благое расположение воли, а порочного как по естеству, так еще из сострадания, милуя его как несмысленного и во тьме ходящего. Любовь к врагам Аз же глаголю вам, говорит Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть (Мф.5, 44). Для чего заповедал Он сие? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия, и сподобить величайшего стяжания совершенной любви; которой невозможно иметь тому, кто не всех людей равно любит, по примеру Бога, всех людей равно любящего, и хотящего всем спасться, и в познание истины придти (1 Тим.2, 4).

Милостыня

images (7)Творящий милостыню, подражая Богу, не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в потребностях телесных. Но всем равно разделяет, соразмерно с нуждой; хотя добродетельного за благое расположение воли его предпочитает порочному.

Молитва

images (37)Искренне любящий Бога молится без всякого развлечения, равно и молящийся без всякого развлечения любит Бога искренне. Но не может молиться без развлечений тот, чей ум пригвожден к чему-либо земному. Итак, не любит Бога тот, чей ум привязан к чему-либо земному. Есть два высочайших состояния чистой молитвы. Одно случается с людьми жизни деятельной, другое – с людьми жизни созерцательной. Одно бывает в душе от страха Божия и благой надежды; другое – от божественной любви и крайней чистоты. Признак первой меры есть тот, когда собирают ум от всех мирских помыслов, творя молитвы без развлечения и смятения и как бы Сам Бог предстоял ему, как и предстоит действительно. Признак второй – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем божественным и безмерным светом и совсем не чувствует ни себя и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем такое озарение. В сем состоянии подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания.

Намерения

Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, для Него ли мы делаем их или ради иной причины. Когда услышишь слово Писания: иже воздаст комуждо по делом его (Рим.2, 6), помни, что Бог воздаст добром не за то, что делается без правого намерения, хотя то кажется и добрым; но именно за делаемое с правым намерением. Ибо суд Божий взирает не на одно то, что делается, но на намерения, с какими делается.

Немощь человеческая и помощь Божья

Петр утопающийСказал Господь: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 5). Ибо наша немощь такова, что и возжелав добра, она не может довести его до конца без Подателя благих. Кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божией силы помогающей. И такой при помощи ее иное уже совершив, а другое стараясь совершить, никогда не уничижает никого из людей. Ибо знает, что как ему помогла она и избавила его от многих страстей и бед, так сильна помочь и всем, когда восхощет, и наипаче подвизающимся Его ради; хотя по неким судьбам всех вдруг от страстей не освобождает, но, яко благий и человеколюбивый Врач, каждого притекающего к Нему исцеляет в свое время.

Обиды. Гнев

Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. Когда тяжко тебе от укоризны или безчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор.13, 4): то, очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин.4, 8). Аз же глаголю вам, не противиться злу: но аще, кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую, и хотящему с тобою судиться, и ризу твою взяти отпусти ему и срачицу: и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два (Мф.5, 39-41). Для чего? дабы и тебя сохранить безгневным, бестревожным и неогорченным, – и его твоим незлобием научить, и обоих вас подвесть под иго любви, яко благ Господ.

 Осуждение. Подозрение

злословиеСамолюбие и плотское мудрование – вот причины, разъединяющие и ожесточающие людей, натравливающие их друг на друга. Не будь самоугодник, не будешь и братоненавистником. Если любовь искреннему зла не творит (Рим.13, 10); то завидующий брату, приводимый в печаль его доброю славою, помрачающий злоречием имя его, или по злонравию наветующий на него, не делает ли себя чуждым любви, и повинным вечному осуждению? Если любовь есть исполнение закона (Рим.13, 10): то памятозлобствующий на брата, уготовляющий ковы ему, проклинающий его, и радующийся падению его не есть ли законопреступник, и не достоин ли вечной муки? Ежели оклеветающий брата, и осуждающий брата оклеветает закон, и осуждает закон (Иак.4, 11); закон же Христов есть любы (Ин.13, 34): то клеветник не отпадает ли от любви Христовой, и не делается ли сам для себя виновником муки вечной? Не предавай слуха твоего языку клеветника, ниже языка твоего слуху любящего злоречия, с удовольствием говоря, или слушая речи против ближнего: да не отпадешь от любви Божественной, и окажешься чуждым вечной жизни. Не принимай укоризны на отца твоего, и не поощряй того, кто его бесчестит; да не прогневается на дела твои Господь, и потребит тебя от земли живых. Загради уста клевещущему – в уши твои, да не согрешишь с ним двойным грехом, и сам приучась к сей страсти пагубной, и ему не препятствуя поносить ближнего.

Подозрение

Не терпи приносящих тебе соблазны подозрений, на какого бы то ни было человека. Ибо допускающие до себя каким-нибудь образом соблазны от приключений, произвольно или не произвольно случающихся, не ведают пути мирнаго (Рим.3, 17), который чрез любовь ведет к познанию Бога любителей своих.

 Скорби, искушения и болезни

Прошу отче! скажи, что значит долготерпеть?» Старец ответил: «Быть тверду духом в несчастьях, сносить всякое зло и ждать конца искушению, не позволяя проторгаться гневу, или сказать неразумное слово, или заподозрить что, или подумать что неприличное благочестивому человеку, как говорит Писание: до времени стерпит Долготерпеливый, и последи воздаст ему веселие (Сир.1, 23)». Ибо много из случающегося с нами бывает в научение нас, или во очищение прошедших грехов, или в исправление настоящего нерадения, или предотвращение будущих падений. Кто помышляет, что искушение случилось с ним для чего-либо одного из показанного, тот не станет гневаться, будучи биен, особенно когда сознает при сем за собой грехи; не станет обвинять того, чрез кого искушение, ибо чрез него или чрез другого всячески он должен был пить чашу судов Божиих – но к Богу воззрит умом и возблагодарит Его, попустившего искушение, обвиняя себя одного и охотно принимая вразумление… Когда тяжко тебе от укоризны или безчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, — ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. Демоны или сами нас искушают, или вооружают против нас людей, не боящихся Господа: сами искушают, когда уединяемся от людей, как искушаем был Господь в пустыне; искушают чрез людей, когда обращаемся с людьми, как опять искушали Господа чрез фарисеев. Но мы, взирая на образец наш, т.е. Господа, отразим их в том и другом случае. Если прийдет на тебя нечаянное искушение, не вини того, чрез кого оно пришло, а ищи – для чего оно пришло, и обретешь исправлени». Искушения наводятся на одних для изглаждения грехов, прежде бывших; на других – для прекращения теперь деемых, а на иных – для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, кои бывают для испытания человека, как то было с Иовом. Пяти ради причин от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: 1-я причина та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; 2-я – чтобы мы, борьбой и трудом снискав добродетель, имели ее твердой и неизменной; 3-я – чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию; 4-я – чтобы, испытав делом, сколь зол грех, совершенной возненавидели его ненавистью; 5-я и важнейшая – чтобы, сделавшись безстрастными, не забывали мы своей немощи и силы Помогшего нам. Спастись искренно желает тот, кто не противится врачевательным лекарствам; лекарства же сии – суть скорби и печали, разными несчастьями наводимые. Противящийся же бедам не знает ни того, какой торг идет у нас здесь на земле, ни того, с какою прибылью отыдет он отсюда… Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелью и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, восчувствовав которую, он отлагает суетное надмение сердца.

Стояние в истине (одной молитвы не достаточно…)

01Кто хочет в этом мире жить без подвига за истину, а хочет лишь упражняться в добродетели, исполняя молитвенные правила, пощения, бдения, тот не на ее пути.

Страсти

Из страстей иные суть телесные иные душевные. Телесные от тела получают повод, а душевные от внешних предметов. Но и те и другие отсекает любовь, и воздержание: та – душевные, а это телесные. Иные страсти принадлежат к раздражительной силе души, а иные к вожделевательной. Те и другие возбуждаются чувствами: возбуждаются же тогда, когда душа находится вне любви и воздержания. Труднее преодолевать страсти раздражительной силы души, нежели вожделевательной: потому-то против них от Господа и врачевство дано сильнейшее – заповедь о любви. Все другие страсти касаются только или раздражительной части души, или вожделевателной, или же мыслительной, как например, забвение и неведение: а уныние охватывая все силы души, вдруг, за одним духом, приводит в движение почти все страсти, почему оно и тяжелее всех других страстей. Добре убо Господь, подав против оного врачевство, говорит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21, 19).

Страх Божий

09Боящийся Господа имеет смиренномудрие всегдашним своим собеседником, и по его напоминаниям восходит к любви и благодарению Бога. Он, воспоминая первое свое житие по духу мира, свои разнообразные прегрешения, случившиеся с ним от юности искушения, и то как Господь от всех их избавил его, и от жизни страстной перевел к жизни по Богу, со страхом восприемлет и любовь; и непрестанно с глубоким смиренномудрием благодарит Бога, благодетеля и правителя жизни нашей.

Суета

Блажен человек, не привязанный ни к какой вещи тленной или временной. Блажен ум, который, минуя все твари, непрестанно услаждается Божественной красотою. Кто, попечение о плоти простирая до похотей, за что-либо временное злопамятствует на ближнего, тот служит твари паче Творца. Бегающий всех мирских похотей поставляет себя выше всякой мирской печали.

Тщеславие. Когда добрые дела становятся недобрыми

Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые; но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры. Сподобившийся Божественного ведения и любовью стяжавший его просвещение, никогда не надмевается духом тщеславия; а не сподобившийся оного весьма легко им кружим бывает. Впрочем, если таковой во всем, что ни делает, будет воззревать к Богу, делая все ради Его, то с Богом легко избежит сего недуга.

Чистота и безстрастие

Чист ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом. Чиста душа освободившаясь от страстей, и непрестанно возвеселяемая Божественной любовью. Безстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. За воздержание награда – безстрастие; за веру – ведение. Безстрастие рождает рассудительность, а ведение – любовь к Богу. Мзду за подвиги в добродетели составляют безстрастие и ведение. Ибо они виновниками бывают для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – муки вечной. И потому ищущий их ради славы человеческой, а не ради того, что они добро суть, слышит от Писания: просите и не приемлете, зане зле просите (Иак.4, 3).

Добротолюбие, том 3

7