Метки

, , , ,

 Киприан КарфКто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа… Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь… Нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею… Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Вера. Твердость в вере — Гордость и смирение — Заповеди — «Злоречивые Царствия Божия не наследуют» — Единство Церкви — Еретики, раскольники. Дух еретический – дух антихриста — Покаяние — Пастырям. Нечестивые пастыри — Священники. Послушание священникам. О неосуждении священников — Церковь Христова. «Пшеница и плевелы». Вне Церкви нет христианства

 Вера. Твердость в вере

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258): Люди с достоинством, однажды став твердою ногою на скалу, не подвигнутся не только от легкого ветерка, но и от порывистого и бурного ветра. Только сомневающийся и нерешительный дух часто колеблется от разных мнений, как от дуновения пробегающих ветров, и уклоняется от своей цели по своему легкомыслию…

Мы не можем уже более продолжать быть христианами, когда дошло до того, что боимся угроз и нападения потерянных людей, тем более что нам угрожают и язычники, и иудеи, и еретики, что все, чьими сердцами и умами овладел диавол, каждодневно и неистово выказывают в наш адрес свою ядовитую ярость. Но мы не должны уступать только потому, что нам угрожают, как будто противник и враг сильнее Христа оттого, что он столько присваивает себе и столько берет на себя. В нас …сила веры должна быть непоколебима, и со стойкою и непреклонною твердостью мы должны противостоять напору и стремлению идущих на нас волн, так чтобы они разбивались о нас, как о неподвижную каменную скалу. Откуда бы епископу ни угрожал страх или опасность, он, живя среди опасностей и страхов, приобретает славу через них. Мы не должны помышлять только об угрозах язычников или иудеев и только их иметь в виду, когда видим, что Сам Господь встретился с враждебным отношением своих братьев и был предан тем, кого Сам избрал в Свои апостолы. Да и в самом начале мира праведный Авель был убит своим братом, …отрок Иосиф был продан братьями в плен в Египет. В Евангелии читаем предсказание о том, что большее число врагов составят враги домашние и что будут предавать друг друга те, которые прежде соединены были таинством единодушия (см.: Мф, гл.10). Дело не в том, кто предает или начнет гонение, когда Бог попускает предавать тех, кого располагает увенчать. Для нас не бесчестие терпеть от братьев то, что претерпел Христос, а для них не слава делать то, что делал Иуда…

Гордость и смирение

Слышу, что некоторые ведут себя заносчиво и надменно, тогда как написано: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя  (Рим.11, 20-21). Господь наш как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис.53, 7). Я не воспротивился, говорит, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис.50, 5-6). Кто же, живя ныне в Нем и через Него, дерзает возноситься и гордиться, забывая и дела, Им совершенные, и повеления, переданные нам Им Самим и Его апостолами? Если раб не больше господина своего, то идущие вслед за Господом должны с кротостью, смирением и безмолвием последовать стопам Его, потому что кто более смиряется, тот более и возвышается, по словам Господа: кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк.9, 48)…

Заповеди

Нас часто посещает и вразумляет Господь, напоминая ненарушимо и свято соблюдать Его заповеди. Это же, как я замечаю, бывает там и у вас: весьма многие и из вас получают Божественное вразумление относительно учения Церкви…

«Злоречивые Царствия Божия не наследуют»

Не должно быть между вами никаких споров и зависти, когда Господь оставил нам мир Свой. В Писании сказано: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал.5, 14). Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал.5, 15). Воздерживайтесь тоже, прошу вас, от ругательств и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют, и язык, исповедавший Христа, надлежит сохранять непорочным и чистым вместе со своею честью…

Единство Церкви

Почаев 4Мы должны заботиться и заботимся …о том, чтобы по мере возможности поддерживать единство, переданное от Господа через апостолов нам, их преемникам, и, насколько это зависит от нас, собирать в Церковь рассеянных и блуждающих овец, кои отделил от матери упорный замысел некоторых еретиков, оставляя вне Церкви только закосневших в своем упорстве или неистовстве и не захотевших возвратиться к нам. Они сами дадут Господу ответ за произведенный ими раскол и за оставление ими Церкви…

Меня тяготит …невыносимая печаль пораженного и почти уничтоженного сердца с тех пор, как узнал я, что вы, противореча церковному порядку, евангельскому закону и единству вселенского установления, согласились поставить у себя иного епископа, то есть – чему быть неприлично и непозволительно – учредить иную Церковь, разъединить членов Христовой Церкви, растерзать …единый дух и единое тело стада Господня. Прошу вас, …помня о своем исповедничестве и о Божественном Предании, возвратитесь к матери, от которой произошли вы… Не думайте, что, отделяясь сами от стада Христова и от его мира и согласия, вы таким образом защищаете Евангелие Христово. Славным и добрым воинам приличнее находиться в своем лагере и, пребывая внутри его, печься и промышлять о том, что должно касаться общего блага…

Еретики, раскольники. Дух еретический – дух антихриста

Они сами дадут Господу ответ за произведенный ими раскол и за оставление ими Церкви…

После того, как накануне прибыло сюда вредное еретическое скопище, само уже погибшее и замышляющее погубить тех, кто к нему пристанет…

Еварист, бывший епископом, не остался даже и мирянином, …отчужденный от кафедры и народа и изгнанный из Церкви Христовой, блуждает по другим отдаленным областям и сам, потеряв истину и веру, старается увлечь к тому и других, себе подобных…  И теперь, отступник и беглец из Церкви, он выдает себя за исповедника, тогда как невозможно ни называться, ни на самом деле быть исповедником тому, кто отвергся Церкви Божией…

Ты желал, возлюбленнейший брат, чтобы я написал тебе о Новациане, о том, какую ересь он ввел. Знай же, что прежде всего мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, раз он не в Церкви Христа. Пусть он себе хвалится, пусть надменно прославляет свою философию и красноречие, но кто не сохранил ни братской любви, ни церковного единения, тот потерял и то, чем был прежде. Неужели ты признаешь епископом того, кто, будучи лжив и чужд Церкви, горделиво усиливается посредством происков быть поставленным во епископа подобными ему беглецами, в то время когда в Церкви есть епископ, поставленный шестнадцатью соепископами? Церковь по всему миру одна, разделенная Христом на многие члены, и епископство одно, разветвленное в единодушном лике многих епископов. Он же хочет создать Церковь независимо от Божественного Предания, независимо от единства, соединяющего и связующего кафолическую Церковь… Как будто своим новым и упорным замыслом он может покорить весь свет и, сея раздор, раздирая состав церковного тела, не зная, что раскольники всегда горячи только в начале, но не могут взращивать и приумножать то, что беззаконно начали, и скоро ослабевают в неправой ревности своей!..

Апостол увещевает нас взаимно поддерживать друг друга, чтобы не отступить от учрежденного Богом единства: со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4, 2-3). И потому кто, не соблюдая ни единства духа, ни союза мира, отделяет себя от уз Церкви и от общества священников, тот, не признавая епископского единства и мира, не может иметь ни власти, ни чести епископа. Наконец, какой порыв гордости, какое забвение смирения и кротости, какая угодливость своему высокомерию в том, кто отваживается или думает, что может сделать то, чего не дал Господь и апостолам…

Дух еретический – дух антихриста: гордость, превозношение, надменность, высокомерие, дерзость, злоречие, ненависть.

…Это человек, увлекающийся новизною, отличающийся скупостью ненасытной, неистовым хищничеством, надутой спесью, глупостью и надменной гордостью. Он всегда был здесь на плохом счету у епископов. Священники общим голосом осудили его как всегдашнего еретика и вероломца. Он всегда проявляет любопытство, чтобы совершить предательство, употребляет приемы ласкового обращения, чтобы обмануть, никогда не бывает верен в любви. Это подстрекатель ссор и раздоров, от него происходят вихри и бури, приводящие к кораблекрушениям веры, враг покоя, противник тишины и мира…

По своим свойствам они человекоубийцы пред Богом, однако не могут убить, если Бог не попустит им того. И нам однажды только нужно умереть, а они и ненавистью, и слезами, и преступлениями своими каждодневно сеют смерть. …Божественное Писание так и учит: Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен (Авв.2, 5); и еще: Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слава его обратится в навоз и в червей. Сегодня он превозносится, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и замысел его погиб (1 Мак.2, 62-63). …Превозношения, надменность, гордое и наглое хвастовство рождается не от учения Христова, которое призывает к смирению, но от духа антихриста, которого укоряет Господь через пророка, говоря: говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14, 13-14). И присовокупляет: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя (Ис.14, 15-16). Таковым Божественное Писание в другом месте угрожает заслуженным наказанием следующими словами: грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено (Ис.2, 12).

Каждый из уст и слов своих тотчас познается и из речи каждого открывается, Христа ли он имеет в сердце своем или антихриста      

Пастырям. Нечестивые пастыри

Долг предстоятелей – держаться заповеди и вразумлять как поспешающих, так и не ведающих, иначе долженствующие быть пастырями овец сделаются хищниками. Ибо позволить то, что влечет к погибели, значит обманывать: через это не восстанавливается падший, а только, вновь оскорбляя Бога, еще более увлекается к погибели

Нечестивые пастыри

В книге Левит Бог говорит: человек, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему (Лев.21, 17). Также в книге Исхода (19, 22): священники же, приближающиеся к Господу Богу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И еще: когда будут они… приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести (на себя греха) и не умереть (Исх.28, 43).

…В Евангелии сказано: грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин.9, 31). Впрочем, глубокий и непроницаемый мрак довел до слепоты сердца некоторых, так что они не допускают к себе света спасительных заповедей и, раз оставив правый путь истины, среди ночи заблуждения уносятся по скользкой и обрывистой дороге своих преступлений.

И ничего нет удивительного в том, что наши соборы и Божественные заповеди отвергаются теми людьми, которые отвергли Самого Господа. Они ищут прибыли, приношений и корысти, за которыми и прежде ненасытно гонялись. Они жаждут и ныне пресыщений и пиршеств и этим весьма ясно показывают, что и прежде служили не благочестию, а своему чреву и любостяжанию с постыдною жадностью. Отсюда, как мы усматриваем и веруем, произошло, по Божественному произволению, и определение, чтобы не оставались у алтаря и впредь не прикасались к чистоте кровосмесители, в вере вероломные, в благочестии нечестивые, в Божественном земные, в священном святотатцы. Всячески надобно заботиться, чтобы такие люди вновь не возвращались, чтобы осквернить алтарь и заразить своей ересью братьев…

Покаяние

Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся (Апок.2, 5). Кается же тот, кто, помня Божественную заповедь, будучи кроток и терпелив и послушен священникам Божьим, угождает Господу своим послушанием и правыми делами

Священники. Послушание священникам. О неосуждении священников

01 (2)В Книге Царств говорится, что когда иудейским народом оказано было презрение священнику Самуилу за его старость, …Бог во гневе сказал: не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1 Цар.8, 7) и в наказание за это воздвиг им царя Саула, с тем чтобы тот, угнетая их тяжкими неправдами, смирил и уничижил разными озлоблениями и наказаниями гордый народ. И таким-то образом было воздано этому гордому народу Божеское отмщение за уничиженного священника. Соломон, наставленный Святым Духом, тоже свидетельствует о священническом достоинстве и власти, давая наставление в следующих словах: Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. И еще: всею силою… бойся Господа и почитай священника…

Многие и много болтают, разнося повсюду на священников Божиих клеветы, вышедшие из диавольских уст и ведущие к расторжению согласия кафолического единства…

Обращаюсь к тебе, чтобы ты обратил внимание на Корнелия, товарища нашего, с тем чтобы ты вместе с нами лучше узнал его, и не по лживым речам людей злых и злословящих, но по суду Господа Бога, Который сделал его епископом. …У Бога и Христа, у Церкви Его и у всех священников особенную похвалу заслуживает то, что не вдруг достиг он епископства, но пройдя все церковные должности и много послужив Господу в делах церковного правления, он достиг высочайшего священнического сана. Притом сам он не требовал, не желал епископства, не захватывал его, как другие, движимые собственным высокомерием и гордостью. Тихий и скромный, каким всегда бывают избираемые на это место свыше, он по стыдливости и девственному воздержанию своему, по смирению и скромности не употребил, как некоторые другие, насилия для того, чтоб стать епископом, но как бы сам испытал насилие, будучи принужден принять епископство…  Он занял это место по воле Божьей и по согласному общему утверждению нашему. А кто бы теперь захотел быть там епископом, тот окажется вне Церкви, ибо нет церковного посвящения тому, кто не держит единения с Церковью и ее решениями. Кто бы он ни был, как бы много ни говорил про себя, как бы много ни приписывал себе, — он невежа, он чужой, он вне Церкви…

…Не удивляйся же, что о нем говорят некоторые безчестно и злобно. Ты знаешь, что это всегдашнее дело диавола – уязвлять клеветою рабов Божьих и лживыми толками безчестить славное имя, чтобы тех, кои чисты совестью, запятнать хотя и совершенно нелепыми слухами…

…Знай, что эти слухи умышленно распускаются отступниками от веры. Ибо не могут хвалить нас те, которые отошли от нас, и мы не должны ожидать одобрения тех, кто, не заслуживая нашего одобрения и враждуя с Церковью, дерзко нападает и на братьев, на которых лежит долг печься о Церкви…

Послушание священникам

А между тем пусть не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение не повинуясь епископам и священникам, потому что во Второзаконии Господь Бог говорит: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, …тот должен умереть… и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко (Втор.17, 12-13). Бог повелел умерщвлять тех, которые не повиновались своим священникам…, от Него на то время поставленных. И как тогда было еще время телесного обрезания, то гордые и непокорные умерщвляемы были мечом телесным; а теперь, когда для верных слуг Божьих наступило обрезание духовное, гордые и непокорные умерщвляются мечом духовным, быв отлучаемы от Церкви…

О неосуждении священников

Если Господь говорит в Своем Евангелии: кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5, 22), то как могут избежать суда Бога те, которые возводят клеветы не только на братьев, но и на священников, удостоенных этого сана по благодати Божьей. Всякий, не оказавший повиновения священнику Божиему и судье, судящему в свое время, тотчас был умерщвляем. Во Второзаконии (17, 12-13) Господь Бог говорит так: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, (который будет в те дни), тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля; и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко. Так же Бог говорит Самуилу, когда оказали ему пренебрежение иудеи: Не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1 Цар.8, 7), и в Евангелии Господь говорит: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк.10, 16)…

Церковь Христова. «Пшеница и плевелы». Вне Церкви нет христианства

Господь наш, Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление Своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16, 18-19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие. …Церковь подразумевает епископа, клир и всех стоящих в вере. Но да не будет того, да не попустит милосердие Господа и непоколебимое могущество Его, чтобы Церковью был назван сонм падших, когда написано: Бог же не есть Бог мертвых, но живых (Лк.20, 38)! И мы желаем, чтобы все были оживотворены; мы воссылаем наши молитвы и воздыхания о том, чтобы все были восставлены в прежнее состояние. …Тем, которые памятуя свой грех, должны заботиться об удовлетворении Богу, надлежит быть смиренными, скромными и кроткими…

«Пшеница и плевелы»

images (38)Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви. Нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею, и когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему…

Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, Которому дан жезл железный (см.: Апок.2, 27). Раб не может быть больше господина своего, и того, что Отец предоставил одному Сыну, никто не может присваивать себе, почитая для себя возможным носить лопату для потребления и очищения гумна или отделять человеческим судом все плевелы от пшеницы. Это было бы гордым упорством и святотатственным посягательством, на которое способно злобное неистовство. Присвоившие себе более власти, чем требует кроткая правда, изгоняются из Церкви, и нагло себя возвышающие, будучи ослеплены самою своею надменностью, теряют свет истины

Вне Церкви нет христианства

028Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовой, не находится в Церкви Его?..

Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, раз он не в Церкви Христа…

Вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви. А что действительно погибают непокорные, не слушающиеся спасительных наставлений пастырей и не повинующиеся им, это подтверждает Писание, говоря: Глупый пренебрегает наставлением… ненавидящий обличение погибнет (Притч.15, 5, 10)…

Священномученик Киприан Карфагенский «Таинство единства Церкви». М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008г.

82