Метки

, , , ,

«01Много благ в мире; но они все производят в душе жажду, а не утоляют ее; к сему потребно одно благо совершеннейшее – Бог. Ему же прилеплятися и в Нем пребывати благо есть!..

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верой и молитвой…»

Святитель Филарет, митрополит Московский 

пред иконою Божьей Матери КазанскаяБлагодарность Богу — Благодать — Бог. Милосердие и правосудие Божии. Что нужно для приближения к Богу? Ищи Господа. Спасение в Боге. «Бог и знает, и может, и хочет, и творит» — Вера. Христианство. Православие — Воля Божия — Воспитание детей — Враги — Гордость — Грех — Земная жизнь человека — Зло и добро — Истина — Любовь Божья — Милостыня, милосердие — Молитва. Ночная молитва — Наука. Знание. Мудрость — Немощи человеческие — Осуждение. Подозрения — Отчаяние — Последние времена. Ложная (плотская) жизнь. Дух антихриста — Послушание духовнику — Пост и воздержание. Чрево. Чревоугодие — Прелесть — Промысел Божий. Все от Бога. Надежда и упование на Бога — Родители — Россия — Скорби, искушения, болезни. Благо от скорбей. Утешения в скорбях. Зачем нужны скорби? «Страдающий плотью перестает грешить». «Многие скорби праведным» — Слово Божье. Чтение — Смертная память — Смирение. Мир душевный через смирение и отсечение своей воли — Сны. Сновидения — Совершенство и спасение (добровольная нищета и делание заповедей; «можно ли богатому спастись?») — Спиритизм. Магнетизм — Суд Божий — Суета, многопопечительность. Едино есть на потребу. Успокоение в Боге — Счастье земное — Темные силы. Брань духовная — Узкий и широкий путь — Утешения духовные — Царство Небесное — Церковь — Язык. Хранение уст

Благодарность Богу

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): «Благодарность Богу за полученные от Него дары – сосуд, в который благодать Божья полагает новые.

Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий, обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следовательно, тем более оно способно к принятию благодати».

Благодать

Кр (4)«В христианстве все благодатно и ничего без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать.

Спасительна благодать Божья сама в себе, но не спасает нас без нас.

Молитва – простертая рука для принятия благодати Божьей.

Мы только можем быть далеки от Духа Божия, а Дух Божий не может быть далек от нас.

Щедро Бог дарует благодать, но не расточает ее напрасно.

Благодать – талант Домовладыки, который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает.

Как милосердию Божью свойственно открывать для нас, даже недостойных, сокровища благодати Своей в ожидании нашего покаяния и исправления, так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.

Не только пагубно не делать дела Божьего, но и делать его с небрежением страшно».

Бог. Милосердие и правосудие Божии. Что нужно для приближения к Богу? Ищи Господа. Спасение в Боге. «Бог и знает, и может, и хочет, и творит»

04«Много благ в мире; но они все производят в душе жажду, а не утоляют ее; к сему потребно одно благо совершеннейшее – Бог. Ему же прилеплятися и в Нем пребывати благо есть!

Божия помощь приходит не по искусству наших слов, а по Его милосердию и по нашей вере и надежде, слову же простому и никаким примесом хитрости человеческой не помраченному более споспешествует Он, нежели всякому другому…

От всевидящего ока Божьего не укроются не только явные и видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Откр.2, 23; Евр.4, 13).

Разве пределы разумения человеческого должны быть пределом Божьего всемогущества?

Если я храню закон Божий и совести и щажу жизнь другого, а люди говорят, что я по малодушию берегу собственную жизнь, воля их. Быть чисту пред Богом важнее, нежели избегать неосновательного подозрения людей»

Милосердие и правосудие Божии

«Бог милосерд, но и правосуден, — безконечно милосерд, но и безконечно правосуден

Бог по безпредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь».

Что нужно для приближения к Богу?

001«Что нужно для приближения ко Христу и действительного с Ним общения? Нужна, по собственному Его изречению, любовь к Нему, которая заключается в соблюдении заповедей Его (Ин. 14, 21, 23).  А что нужно для соблюдения заповедей? Нужна сила отвергнуть свою греховную волю, свои страсти, свои незаконные вожделения, — нужна сила творить благоугодное Богу. Итак, проси ее прилежною, неотступною молитвою, и по обещанию Господню дастся тебе. Тебе нужна истина, которая бы верно показала тебе путь заповедей (Пс.118, 35), ведущий ко Христу, и охраняла тебя от распутий заблуждения, порока и самопрельщения. Итак, ищи ее в Слове Божием, в учении и примерных для нас деяниях святых… Тебе нужно окаменелого земными пристрастиями сердца сокрушение, умягчение, оживление, отверзение, дабы с тобой могло совершиться то, что радостно исповедал о себе Богу один из праведных: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс.118, 32)». 

Ищи Господа. Спасение в Боге «Бог и знает, и может, и хочет, и творит»

«Ищи Бога мыслью на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми.

Ищи Господа; и благо будет душе твоей. Надейся на Господа; и вкусишь и увидишь, яко благ Господь (см.Пс.33, 9). Ищи Его свободным движением сердца, и тем утверждай твое благоденствие. Берегись забывать Его, чтобы не разрушить твоего благоденствия.

Но если, по несчастию, ты уже и впал в забвение Бога, и разрушено твое благоденствие: то вспомни, хотя теперь, что благ Господь, и не отчайся; ищи Его сокрушенным сердцем; принимай бедствия и скорби с молчанием терпения; надейся спасения Божия.

026До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верой и молитвой. Близок Господь ко всем призывающим Его истинно (Пс.144,18).

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности.

Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним.

Если человек возомнит сам соделать свое спасение, то, хотя бы ему известны были все средства спасения, …для него невозможно спасение. Но сия невозможность самоспасения, признаваемая смирением и верою, становится возможностью спасения в любви и премудрости Божией: невозможное человекам возможно Богу (Лк.18, 27). Человек не способен и помыслить что доброе от себя, как от себя (см.: 2 Кор.3, 5); иногда он работает умом Богу, но плотию закону греховному (см.: Рим.7, 22-23); или еже желание добра есть в нем, но чтобы сделать оное, того не находит. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим.7, 18-19). Бог и знает, и может, и хочет, и творит. И, зная лучше нас, чего мы требуем, Он нередко ведет нас, куда не знаем; и, желая нам блага более, нежели мы сами себе, Он не редко творит с нами, чего не желаем. Храняй младенцы духа Господь (Пс.114, 5); и Ангелом своим заповесть, да на руках возмут (Пс.90, 11-12) их; питает их млеком утешений… Зрит врагов наших сильных и ненавидящих нас, утвердишася паче нас, и предвариша нас в день озлобления нашего, и изведе на широту (Пс.17, 18-20). Но когда видит нас способными вступить в училище высокого Божественного воспитания или на самое поприще духовных подвигов, тогда Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12, 6); тогда крест и искушение предлагается нам непременно, и от времени «до времени» обильнее, как твердая пища совершенных (см.: Евр.5, 14). Скорби, лишения, болезни, события внезапные и поражающие нас посещают, как наставники в уреченные часы, и поучают нас в силе и существе самоотвержению, презрению мира, безстрастию, преданности в волю Божию – знаниям неведомым в мире, кроме их имени. Мы проводимся сквозе огнь и воду, да будем белы, яко снег, и чисты, яко злато, дабы испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвалам и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет.1, 7)».

Вера. Христианство. Православие

«Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.

Истина религиозная и нравственность – лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там нечиста и последняя.

Не все можно и должно изъяснять: многому должно только верить, потому что и можно только верить.

В отношении к людям разных исповеданий надобно со всею свободою и силою открыть убеждение в достоинстве православного исповедания; но в обличении заблуждений и заблуждающихся терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность так же нужны, как и ревность.

39 (1)Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве? От веры православной, которую принес нам великий киевский князь Владимир. Мы не можем не радоваться величию земли нашей. Откуда это величие? От веры православной! Она соединила воедино разрозненные племена и образовала единый и сильный народ. Кто сохранил землю нашу от стольких врагов, посягавших на нее? Святая вера православная! Это она укрепила любовь нашу к Отечеству, это она воодушевила на подвиг героев Донских и Невских, Мининых и Пожарских. Это она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает саму брань за Отечество как святой подвиг за веру Христову. Крест Христов – помощь и щит русского воина, с которым его можно только умертвить, но не победить.

…От Воскресения Христова и мы наследуем наше воскресение: умственное – от неведения к боговедению, воскресение нравственное – от греха к добродетели, воскресение духовное – от смерти к жизни вечной, не исключая и тела, ныне смертного; наконец, даже возрождение того, что есть лучшего в быту человеческом: ибо между народами христианскими и нехристианскими разность подобна разности между мертвыми и живыми.

Поистине благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь, — и не только ему, но, через него, и приближающимся к нему. Ибо какая сила в средоточии, такая распространяется и в окружность и действует в ней. И обратное: лишающий себя сего дара своим нерадением лишает чего-нибудь, может быть, и других…»            

Воля Божия

«…Если Его будет воля, добрый случай не умедлит открыться; если Его воли не будет, наши силы никогда не могут исполнить наших желаний…»

6Воспитание детей

«Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания.

Дела говорят сильнее слов.

Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями.

Не иноплеменное наставление производит добрых сынов отечества.

Справедливо на Бога возлагать надежду о себе и детях: но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь к ним не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

И доброе сердце детей может быть увлечено на неправый путь. Опытность родительская должна бодрствовать над ними…

Надменный мнимым знанием и образованностью всего чаще ставит себя выше своего состояния. Так происходят люди, которые не мирятся с бедностью, не уживаются с посредственностью, не сохраняют умеренности в изобилии, алчут возвышения, блеска, наслаждений, разочаровываются пресыщением так же, как не нахождением пищи своим страстям, всегда недовольны, любят перемены, а не постоянство, и, преследуя мечты, расстраивают действительность настоящую и будущую…

Небрегут о детях, если и учат их, но более приятному, нежели полезному…

Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной; если тщательнее меблируют их голову набором слов и понятий, нежели возделывают вертоград их сердца, исторгая из него дикие травы неправильных склонностей и привычек, насаждая в нем благие чувствования к добродетели, ограждая его от ветров легкомыслия и от бурь страстей; если при воспитании не довольно помнят и не довольно употребляют в дело, сколь важное само в себе, столь же и благодетельное для всех отраслей познания, начало учения: начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (Сир.1, 15) (то есть хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела).

Небрегут о детях, если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя сама себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешение им, чтобы сберечь сие в поощрение и награду их послушанию или успехам в полезном учении…

Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно, скажите ему языком понятным: «ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделана: дом построен архитектором, картину написал живописец, цветы посадил и вырастил садовник. Итак, надобно тебе знать, кто сделал светлое солнце, небо, звезды, — все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец всех людей. Он везде, хотя мы Его не видим, Он знает все, что мы делаем, слышит все, что мы говорим, даже все, что мы думаем. Без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти, животные бы не жили, ничто не существует без Его воли. Твоя мать добра, любит тебя, но Бог бесконечно больше благ и больше любит тебя. Твой отец трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог безконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать…»

Пример ваш всего более может действовать на ребенка в сем отношении; не произносите никогда имени Бога понапрасну, в речи шуточной. Во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте и ребенка подражать вам, приучайте слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении. Он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутренность. Но внушайте ему, что грех, молясь Богу, думать о другом, и что безмолвное чувство смирения перед Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца. Так мало-помалу он постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает всю необходимость веры для человека. При входе священника или другой духовной особы показывайте детям, примером своим, с каким уважением, любовью должно обращаться с служителями Церкви и внимать их урокам…

Когда будете учить его молиться с крестным знамением, когда во время молитвы обратите взор его на образ Господа Иисуса Распятого или как младенца, носимого на руках Пресвятой Девы – детская любознательность потребует у вас отчета, что это значит? Тогда начинайте питать юную душу христианством, только умейте применяться к возрасту, предлагайте простое человеческое млеко младенцу природы. Скажите, что Бог невидимый, именно Сын Божий, любя человеков, восхотел быть видим и жить с ними, для того родился от Пресвятой Девы и жил на земле как человек, чтобы научить нас свято жить; что Он восхотел даже пострадать и умереть на Кресте, чтобы очистить нас от грехов; но умерши как человек, как Бог в третий день воскрес, вознесся на небо и царствует на небе и на земле и спасает нас, когда мы молимся, угождаем Ему, веруем в Него и во грехах просим у Него прощения. Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ; и он возбудит внимание и возвысит душу детища, и ваше благоговение и любовь к Спасителю отразится в ней и приготовит ее к высшему разумению в свое время.

06 (2)Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч.19, 18).

Наказывай – значит учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей (Притч.29, 17)…

Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешения им, чтобы сберечь сие в поощрение и в награду их послушанию или успехам в полезном учении…

Наконец, Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Св. апостол Павел пишет: Отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господнем (Еф.6, 4).

И в другом Послании: Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол.3, 21)…

Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению св. апостола Павла: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал.4, 1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном.

Надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее со своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения?»

 на поле браниВраги

«Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими».

Гордость

«В нынешнем веке слышим притчу: «Плох тот воин, который не желает быть военачальником». Не Соломонова эта притча, не мудрость это, но мудрование плотское и суетное. Истинная притча говорит: Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться (Притч.17, 16). И еще: Мерзость пред Господом, всякий надменный сердцем (Притч.16, 5). С этим согласны слова и Того, Который более Соломона: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк.18, 14).

Тогда-то особенно и открывается недальновидность разума человеческого, когда он возмечтает, что все зависит единственно от его прозорливости и дальновидности.

Нет ничего противнее Богу, как гордость, потому что в ней скрывается обоготворение себя.

Возвышение наших путей в наших собственных глазах – уклонение от пути Божьего, хотя бы мы на нем и находились.

И перед людьми мнение о своей добродетели – ущерб добродетели, тем более перед Богом».

Грех

СМЕРТЬ ГРЕШНОГО«Грех лишает душу мира, ум – света, тело – нетления, землю – благословения, всякую тварь – всякой доброты. Он начинает тем, что вселяет ад в человека и оканчивает тем, что человек во ад вселяется. 

Лучшее употребление встречающихся неприятностей в жизни состоит в том, чтобы усматривать, какой неосторожный шаг привел нас к ним, и предписывать себе правила осторожности на будущее время.

Через чувства, которыми человек сообщается с видимым миром, если они слишком отверсты по неосторожности, а еще более – по пристрастию к видимому, входит греховная смерть в душу. Что же нам делать? Без сомнения – тщательно затворять окна, которыми входит смерть. То есть удерживать чувства, через которые прелесть и соблазн входят в душу».

Земная жизнь человека

«На пути мы все, и хорошо думать об этом, чтобы не забыть путевых распоряжений.

К нам быстро приближается сидящий на бледном коне, имя ему – смерть (Откр.6, 8).

День жизни человеческой нередко прежде вечера, прежде полудня пресекает нощь смертная.

Приобретай так, как бы не имел нужды; теряй так, как бы отдавал излишнее».

 Зло и добро

«…Зло сильно над некоторыми людьми, которые не хотят труда воспротивиться ему, но немощно пред благодатью…»

Истина

«Решась искать истины, сделайте милость, принимайте ее мирно, лакома ли она или нет… Вы сражаетесь с немирным чувством; а мне желательно, чтобы и совсем победили оное…

Истина если и неприятна, то врачебна, и потому знать ее надобно…»

Любовь Божья

Л (12)«Бог есть любовь по существу и самое существо любви; все Его свойства суть облачения любви; все действия – выражения любви. В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею; она есть истина…; она есть Его премудрость…; она есть Его благость…; наконец, она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью, ради высочайшего блага всех своих созданий. Приближьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией. Человек своим грехом заградил от себя присносущий источник любви Божией: и сия любовь вооружается правдою и судом, — для чего? – дабы разрушить сей оплот разделения…»

Милостыня, милосердие

«…Отцы говорят: если не можешь сделать бедному благодеяние, по крайней мере не огорчи его, а скажи ему доброе слово, от которого не будешь иметь убытка…»   

Мир душевный

«…Царствие Божие есть мир и радость о Дусе Святе (Рим.14, 17). Но спокойствие сие не в том, чтобы другие нас не беспокоили; ибо сие и невозможно в сем мире: но в том, чтобы сами мы не выходили из покоя за земные мелочи. Для сего надобно вооружаться терпением и молитвою с упованием на Бога. Возверзи на Господа печаль твою (Пс.54, 23)».

Молитва. Ночная молитва

«Что касается до посвящения Господу ночных часов, в недостатках сего исповедуйте пред Ним свою немощь и недостаток ревности и просите впредь Его помощи: ибо без Мене, глаголет Он, не можете творити ничесоже (Ин.15, 5). Сами же старайтесь сперва хотя по минутам похищать у себя и у сна и приносить их в жертву Господу».

Наука. Знание. Мудрость

«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера.

Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости. Путь же к Богу известен: благочестивое размышление, молитва, вера.

Знание без доброты – мудрость дьявольская». Немощи человеческие

«Что делать нам, бедным и немощным? С трудом восстаем, а легко падаем, еще не совершим исправления и опять повреждаем исправленное, не помышляя, что однажды поврежденное исправлять легче, нежели то, что после исправления опять испорчено. Когда видим грехи свои, враг говорит: «Они не так велики». Когда помыслим об исправлении, он внушает, что оно трудно и скучно. Когда сделаем малое доброе, он уверяет, будто мы уже отличные люди. А того не помышляем, что некоторые добрые дела и у злых людей есть; ибо злу, совсем чуждому добра, не на земле, а в аде быть свойственно. Не помышляем, как другие до смерти подвизаются за вечную жизнь и малые грехи оплакивают втайне. Господь да возбуждает благодатью Своею предающихся духовной дремоте; да дарует молитву молящимся, свет против сокрытых и силу против примечаемых ухищрений врага душ…»

Осуждение. Подозрения

«Опасное, братие, искушение – без нужды рассматривать недостатки и грехи других людей и прельщать себя мыслью, что мы не таковы, как они. Точно, это значит прельщать самих себя. Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним, оскорбляем Бога, их милующего, оскверняем наш ум нечистыми представлениями, подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых…

Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.

Надлежало бы более трудности находить в том, чтобы судить людей, нежели в том, чтобы смотреть на них просто, как смотрят на колеблемые ветром дерева images (12)или на текущую реку; но видно и в том есть трудность, чтобы не судить. Что же делать? Надобно учиться постепенно сперва осуждать себя за осуждение ближних, потом удерживаться от осуждения словом, когда мысль на то подвигнется, далее удерживать самую мысль. Кто довольно знает и судит себя, тому недосужно судить других. Все же благое приобретается подвигом, признанием своей немощи и помощью Божиею, которая да будет с Вами!..    

Если осуждают ближнего, поискать, не можно ли чего сказать в его извинение или защиту. Если мысль склоняется к согласию с осуждающим, — вспомнить свои недостатки, которые, может быть, не меньше осудили бы другие, если бы видели. А возвратясь к себе, надобно очистить свои уста покаянием пред Богом и, примечая падения, помыслить о лучших предосторожностях, которым, при внимании, сами падения научают… 

Охота судить и учить всех, а себя поставлять в пример – не завидное расположение. Но когда мы бегаем за сие от человека, то и мы не осудили ли его? Иной, может быть, и не заметил бы в другом охоты учить, а старался бы обратить в свою пользу случай быть учимым.

Совершенство – на небесах! Здесь, на земле, будем довольствоваться, видя в людях доброе намерение, а недостатки будем прикрывать любовью, зная, что и они так поступают с нами…

В чем осуждаем других, в том нередко Господь отъемлет от нас Свою хранящую руку, и враг увлекает нас в те вины, которыми самонадеянно винили других.

Удерживайтесь решать судьбу людей прежде суда Божия.

Назвать одного праведником, а другого извергом значит поставить одесную и ошуюю. Тот, которого Вы возвели в праведники, если осмотрителен, не захочет быть праведником пред Тем, Который пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние (См.: Мф.9, 13); и напротив, я не знаю изверга, который у Пришедшего спасти грешников не мог сделаться праведником чрез покаяние. Что же сделает нам преждевременный суд, разве нас, судей, осудит?»

Подозрения

«Отцы наши самые вероятные подозрения велят отвергать до последней возможности. Речь легкомысленная легко может показаться неблагонамеренною. Терпите не судя, поколику можно…

Душа чистая не легко верит возможности дел неправедных».

Отчаяние

«Отчаяние есть порождение гордости. Итак, смирение да будет охранителем Вашим от помыслов отчаяния. Мы стоим того, чтобы отчаяться, но благодать Божия не заслуживает того, чтобы потерять надежду на нее. Она дает нам право и паче упования в упование веровать (См.: Рим.4, 18)».

Последние времена. Ложная (плотская) жизнь. Дух антихриста

«…В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше молиться…»

Ложная (плотская) жизнь. Дух антихриста

«…Теперь скажем о ложной жизни. О питающейся пристрастно сказал апостол, что она жива умерла (1 Тим.5, 6). Если умерла подлинно, то жива ложно. Посему всякая жизнь плотская и греховная может называться ложной. Всякий действующий, больше или меньше, распространяет жизнь, какою живет, новую или ветхую… Жизни лицемерной, представляющей только поверхностный образ благочестия, особенно приличествует имя ложной.

Вы приписываете ложную жизнь только антихристу. Но разве антихрист сотворит что-нибудь совершенно новое? Но зло не может творить, а только повреждать сотворенное и поврежденное расстраивать больше и больше. Чтобы образовать свою ложную жизнь, антихрист возьмет ее стихии в аде и нечистых людях. И теперь антихристи мнози быша (1 Ин.2, 18): следственно, есть и ложная жизнь.

Как подвигами верующих и святых распространяется истинная жизнь, созидается и возращается Тело Христов – Церковь, до исполнения предуставленного числа избранных, — так грехами плотских человеков и соблазнами распространяется ложная плотская жизнь, которая, если бы, напротив, прекратилась, то антихристу не из чего было бы составить своего тела – церковь лукавнующих (Пс.25, 5)…

…Я боюсь безпечности и говорю грешнику, не довольно ревностному о исправлении: берегись, чтобы тебе не заразиться ложной жизнью и не сделаться орудием к ее распространению».

Послушание духовнику

М (26)«Правило с намерением оказать непослушание, в надежде, что оно простится, есть опасное правило. Меня страшиться нечего, но для себя надобно подумать, какие будут последствия, если будем поступать по таким правилам.

Скажете, что случай неважный, ответствую: тем легче исполнить то, что советуют. А если кто не послушается в малом, то какая надежда послушания в большем? Притом не я сам собою обременил Вас словом, а Вы спросили меня: Ваша была воля и спрашивать и поступать, как Вам угодно. Я же, сказав слово по вызову и не без причины, не могу отступить от него и убедительно прошу Вас исполнить то, на что Вы предварительно согласны были, ибо иначе для чего бы и спрашивать, если бы не было намерения поступать, как скажут…»

Пост и воздержание. Чрево. Чревоугодие

«Не следует возлагать на себя поста, превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста. Облегчение поста для немощных позволительно, по правилу церковному, и весьма справедливо, потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирить плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и лекарством, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Чрево

чревоугодие«Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек для того, чтобы наполнить малое и несмысленное чрево! Как унижается разум, когда истощается в изобретениях, чтобы дань, ежедневно требуемая чревом, как неумолимым владыкой, была ему приносима как можно в большем изяществе и была им приемлема как можно в большем количестве! И как ругается над этим раболепствующим разумом чрево, концом всех его забот об изяществе полагая нечистоту и смрад!»

Чревоугодие

«Если настоящее назначение пищи и пития – поддержание и возобновление телесного состава, а вкус пищи и приятность пития даны как средства для этой цели, то каждый кусок пищи, съедаемый для вкуса сверх утоления голода, есть объядение, и каждый глоток питья, употребляемый после утоления жажды и после ободрения сил для приятности, принадлежит к чаше пьянства».

Прелесть

«Чтобы не принять прелести за истину, для сего не велено привязываться ни к какому видению, являющемуся в чувственном образе. Сюда же относится и совет не любопытствовать, ибо чрез сие лично входит человек в привязанность. Что идет мимо, пусть оно идет и проходит. И пройдет само собой, если человек желания не привлечет к себе мимоходящего…

Думаете ли, слышите ли, помышляемое и слышимое испытывайте словом Божиим и рассуждением: и по слову Божию и по данному от Бога рассуждению поступайте. Сим образом и совет доброго советника не будет презрен, и прелесть лукавого не преуспеет».

Промысел Божий. Все от Бога. Надежда и упование на Бога

«Приходит на людей бедность, болезнь, голод, смерть: путь ли это Господень? Где тут милость? Бедствия сии постигают многих, злых и добрых, без приметного разбора: путь ли это Господень? Где тут истина? Зло естественное от естественных причин рождается, естественными же средствами нередко и отвращается: где тут путь Божий? Не примечаем ли, как недоумения сего рода охотно выдумываются и проповедуются людьми века сего, как будто новые открытия, как будто познания законов естества? Подлинно, здесь не излишен чистый, возвышенный взор Пророка, чтобы усмотреть путь Божий в делах природы, чтоб открыть милость и истину Господню сквозь смешение невинности и виновности человеческой. И Давид сие видит и задолго предупреждает наших поздних мудрователей, чтобы они не делали неуместных исключений из законов и власти сколько всеблагого, столько же и всеобъемлющего Провидения. Вси пути Господни милость и истина (Пс.24, 10).

Поелику Бог безконечен, вездесущ и всемогущ, то нет во вселенной никакого состояния тварей, которое было бы Ему недоступно, чрез которое бы не лежал какой-нибудь путь Господень: нет происшествия, которое бы не было ведено путем Господним, впрочем, так, что путь Господень никогда не стесняет путей свободы для существ нравственных. Поелику Бог вездесущий и всем управляющий есть также Бог премудрый, праведный и всеблагий, то все действия Проведения Его, все происшествия мира, касающиеся существ нравственных, ведутся так, чтобы все было средством к добру и противу зла; чтобы то, что называют злом по неприятному ощущению и разрушительным действиям в видимой природе, сие, так сказать, поверхностное явление зла, было врачевством или противоядием против зла более глубокого и подлинного, которое, рождаясь от злоупотребления свободы существ нравственных, повреждает их внутренно и делается источником безчисленных и безконечных злых последствий, внутренних и внешних, если пути оного не пресекаются путями Господними. Все пути Господни, в сем числе и так названные стези гнева (Пс.77, 50), или карательные действия Провидения, и бедствия, по-видимому случайно находящие, по-видимому без разбора поражающие, суть милость и истина, относящаяся преимущественно ко взыскающим завета Его и свидения Его; — истина, когда поражается грешник и предупреждается умножение грехов и распространение греховной заразы; истина, когда в общем бедствии спасается праведник; милость, когда пощажен бывает грешник, в котором или уже возбуждено, или предусматривается имеющее возбудиться покаяние; милость и истина вместе, когда бедствием, которое угрожало многим и постигло не многих, многие приведены к познанию своего греховного состояния и возбуждены к исправлению.

Еще Иовом слышанные и еще и ныне слышимые утешители зол (Иов.16, 2), (то есть такие утешители, которые, думая утешить во зле, ложным утешением производят новое зло) говорят: будьте спокойны – истребительная болезнь совсем не есть гнев и наказание Божие. Так что же она, други мои? Разве благоволение и награда от Бога? Вероятно, что такой награды не пожелал бы себе такой утешитель; а то верно, что нам не позволит человеколюбие пожелать оной для него.

Когда в храмине доброго отца покажется розга, увидевший ее тотчас подумает: видно, между детьми есть провинившиеся. Вселенная есть дом Отца Небесного. Человеков, особенно детей веры, бережет Он более, нежели мать детей своих (см.: Ис.49, 15). Общественное бедствие, без сомнения, не венок, а розга. Итак, когда вижу сию розгу, не умею думать иначе, как что земные чада, видно, заслужили наказание от Отца Небесного.

019 (1)Если думают, что бедствие пришло не путем истины и милости Господней, наказующей зло и обращающей к добру, то спрашиваю: как же пришло в мир бедствие? Украдкою? — Нельзя. Бог всеведущ. Насильственно? — Нельзя! Бог всемогущ. По слепому движению сил природы? — Нельзя. Ими управляет Бог премудрый и всеблагий. Куда не обращайся с догадками, отовсюду принужден будешь возвратиться к одной неоспоримой истине, что, если как-нибудь допущено в мир бедствие, то допущено не иначе, разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное и усовершительное, — как истина и милость путей Господних».

Надежда и упование на Бога

«Не время ли учиться надежде на Бога? Не время ли быть тверже, чтобы не от всякого веяния молвы колебаться? Не достанет ли у Бога средств оправдать надежду на Него? Но не показалось бы Вам, что я упрекаю: нет, я знаю немощь нашей природы; знаю, что нет надежды на Бога без Его помощи. Взирайте к Нему как можно чаще, как можно ближе, как можно тише и простее; и утверждайтесь и успокойтесь в Нем. Там, где скорбное чувство  потрясает душевную силу до потрясения и телесной, поставьте мысль, взирающую ко Господу Иисусу Христу, Его призывающую и в Нем обретающую мир. Да поможет Вам в сем помощью благою!

Чтобы не тяготиться опасением внезапностей, да взыщем не человеков, так же, как и мы, подверженных внезапностям, но Бога, у Которого нет ни внезапностей, ни перемен, но всегдашняя безопасность и вечное спасение…

Если, …в борьбе душевной померкает иногда свет, не теряйте бодрости, но и сквозь тьму и бурю взывайте ко Господу с надеждою: Он такой свет, который и во тме светится, и тма Его не объят (Ин.1, 5). Он и обуреваемому и утопающему простирает спасающую руку, когда человек признает, что сам себя спасти не может, и просит от Него спасения…   

Никто не надейся на себя.

Никто не отчаивайся в благости Провидения Божия.

Лишенный, скорбящий, озлобленный, не лишай сам себя веры и терпения и непрестанно взыскуй Господа, хотя, по-видимому, Он и сокрывается. Взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Пс.33, 11).

imagesГде не призывают Бога в скорбях, где не прославляют Его за благодеяния, там пресекается общение человека с Богом, Источником всякого блага и всякой премудрости; следственно, в удел человеку остается только зло и безумие. Отчего люди не только в трудных обстоятельствах не благодушествуют, но и боятся там, где нечего бояться? – Оттого, свидетельствует испытанная в бедах душа, что не призывают Господа. Господа не призваша, тамо убояшася страха, идеже не бе страх (Пс.13, 4-5). Каким образом целый мир языческий предан превратному уму делать непотребства, омрачен нелепостями, погряз в мерзостях? — как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили (Рим.1, 21, 28)».

Родители

x_cbe84e5d«Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя: как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем; с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, как кормила грудью, иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя. Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством».

Россия

«Из тайных скопищ безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростно с шумом и воплями, как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира».

Скорби, искушения, болезни. Благо от скорбей. Утешения в скорбях. Зачем нужны скорби? «Страдающий плотью перестает грешить». «Многие скорби праведным»

«Есть нищие, убитые несчастьем, их надо побуждать и руководствовать к исканию помощи. Есть нищие гордые, которые не хотят преклонить головы перед благодетелями, а хотят, чтобы благодетели поклонились им со своими благодеяниями. Таковы суть перед Богом люди, которые не умеют или не хотят призывать Бога в скорбях своих.

Не думай, что там уже и нет правды Божьей, где не усматривает ее твое не тонкое око.

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здоровью душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром.

Господь скорбями избавляет от больших скорбей.

Как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтобы излечить болезнь, подобно этому Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу склонности к греховным услаждениям.

Встречай бедствие не как врага и мучителя, но как справедливое наказание за грехи, как врача душевных болезней, как посланника Божьего, как вестника благодати: Господь, кого любит, того наказывает (Евр.12, 6).

Иной истощается в поиске помощи человеческой, а не вспомнит о Боге. Бог — …помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс.45, 2).

attach (1)Бог действует во временной жизни человека, поврежденного грехом, не столько как судия, потому что этому еще будет особое время в конце веков, но преимущественно как врач, чему теперь-то и есть время. Поэтому и определяет человеку меру бедствия и скорби не как отсчитанное воздаяние за дела, но как прием врачевства, способный победить силу греховной болезни.

Кто не подвергает себя добровольно очистительной работе внутренней скорби покаяния и самоукорения, а также внешних скорбей не приемлет с терпением и смирением, тот еще не находится на пути к Царствию Божию, указанном в Евангелии.

Бог хочет от тебя терпения и надежды, когда подвергает душу лишению для ее испытания и очищения.

Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, помяни Матерь Господа, стоявшую при Кресте Его.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14, 22). Апостолы не говорят: многими познаниями подобает внити в Царствие; хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (см.: Кол.2, 3), сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания, а следственно, и близкой надежды Царствия Божия не многими познаниями, но многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простою молитвою: Боже, милостив буди ко мне, грешнику (Лк.18, 13).

Не говорят: многим временем подобает внити в Царствие Божие, хотя и на земле многое достигается не скоро; а небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте, в несколько часов, и даже, может быть, в несколько минут, совершил путь от врат адовых до дверей рая.

Не говорят: многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие, хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царство Небесное силою берется (Мф.11, 12). Видно, успех усилий, которыми достают Царствие Небесное, не всегда определяется тягостию трудов и числом подвигов. Перстень сына Царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим (Лк.15, 21); а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться.

Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но, — говорят апостолы, — многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Видно, скорби паче других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия.

Из первой части жития Марии Магдалины ничего не известно нам, кроме того, что она была подвержена тяжкому и страшному недугу, в котором обыкновенные врачи тем менее умеют подавать помощь, чем менее понимают его начало. И если бы кто, как некогда апостолы о слепорожденном, спросил о ней: сия ли согреши или родители ея, да тако страждет, — не знаем, можно ли было бы, подобно как о том, сказать и о ней: ни сия согреши, ни родители ея, но да явятся дела Божия на ней (см.: Ин.9, 3). Но, как бы то ни было, за грехи ли, или не за грехи подверглась она страданиям, мы не колеблясь можем утверждать, что сие допущено было Провидением Божиим для того, чтобы над нею совершилось спасительное дело Божие. Если бы она не подверглась страданиям и не испытала беспомощности в них, то, вероятно, жила бы в родной стране Магдальской, в неведении о чудесах Иисуса Христа и о учении Его; или слух о них приняла бы только с любопытством, с удивлением, с недоверием и не возвысилась бы до живой веры и до крепкой, яко смерть, любви ко Спасителю. Но страждущая и беспомощная в страдании, не могла быть равнодушна к слуху о Чудотворце, исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.9, 35); она поспешила найти Его, сделалась самовидицею чудес Его, уверовала в Божественную силу Его: по вере получила исцеление и из порабощения силе тьмы перешла в свободу света; таким образом, недорогою ценою временного бедствия купила вечно блаженную жизнь.

…Из представившегося теперь примера научимся смотреть на все сие с истинной точки зрения, усматривать в сем пути Провидения Божия благие и спасительные и тесным прискорбным путем достигать истинного блага и спасения.

Отец Небесный хощет образовать в тебе Своего благодатного сына и для сего назначает тебе трудные уроки, строгие испытания, сильно вразумляющие наказания, и, по уверению апостола, если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод правды (Евр.12; 7, 11). Тяжки тебе уроки, испытания, наказания, но разве лучше было бы тебе облегчену быть от них, и оставаться без плодов правды, и не достигнуть достоинства благодатного сына Божия?

Небесный Врач подает тебе горькое врачевство против болезни, может быть самим тобою не примечаемой, но не скрытой от Его всепроницающего всеведения. Тебе не хочется горечи, но разве лучше тебе не вкусить горечи и носить в душе болезнь и семя смерти вечной?

…Случается от впадшего в несчастие слышать жалобу: за что я так стражду? Ответ близок: ты страждешь за этот самый вопрос. Ибо в вопросе: за что я так стражду? – заключается решительная мысль: я не заслуживаю того, чтобы так страдать, или, что то же, я стражду несправедливо. Но кто послал или попустил на тебя страдание? Не Бог ли и Его Провидение? Итак, не видишь ли, что твоим вопросом ты в сердце величаешь себя и укоряешь Бога, если и не ропщешь на Него явно? Не думаешь ли оправдаться тем, что сия несчастная мысль родилась после несчастия и от самого несчастия? – Нет. Ты в несчастии тот же, который был прежде несчастия. Не смиренная и непокорная Богу мысль спала у тебя в сердце прежде несчастия, но не имела случая пробудиться; несчастие пробудило ее и вызвало наружу. Итак, поспеши сам себе отвечать праведно на неправедный вопрос: я стражду за грехи мои; потому что если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин.1, 8), и, если не усматриваю явных грехов, явно привлекших наказание, от тайных моих очисти, Боже (Пс.18, 13)! Можешь еще о том же предмете предложить вопрос, более рассудительный: для чего я стражду? И на сие можешь иметь утешительный ответ: по намерению Божию, ты страждешь для твоего спасения. Господь рек: претерпевший до конца спасется (Мф.24, 13). Где же было бы место терпению, если бы не было ничего неприятного, если бы не от чего было скорбеть и страдать? Но от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда (Рим.5, 3-4); и таким образом исполняется обетование Господне: претерпевший до конца спасется».   

Искушения

«Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота во внутренности: в огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая, по причине примешения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия или, наконец, вовсе лицемерная: в огне искушения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается.

…Полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от пагубного самопрельщения и поставить на путь истинного покаяния и исправления. Полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству, по реченному: святой да освящается еще (Откр.22, 11), да, по обетованию Христову, чистые сердцем Бога узрят (Мф.5, 8), да побеждающий наследует все  (Откр.21, 7), да совершенный, без препоны, по закону подобия и единства, приступит и приобщится к церкви первенцев написанных на небесах… и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12, 23)…

…Мир есть то горнило, в котором огнь искушений, постепенно разрушая плоть, очищает сокровище духовное и возвышает цену его пред очами неба…

Если любовь к Богу, чтобы мы были Его достойны, должна взять в нас верх над всякою другою, то не обязаны ли мы Ему тем, что Он облегчает нам исполнение сея должности, делая нашим врагом прелестный мир, который так трудно перестать любить?

…Не случается ли видеть, что люди благоучрежденные в жизни, охотно прибегающие к Богу, лишась того, что сильно любили, например, детей или супруга, мирской чести и славы или имущества, так предаются скорби, что в ней одной сосредоточивают свою жизнь, не умеют подкрепить себя здравым размышлением, в котором прежде не имели недостатка; не могут довольно собрать себя на молитву, в которой прежде находили услаждение; вера, любовь к Богу, преданность в волю Божию суть теперь для них только знакомые имена и звуки, после того как они до своего несчастия ощущали в себе силу и действие оных? Что сие значит? – То, что любезное им они любили чрезмерно и паче Бога, хотя сами того не различали; что дети, супруг или супруга, честь, слава, имущество были идолы их сердца. Что же было делать Сердцеведцу и Душелюбцу, как разве отнять идол, исторгнуть, хотя болезненно, неправильную любовь к твари из души, которую Он хочет наполнить Своею Божественною любовью? Он любит, милосердует, очищает, врачует, приготовляет к блаженству, а мы смотрим и говорим: как Он тяжко посещает!..»

Болезни

«Небесполезно в болезни испытать чувство отрешения от мира, чтоб и после болезни придерживаться сего чувства. Не удивительно, если чувство сие не так легко приходит после болезни, как во время болезни: в болезни Бог дарует оное на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести оное…»

1Из писем святителя о скорбях и искушениях:

«…Прошу Вас рассудить, что встретившееся затруднение такого рода, которое ни предвидено, ни отвращено быть не могло. Следственно это есть посещение Божие: и нам ничего не остается делать, как смиренно предаться в волю Божию. И трудности Господь посылает для блага нашего, хотя мы часто не усматриваем, какое благо и каким образом принесут они. Он не дает искуситься паче, еже мощи; и творит со искушением и избытие или освобождение от затруднений. Таким размышлением успокаивайте дух Ваш и молитвою призывайте милосердие Божие, да преложит печаль на утешение и радость…   

Говорите о скорбях и смущениях: не зная их, не знаю, что сказать о них, а может быть, и зная не умел бы сказать полезного. Знаю только, что не по цветам ходят к небу, а всего чаще по тернию. Видали ли Вы, как варят пищу? Какое смущение в кипящем сосуде! Но зато пища будет вкусна и здорова, а без того была бы и не вкусна и не здорова. Если сосуд Ваш у огня, как быть, что в нем неспокойно! Потерпите!

Может быть, со временем понятно будет написанное: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой (Пс.65, 12). Благословен Господь, обличающий болезни душевные телесными, но не поражающий до конца. О если бы мы не препятствовали Ему врачевать нас! Да уповаем на Него, да любим Его; любя Его, возненавидим злая: и Он сквозь самое злое явит нам благая…  

Внимая себе, не без внимания должны мы взирать на многие окрест скорби, от скудости и другие, по праведным судьбам посещения Божия. Они должны побуждать иных к терпению, иных к исправлению, иных к благотворению, а посвятивших себя – Богу наипаче – к усугублению молитв о наших грехах и о людских неведениях…»

Благо от скорбей

Бог, и в наказаниях Своих благодеющий, переставляет некоторых на путь к небу и спасению посредством земных бед и лишений, когда путь мира и суеты как бы провалился пред ними и им не остается где искать утешения и надежды, разве в Боге и благочестии. Решительный опыт непостоянства и ничтожности благ мира дает им решительное побуждение к отречению от сует мира.

Утешения в скорбях

«Бог терпения и утешения да не оставит Вас!

Еще не знаю точно, какова настоящая Ваша потребность в утешении. Да дарует Бог, чтобы ни в каком случае скорбь не закрыла источник утешения.

Так суетно спасение человеческо (Пс.59, 13)! Так не ведаем, что родит находящий день (см.: Притч.3, 28)! Так ненадежно на земле говорить: мир и безопасность (1 Фес.5, 3).

Вот время взывать к Богу: даждь нам помощь от скорби (Пс.59, 13). И единодушные Вам взывают за Вас и с Вами.

Вот время мужаться, терпеть, повиноваться. Мужайся, и да крепится сердце твое, потерпи Господа. — Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. — Богови повинися, душе моя: яко от Того терпение мое (Пс.26, 14; Пс.61, 2, 6).

Если не время желать Вам спокойствия, желаю Вам кротких слез, орошающих сердце, доколе взойдет солнце утешения, дабы из посеянного в слезах возросло нечто для радостной жатвы.       

Бог терпения и утешения да дарует рабе Своей не изнемочь в подвиге терпения, и да пошлет Свое утешение в скорби, в которой человеческие утешения изнемогают! – Матерь Распятого за нас, испытавшая величайшую из скорбей Матери, да приимет молитву скорбящей матери, дабы принести оную к престолу Своего Сына и Бога.

…Как бы то ни было, поистине великое утешение, что имеем право и надежду молиться за отшедшего Богу живых, Богу кающихся, Богу ядущих Плоть и пиющих Кровь Сына Божия…     

Бремя, которое положила на Вас смиряющая рука Божия, рука Божия и поддержит. Но не увеличивайте оного сами для себя. Несите оное в простом как можно послушании. Да дарует Вам Бог истинное христианское мужество…

…Тихие слезы в скорби естественны, и Господь прослезился о Лазаре. Но как и радость и скорбь христианина должна быть с молитвою, то, при милосердной помощи Божией, надобно удерживать слезы в пределах, чтобы ими не прерывать своей молитвы и не возмущать молитвы других.

Да будет и Вам сказано, что у пророка Иеремии сказано плачущей о чадах своих Рахили. Тако рече Господь: да почиет глас твой от плача и очи твои от слез, яко есть мзда делом твоим, глаголет Господь (Иер.31, 16). Особенно когда приходит порыв к плачу громкому, должно остановить себя словами пророка: да почиет глас твой от плача». 

Зачем нужны скорби?

«Скорбям суждено быть на пути спасения, во-первых, по правосудию. Бог хотел вести человека на небо райским путем, но человек преступил волю Божию и оступился. Возмечтал идти выше пути Божия – и столько низринут правосудием Божиим, сколько низринул сам себя. Терние, волчцы, труд, пот, печали, воздыхания посеялись на его пути, а на конце его явилась смерть временная и вечная. По закону рождения мы все наследовали от первого прародителя грех и его неразлучное последствие – наказание, — и тем менее можем отказаться от сей последней части наследия, что сами умножаем первую грехами произвольными. Милосердие Божие открыло нам новый путь спасения во Христе, Который и правосудию Божию за нас удовлетворил Своею крестною смертию; но, при всем том, закон правосудия Божия не должен быть нарушен, и потому щадимого грешника нельзя вести наравне с райским безгрешным человеком. Радуйся, что уже не к смерти, а к жизни ведет тебя милосердие, и прими безропотно легкие и непродолжительные уроки правосудия: труды, лишения, скорби, печали.

л11Во-вторых, скорби в руке Провидения бывают средством врачевания душ.

Грех есть болезнь, внедряющаяся в существо человека. Греховное впечатление и порочное услаждение оставляет, частию в душе, частию в теле, след, который становится глубже при повторении греховных действий, и который, возобновляясь воспоминанием, образует наклонность к греховному действию и некую жажду греха. Посему как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтоб излечить болезнь, подобно сему Врач душ и телес употребляет орудие скорбей, чтобы исторгнуть корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям…

В-третьих, скорби употребляет Провидение Божие для верующих и спасаемых как средство испытания и приготовления к вышей степени добродетели, совершенства и блаженства.

Испытание сие не нужно для Бога Сердцеведца, но нужно для самого человека, которого сердце глубоко, и который сам не знает, что из него может быть открыто и выработано. Как приражение железа к твердому камню высекает искры, которых до того не было признака, так при ударах скорбей блистают из твердой души искры добродетели, которые без того не возбудились бы».

«Страдающий плотью перестает грешить»

«Если кому не довольно просто верить, а нужно притом о потребности скорбей быть удостоверену рассуждением, и сей способ наставления имеем мы также в словах святого апостола Петра: Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслию… чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет.4, 1-2). Чудно сие рассуждение апостола. Оно подает случай к вопросу: неужели человек не может престать от греха, не пострадав плотию, тогда как он имеет свободу избирать лучшее и сверх того помощь к добру от благодати Божией? …Дело, о котором говорит апостол, конечно, лучше нас знает он, и как богопросвещенный апостол, и как опытный подвижник, который уже немало шел путем страданий, когда указывал сей путь христианам; и конечно, его божественное просвещение и его страдальческие опыты показали ему причину, по которой христианин должен поставлять себя в готовность к страданиям: ибо страдающий плотью перестает грешить (1 Пет.4, 1). В самом деле, грех, который человеком допущен, пробил себе дорогу в его сердце и в его существо. Если вы, усилием свободной воли, при помощи благодати, изгоняете его, по пробитой дороге он силится возвратится. По следам прежних греховных впечатлений вновь идут страстные и греховные движения, возбуждаемые воспоминанием или присутствием искушающих предметов и привычкою. Что же надобно делать, дабы решительнее освободить себя от греха? – Не только изгнать его, но и пробитую им дорогу заградить, разрушить, истребить. Надобно глубоко взрыть землю сердца, чтобы уничтожить следы греховного услаждения, чтоб исторгнуть глубоко проникшие тонкие корни греха. Надобно с огнем пройти про стезям внутренних чувств, чтобы очистить их от остатков греховных впечатлений. Следственно, надобны скорби и страдания, дабы пострадавый плотию престал от греха…»

«Многие скорби праведным»

«Найдя…, что скорби в руке Провидения суть очистительное орудие для человека, уготовляемого к Царствию Божию, мы не должны удивляться, если найдем в опытах святых и то, что высшему очищению нередко соответствуют преимущественно многие скорби. Многие скорби праведным (Пс.33, 20), сказует Псалмопевец по наблюдению, а также и по собственному опыту исповедует пред Богом: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс.93, 19).

…Есть бедствия, о которых совсем нельзя спрашивать: за что, но разве: к чему? В которых не нужно обвинять человека, но в которых надобно только уметь оправдать и возлюбить Провидение. Таковы бедствия Иова, пророков, апостолов, Пресвятой Девы… Что …говорит Иов? Господь дал, Господь и взял (как угодно было Господу, так и сделалось); Да будет имя Господне благословенно (Иов.1, 21). Что говорит апостол? — Радуюсь в страданиях моих (Кол.1, 24): ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор.1, 5). Видите ли, как не кстати мы, грешные люди, вступаемся за праведников и покушаемся восстать против Провидения за их бедствия? Они не приемлют нашей безрассудной услуги; они не жалуются на горькую участь свою; не хотят перемены ее; они радуются; они благословляют Бога; они счастливы; мы не понимаем их счастья и думаем, будто можно роптать за то, за что они благодарят…»

Слово Божье. Чтение

013«На вопрос о книгах скажу апостольское слово: имамы известнейшее пророческое – и апостольское – слово: емуже внимающе… добре творите, дондеже день озарит, и денница  возсияет в сердцах ваших (2 Пет.1, 19): а когда сие последует, тогда при сем свете будет видно и то, какая книга писана Христовым духом и какая антихристовым. Советую более и более читать и познавать Священное Писание, а по нем святых отцов, а из них особенно могу одобрить для Вас Тихона Воронежского: в этой, хотя не глубокой, реке есть золотой песок…   

О чтении, помнится, говорил я, что не столько много, сколько внимательно читать должно. При других упоминаемых Вами чтениях две кафизмы, может быть, и неудобно читать каждый день постоянно. Если и одну прочитаете неспешно, тихо прислушиваясь к духу псалмопевца, и нечто, что ближе коснется сердца, постараетесь и после чтения воспоминать в досужную минуту, труд не будет тощ пред Господом…

Между христианином и безбожником расстояние так велико, что тут можно встретить неисчислимое множество заблуждений. Без нужды лучше не читать того, что подвержено сомнению. Довольно есть пищи чистой и здоровой»

Смертная память

«Если страшит смерть нечаянная, будем стараться сделать ее не нечаянною, т.е. будем прилежно помышлять о смерти и содержать себя по возможности в готовности к ней. Бог посылает страх смерти для наставления, а не для смущения…»

Смирение. Мир душевный через смирение и отсечение своей воли

x_df8eb1ab«Если гордость Ангелов с неба низринула в ад, то по противоположности надлежит заключить, что смирение от самого ада, то есть от самих глубин греха, может возвести на небо».

Мир душевный через смирение и отсечение своей воли

«Одно смирение может водворить в душе мир. Душа не смиренная, непрестанно порываемая и волнуемая страстями, мрачна и смутна, как хаос; утвердите силу ее в средоточии смирения; тогда только начнет являться в ней истинный свет и образоваться стройный мир правых помыслов и чувствований. Гордое мудрование с умствованиями, извлеченными из земной природы, восходит в душе как туман, с призраками слабого света: дайте туману сему упасть в долину смирения; тогда только Вы можете увидеть над собою чистое высокое небо. Движением и шумом надменных, и от того всегда беспокойных, мыслей и страстных желаний душа оглушает сама себя, дайте ей утихнуть в смирении: тогда только будет она способна вслушаться в гармонию природы, еще не до конца расстроенную нынешним человеком, и услышать в ней созвучия, достойные премудрости Божией. Так в глубокой тишине ночи бывают чутки и тонки отдаленные звуки…      

Надобно смиряться и всемерно отлагать свою волю, чтобы оградить душу тишиною чистоты…»

Сны. Сновидения

«Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание…   

Забота о молитве в нощи лучше приятных сновидений, и только в молитве почивающие и во сне видят судьбы Божии, а гоняющиеся за мечтою, поймают ли, не поймают ли, мечту, а не истину…»

 Совершенство и спасение (добровольная нищета и делание заповедей; «можно ли богатому спастись?»)

«…Нищета в Евангелии не всем предписана без разбора и в одинаковой степени.

Посмотрите, когда юноша богатый вопрошает Спасителя, как спастись, первый ответ Господень есть: сотвори заповеди (См.: Мф.19, 17). А в заповедях предписано только не красть у другого, а не требуется необходимо отдать другому последнее. Когда юноша говорит, что сие он сохранил, то Спаситель представляет ему, что может он сделать, дабы войти в число не только спасаемых от ада, но и совершенных или святых, способных к преимущественной славе на небесах, а именно: аще хощеши совершен быти, продаждь имения твоя, и раздай нищим, и иди вслед Мене, и имети имаши сокровище на небесах (См.: Мф.19, 21). Из сего видите, что Евангелие нищету предписывает не всем, но ревнующим о совершенстве, а что не имеющие дара нищеты могут спастися от ада, если будут веровать и творить добро в свою меру, но сии не столь богаты будут на небесах, как те, которые оставили все, чтобы идти во след Христу (См.: Лк.18, 28). Кроме того есть способ и богатому быть нищим при самом богатстве, а именно, когда он к богатству не имеет ни малейшего пристрастия и ничего не употребляет по своей прихоти; но как приставник сокровища, принадлежащего Богу, употребляет оное по лучшему своему разумению во благо ближних. Так Авраам был в одно время и богат видимо и совершен в нищете внутренне. Богатый в Евангелии, который, услышав о совершенстве нищеты, опечалился по причине пристрастия к богатству, может быть, погиб от сего пристрастия, если оно его поработило, а может быть, еще и спасся после, преодолев сию страсть и другую, именно гордость, по которой он почитал себя исполнившим весь закон.

Правда, что Спаситель сильно изобразил неудобность спастись богатому и тем привел в ужас учеников, которые и спросили: то кто же может спасен быть (Мф.19, 25)? Но на сие Он тотчас ответствовал, что сие невозможно только по силам и по понятию человеков, но что может сие совершиться премудрым Провидением Божиим и силою Божиею, которая и человеку сообщается через веру. От человек сие не возможно есть, от Бога же вся возможна (Мф.19, 26)…

Благоразумный человек, конечно, не захочет между шутками идти на верную погибель, и потому не лучше ли подумать, пока есть время благоприятное, пока продолжается день спасения, как бы спастись от суда, которым грех непременно осужден будет…»

Спиритизм. Магнетизм

«Есть духовный мир света, в котором живет истина, но также есть духовный мир сумрака и тьмы, в котором мечта и ложь так же имеют место, как в мире видимом, чувственном, хотя там иное знают, чего не знают здесь. Посему истинно духовные люди остерегают от любопытства входить в сообщение с духовным миром, как опасного».   

Суд Божий

«Будет время, когда книга жизни нашей раскроется пред небом и землей: как сей стыд выдержать и предупредить? Не иначе как если смиримся в нынешних частных признаниях. А чтобы поставить стыд на место, ему принадлежащее, постыдимся пред видящим тайны наши Богом делать и мыслить то, в чем стыдимся признаваться пред людьми…»

Суета, многопопечительность. Едино есть на потребу. Успокоение в Боге

суета 1«Ничто так не обыкновенно в мире, как жалобы на жизнь многопопечительную. Если бы все воздыхания в сию минуту из сердец озабоченных, совокупясь, коснулись ушей наших, какую страшную бурю мы бы услышали! Когда удовлетворение вещественных надобностей – пища, одежда, образование духа и обязанности общественные не стоят нам великого труда, наше воображение бывает плодовито, дабы родить нам беспокойства мечтательные; жажда богатства, славы, наслаждения занимает так, что самый праздный имеет столько дела, как и самый трудолюбивый.

Легкомысленный смертный! Ты суетишься, как евангельская Марфа, и насчитываешь тысячу нужд. Сквозь шум попечений, которые, так сказать, родятся в смущенных мыслях твоих, допусти в душу твою голос истины, желающий тебя упокоить: едино есть на потребу (Лк.10, 41)». 

Успокоение в Боге

загруженное (3)«Познай, бедная душа, всегда пришельствующая в мире, всегда томимая гладом, всегда обуреваемая страстями, всегда утомленная разнообразием сует, твое пристанище, твое жилище, твое насыщение, твое покоище, твое богатство, твое существенное благо. Един Бог есть все сие. Как вещи земного свойства естественно стремятся к земле и, только упадая на нее, приходят в покой, только на ней обретают свое постоянное пребывание: так небесное существо души, яко дыхание жизни от уст Божиих, естественно стремится взыти паки к Богу и в Нем долженствует вечно жить, покоиться и блаженствовать. По той мере, как душа, решительно и всеми своими силами, предается спасительному стремлению к своему началу, для препобеждения супротивного стремления плоти, влекущей к земле, Сам Бог, чрез Сына Своего, посылает ей помощь от Святого, и, будучи воскрыляема верою и любовью, она вземлется горе, дабы прейти все земное и все сотворенное и достигнуть в селения Господни, во дворы Его и в самый дом Его. На сем токмо горнем пути, сколь ни трудным и непроходимым он кажется очам плоти, — токмо на нем обретать можно то, чего бесполезно ищут на земле…»

Счастье земное

«Вы справедливо рассуждаете о счастье земном. Бог даст его или тем, которые пользуются им невинно, или тем, которым оно, по правде Его, принадлежать должно за некоторые земные добродетели, или тем, которые не способны к лучшему, или тем, чрез которых оно удобно может быть употреблено сообразно с многоразличными намерениями Провидения Его.

Всякому имеющему оное легко забыть или вознерадеть о лучшем. Потому прилежно благодарить надобно Бога за то, что Он лишает нас мирских утешений, к которым мы могли пристраститься с крайнею опасностью для души, и скорбями научает нас познавать наши недостатки внутренние и побуждает искать Его Царствия. Егоже любит Господь, наказует (Притч.3, 12)…»

Темные силы. Брань духовная

Тем с«Враг злится на добро. Когда стоят в добре с силою и чистотою, стрелы младенец бывают язвы его (см.: Пс.63, 8). Примесь несовершенства, неправости, невнимания, лености, страстного в помышлениях и побуждениях дает доступ ходящему по нечистым путям, и он становится дерзок и нагл».

Брань духовная

«Поистине это одна из клевет отца лжи, что он скажет иногда худое слово во ухо души и старается приписать ей самой сие преступление.

Это одна из ошибок мысленной брани. Не надобно приходить в робость, ибо сие повредило бы в отражении нападения.

Надобно поспешнее и крепче браться за оружия молитвы и слова Божия. Например: иди от меня, сатана. Или: меч их да внидет в сердца их (см.: Мф.4, 10; Пс.36, 15).  К Богу же взывать должно: Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея (Пс.62, 8).

Входящие внутрь встречают сию брань, а подвизающиеся неослабно так углубляются внутрь и приближаются к свету Божию, что стрелы тьмы не достают до них. Доступ врагу дается или тем, что считают себя чем-нибудь, или осуждают других, и прочее. Собственная нечистая мысль делается дорогою, по которой он приходит и сеет свои адские плевелы. Смирение, осуждение себя и искреннее покаяние сокрушают мост врага, и он падает в бездну…»

Узкий и широкий путь

«Евангелие сказует, что путь Божий узок, потому что стесняется окружающими широкими распутиями плоти, мира, страстей, похотей, пороков, беззаконий. Но путник не должен забывать, что узкий путь, хотя иногда по тернию, ведет к вечному животу, а широкий, частью, может быть, по цветам, но частью также по тернию, ведет в пагубу».

Утешения духовные

«Благодарность принадлежит Богу, благодеющему нам многоразлично, а предметом скорби должны быть грехи наши. Так и благодарность и скорбь будут у места.

И утешения должно искать в Боге. Всякое иное утешение искажено…

Если Господь даст Вам иногда вкусить в сердце Вашем, как Он благ, приносите Ему сие чувство и чистую жертву благодарности, помышляя, что то Его дар, ниспосылаемый по милости, а не трудов наших приобретение. Чего стоят перед Богом наши малые усилия, которые притом не иначе делаем, как Его же помощью? И если что делаем для Него, не всегда ли больше остается того, что должны мы делать, но чего еще не сделали? Итак, если Он дает нам чувство утешения, то сие воистину есть дар чистого милосердия Его, дабы мы более познали милующего, более уверовали в Него, более возлюбили Его и утверждались в любви к Нему и на тот случай, если Он признает нужным для очищения нашего посетить нас новыми скорбями. Потому и радоваться пред Богом заповедано с трепетом (см.Пс.2, 11), с опасением, чтобы мы, вместо утешения Благим Господом, не стали утешаться собою. Господи! Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? (Пс.8, 5). Познаем свое недостоинство и смиримся и унизим себя пред Посещающим нас милостию и щедротами. Познаем Его милость и щедроты и тем охотнее, тем радостнее да творим волю Его. Если Он отверзает немного двери Царствия, которое, по слову Его, внутрь нас есть (см.: Лк.17, 21), станем крепко на страже у сей двери, противу всякого помысла, враждебного против Царствия Божия. Да поможет Он Вам во всяком благом подвиге, по вере и любви к Нему, во славу имени Его!..»

Царство Небесное

«Напрасно вы теперь ищете вкуса в плодах земли: рано или поздно отверзутся очи ваши и плоды сии будут желчью в устах ваших; ибо после того, как сорван запрещенный плод, на земле растут одни проклятия. Одно только нужно – приобрести Царствие Божие, восстановить внутреннее с Богом соединение посредством веры, любви и упования: тогда во внешнем вы получите все возможные выгоды и удовольствия; ибо все для вас обратится в дары и благословения Отца небесного: ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф.6, 33)».

Церковь

«Спаситель сказал об основанной Им Церкви – хранительнице и носительнице религии христианской, — что и самые врата ада не одолеют ее (Мф.16, 18). Слова Христовы не пройдут, хотя бы прошли небо и земля (Мк.13, 31)».

Язык. Хранение уст

«Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать; и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать.

…На жалобу Вашу о пересудах и разговорах напомню Вам жалобу пророка Исаии, что он имеет уста нечистыя и живет посреди людей, нечистыя уста имеющих (См.: Ис.6, 5). Приметьте, что и он жалуется не на одни свои уста, но и на уста других. Множество и смешение неприметно распространяют нечистоту; полстакана чистой и полстакана нечистой воды если смешать, Вы получите целый стакан нечистой. Нечистота уст еще заразительнее, ибо и слух других оскверняет, и уста других отверзает к подобной нечистоте. Что же делать? Кто может, ищет немногих чистых уст или уединения. А кто сего не может, тот, выходя в общество, пусть скажет от сердца: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс.140, 3) и, с надеждою на сию помощь, пусть бережет уста свои, сколько и как может по обстоятельствам. Если нельзя иметь разговора назидательного, должно стараться иметь невинный…»

images (85)Источники:

  1. «Душевный Лекарь. Святые Отцы – мирянам». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005г.
  2. Святитель Филарет Московский «Испытание нашей веры». М.: Издательство «Благовест», 2009г.
  3. Святитель Филарет Московский «Призовите Бога в помощь. Сборник писем». М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008г.
  4. Скурат К. Е. «Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского». М.: «Ковчег», 2010г.
  5. «Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей». М.: «Даръ», 2008г.