Метки

, ,

«ДЗлатоуст 19 (2)емоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается…

Одна только должна быть у нас скорбь: что мы не приобщились сей Трапезы. Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою…»

Святитель Иоанн Златоуст

О том, чтобы с чистою совестию приступать к приобщению Святых Тайн — Предостережение служителям Таинств — К приобщению Святых Тайн должно приступать с благоговением — Как часто надо причащаться?

Причастие 01Святитель Иоанн Златоуст (347-407): Чтобы выразить Свою великую любовь к нам, Христос даровал нам Плоть Свою. Итак, чтобы не любовию только, но и самим делом быть нам членами плоти Христовой, будем соединяться с этою Плотию. Для того Он смесил Самого Себя и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составляли нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это есть знак самой сильной любви…

Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский, рождает красоту неизобразимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не вдруг становится кровью, но сначала бывает чем-то другим; а эта Кровь не так, но тотчас же напояет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселеннуюЭта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным.

Страшны поистине Таинства Церкви, страшен поистине жертвенник. Из рая выходил источник, изливавший чувственные реки; от этой же Трапезы происходит источник, изводящий реки духовные…

046 (2)Этот источник – источник Света, изливающий лучи Истины. К нему стекаются и горние силы, чтобы созерцать красоту его потоков, потому что они яснее видят и силу предлежащих Даров, и неприступное их сияние. Если бы возможно было, чтобы кто-нибудь вложил свою руку или язык в расплавленное золото, — они тотчас озолотились бы. Точно такое же и еще гораздо большее действие производят и здесь на душу предлежащие Тайны. Сильнее огня кипит и стремится река сия, но не сожигает, а только очищает все, чего касается. Эта Кровь древле была прообразована на жертвенниках, в закланиях, определенных законом. Она – цена вселенной; ею Христос купил Церковь; ею Он всю ее украсил… Приобщающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами, архангелами и прочими горними силами, облеченные в царскую одежду Христову и имея духовное оружие. Но этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя. Но сколько велико и чудно это Таинство, столько же верно и то, что если приступаешь к нему с чистою совестью – приступаешь во спасение, если же с совестью лукавою – в наказание и мучение. Кто ест, сказано, и пьет Господа недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор.11, 29). Если и оскверняющие царскую порфиру наказываются одинаково с раздирающими ее, то что удивительного, если приемлющие Тело Христово с нечистою душою подвергнутся тому же наказанию, какому и те, которые истерзали его гвоздями? Смотри, на какое страшное наказание указывает Павел в словах: если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен (Евр.10, 28-29). Будем же, возлюбленные, внимательны к самим себе, наслаждаясь такими благами. И если родится в нас желание сказать что-нибудь срамное или заметим, что нами овладевает гнев или другая какая страсть, — подумаем, чего мы удостоены, какого получили Духа. Такая мысль обуздает наши безумные страсти. В самом деле, доколе мы будем привязаны к настоящим вещам? Доколе не восстанем? Доколе будем не радеть о своем спасении? Помыслим, чего нас удостоил Бог, возблагодарим, прославим Его – не верою только, но и самыми делами, чтобы сподобиться и будущих благ…

Беседа 46-я на Евангелие от Иоанна

Златоуст 7О том, чтобы с чистою совестию приступать к приобщению Святых Тайн

Апостол Павел в Послании к Коринфянам, упомянув о Таинствах и что недостойно причащающийся виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор.11, 27), нашел необходимым изложить подробнее этот предмет как немаловажный, посему в беседе о нем внушает великий страх и доказывает, что главное благо в том, чтобы приступать к ним с чистою совестью. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор.11, 28), как он говорил и во Втором послании: испытывайте самих себя (2 Кор.13, 5), а не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но – чтобы в праздники и тогда, когда приступают все. Не так повелевает Павел; он знает одно только время приступать к Тайнам и причащаться – когда чиста совесть. …Не должно касаться этой Трапезы с порочными пожеланиями… Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого и тогда касаться этой чистой Жертвы, но не с небрежением и невниманием, как бы принуждать себя к этому в праздник. С другой стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать потому, что нет праздника. Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать к приобщению…

030 (1)Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор.11, 29). Что ты говоришь? Источник столь многих благ, Трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? Не по своему существу, говорит он, а по воле приступающего. Как Пришествие Господа, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся. Почему же он осуждение себе ест? — Не рассуждая о Теле Господнем, то есть не размышляя, не представляя как должно величия предлежащих Тайн и не думая о важности Дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобою и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко. Оттого, говорит, многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.11, 30). Многие в недоумении спрашивали друг друга, отчего происходят преждевременные смертные случаи, отчего продолжительные болезни? Причина многих, говорит он, таких нечаянных бедствий заключается в грехах. Как, скажешь, пользующиеся постоянным здоровьем и достигающие маститой старости – неужели не грешны? Кто может сказать это? Почему же, скажешь, они не наказываются? Потому что в будущей жизни они подвергнутся жесточайшему наказанию. А мы, если захотим, не будем наказаны ни здесь, ни там. Ибо если бы мы судили сами себя, говорит апостол, то не были бы судимы (1 Кор.11, 31). Не сказал: если бы наказывали себя или мучили себя, но: если бы только захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь, и там. Ибо осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога в сознании грехов своих и готовностью не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать как должно и этого легкого дела, и, однако, он не угрожает нам наказанием вместе с миром, но щадит нас, угрожая здешним наказанием, которое временно и заключает в себе много утешения, ибо оно освобождает от грехов и подает сладостную надежду на будущее, которая облегчает настоящие страдания…

Ныне же, говорит, будучи судимы, наказываемся от Господа (1 Кор.11, 32). …Настоящее наказание есть более вразумление, нежели осуждение, более врачевание, нежели воздаяние. И не только этим, но и угрозою большего наказания он облегчает настоящее: чтобы не быть осужденными с миром, говорит. Видишь ли, как он указывает на геенну и на Страшный суд и доказывает, что этот суд и наказание неизбежны и будут непременно? Слыша это, будем стараться достойно причащаться Святых Тайн и не скорбеть, когда случится какое-нибудь бедствие с нами или с другими, например, преждевременная смерть или продолжительная болезнь. Такое бедствие есть избавление от наказания, есть исправление, есть наилучшее вразумление.

Беседа 28-я на Первое послание к Коринфянам

Ап ПавелАпостол Павел говорит: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? (1 Кор.10, 16)… Подлинно, приступая к Чаше и приобщаясь, мы вспоминаем неизреченные благодеяния Божии и все, что получили, и благодарим, что Он избавил род человеческий от заблуждения, что отступивших далеко Он приблизил к Себе, что не имевших упования и бывших безбожниками в миру Он сделал Своими братьями и сонаследниками…  Чашею благословения апостол назвал ее потому, что мы, держа ее в руках, прославляем Бога, удивляемся и изумляемся неизреченному Его дару, благословляя Его, что Он пролил Кровь Свою для избавления нас от заблуждения, и не только пролил, но и преподал ее всем нам. Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Почему апостол не сказал: причастие? Потому что хотел выразить нечто большее, показать совершенное единение. Ибо, приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но и соединяемся со Христом. Как тело Христово соединено со Христом, так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним…

Далее, так как приобщающееся отлично от того, чему оно приобщается, апостол уничтожил и это, по-видимому, малое, различие. Ибо, сказав: приобщение Тела, хотел выразить еще более тесную близость и говорит: один хлеб, и мы многие одно тело (1 Кор.10, 17). Что я говорю: приобщение? – продолжает он, — мы составляем самое Тело Его. Ибо что такое этот хлеб? Тело Христово. Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним Телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что, хотя в нем есть зерна, но их не видно, …так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Ибо мы питаемся не один одним, другой другим, но все одним и тем же Телом. Почему апостол и присовокупляет: ибо все причащаемся от одного хлеба…

Христос соединил с Собою тебя… Он не просто дал Свое тело, но вместо прежней плоти, которая, по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, дабы, питаясь ею и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой трапезы к жизни безсмертной…

Достойно причащающиеся ныне сретят некогда Господа, грядущего с небес; а причащающиеся недостойно подвергнутся погибели… Нет, умоляю вас, не будем губить себя безстыдством, но будем приступать к Телу Христову с трепетом и со всякою чистотою. Когда ты увидишь его предложенным, то скажи самому себе: чрез это Тело я уже не земля и пепел, уже не пленник, а – свободный; чрез него я надеюсь достигнуть небес и уготованных там благ: безсмертной жизни, блаженства с ангелами, соединения со Христом; смерть не устояла, когда это Тело было пригвождаемо и уязвляемо; солнце сокрыло лучи свои, увидев это Тело распинаемым; разодралась в то время завеса, распались камни, потряслась вся земля; оно есть то самое Тело, которое было окровавлено, прободено копием и источило всей вселенной источники спасения – Кровь и воду…

Отняв силы у начальств и властей, говорит Писание, властно подверг их позору, 011восторжествовав над ними Собою (Кол.2, 15). Спроси …смерть и скажи: чем истреблено твое жало? Чем разрушена твоя победа? Чем сокрушена твоя сила? Отчего ты сделалась посмешищем девиц и отроков, тогда как прежде была страшна властелинам и даже праведникам? И она укажет на него же. Ибо, когда оно было распинаемо, тогда встали мертвые, тогда разрушилась темница их, сокрушились медные врата ее и мертвые воскресли, а все стражи ада пришли в ужас. Если бы оно было подобно другим, то надлежало бы произойти противному. Смерть одолела бы, но не то произошло, потому что оно не было обыкновенным; посему смерть была побеждена. Как принимавшие такую пищу, которой не могут удержать в себе, извергают с нею и то, что было принято ими прежде, так было и со смертию: приняв Тело, которого не могла сокрушить, она извергла и то, что имела в себе; приняв его, она испытала болезни рождения и мучилась дотоле, пока не возвратила его. Посему апостол и говорит: расторгнув узы смертные (Деян.2, 24). Ни одна жена рождающая не мучится так, как мучилась и терзалась смерть, приняв в себя Тело Господа…

Христос исшел обратно не чрез уста смерти, но расторгнув и растерзав самое чрево этого змия, исшел из внутренности его с великою славою, пролив светлые лучи не до неба только, но до самого горнего Престола; ибо туда Он вознес с Собою и Тело. Это Тело Он предложил нам в снедь, чем и показал самую сильную любовь к нам…

Итак, будем приступать к этому Телу с пламенною любовию, дабы нам не подвергнуться наказанию. Ибо чем более мы облагодетельствованы, тем более будем наказаны, если окажемся недостойными благодеяний… Будем приступать с трепетом, …дабы приступая к нему просто и невнимательно, не собрать нам огня на свою голову. Впрочем, говорю это не к тому, чтобы мы не приступали, но чтобы не приступали недостойно. Ибо как опасно приступать без рассуждения, так и не приобщаться этой таинственной вечери есть глад и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители, как бы огражденные со всех сторон золотым оружием. Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом. Отверзи врата неба и приникни, или, лучше, врата не неба, а неба небес, и ты убедишься в истине сказанного…

Очищай же свою душу, уготовляй сердце к принятию этих Тайн. …Ты принимаешь …Самого Единородного Сына Божия, — и как не трепещешь, …как не оставляешь пристрастия ко всему житейскому, и вместо того, чтобы восхищаться одною этою драгоценностию, склоняешься к земле, предаешься страсти к деньгам и любви к золоту? Можешь ли иметь какое-нибудь извинение, какое-нибудь оправдание? Или ты не знаешь, что Господь твой отвращается от всякого житейского великолепия? Что потому Он благоволил по рождении Своем возлежать в яслях и избрал бедную Матерь? Что потому Он преданному житейским выгодам отвечал: Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8, 20)? А что ученики Его? Не ту же ли самую заповедь соблюдали и они, останавливаясь для жительства в домах людей бедных..? Они искали не знатных домов, а добродетельных душ. Будем же и мы подражать им: станем восхищаться не красотою столбов и мраморов, а стремиться к горним обителям, презирать всякое здешнее великолепие и пристрастие к деньгам и возвышаться мыслями своими горе. Ибо, если правильно рассудить, самый мир этот недостоин нас, не только что портики и галереи. Посему увещеваю вас: будем украшать свою душу, устроять этот дом, которого мы не оставим и тогда, когда переселимся отсюда…              

Беседа 24-я на Первое послание к Коринфянам

images (18)…Никто не должен приступать к приобщению с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростию… Ибо немалое ожидает наказание тех, которые недостойно приобщаются. Сколько ты питаешь негодования к предателю и распявшим Христа? Смотри же, чтобы и ты не подвергся тому же осуждению. Они умертвили Святое Тело, а ты принимаешь его нечистою душою после таких благодеяний. Ибо не довольно было для Него того, что Он соделался человеком, был заушен и умерщвлен, — Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом соделывает нас Своим телом. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается этою Жертвою?.. Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься Трапезою? На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом со Христом. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? (Пс.105, 2). Какой пастырь питает овец собственным телом? Но что я говорю: пастырь? Часто бывает такие матери, которые младенцев своих отдают кормилицам. Но Христос не попустит сего. Он питает нас собственным Телом и напояет собственною Кровию, и чрез это соединяет нас с Собою. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться безпечности…

Беседа 28-я на Евангелие от Матфея

0002 (1)Предостережение служителям Таинств

…Одна только должна быть у нас скорбь: что мы не приобщились сей Трапезы. Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос… Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, ни один нечестивый!

Это говорю вам, которые приступают, и вам, которые преподают. Ибо нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием преподавали сии Дары. Немалое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо недостойным, позволите причаститься сей Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы начальник, хотя бы сам украшенный диадемою, но если приступает недостойно, то воспрети; ты имеешь больше власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не попустил бы ей наклониться и возмутить источник. Но тебе вручен источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже грязи, и приступающих к сему источнику, не негодуешь, не воспрещаешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы рассматривали таковые дела. В этом состоят ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду

Скажу нечто более страшное: не столь опасно приступать к сему Таинству бесноватому, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (Евр.10, 29). Ибо приступающий в грехах хуже бесноватого. Бесноватые не наказываются потому, что они одержимы бесом; а приступающие недостойно предаются вечному мучению. 

…Посему ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека. Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен… Говорю я это не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы, исправивши, возвращали и имели попечение о всех. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за старание и попечение о других великую награду, которой да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь».     

Беседа 28-я на Евангелие от Матфея

ПричастиеЗнаю, что многие скоро придут и приступят к этой духовной трапезе. Чтобы нам сделать это не ко вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я с сих пор уже предупреждаю и прошу всячески очистить самих себя и потом приступать к Святым Таинствам

Оставь зло, полюби добродетель, отстань от порока, обещай больше не делать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас, грешников, оставив прежние грехи, даст искренний обет Богу впредь даже не начинать их, то Бог ничего другого не потребует к полнейшему оправданию. Ибо Он человеколюбив и милостив, и как мучающаяся родами желает разрешиться от бремени, так и Он желает излить Свою милость, но грехи наши препятствуют этому.

А ныне многие из верующих дошли до такого безумия и нерадения, что будучи преисполнены безчисленными грехами и нисколько не заботясь о себе, небрежно и как случилось приступают в праздники к этой Трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестию и безукоризненною жизнию. И как не сознающему за собою ничего худого можно приступать каждый день, так, напротив, погруженному во грехах и не раскаявшемуся небезопасно приступать и в праздник. Ибо то, что мы однажды в год приступали, не освобождает нас от вины, если мы приступим недостойно, — напротив, это самое и служит к большему осуждению, что мы, и однажды в год приступая, не приступаем чистыми. Посему прошу всех вас приступать к Божественным Таинствам не просто ради праздника, но, если когда вы желаете приобщиться этого святого приношения, то за несколько дней прежде постарайтесь очистить себя покаянием, молитвами, милостынею и занятием духовными предметами и не обращайтесь назад к грехам, подобно как пес на свою блевотину.

Душу видит Господь и за небрежение о ней подвергает величайшему наказанию. Разве вы не знаете, что эта трапеза полна духовного огня, и как источники испускают из себя естественную воду, так и она содержит в себе некоторый невыразимый пламень? Посему приступай к ней не с соломою, деревом и травою (грехами), чтобы тебе не усилить воспламенения и не сжечь души приобщающейся, но с драгоценными камнями, золотом и серебром (добрыми делами), чтобы и вещество это сделать более чистым и выйти отсюда с великою прибылью. Если есть что-нибудь худое в душе твоей, извергни, изгони это вон из нее. Врага ли кто имеет и потерпел великие обиды? Пусть такой прекратит вражду, пусть усмирит воспламененную и раздраженную душу, чтобы не было внутри никакого волнения и смятения. Чрез приобщение ты имеешь принять в себя Царя; а когда Царь входит в душу, тогда в ней должны быть великая тишина, великое спокойствие, глубокий мир помыслов.

Шестая беседа против аномеев

К приобщению Святых Тайн должно приступать с благоговением

x_df8eb1abНамереваясь приступить к Страшной и Божественной Трапезе и Святому Таинству, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестию, после поста и молитвы, без шума, не перебивая и не толкая ближних, ибо это служит знаком крайней гордости и великого презрения, посему навлекает на поступающих так великое наказание и мучение. Представь, человек, какой намереваешься ты причаститься Жертвы, к какой приступаешь Трапезе; помысли, что ты, земля и пепел, причащаешься Крови и Тела Христовых… Разве ты не знаешь, что в это время душа должна быть исполнена миром? Нужны великий мир и тишина, а не шум, гнев и смятение, иначе приступающая душа бывает нечистою. Какое может быть прощение, если мы после столь многих грехов, даже и в это время, не очищаем себя от безумных страстей своих? Прошу и увещеваю вас, не будем навлекать на себя гнев Божий. Предлагаемое здесь есть спасительное врачевство для наших ран, богатство неоскудевающее и доставляющее нам Царство Небесное. Будем же приступать с трепетом, благодарить, припадать, исповедуя грехи свои, воссылать к Богу усердные молитвы, и таким образом, очищая себя, тихо и с надлежащим благочинием будем подходить, как приближаясь к Царю Небесному; приняв же непорочную и святую Жертву, будем …согревать свою душу, чтобы приобщение не послужило к суду или к осуждению нашему, но к целомудрию души, к любви, к добродетели, к примирению с Богом, к прочному миру и приобретению бесчисленных благ, дабы нам и себя освятить, и ближним доставить назидание. Настоящее время кратко, возлюбленные; будем трезвиться, бодрствовать, воздерживаться, искренно оказывать всякое попечение о всех, быть благоговейными во всем; нужно ли слушать Божественные изречения, или молиться, или приступать к Таинству, или делать что-нибудь другое, — должно делать это со страхом и трепетом, чтобы нерадением не навлечь на себя проклятие; ибо проклят, говорится в Писании, кто дело Господне делает небрежно (Иер.48, 10). Шум и гнев служат оскорблением предложенной Жертвы. Крайнее небрежение – представлять себя Богу оскверненным…       

Беседа в день Рождества Христова

14Как часто надо причащаться?

О времена, о обычаи! Напрасно жертва приносится, напрасно стою у Престола – никто не причащается!..

Если ты недостоин принять Святой Евхаристии, то ты недостоин слушать Слово Божие, недостоин участвовать в псалмопении, недостоин тогда и присутствовать на Божественной литургии…

Святитель Иоанн Златоуст «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания», 2006г.; «Избранные поучения.  Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим», 2006г.

Причастие картина