Метки

, ,


загруженное (6)«Грех и беззакония всегда были, 
но никогда еще в истории христианского человечества все это не принимало таких поистине чудовищных размеров, как в переживаемое нами время — люди всегда грешили, но никогда еще они не грешили так нагло, так явно, открыто и дерзко, без какой-либо и тени покаяния, как в наши дни

«Апостасия», или «Отступление», о которой предрекало Слово Божие в лице святого Апостола Павла (см. 2 Фес. 2 гл.), сейчас в полном разгаре, и горе тому, кто этого не видит, или, что вернее, не желает видеть, по непростительному легкомыслию закрывая глаза на все, что происходит в мире, и успокаивая себя и других…»

Архиепископ Аверкий (Таушев)

НМ12«Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменятся облики людей, и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря безстыдству  в одежде и форме волос головы…»

Преподобный Нил Мироточивый

Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906-1976):

Придет ли антихрист и когда?

Придет ли антихрист? Многие в настоящее время в этом сомневаются, не хотят и слышать об этом.  Среди таковых, как это ни странно, имеются даже духовные лица, в своем мировоззрении и практической жизни ставшие на путь либерализма и модернизма. Тем хуже для них. Хотят они этого или не хотят, но антихрист все равно, рано или поздно, придет, как об этом совершенно ясно учит Церковь, и горе им, если они не узнают его, а поклонятся ему…

Учение об антихристе с достаточной полнотой и ясностью раскрыто в книге пророка Даниила (7, 11 и 12 главы), в Евангелиях (Мф. 24 гл.; Мк. 13 гл.; Лк. 17 и 21 гл.; Ин.5, 43), в 1 соборном послании св. Иоанна (2, 18 и 4, 3), во 2 послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам (2 гл. 1-12 ст.) и в Апокалипсисе (гл. 12, 13, 17 и 20). Из указаний этих священных книг явствует, что антихрист явится непосредственно перед вторым пришествием Христовым и кончиною мира и будет пытаться отвлечь христиан от Христа и увлечь за собой, лестью и ложными чудесами…, а потом сделавшись всемирным правителем и захватив в свои руки власть над всем человечеством, начнет страшное гонение на христианство и на всех, сохранивших верность Христу Спасителю. Владычество его прекратится только с Вторым пришествием Христа Спасителя, Который поразит антихриста, убив его духом уст Своих (2 Фес.2, 8)…

Когда придет антихрист?

времяДень и час его прихода неизвестен точно так же, как неизвестен и день и час Второго Пришествия Христова. Но Священное Писание указывает нам признаки, имеющие предварить приход его. Приход антихриста будет постепенно подготовлен в течение очень долгого времени. Это от того, что антихрист явится из моря, или из бездны грехов человеческих — в нем как бы сконцентрируется все то зло, которое накопится веками в человеческом роде и достигнет максимальной силы своего напряжения. Это постепенное подготовление св. Апостол Павел называет «тайной беззакония», уже действующей, и «отступлением» (с греч. «апостасия»; 2 Фес.2, 7, 3). Под этим «отступлением», как это видно из последних речей Господа (Мф.24 и др.) и из посланий Апостольских (2 Петр.3, 1, Иуд.18, 19 и др.), надо понимать отступление от истинной веры в Бога, оскудение любви, умножение пороков, упадок нравственности, которые, усиливаясь все более и более, ко времени Второго Пришествия Христова и кончины мира доведут человечество до крайней степени безбожия и нечестия. В частности, подготовителями прихода антихриста явятся его предшественники — люди особенно нечестивые и богоборчески настроенные. Это именно те «антихристы» в широком смысле слова, о которых говорит в своем соборном послании св. Иоанн Богослов (1 Ин.2, 18).

Важным признаком близости прихода антихриста будет, по словам св. Апостола Павла, взятие от среды «удерживающаго» и «держащаго» (2 Фес.2, 6-7). Святые отцы под «удерживающим» понимали Римскую Империю, а под «держащим» — римских императоров; в широком смысле слова под этими выражениями понимались законный государственный правопорядок на земле и представители его — законные государи, как обуздывающие на земле проявления зла. Великие отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви понимали под этим Российское Государство и Российских Государей, как законных правопреемников Римской, а потом Византийской Империи («Москва – Третий Рим»). Если принять во внимание, что Россия, после падения Византии, осталась на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи — покровителями и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется вполне разумным и естественным.

Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский, 125 лет со дня рождения которого 19 октября ст. ст. сего года исполняется. Множество вдохновенных, пламенных проповедей его, особенно в последние годы его жизни, посвящены теме об отступлении, так явно совершавшемся на глазах праведника у нас в России, стремительно катившейся в бездну безбожия и нечестия. Не говорил он, что не происходит ничего особенного, что, так, мол, всегда было и прежде, как говорят некоторые даже теперь, после всех ужасов, постигших нашу Родину, но горячо предостерегал русский народ, предупреждая о неминуемо — надвигающейся на него каре Божией за богоотступничество и предрекая о последующем вскоре затем приходе антихриста. Теперь, когда весь мир стоит перед неслыханным еще в истории фактом существования громадного многомиллионного государства, поставившего себе задачей открытую борьбу с Богом и уничтожение христианства, — государства, вооруженного страшной, тоже еще неслыханной никогда прежде, силы разрушительными орудиями и снарядами, вроде атомной и водородной бомбы, благовременно привести себе на память подлинные слова нашего великого праведника и прозорливца.

4 (3)«Мы переживаем ужасные времена, по-видимому, последние», — так говорил он в проповеди 13 февраля 1907 года – «и, хотя день и час будущего Страшного Суда никому из людей неизвестны, однако, есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах. Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения, чтобы последний день не застал вас спящими!»

А вот как ясно говорит он об антихристе и о том, кого надо подразумевать под удерживающим:

«Чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, и величайший злодей мира, который явится в последние время — антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей безчинное шатание и нелепое учение безбожников.

Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. «Тайна бо уже деется беззакония, но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас державный: дондеже держай ныне от среды будет, и тогда явится беззаконник, которого Господь убиет духом уст Своих» (2 Фес.2, 7-8). (Новые слова, произнесены: в 1902 году изд. 1903 стр. 47).

А в другой проповеди, произнесенной в том же году, о. Иоанн решительно говорит: «Когда возьмется от земли удерживающий (самодержец), тогда придет антихрист».

Что еще можно к этому добавить?

«Имеющий уши слышати да слышит!»

Отдадим же себе ясный отчет в том, в какое страшное время мы живем. И не будем безумно предаваться легкомыслию, закрывая глаза на явные знамения, которые с каждым днем все умножаются и живо свидетельствуют о том, что мы — на пороге разверзающейся пред нами вечности.

Непростительное легкомыслие — или…?

«Бдите убо, яко не весте в кий час Господь ваш приидет…»

НМ2Давно уже известна изданная еще в 1912 году на Афоне в переводе на русский язык книга, озаглавленная «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского», которая содержит в себе, помимо духовных наставлений и предостережений монашествующим, предречения этого великого подвижника о последних временах, о всемирном воцарении антихриста и о бедствиях, которые постигнут мир по воцарении антихриста. Ныне мы получили перевод на русский язык предсказаний этого дивного афонского отшельника, специально относящихся к 20-му веку, которые до сих пор оставались не переведенными с греческого языка, а потому и неизвестными нам. Поразительны эти предсказания, которые, в сущности, только дополняют и уточняют ранее нам известные. Вот дословный текст их:

«Около 1900 года, к середине 20 столетия, народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменятся облики людей, и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря безстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазнов антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники, станут мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе, накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе.

В то будущее время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святого Духа, которую они получили во Святом Крещении, а равно потеряют и угрызения совести.

Церкви Божии лишатся богобоязненных и благочестивых пастырей, и беда тогда остающимся в миру христианам, которые совершенно будут терять свою веру, потому что лишены будут возможности от кого бы то ни было узреть свет познания. Тогда они будут удаляться от мира в святые убежища в поисках облегчения душевных страданий, но везде они будут встречать препятствия и стеснения. И все это будет следствием того, что антихрист пожелает господствовать над всем, и стать управителем всей вселенной и будет производить чудеса и фантастические знамения. Он также даст порочную мудрость несчастному человеку, так что он сделает такие открытия, чтобы один человек с другим могли вести беседу с одного конца земли до другого. Также тогда будут летать по воздуху, как птицы, и рассекать дно моря, как рыбы. И всего этого достигнув, несчастные люди будут в комфорте проводить свою жизнь, не зная, бедные, что это — обман антихриста. И, нечестивец, он так будет совершенствовать науку с тщеславием, что это собьет с пути и приведет людей к неверию в бытие Триипостасного Бога.

Тогда Всеблагий Бог, видя гибель человеческого рода, сократит дни, ради тех немногих спасающихся, потому что тот хотел ввести в соблазн, если возможно, и избранных… Тогда внезапно явится карающий меч и убьет совратителя и слуг его».

Неужели кому-нибудь может быть еще не ясно, что перед нами, в этом поразительном пророчестве — яркая и живая картина всего происходящего ныне в мире?

Совершенно напрасно и вовсе не основательно некоторые пробуют уверять нас, что «всегда так было» и что «ничего нового сейчас нет». Конечно, грех и беззакония всегда были, но никогда еще в истории христианского человечества все это не принимало таких поистине чудовищных размеров, как в переживаемое нами время — люди всегда грешили, но никогда еще они не грешили так нагло, так явно, открыто и дерзко, без какой-либо и тени покаяния, как в наши дни.

13Знаменательно еще и то, что все, о чем говорится в этом пророчестве, приняло такие необыкновенно грандиозные размеры во всем мире только за последнее полстолетия, — как раз с того времени, когда рухнула наша Православная Россия с тем «Удерживающим» во главе, который, по словам наших духоносных светильников епископа Феофана Вышенского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, «сдерживал безчинное шатание и нелепое учение безбожников» и не давал появиться антихристу.

Теперь противодействовать явлению антихриста больше некому, а потому вполне естественно ожидать его прихода и воцарения в мире, насквозь погрязшем во всевозможных грехах и беззакониях. И не только не противодействует никто сейчас приходу антихриста, а даже наоборот — весьма многие включились уже в самую напряженную работу по подготовке его скорейшего воцарения, не исключая — страшно сказать! — и некоторых христианских священнослужителей, вплоть до высших иерархов Церкви, сотрудничающих с безбожниками и явными и тайными врагами нашего Господа и Спасителя, ведущих с ними всякие переговоры, вступающих в разные компромиссы и заключающих всякого рода соглашательства, нередко граничащие с предательством нашей святой веры и Церкви.

«Апостасия», или «Отступление», о которой предрекало Слово Божие в лице святого Апостола Павла (см. 2 Фес. 2 гл.), сейчас в полном разгаре, и горе тому, кто этого не видит, или, что вернее, не желает видеть, по непростительному легкомыслию закрывая глаза на все, что происходит в мире, и успокаивая себя и других, что «ничего особенного нет», что «все это нормально и естественно». Но одно ли это только непростительное легкомыслие? Не кроется ли за этим еще чего-нибудь другого, мысль, о чем сама собой напрашивается, когда слышишь такие наивные уверения? антихрист ведь и слуги его отнюдь не заинтересованы в том, чтобы о его приходе и воцарении слишком много говорилось и открыто разглашалось: он ведь придет в качестве величайшего благодетеля человечества, благотворителя и даже покровителя веры и Церкви, и будет ожидать себе всеобщего признания и всенародного поклонения. А из святоотеческих предсказаний мы знаем, что примут антихриста и поклонятся ему не только совсем неверующие, но и обольщенные им люди как будто верующие и даже христианские священнослужители, вплоть до носителей самого высокого сана.

Так неужели время явления антихриста действительно уже настало?

Мы этого не утверждаем.

Мы говорим только о том, что веяние духа антихриста в мире сейчас так явно ощущается, как если бы явление его было уже «близ, при дверях», по выражению Христа-Спасителя, давшего нам множество признаков близости конца.

А, кроме того, и что самое важное, мы хотим всех предостеречь от обольщения этим духом антихриста. Ведь он уже сейчас, в лице своих слуг, подготовляющих его пришествие, очень хитро и искусно вербует себе сторонников и последователей, привлекая их к себе разными заманчивыми лозунгами, соблазнительными обещаниями и просто подачками. И многие-многие уже попадаются ему на удочку и в хитро расставленные его сети…

Отгонять от себя мысль о приходе антихриста — это как раз в его интересах, и это очень опасно. Такой уже наполовину в его руках, и, конечно, поклонится ему, когда он придет, оказавшись в числе его верных служителей.

Но как же быть с предсказаниями о грядущем еще воскресении России и торжестве Православия в ней и будто бы даже во всем мире?

Всем бы нам, конечно, очень хотелось видеть нашу несчастную Родину-Россию воскресшей к новой жизни и участвовать во всемирном торжестве нашей святой веры, — что и говорить! Но такую несказанную милость Божию надо заслужить. Так, ни с того, ни с сего этого не будет, и надеяться на это, без всяких достаточных оснований, — праздное мечтательство!

К тому же необходимо знать, что всякие предсказания всегда относительны, а вовсе не безусловны. Ведь и пророк Иона, по повелению Самого Бога, предсказывал гибель и разрушение великого града Ниневии, но это пророчество не исполнилось: Ниневия не была разрушена — Бог пощадил ее за всенародное покаяние ее жителей, начиная с самого царя.

040 (2)Так надо нам смотреть и на современное положение мира: карающий меч Божий над миром уже занесен, но он может быть еще и отведен благостной десницей Божией, если будет в мире «то всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние и перемена нравов языческих на христианские», к которым — увы! — тщетно призывал в свое время русский народ наш дивный пастырь-чудотворец святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Без покаяния нет спасения» — это общеизвестная для каждого подлинного христианина святая истина, а потому надеяться на какую-то «отсрочку», на спасение и возрождение к новой, лучшей жизни России и всего мира без покаяния — более чем наивно, совершенно фантастично и неразумно, ибо ничем не может быть оправдано.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах в 1906/1907 годах 0001говорил буквально так: «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, — ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры… Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам… Может быть, скоро услышим мы грозную весть: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Егоже обрящет бдяща»… «Если не будет покаяния у русского народа, — конец мира будет близок».

Вот потому-то все мы сейчас и должны думать, прежде всего, о покаянии, отложив далеко в сторону все остальное — все наши суетные заботы, планы и соображения.

Есть ли, однако, в современном мире такое покаяние, такое всеобщее обращение к Богу, которое одно только в силах отвести карающую десницу Божию от погрязающего все глубже в бездну нравственного падения человечества?

Этого пока не видно, и говорить потому об этом не приходится.

При данных переживаемых нами обстоятельствах современной жизни остается во всей своей силе вышеприведенное нами пророчество преподобного Нила Мироточивого, со всеми вытекающими из него последствиями, а в особенности, конечно, — для всех нас равно обязательные предостережения и предупреждения Христовы о Его Втором Пришествии и о безусловной необходимости постоянно готовить себя к нему.

Кто же ведет себя иначе, к тому в полной мере относится страшная угроза Христова: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24, 48-51).

Вот этого-то мы и должны более всего опасаться!

«Бдите!» заповедал нам Христос-Спаситель: «ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24, 44).

Именно такая настроенность и является для нас законом, если только мы действительно христиане, а не продались уже слугам грядущего антихриста.

«Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь».

антихрист

Архиепископ Аверкий «Церковь Христова и грядущий антихрист», с.76-92