Метки

,

15«По святому Исааку, «учение без деяния есть залог стыда» …Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять  прочитанное к самому себе…

Читайте отцов, хотя бы одну – две строчки в день. Это витамины, весьма укрепляющие».

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец (1924-1994):

—          Геронда, чтение каких книг может помочь людям, в которых пробуждается добрая обезпокоенность?

Евангелие 3—          Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит «Христос». (После того, как они) немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет. Знаешь, как бывает трудно, когда твоей помощи просят люди, ничего не читавшие? Все равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: «Помоги мне». И что тогда говорить профессору? Что «один плюс один равняется двум»?..

…Человек никогда не может сказать, что у него нет никаких проблем. Что-то (все равно) есть. Борьба за духовную жизнь не заканчивается никогда. Или как некоторые мне говорят: «Скажи нам что-то духовное». Все равно, что прийти к бакалейщику и сказать: «Дай нам товары»… Или все равно, что к фармацевту прийти и сказать: «Дай нам лекарства», не объяснив, чем они больны, ходили ли к врачу и что им сказал врач. Попробуй тут разберись! А тот, у кого есть духовная обезпокоенность, понимает, чего ему не хватает, ищет это и получает пользу. Я когда был новоначальным и читал какую-то книгу – переписывал ее, чтобы не забыть, и старался применить прочитанное на практике. Я читал не для того, чтобы приятно проводить время. Во мне была добрая обезпокоенность, и когда я чего-то не понимал, то спрашивал, чтобы узнать (правильный смысл). Я мало читал и много испытывал себя прочитанным. «Где я нахожусь? Что делаю?» — я сажал себя на скамью подсудимых, не давал чтению безпошлинных прав (на вход в одно ухо и выход из другого).

Исаак 1По святому Исааку, «учение без деяния есть залог стыда» («Но слово от деятельности – сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельностью, — залог стыда»).  …Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять прочитанное к самому себе. …И потом чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть (за это) ответственным. Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие. …Не успокаивайте свой помысл многим чтением. Возьмитесь за применение (прочитанного). Многое чтение дает образование энциклопедическое… А задача в том, чтобы образовать себя богоцентрично. Я не собираюсь становиться университетским профессором и не обязан знать многого. Приобретя же богоцентричное образование, я в случае необходимости смогу легко узнать что-то из другой области.

34…Надо немножко почитать что-то очень сильное, для того чтобы согрелась душа. Попечения и заботы покроются прочитанным, и ум перенесется в область Божественную. Иначе ум уходит в те дела, которыми он занимался большую часть времени.

Очень большая польза от различных святоотеческих книг, которые в наши дни издаются, слава Богу, тысячами. В этих книгах можно найти то, к чему ты стремишься, в чем ты нуждаешься. Они – подлинная духовная пища, они безопасно ведут по духовному пути. Однако для того, чтобы они помогали, их должно читать со смирением и молитвой. В каждом предложении святоотеческих текстов кроется не один, а множество смыслов, который каждый понимает в соответствии со своим духовным состоянием. В любом случае для того, чтобы уразуметь святых отцов, надо сжать себя, сконцентрировать ум и жить духовно, ибо святоотеческий дух воспринимается только духом.

Для того, чтобы стяжать благоговение, нет нужды иметь много знаний. Если размышлять над тем малым, что мы знаем, то сердце заработает. У кого-то от одного тропаря все внутри переворачивается, а другой знает все наизусть и ничего не чувствует, потому что движется вне духовной действительности. Итак, читайте отцов, хотя бы одну – две строчки в день. Это витамины, весьма укрепляющие.

     Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.2. «Духовное пробуждение». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г., с. 100-105

45