Метки

, , , ,

03 (1)Сын Божий, пришедши на землю, не вводил учения о судьбе и влиянии звезд, а напротив, Он уничтожает это учение, научая нас добродетели и поставляя все хорошее и дурное в желании или нежелании добра…
Наблюдение дней, ворожба и приметы есть гордыня сатанинская, от которой мы отреклись в крещении,
и должны дать отчет в этих словах в день общего суда…
Святитель Иоанн Златоуст

О приметах дней. Слово на Новый год — К верующим в судьбу — О суеверных приметах – О ворожеях, чародеях и колдунах

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): Огорчает меня нечестие тех, которые наблюдают дни, гадают и думают, что, если первый день Нового года и этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и весь год будут проводить так же… Крайне безумно по одному дню, если бы он был счастлив, ожидать того же в продолжение целого года; и не только от безумия, но и от диавольского внушения происходит такое суждение, чтобы не собственной деятельности и усердию, но круговращениям дней предоставлять дела нашей жизни. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, когда ты напьешься пьяным в первый день, но когда и в первый день и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своему свойству – ибо день от дня ничем не разнится, — но по нашему усердию или нерадению. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то он худ и мучителен. Если ты будешь так рассуждать и так располагать собою, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год будет для тебя счастлив; если же станешь сам нерадеть о добродетели, а душевного счастья своего ожидать от начала месяцев и счета дней, то не будет у тебя ничего доброго. Это знает диавол, и потому, стараясь остановить наши подвиги и добродетели и потушить душевное усердие, научил приписывать дням и счастье, и несчастье… Зная это, мы должны избегать козней диавола, отвергнуть такое суждение, не наблюдать дней…
Злой бес строит такие козни для того, чтобы не только ввергнуть нас в нерадение, но и оклеветать дела Божии, желая вовлечь души наши и в нечестие, и вместе в нерадение. Но мы должны остерегаться и ясно знать, что нет зла, кроме греха, и нет блага, кроме добродетели и угождения Богу. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину; то причиняет шум, а это прекращает смятения; то помрачает ум, а это просвещает и помраченный; то привлекает скорби, которых не было, а это прогоняет и те, которые были. Ибо обыкновенно ничто так не производит благодушия и радости, как наставления любомудрия: презирать блага настоящие, стремиться к будущим, не считать постоянным ничто человеческое: ни богатство, ни власть, ни почести, ни услуги. Если ты будешь так любомудрствовать, то не станешь терзаться завистью, когда увидишь кого-нибудь богатым, и не потеряешь духа от бедности, когда впадешь в бедность, и таким образом можно постоянно праздновать.
Христианину должно праздновать не в известные месяцы, не в первые дни месяца и не в воскресные дни, но всю жизнь проводить в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Послушай Павла, который говорит: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор.5, 8). Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ; равно как, если ты неспокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при безчисленных праздниках и торжествах тебе нисколько не лучше плачущих…
Если же ты хочешь получить пользу и от первого дня месяца, то поступай так: когда ты увидишь конец года, то возблагодари Владыку, что Он ввел тебя в такое круговращение годов; сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни, скажи самому себе: дни текут и проходят, годы оканчиваются; …а что сделано нами доброго? Неужели мы отойдем отсюда без всего, без всякой правды? Суд при дверях, жизнь наша уже клонится к старости. …Станем помышлять о будущем дне, дабы и о нас кто-нибудь не сказал того же, что сказано у пророка об иудеях: и погубил дни их в суете и лета их в смятении (Пс.77, 33).
Тот праздник, о котором я сказал, постоянный, не ожидающий круговращения годов и не ограничиваемый днями, могут праздновать одинаково и богатый и бедный, потому что здесь не деньги нужны и не богатство, а одна добродетель. Ты не имеешь денег? Но имеешь страх Божий – это сокровище, лучшее всех денег, неистощимое, неизъяснимое, неисчерпаемое.
Посмотри на небо, небо небес, землю, море, воздух, роды животных, разнообразные растения, на весь род человеческий; представь ангелов, архангелов, высшие силы; вспомни, что все это – богатство твоего Владыки. Быть не может, чтобы слуга столь богатого Владыки был беден, если Господь его милостив к нему.
Наблюдать дни – дело не христианского любомудрия, но языческого заблуждения. Ты приписан к вышнему граду, принят в тамошнее гражданство, вступил в общество ангелов, где нет света, сменяемого тьмою, ни дня, оканчивающегося ночью, но постоянно день, постоянно свет. Туда будем смотреть непрестанно. Горнего ищите, говорит апостол, где Христос сидит одесную Бога (Кол.3, 1). У тебя нет ничего общего с землею, где есть течение солнца, круговращения и дни; но если ты живешь хорошо – ночь бывает для тебя днем; напротив, для живущих в распутстве, пьянстве и невоздержании день их обращается в мрачную ночь, не потому что меркнет солнце, но потому что ум их омрачается пьянством.

К верующим в судьбу
Беседа в присутствии готфов
Многие веруют в судьбу и влияние звезд на дела человеческие и говорят: верно, так судьбою определено – кому быть добрым, а кому – злым. Но 05 (1)Сын Божий, пришедши на землю, не вводил учения о судьбе и влиянии звезд, а напротив, Он уничтожает это учение, научая нас добродетели и поставляя все хорошее и дурное в желании или нежелании добра. Посему Он и угрожает геенною и уготовал Царство; а для связанных необходимостью Он не уготовал бы венцов и не угрожал бы им наказанием, ибо то и другое относится к имеющим свободу; и законов Он не постановил бы, и увещаний не предлагал бы, если бы род человеческий был связан необходимостью. Но так как мы свободны и самовластны в своей воле, делаясь дурными от безпечности, а добрыми и скромными от внимательности, то Он пришел доставить врачевства спасительные и направленные к этому, страхом геенны и обещанием Царства направляя многих и законами научая любомудрию…

О суеверных приметах
Второе слово к готовящемуся ко крещению
молния и радугаНаблюдение дней, ворожба и приметы есть гордыня сатанинская, от которой мы отреклись в крещении, и должны дать отчет в этих словах в день общего суда.  А что такое, скажешь, приметы? Иногда кто-нибудь, выйдя из своего дома, видит человека одноглазого или хромого и принимает это за дурное предзнаменование. Это – сатанинская гордость, ибо не встреча с человеком делает день дурным, но греховная жизнь. Посему, когда ты выйдешь, наблюдай только одно: чтобы тебе не встретиться с грехом, ибо он подвергает нас падению, а без него и диавол нисколько не может повредить нам. …Видишь человека и принимаешь это за предзнаменование, а не видишь сети диавола, как он вооружает тебя против того, кто не сделал тебе никакой обиды, как он делает тебя врагом брату без всякого справедливого основания? Бог повелел любить и врагов, а ты отвращаешься и от того, кто ничем не обидел тебя, не зная, в чем винить его, и не думаешь, как это смешно, как стыдно, а еще более – как опасно?..

А что сказать о тех, которые употребляют заговоры и привески? Таковы ли, скажи мне, наши надежды, чтобы после крестной смерти Господа нам полагать надежду спасения на эти привески? Неужели ты не знаешь, что совершил крест? Он разрушил смерть, истребил грех, упразднил ад, сокрушил силу диавола, и неужели он не достоин веры в отношении к телесному здоровью? Он восстановил всю вселенную, и ты не надеешься на него? Чего же, скажи мне, ты достоин? И не только привески ты употребляешь у себя, но и заговоры, вводя в дом свой пьяных и болтливых старух, и не стыдишься и не краснеешь, после такого любомудрия обращаясь к таким делам? И вот что всего тягостнее в этом обольщении: когда мы увещеваем и отклоняем от него, думающие оправдываться говорят, что заговаривающая таким образом есть христианка и ничего другого не произносит, кроме имени Божия. Но потому особенно я и ненавижу ее и отвращаюсь от нее, что она употребляет имя Божие во зло, что она, называя себя христианкою, совершает дела языческие. И бесы произносили имя Божие, но оставались бесами; и они говорили Христу: знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк.1, 24), и, однако, Он запретил им и изгнал их. Посему увещеваю вас быть чистыми от этого обольщения. Когда ты намереваешься переступить порог сеней, изобрази крест на челе своем – тогда не только встретившийся человек, но и сам диавол не в состоянии будет повредить тебе, видя тебя везде с этим орудием.

Златоуст 11О ворожеях, чародеях и колдунах
Пусть мы будем больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления.
Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души.

Святитель Иоанн Златоуст «Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим». 2006г.

1