Метки

, , ,

 6Господь вложил в каждого сердце и совесть, и потому каждый грешащий ответственен перед Господом… Не забывайте Господа, и Господь вас не забудет… Не исправляющиеся Царствия Небесного не наследуют

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Русский православный народ уже при жизни чтил отца Иоанна как праведника, верил в его молитвы и предстательство пред Господом. Сразу же после кончины Кронштадтский пастырь был вознесен в «лик отцов и учителей Церкви», и его почитание еще более усилилось.

Из множества воспоминаний о батюшке Иоанне, записей о беседах с великим пастырем, дневник его духовной дочери Е. Духониной ценен тем, что она записывала наставления и беседы, которые длились много лет, вплоть до его кончины.

Беснование, исцеление бесноватых — Выздоровления по молитвам батюшки – Заповеди — Исповедь. Общая исповедь – Молитва – Монашество – Неверие – Осуждение — Покаяние и спасение – Причащение – Священнослужители – Смерть – Смирение — Христианство. Иисус Христос. Еретики. Толстовщина — Царствие Небесное. О жизни вечной и временной

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Беснование, исцеление бесноватых

07.01.1900г.

13Благословение от отца Иоанна я получила в квартире моей приятельницы, где и была свидетельницей того, как батюшка исцелил двоих, старушку и девушку, одержимых, как говорили, бесом. Когда их подводили к отцу Иоанну, у них лица были страшные, зверские какие-то, исступленные, казалось, вот сейчас бросятся на него и задушат; но батюшка был спокоен и только повторял: «Именем Господа Иисуса Христа выйди из нее» (сначала он обращался к старушке), та упорствовала вначале и молчала; наконец, после третьего повеления она стала как-то странно корчиться и дико закричала что-то бессмысленное: «Меня зовут рыбак». Отец Иоанн стал требовать, чтобы она назвала настоящее свое имя; наконец она проговорила: «Екатерина»; тогда, помолившись, батюшка сказал: «Именем Господа Иисуса Христа приказываю тебе, выйди из нее», — она стала еще усиленнее биться и в исступлении кричать: «Не выйду, не выйду!» Батюшка еще повелительнее повторил свое приказание: она постепенно опустилась на колени, стала обнимать батюшкины ноги, говоря: «Слава Богу, он вышел», и успокоилась. Точно так же отец Иоанн поступил с девушкой – та оказалась более послушной и успокоилась, он дал им приложиться ко кресту, причастив их запасными дарами.

14.05.1902г.

Провожая после службы в Лицейской церкви батюшку на станцию, я была свидетельницей того, как отец Иоанн изгнал беса из одной женщины, это произвело на меня такое сильное впечатление, что я и теперь не могу забыть его.

Эта бесноватая имела ужасный вид; она неистово кричала, бросалась на батюшку с кулаками, хватала его за горло (я тряслась как в лихорадке, боясь, как бы она не задушила его). Он же стоял как вкопанный, ни одна жилка не дрогнула на его лице. Я удивлялась этому спокойствию и тому, как он глубоко верил, что бес должен его послушаться. Она лезет с кулаками, а он гладит ее по голове, целует в голову и только твердит: «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе – выйди из Елизаветы и не смей ее тревожить». Глаза у нее выкатались, налились кровью, руки скрючились, стали похожими на когти у хищной птицы, на нее страшно было смотреть, а он все с тем же спокойствием повторяет все те же слова: «Выходи из нее».

Наконец она закричала еще ужаснее: «Ишь, пучеглазый, чего захотел, я уже семь лет живу в ней, не выйду! Вот ни за что не выйду!» Отец Иоанн велел ей перекреститься, а она кричит во все горло, что ее зовут «молодчиком Иваном». Батюшка на это сказал: «Иван – христианское имя, а ты скажи, как твоего беса зовут?» Она еще хуже стала бесноваться и лезть с кулаками на него. Батюшка строго произнес опять:  «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе – выйди из нее». Мало-помалу она стала утихать и, наконец, по приказанию отца Иоанна она перекрестилась. «Как тебе имя?» — спросил он. Она ответила: «Вельзевул, — и стала падать, говоря: — Умираю». Тут батюшка уверенно произнес: «Не умрешь, Елизавета, а будешь свободна от него, — и строго прибавил: — Выходи из нее и не смей более касаться ее». Вторично велел перекреститься ей, что она уже охотно исполнила. Затем благословил ее и поцеловал в голову; она совсем преобразилась, лицо сделалось спокойное, хорошее, глаза стали совершенно нормальные, здоровые и добрые; она бросилась к ногам батюшки, начала обнимать и целовать их и всячески выражать свою глубокую благодарность отцу Иоанну за исцеление. Он же благословил и всех тут бывших и вошел в вагон…

20.07.1903г.

Сегодня, 17 июля, батюшка служил в Никитском монастыре. Во время обедни с одной женщиной сделался припадок; она закричала нечеловеческим голосом, а потом вдруг залаяла собакой, но затем успокоилась; ее подвели к причастию, и, когда батюшка ее причастил, она сказала, что теперь чувствует себя совершенно свободной от своего недуга.

…Отец Иоанн стал прощаться; в это время к нему подошла молодая женщина; он благословил ее, она схватила его за руку и стала усиленно целовать, а потом вдруг – кусать. Я испугалась и скорей высвободила батюшкину руку; она уже начала страшно кричать и кривляться, и вообще вела себя как бесноватая. Батюшка обнял ее и стал успокаивать; лицо у нее сделалось страшное, искаженное. Он же именем Иисуса Христа велел ей открыть глаза; она открыла; тогда он именем Господа велел лукавому выйти из нее, обласкал ее и успокоил совершенно. Сейчас же после этого батюшка простился и уехал.

Выздоровления по молитвам батюшки

Сентябрь 1897г.

Обласкал приехавшего из Сибири полковника, привезшего исцелившуюся по молитвам батюшки дочку. Батюшка на благодарность полковника отвечал: «Велика ваша вера, потому Господь и услышал меня, ничтожного Его служителя, а потому и благодарите Господа».

Октябрь 1898г.

Я попросила батюшку наложить на меня епитимью, так как считаю себя великой грешницей и боюсь, что не могу надеяться на спасение. Отец Иоанн, добро и ласково посмотрев на меня, обнял меня и сказал: «Какую тебе епитимью, когда ты послушная» и благословил меня; мне сразу стало как-то необыкновенно легко и радостно на душе. «А ты здорова?» — внезапно спросил он (у меня действительно страшно болела рука) и, не дожидаясь ответа, взял мою руку и стал ее крепко тереть. После этого начал служить молебен. Весь молебен простоял батюшка на коленях, молился со слезами, освятил воду, окропил ею, по обыкновению своему обласкал всех, благословил и уехал. У меня рука совсем перестала болеть, и я вернулась домой, проводив отца Иоанна на станцию, счастливейшею из смертных и от всего сердца возблагодарила Господа.

1901г.

Я вернулась домой и застала у себя гостя, полковника С., который нарочно остался дожидаться меня, чтобы рассказать мне о чуде, которое совершил дорогой батюшка, будучи 29 августа на освящении Суворовской церкви в селе Кончатском. Он рассказал следующее:

Во время обеда, в здании Суворовской школы, двое крестьян внесли совсем безчувственную, разбитую параличом, женщину; за ними шли две бабы, которые бросились в ноги отцу Иоанну и стали вопить: «Спаси, батюшка!» Отец Иоанн живо встал из-за стола и спросил, что с больною. Пришедшие объяснили, что это их родственница, которая уже седьмой год лежит недвижима. Узнав, как ее зовут, батюшка сказал: «Погляди на меня, Авдотья!» Родные ее объяснили, что уже три года она не открывает глаз; но батюшка еще несколько раз повторил свое приказание, и больная открыла глаза. «Перекрестись», — сказал батюшка; рука больной зашевелилась, но перекреститься она могла только после третьего приказания. «Обними меня», — приказал он, и после нескольких повторений приказания больная рукой обняла шею батюшки и повисла на нем. Он стал гладить ее голову, произнося тихо молитву, и затем приказал ей встать: больная выпрямилась, крестьяне хотели ее поддержать, но батюшка велел им оставить ее. Принесенная полчаса тому назад полумертвая женщина встала перед отцом Иоанном. Он сказал ей: «Иди и молись», и больная медленно неровной поступью без посторонней помощи вышла из комнаты.

Заповеди

Скрижали с заповедями 109031118303.02.1901.

«Заповеди даны нам Самим Богом и должны быть исполняемы все без всяких рассуждений; кто нарушит или не исполнит их, или же по-своему перетолкует, тот лишается Царствия Небесного; а кто и сам твердо выполнит, да еще и других научит, тот великим наречется в Царствии Божием. Хотя нам и кажется, что трудно исполнять заповеди, но если бы мы проверили себя, то заметили бы, что при исполнении заповедей мы имеем душевный мир, и сердце, и совесть покойны; когда же мы позволяем себе мудрствовать, объясняя заповеди и Евангелие по-своему, то душа наша, вместо нравственного удовлетворения, смущается, волнуется и делается безпокойною; таким образом, мы уже здесь на земле терпим за то, что уклонились от начертаний воли Божией. Природе нашей свойственно падать и грешить, но также свойственно и каждый раз после падения подниматься и каяться и всегда получать прощение от милосердного Господа. Господь дал нам разум и сердце – разумом мы можем познавать истину, а сердцем предаваться ей вполне. В нашей воле не предаваться во власть греха, а каждый раз, согрешив, снова восставать и тем самым иметь силу над грехом и не подпадать под его власть; для этого постоянно нужно быть настороже и не иметь пристрастия ни к чему – ни к деньгам, ни к славе, ни к почестям, всего избегать и строго помнить заповеди, которые нарочно даны на камне, чтобы их ничто не могло изгладить из памяти человека. Человек не должен унывать, когда упал, но должен воспрянуть, всем сердцем покаяться, попросить у Господа прощения, и Господь Своею Благодатью поднимет упавшего и снова поставит на путь заповедей. И совсем это не трудно, нужно только следить за собой, за своим «я», за своею внутреннею жизнью и обращать внимание на помыслы».

Исповедь. Общая исповедь

17.04.1901г.

П (1)«Ты знаешь, какое великое дело исповедь? Видишь крест и Евангелие? Помни, что ты предстоишь пред лицом Самого Господа, открой всю твою душу без малейшей утайки, и Господь по Своему неизмеримому милосердию простит тебе все; но ты должна исправиться, в чем погрешила, и больше к этому греху не возвращайся».

1903г.

…Духовный мой отец приказал, несмотря на мои частые недомогания, посещать непременно воскресные службы.

13 декабря, прочитав покаянный канон и за обедней сказав чудное слово о горчичном зерне и закваске, батюшка вдруг обратился к народу и произвел общую исповедь, сказав: «Сестры и братья! Вглядитесь хорошенько в ваше сердце и чистосердечно покайтесь!» Поднялся рев, слезы, восклицания «грешны, помолись за нас, каемся»; такой поднялся рев, что весь храм стонал; батюшка поднял епитрахиль, как бы над головами всех, всем отпустил грехи, благословил и стал приобщать. Я тоже приобщилась.

Что-то необыкновенно чудное совершилось с моей душой; я вернулась домой счастливейшая и от всего сердца возблагодарила Господа, что Он удостоил меня быть участницей этой общей исповеди дорогого батюшки.

Молитва

13…Нужно поменьше думать о развлечениях, а побольше о церкви, и не заниматься пустой литературой, а читать побольше Евангелие, которое и должно быть у всех настольной книгой.

Молитва должна быть неустанная, сердечная. При совершении домашних молитв нужно молиться и своими словами, а при поклонах всякий раз просить Господа, чтобы Он избавил от какого-нибудь греха…

Не только молитва священника, но и молитва мирян друг за друга сильна испросить у Господа прощение, смягчение и помилование, как и молитва за усопших.

Познавать волю Господню нужно посредством молитвы, руководствуясь сердцем и совестью.

«…Молишься ли ты? И хорошо ли молишься?» — говорил отец Иоанн. Я отвечала, что Господь почти каждый день посылает мне молитвенное настроение и слезы покаяния и благодарности. Батюшка так и просиял весь; видно было, что он сейчас внутренне благодарит за меня Господа.

02.11.1903г.

kanon…Спросила батюшку, какую силу имеет молитва об усопших и приносит ли она всегда полное прощение, если даже умерший не успел при жизни раскаяться во грехах своих? Батюшка, ласково и добро посмотрев на меня, сказал: «Был один царь язычник, который страшно гнал христиан; когда он умер, то тело его так смердело, что невозможно было выносить. Тогда жена, христианка, стала целым собором молиться, чтобы Господь простил и помиловал ее мужа. И вот кто-то увидел сон, что труп царя не истлел и цел. Выкопали труп и нашли его нетронутым и не смердящим. Значит, Господь принимает молитвы за умерших». Тогда я спросила: «Как понимать слова Священного Писания: «Что посеешь, то пожнешь?» И у апостола сказано, что молитва праведника не будет действительна, если тот, за кого он молится, сам не приложит своих стараний. Он ответил: «Конечно, без собственных трудов трудно спастись, необходимо всякому самому работать».

09.01.1904г.

Увидав меня в игуменской, батюшка …спросил о здоровье и, узнав, что все прихварываю, а теперь еще напало уныние, он, так ласково смотря на меня, сказал: «Гони уныние прочь, молись усерднее Господу», — и усадил меня возле себя. На мой вопрос, как узнать, что поступаешь не по своей воле, а по воле Божией, он сказал: «Надо руководствоваться сердцем и совестью, тогда после совершения какого-нибудь хорошего, доброго дела чувствуешь духовное удовлетворение, и на душе бывает легко и весело».

На мой вопрос, как бороться с помыслами, он сказал: «Молитвой». – «Я молюсь, а молитвенного жару нет, и не помогает».

Батюшка, посмотрев на меня чудным своим взглядом, сказал: «Представь, ведь и со мной это бывает; но я сейчас же обращаюсь ко Господу; ведь как враг одолевает, а Господь слышит молитву и удаляет его».

М (11)Монашество

На вопрос: действительно ли в монашестве лучше спасешься? Отец Иоанн ответил, что подвиг, конечно, больше, но можно спастись и в миру.

14.05.1902г.

Каждый человек, прежде чем заняться наставлением других, должен хорошенько изучить себя, узнать и испытать свое сердце, чтобы быть в состоянии служить примером для других, и только такой человек имеет право получать воздаяние за свои труды, то есть сделать свою паству такою же чистою, каков он сам, вот объяснение евангельских слов – трудящийся достоин награды.

25.10.1902г.

…Я сказала: «Дорогой батюшка, я получила анонимное письмо, в котором меня называют бесноватой и просят меня немедленно оставить монастырь, угрожая в противном случае сжечь мою келью и зарезать меня». Отец Иоанн, выслушав меня, так весь и просиял от радости, точно я ему сообщила что-то необыкновенно хорошее, и проговорил: «Так вот как, и тебя уже не оставляют в покое…», обнял меня и крепко поцеловал в голову.

Неверие

31.03.1904г.

33Какое страшное время мы переживаем! Завтра предстоит страшная атака Порт-Артура, помоги, Господи, нашим храбрым воинам! Завтра еще помолимся о них поусерднее. А ведь все виноваты мы, слишком уже прогневали Господа своим неверием, своею дурною безнравственною жизнью. Веришь ли, …где я только не бываю, почти везде царит несогласие, раздор, неверие, ссоры или полный разлад; совсем нет прежней, нравственной, патриархальной жизни, нигде нет ничего отрадного – по всему видно, что близок конец. Ужасно это тяжело, а надо готовиться к скорому концу жизни. Как хорошо написано в Библии: как Господь долго терпел и, наконец, выведенный из терпения, Он наказывал израильтян за отступничество; а ведь это все прообраз Нового Завета. А теперь разве не то же самое? Мы забыли Бога, забыли заповеди, вот Господь и попустил язычникам напасть на нас…

В тяжелые времена мы живем! И все это зло наделал Толстой! Как страшно упала нравственность, что только пишут! Например: «Рай (Мережковского), в котором он христианство называет абсурдом».

03.02.1901.

На мой вопрос: что ожидает тех, которые по недостатку умственного развития не понимают, где есть правда, и грешат? – отец Иоанн ответил: «Господь вложил в каждого сердце и совесть, и потому каждый грешащий ответственен перед Господом».

Осуждение

Старайтесь смотреть внутрь себя, там всегда найдете много грехов, заглядывайте почаще в свое сердце и старайтесь очищать его, а других судить предоставьте им самим и Господу: работайте больше над собой, этим и себя исправите, и Господу угодите.

Судить чужие поступки – великий грех, так как от нас сокрыто, что в человеке, какой его дух! Судить может только один Господь, а мы, своим судом, как бы врываемся в область Божию и, конечно, этим прогневляем и оскорбляем Господа; нам необходимее всего судить самих себя, вглядываться в свои проступки, разбирать и проверять свои мысли, а все другие сами за себя отдадут отчет Господу…

Наружное и внутреннее в человеке бывает совершенно различное.

02.01.1903г.

Батюшка исповедал меня, велел побольше разбирать свои поступки и мысли и стараться исправлять себя. «Вглядываться во все следует и взвешивать все можно и должно; но нужно в то же время быть снисходительнее и больше любить ближних…» — говорил батюшка и отпустил мои грехи; мне стало легко и весело на душе – точно гора с плеч свалилась. Я попросила его помолиться за некоторых лиц; батюшка охотно это исполнил и помолился тут же при мне, стоя у окна. Я чувствовала, что он молится и за меня, и мою душу охватило какое-то, совсем особенное, необыкновенное хорошее чувство, которое не выразить никакими словами.

17.03.1903г.

…Я во время исповеди заплакала. Он говорил: «Старайся приобрести более доверчивости к людям и менее подозрительности, старайся всеми силами разбирать свои поступки и свои мысли, исправляй себя, а не отыскивай недостатков в других… — и тут прибавил: — Как прожить совсем без разбора людей? Кто это может? И я в этом грешен». На мое заявление, что я раздражаюсь при виде людей, поступающих вполне самовольно, а носящих маску святости, и чувствую к ним отвращение, отец Иоанн ответил: «Надо к таким относиться снисходительно, постарайся избавиться от чувства отвращения и достигнуть такого спокойствия, чтобы это тебя не возмущало». Затем помолился обо мне и отпустил грехи.

ПокаяниеПокаяние и спасение

Никто не должен сомневаться в спасении! Как бы кто грешен ни был, только покайся чистосердечно, и Господь простит, даже разбойника, убийцу, и тех простит, как только покаются от души. Прощения не будет только неверующим, самоубийцам и Иуде.

Причащение

07.12.1901г.

Причастие картина«Как можно сомневаться в истинности учения Христова и в силе значения Его Святых Таинств, — говорил отец Иоанн, — я думаю, что каждый приобщающийся чувствует себя как бы на небе».

…Затем батюшка заговорил о тяжелом положении, в каком находится теперь наше общество, отказываясь от веры и поклоняясь только своим силам. Особенно сожалел батюшка об упадке веры в самом духовенстве и сослался на слова Златоуста о том, что из священников немногие спасутся; выражал большое удивление, как это люди могут отрицать Таинство Причащения, как они сами не испытывают на себе присутствие благодати каждый раз, как только достойно приобщаются?

1901г.

Сегодня отец Иоанн служил в Лепехиной лечебнице и с каким-то особенным воодушевлением и дерзновением сказал слово о важности приобщения Святых Тайн; строго порицал тех, кои позволяют себе приступать к оным без надлежащей подготовки, без твердого обещания исправиться в своих недостатках. Он так строго это говорил, что я заметила, как некоторые из исповедавшихся не подошли к причастию.

19.12.1901г.

Батюшка сказал слово о том, с каким страхом, и какою глубокою верою должно 5приступать к Святому Причащению и как страшно грешит тот, кто решается приступить к нему, не приготовившись. Говорил с особым дерзновением и указал на Льва Толстого, что он отлучен от церкви за то, что не признает этого Таинства и что так же отлучатся Господом все последователи Толстого, которые не веруют, что в каждой частице Святых Тайн присутствует Сам Господь и через причащение входит и вселяется в человека, отчего на такового исходит благодать; но она нисходит только тогда, когда к этому Таинству приступают с младенческой чистотой и твердой верой.

17.03.1903г.

На проповеди батюшка говорил слово о значении Таинства Святого Причащения, о той великой милости, которую нам явил Господь Иисус Христос, сойдя на землю, приняв на себя наши грехи и искупив их своими крестными страданиями. Напомнил, что через Причащение нисходит благодать, которая и помогает людям становиться лучше и исправляться; что поэтому необходимо как можно чаще приступать к сему Таинству, так как в нем – великая сила спасения для нас.

19.03.1903г.

За обедней батюшка произнес слово опять о важности Святого Причащения, о том, как недостойно многие приступают к нему, не покаявшись как следует, и не умеют благодарить Господа, дающего нам Свою Плоть и Кровь для нашего спасения. Рассказал о десяти прокаженных, которых исцелил Гоподь; указал, что только один из них вернулся поблагодарить Его; не вернувшихся же девятерых Господь не оставил без наказания и сторого осудил за неблагодарность. «Так и вас, — говорил отец Иоанн, — неблагодарных, превратившихся в каких-то животных, обуреваемых страстями и забывших Бога, не воздающих Ему должного благодарения, и вам, приступающим недостойно к Святым Тайнам, Господь этого не простит, а взыщет, и строго взыщет».

09.01.1904г.

За обедней батюшка говорил слово о том, как Спаситель был искушаем диаволом, а затем прибавил: «А мы-то постоянно искушаемся и потому должны строго блюсти себя и всегда быть во всеоружии, чтобы его отражать; в особенности священникам необходимо быть всегда настороже, как носящим такой высокий сан, ибо к ним-то диавол больше, чем к кому-либо пристает, а они как будто этого и не замечают и не принимают никаких мер для борьбы с ним; потому из священников мало кто спасается вообще; кто ищет власти и домогается ее, тот, наверное, в руках диавола.

Священнослужители

7Перед тем как начать причащать, отец Иоанн с каким-то особенно вдохновенным взором обратился к нам с речью, в которой указал на великое значение приобщения Святых Христовых Тайн, подчеркнул также великое и важное значение  священнослужителей – архиепископов, епископов и иереев, — сказав, что только одна наша Православная Церковь и обладает епископами, поставленными самими апостолами, которым Самим Господом дарована благодать, как дар Святого Духа; другие же все религии и вероисповедания, кроме католической, не могут считаться и религиями, так как у них нет такого облагодатствованного священства, и прибавил: «Потому священнослужители совершенно правильно и вполне заслуженно должны пользоваться любовью своих пасомых, а пасомые должны быть послушными и покорными им, и тогда только церковь будет процветать».

Смерть

…Да и смерти бояться нечего. Она есть радость, потому что переводит человека в другую, настоящую жизнь, где мы будем блаженствовать. А что здешняя жизнь! Что ее жалеть… кроме горя и страданий, нет ничего.

Смирение

29.12.1901г.

1…Побольше терпения, смирения и снисходительности к слабостям других; следи строго за собой, чтобы не иметь пристрастия ни к чему мирскому, молись хорошенько и ходи к службам непременно, смотри и следи внимательно за собой – за своим внутренним миром и старайся ловить свои мысли и исправлять себя.

22.10.1903г.

…Но все во благо и да поможет тебе Господь смириться. Знай, что смиренных Бог любит, а гордым противится, работай хорошенько над собой, вникай побольше в свой внутренний мир, старайся быть снисходительной к поступкам людским и побольше старайся находить недостатков в себе и их исправляй; других же не осуждай, одному Господу открыты сердца всех.

Христианство. Еретики. Толстовщина

Христос страждущийГоворил, что христианское учение одним пошло во спасение, других же погубило в зависимости от нашего отношения к нему: «Далеко не всегда относятся к нему с полною верой, чаще с рассуждениями и критикой, которые – как явления не Божеские, а только проявления ума человеческого – почти всегда приводят к ошибкам и заблуждениям; все же те, кои слушают этих критиков и философов, впадают в обман и отклоняются от истинного учения Христова и, конечно, не спасутся, а погибнут, если вовремя не спохватятся и молитвою и чистосердечным покаянием не вымолят себе у Господа прощения».

11 января 1899г.

Совершая обедню в Лицейской церкви, отец Иоанн сказал слово о Божественно чудодейственной силе Христовой, исцеляющей всех, с верою притекающих к ней и доселе обильно изливающейся в святой Православной Церкви чрез священные таинства, особенно через причащение. «Христос, — говорил отец Иоанн, — теперь, как и всегда, близок к каждому из нас, ближе отца и матери, ближе воздуха, ближе всего видимого; Он в сердце всякого верующего, лишь бы мы сами не изгоняли Его от себя своею гордостью и всякими другими страстями». Затем, обращаясь к начальствующим, учащим и учащимся, продолжал: «Как всякое дело, так и ваше тогда будет успешно, когда оно будет утверждаться на вере во Христа, когда в основе своей будет иметь Его Божественное учение и будет совершаться под покровом и водительством Святой Церкви… Итак, устрояйте дом души вашей на камне веры, а камень веры – Христос, и тогда никакие бури страстей и реки бед не будут вам страшны и дом ваш устоит…»

…Теперь, как и прежде, всякий, если только искренно захочет, может спастись и достичь того совершенства, какого достиг апостол Павел; мешает этому то, что теперь мы сильно испортились, и нет в нас той веры, которая способна передвигать горы

Когда Господь вознесся на небо, то послал вместо себя Духа Святого, который тоже должен был принять участие в спасении рода человеческого; Бог Отец сотворил мир, Иисус Христос разрушил ад и открыл нам двери Царствия Небесного, а Дух Святый должен докончить дело спасения и помочь нам избавиться от греха… Надо всеми силами стараться не угашать в себе Духа Святого.

12.10.1900г.

За обедней, где он служил (в приюте Цесаревны Марии), отец Иоанн сказал слово на Евангелие об исцелении слуги сотника; он восхищался необыкновенной простотой и силой веры у язычника, сопоставляя с ним иудеев, которые не верили и которых Господь лишил Царствия Небесного, тогда как просьбу сотника сейчас же удовлетворил. Затем батюшка продолжал: «Что может быть проще учения Евангелия Господня, которое необходимо постоянно читать, но отнюдь не мудрствовать по-своему, а принимать так, как объясняют святые отцы и как написано; не поступать так, как теперь часто поступают: что нам нравится, то принимаем, а что не по нас, то отвергаем, на что не имеем никакого права. Мы живем теперь в такое время, когда многие потеряли веру совсем; наши интеллигенты, — говорил батюшка, — или веруют по-своему, или совсем не веруют: и здесь, в Москве, нередко является ученый, образованный писатель, извративший все христианские понятия и толкующий Евангелие на свой лад. Господь ему не простит этого, хотя бы он и покаялся, потому что он уже многих соблазнил и все еще продолжает соблазнять; а в Евангелии сказано: горе тому, кто прельстит, хотя одного из малых сих; итак, ему не миновать вечных мук, потому что ни одно слово в Евангелии не останется неисполненным».

11.03.1901г.

Сегодня батюшка служил в Сокольниках обедню и говорил такое слово: «Жестоко ошибаются все те, кои думают, что верят в Господа, считая Его не Сыном Божиим, воплотившимся и пришедшим спасти нас, а необыкновенным человеком и восхваляют его добродетели, не признавая в Нем Божества. Они жестоко будут наказаны и подвергнутся вечным мучениям… И как только они не хотят понять, какие страшные муки претерпел Сын Божий за нас! Кроме страшной Крестной смерти, сколько он внутренне перестрадал, мучаясь за грехи наши, и как болел душою, видя такое упорство и нежелание исправиться! Как бы Он мог все вынести, что вынес, если бы Он был простым человеком? Какие готовят себе муки неверующие…  Не слушайте вы ложных учителей, взявших на себя почему-то право учительствовать, таковые уже погибли, в особенности же один самозванный проповедник. Больно и тяжело видеть, как сильно упала наша вера и развелось столько сект. Умоляю вас, не слушайте никого, оставайтесь приверженцами Православной веры и Церкви, устроенной Самим Господом Иисусом Христом и распространенной чрез святых апостолов. Знайте и верьте, что все оставившие ее строго будут наказаны правосудным Богом и подвергнутся таким мукам, о каковых и понятия-то никто не может иметь. Душа безсмертна, ей предстоит вечная жизнь; если она верует, то какое блаженство, какая награда ожидает ее за добродетельно прожитую жизнь; если же она заблуждалась, то какие ни с чем не сравнимые муки, вечные, от которых уже нет избавления! Умоляю вас, удаляйтесь от всяких сект, коих развелось такое множество! Верьте в Сына Божия Иисуса Христа, любите Церковь, исполняйте ее веления, и Господь вас наградит…»

«…Какая страшная ересь – толстовщина, сколько она уже принесла непоправимого вреда, и что всего грустнее – он сам так обольщен поклонением своих почитателей, что даже нет надежды на то, чтобы он когда-нибудь образумился и покаялся; Господь его не простит, и не миновать ему вечных мук. Но, слава Богу, есть еще защитники Православной веры, которые борются с этим ложным учением».

9.08.1901г.

«Можно ли, — спросила я, — продолжать дружеское знакомство с теми, кои сделались ярыми последователями Толстого?»

Отец Иоанн ответил так: «В послании апостола Иоанна сказано – кто приходит к вам и не пребывает в учении Христовом и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его; и я думаю, лучше не иметь никаких сношений с людьми, открыто заявляющими себя толстовцами или другими какими отступниками Христа, и не сообщаться с ними совсем, — и прибавил: — Ты, слава Богу, хорошо понимаешь слова Господни, и стой на своем пути, помни слова Иисуса Христа – иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Я ответила: «И во истину легко и приятно», — батюшка радостно посмотрел на меня и поцеловал меня в голову. Потом вдруг лицо его омрачилось грустью и он сказал: «Как много в высшем интеллигентном обществе отступников Христовых, как жаль, что они погибают». «Да неужели же Господь не образумит их?» — спросила я. «Господь старается образумить, все делает, чтобы привлечь их к Себе, но, как видишь, не слушают…» — возразил отец Иоанн.

31.10.1901г.

«Чистая хорошая совесть находит свое удовлетворение в делании добра, в полном повиновении властям, начальству, родителям и наставникам, а злая никого знать не хочет. Толстой проповедует полное неповиновение власти и церкви. А между тем, Церковь – это наше спасение, в ней мы почерпаем силы на борьбу с несчастьем и горестями, получаем терпение, научаемся покорности воле Господней. Где найти утешение? А когда его не находят, то и обращаются к своей злой воле, и что она прикажет, то и делают, или других убивают, или себя лишают жизни… Так вот, друзья мои, берегитесь этих людей, Толстого и многих других, не слушайте их речей, а любите церковь, исполняйте заповеди и все предначертания церкви и приготовляйтесь к Царствию Небесному и вечному блаженству. Не забывайте Господа, и Господь вас не забудет».

15.11.1901г.

Отец Иоанн, произнося слово на Евангелие о беседе Господа с самарянкой, и говоря об обещании Господа дать воду живую, обличал новейшие книги и газеты, говорил, что они расшатывают умы юношей и взрослых; убеждал думать не только о чтении светских книг, но и духовных, так как без духовной пищи невозможно прожить на свете, не погибнув или не превратившись в животное, просил всех чаще читать Евангелие.

После службы батюшка посетил моего духовника, отца Николая, помолился о всех присутствующих и немного побыл там. Отец Николай выразил сожаление, что стало мало людей, выступающих борцами за Церковь. Батюшка подтвердил это и сказал: «Правда, и это ужасно грустно; и что еще всего обиднее: все точно оглупели, какое-то скудоумие напало».

20.07.1903г.

Сегодня 18-е. Отец Иоанн, читая перед обедней канон Спасителю, просил Господа, чтобы Он стер с лица земли этого страшного еретика, Льва Толстого, которого заела гордость и который служит орудием диаволу. Обратившись к народу, батюшка сказал, что нужно бегать, как от огня, страшной толстовской ереси и от самого графа, так как он отступник и безбожник, он отнимает у людей веру и желает разрушить все их душевное спокойствие; отнимает все, чем человек живет, веруя в Спасителя, Божию Матерь, Святую Троицу и загробную жизнь, а взамен всего этого не дает ничего.

…Разговор зашел о статье Толстого, изданной за границей, в которой Толстой глумится над всеми догматами, отвергает божество и человечество Иисуса Христа, Божию Матерь считает обыкновенно нехорошей девушкой и страшно ополчается на духовенство, говоря, что его совсем не нужно, ни высшего, ни низшего, ни православного, ни католического. Батюшка сказал, что, прочитав эту брошюру, он был страшно раздражен, почему и сказал в слове, что Толстому мало плюнуть в глаза.

02.11.1903г.

…Батюшка за обедней сказал глубоко прочувственное слово на тему, кто не со Мною, тот против Меня, и объяснил, что значит быть со Христом; все ли мы с Ним? И доказал, что немногие – со Христом только те, которые избавились от страстей и похотей и приобрели кротость, смирение и любовь к ближним и полную покорность воле Божией; а кто этих качеств не приобрел, хотя бы он находился и в монашестве, в том Христа нет. Тот только носит имя христианина, не будучи им в действительности.

Царствие Небесное. О жизни вечной и временной

28.11.1900г.

Отец Иоанн за обедней (он служил в Лицейской церкви) произнес слово на Евангелие: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволит дать вам царство… Как ни велика надобность в науке в этой жизни, но духовная подготовка к Царствию Небесному, — говорил отец Иоанн, — нужнее; продавая имения, раздавая милостыню, совершенствуясь таким образом нравственно и думая больше о ближнем, нежели о себе, мы должны памятовать, что мы здесь на земле – странники, что все, что только тут есть, все это преходящее, а потому и не следует ни к чему чрезмерно привязываться».

20.07.1903г.

16 июля 1903 года я опять была на батюшкиной службе. Он сказал слово о необходимости каждому человеку нести свой крест и исправляться, чтобы из ветхого человека сделаться новым, и для этого отстать от всех пороков, много молиться и хорошо соблюдать пост. «Не исправляющиеся Царствия Небесного не наследуют», — горячо и даже как бы сердито добавил отец Иоанн.

По книге: «Беседы великих русских старцев о Православной вере, спасении души  и различных вопросах духовной жизни». Издательство ЗАО «Тираж-51», 2004г.

5