Метки

, , ,

04 (6)«Одна только должна быть у нас скорбь: что мы не приобщились сей Трапезы. Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою…»

Святитель Иоанн Златоуст

«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…»

Преподобный Серафим Саровский

Тем, кто еще сомневается в последние времена мы живем или нет (хотя знаем, что времена и сроки в руках Божьих, и за покаяние и изменение образа жизни с богопротивного и богоборческого, на благословенный – по заповедям Божьим, Господь в силах помиловать современных людей и продлить еще времена), приведем слова Афонского старца иеромонаха Элпидия: «Сам Господь сказал, что будет предшествовать концу мира, разве мы не видим, что происходит на нашей планете, в нашем мире? Слепы мы? Или хотим жить своим умом, под нашептывание сатаны?..

Каждый из вас должен осознать, что в опасности не только мы, но и наши дети, и наши внуки. В опасности наша Вера, прежде всего, потому, что с её разрушения начнёт дьявол,  православные страны им мешают установить свое царство — царство антихриста. Наши моральные устои им мешают, испортить окончательно человечество».

Понятно поэтому, что всякий, кто сам не хочет видеть сбывающихся на наших глазах пророчеств о последних временах, предпочитающий оставаться в безпечности и в «мирном» состоянии духа, любой ценой, когда вокруг массово гибнут души от необъявленной, невидимой плотскими глазами, и потому особенно опасной, духовной войны, и, что еще хуже, учащий так и других, — «ничего страшного, ИНН – это еще не печать антихриста» и т.д. — вольно или невольно, является орудием дьявола в его лукавой войне против Бога и человечества. И поэтому такие люди, опять же повторюсь, вольно или невольно, агитируют за все, что удаляет, в духовном плане, людей от Бога и делает их безвольными орудиями темных сил, духовно слепыми, не имеющими в себе Истины и присущей ей силы Духа.

Сюда относится отношение христиан (в данном случае мирян и священства) к постам и вообще к воздержанию, когда повсюду в храмах с амвона слышится «берите послабления на посты, — главное не ешьте друг друга», «не то что входит в человека оскверняет его, а то что из него исходит», вырывая из контекста Евангелия слова и перекручивая, при этом, их смысл; к общей или частной, регулярной исповеди, ее чрезвычайной важности в наши времена, когда люди все больны духовно, и им так необходимы духовные врачи, духовники, или хотя бы сочувствующие им, хоть немного любящие их и жалеющие, пастыри; к регулярному, как можно более частому, или редкому Причастию, без должного испытания совести приступающих к этому Святому Таинству.

Список наболевших вопросов ищущих спасения в миру прихожан современных храмов, на самом деле, гораздо шире, но здесь очерчены главные, без правильного, евангельского решения которых не спастись в современном мире, более того, не выжить, ни пастырям, ни их пасомым.

Хочется начать с Причастия.

002Святитель Иоанн Златоуст (347-407) о Причастии Святого Тела и Крови Христовых говорит, что оно омывает души наши, делает их своими Богу и Ангелам, прогоняет демонов: «Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский, рождает красоту неизобразимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не вдруг становится кровью, но сначала бывает чем-то другим; а эта Кровь не так, но тотчас же напояет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселеннуюЭта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным».

И далее: «Если бы возможно было, чтобы кто-нибудь вложил свою руку или язык в расплавленное золото, — они тотчас озолотились бы. Точно такое же и еще гораздо большее действие производят и здесь на душу предлежащие Тайны. Сильнее огня кипит и стремится река сия, но не сожигает, а только очищает все, чего касается. Эта Кровь древле была прообразована на жертвенниках, в закланиях, определенных законом. Она – цена вселенной; ею Христос купил Церковь; ею Он всю ее украсил… Приобщающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами, архангелами и прочими горними силами, облеченные в царскую одежду Христову и имея духовное оружие. Но этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя».

Сильнее Златоуста сказать невозможно. Если бы этого великого святого изучали (и старались жить так) все крещенные христиане, мир был бы иным…

«Христос соединил с Собою тебя… Он не просто дал Свое тело, но вместо прежней плоти, которая, по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, дабы, питаясь ею и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой трапезы к жизни безсмертной…

Не приобщаться этой таинственной вечери есть глад и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители… Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом…

Доколе мы будем привязаны к настоящим вещам? Доколе не восстанем? Доколе будем не радеть о своем спасении? Помыслим, чего нас удостоил Бог, возблагодарим, прославим Его – не верою только, но и самыми делами, чтобы сподобиться и будущих благ».

008Святитель Феофан Затворник (1815-1894) пишет о Причастии: «К Таинству Причащения приступайте, ничтоже сумняся. Если приступите с верою в Господа, присущего в Таинствах, с благоговением и готовностию все силы свои посвятить на служение Ему единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении духа. Потом само Причащение мало-помалу и исправляет сии недостатки».

О достойном причащении и необходимости чистосердечной исповеди перед Причастием, святитель говорит: «Главное благо в том, чтобы приступать к ним с чистою совестью…

Очищай же свою душу, уготовляй сердце к принятию этих Тайн. …Ты принимаешь …Самого Единородного Сына Божия, — и как не трепещешь, …как не оставляешь пристрастия ко всему житейскому, и вместо того, чтобы восхищаться одною этою драгоценностию, склоняешься к земле, предаешься страсти к деньгам и любви к золоту? Можешь ли иметь какое-нибудь извинение, какое-нибудь оправдание? Или ты не знаешь, что Господь твой отвращается от всякого житейского великолепия? Что потому Он благоволил по рождении Своем возлежать в яслях и избрал бедную Матерь? Что потому Он преданному житейским выгодам отвечал: Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8, 20)? А что ученики Его? Не ту же ли самую заповедь соблюдали и они, останавливаясь для жительства в домах людей бедных..? Они искали не знатных домов, а добродетельных душ. Будем же и мы подражать им…»

Приходилось не один раз видеть, как к Причастию допускались люди без какого-либо предупреждения со стороны служителей алтаря о последствиях для тех, кто приступает к Святому Таинству без должной подготовки, без исповеди, не натощак. Особенно печально это было видеть в большие праздники, при массовом причащении людей невоцерковленных, ничего не знающих ни о самом Таинстве, ни о том, как следует к нему готовиться, ни о последствиях для них от этого. После общей исповеди или быстрой, чисто формальной, наверное, также не каждый причащающийся причащается достойно, а это одно из главных требований Святого Причастия, «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор.11, 29).

3«Достойно причащающиеся ныне сретят некогда Господа, грядущего с небес; а причащающиеся недостойно подвергнутся погибели, — говорит Иоанн Златоуст. — Нет, умоляю вас, не будем губить себя безстыдством, но будем приступать к Телу Христову с трепетом и со всякою чистотою

Никто не должен приступать к приобщению с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростию… Ибо немалое ожидает наказание тех, которые недостойно приобщаются

Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается этою Жертвою?.. Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься Трапезою?..

Знаю, что многие скоро придут и приступят к этой духовной трапезе. Чтобы нам сделать это не ко вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я с сих пор уже предупреждаю и прошу всячески очистить самих себя и потом приступать к Святым Таинствам

Оставь зло, полюби добродетель, отстань от порока, обещай больше не делать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас, грешников, оставив прежние грехи, даст искренний обет Богу впредь даже не начинать их, то Бог ничего другого не потребует к полнейшему оправданию. Ибо Он человеколюбив и милостив…

А ныне многие из верующих дошли до такого безумия и нерадения, что будучи преисполнены безчисленными грехами и нисколько не заботясь о себе, небрежно и как случилось приступают в праздники к этой Трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестию и безукоризненною жизнию

Намереваясь приступить к Страшной и Божественной Трапезе и Святому Таинству, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестию, после поста и молитвы, без шума, не перебивая и не толкая ближних, ибо это служит знаком крайней гордости и великого презрения, посему навлекает на поступающих так великое наказание и мучение… Разве ты не знаешь, что в это время душа должна быть исполнена миром? Нужны великий мир и тишина, а не шум, гнев и смятение, иначе приступающая душа бывает нечистою. Какое может быть прощение, если мы после столь многих грехов, даже и в это время, не очищаем себя от безумных страстей своих? Прошу и увещеваю вас, не будем навлекать на себя гнев Божий. Предлагаемое здесь есть спасительное врачевство для наших ран, богатство неоскудевающее и доставляющее нам Царство Небесное. Будем же приступать с трепетом, благодарить, припадать, исповедуя грехи свои, воссылать к Богу усердные молитвы, и таким образом, очищая себя, тихо и с надлежащим благочинием будем подходить, как приближаясь к Царю Небесному; приняв же непорочную и святую Жертву, будем …согревать свою душу, чтобы приобщение не послужило к суду или к осуждению нашему, но к целомудрию души, к любви, к добродетели, к примирению с Богом, к прочному миру и приобретению безчисленных благ, дабы нам и себя освятить, и ближним доставить назидание. Настоящее время кратко, возлюбленные; будем трезвиться, бодрствовать, воздерживаться, искренно оказывать всякое попечение о всех, быть благоговейными во всем; нужно ли слушать Божественные изречения, или молиться, или приступать к Таинству, или делать что-нибудь другое, — должно делать это со страхом и трепетом, чтобы нерадением не навлечь на себя проклятие; ибо проклят, говорится в Писании, кто дело Господне делает небрежно (Иер.48, 10). Шум и гнев служат оскорблением предложенной Жертвы. Крайнее небрежение – представлять себя Богу оскверненным…       

Душу видит Господь и за небрежение о ней подвергает величайшему наказанию.  images (1) Разве вы не знаете, что эта трапеза полна духовного огня, и как источники испускают из себя естественную воду, так и она содержит в себе некоторый невыразимый пламень? Посему приступай к ней не с соломою, деревом и травою (грехами), чтобы тебе не усилить воспламенения и не сжечь души приобщающейся, но с драгоценными камнями, золотом и серебром (добрыми делами), чтобы и вещество это сделать более чистым и выйти отсюда с великою прибылью. Если есть что-нибудь худое в душе твоей, извергни, изгони это вон из нее. Врага ли кто имеет и потерпел великие обиды? Пусть такой прекратит вражду, пусть усмирит воспламененную и раздраженную душу, чтобы не было внутри никакого волнения и смятения. Чрез приобщение ты имеешь принять в себя Царя; а когда Царь входит в душу, тогда в ней должны быть великая тишина, великое спокойствие, глубокий мир помыслов».

0001Святитель Феофан Затворник (1815-1894) пишет: «Чтобы не было в грех (святое причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая, можно себе угождать».

Старец Савва (1898-1980) на вопрос «Почему нет утешения после исповеди и причащения?» отвечает: «Наверное, ты испытывал и другое, когда вместо радости и утешения после исповеди и причащения в 0001душе вдруг появляется непонятное чувство томления: теснота, неудовлетворенность, какое-то общее расслабление. Это признак того, что неправильно исповедывался и недостойно причащался Святых Христовых Тайн. На исповеди, значит, был вялым и холодным, не было у тебя глубоких переживаний, жажды очищения, сердечного сокрушения о своих грехах, горячего стремления соединиться с Господом: когда священник перечислял грехи, ты говорил: «Грешен» — машинально, вот и результат.

…Некоторые к покаянию примешивают самооправдание и даже осуждение, оставляют в стороне личное покаяние своих грехов и переходят к духовной беседе или, еще хуже, затрагивают житейские вопросы. Это рассеивает их и ослабляет покаянное чувство…»

01 (3)Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к служителям Таинств, предостерегает и их: «Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос… Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, ни один нечестивый!

Это говорю вам, которые приступают, и вам, которые преподают. Ибо нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием преподавали сии Дары. Немалое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо недостойным, позволите причаститься сей Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы начальник… но если приступает недостойно, то воспрети; ты имеешь больше власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не попустил бы ей наклониться и возмутить источник. Но тебе вручен источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже грязи, и приступающих к сему источнику, не негодуешь, не воспрещаешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы рассматривали таковые дела. В этом состоят ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду…

Скажу нечто более страшное: не столь опасно приступать к сему Таинству бесноватому, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (Евр.10, 29). Ибо приступающий в грехах хуже бесноватого. Бесноватые не наказываются потому, что они одержимы бесом; а приступающие недостойно предаются вечному мучению. 

…Посему ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека. Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновенГоворю я это не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы, исправивши, возвращали и имели попечение о всех. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за старание и попечение о других великую награду…»

И, наконец, мы подошли к еще одному очень важному вопросу, всегда волновавшему христианский мир, но в наши дни, когда мир завис на краю гибели, звучащему особенно злободневно – как часто нужно причащаться? И хочется, на этот раз, вначале дать мнение современных старцев, прежде чем перейти к непререкаемому голосу Церкви в лице ее Святых Отцов, в частности Иоанна Златоуста и Серафима Саровского.

загруженное (3)Афонский старец иеромонах Элпидий говорит следующее: «Когда мы под покровом Господа Отца нашего, нам нечего бояться, страхи уйдут, Причастие укрепит и тело и дух. Не откладывайте, не придумывайте причин, Господь грешных пришёл спасти, на Крест взошёл, чтоб нам даровать Жизнь вечную. А мы если не причащаемся, получается, не хотим той жизни. Для чего же мы тогда крещены? Чтоб только на словах быть православными? Отец нас зовёт к Себе, Отец нас предупреждает…

…В нас в течение суток, попадает тысячи «спутников тарелок», для этого нас травят ГМО, опыляют с самолётов, добавляют в питьевую воду… Это чужеродные тела в нашем теле. Вы видите, что происходит вокруг вас, тысячи непонятных заболеваний и отклонений в работе имунной системы человека. Но у нас есть антидот. Антидот настолько сильный, что никакое инородное тело, не может у нас прижиться надолго в организме. Антидот этот — Святое Причастие. Вот ещё для чего нам нужно причащаться. Кровь Господа очищает нашу кровь от всей дряни в нас попадающей. Только так мы будем оставаться в здравом уме и здоровом, более-менее, теле.

Горе и беда тем, кто во время до введения антихристом начертания, не будут приобщаться Телу и Крови Господа. Не понимают многие, от чего отказываются, под разными предлогами. Только Сила Самого Господа — Его Тело и Кровь способны уничтожить, уготованные людям ухитрения нанотехнологии. Только Он, и ничто другое не сможет обезопасить верующего. Все те, кто не будут причащаться, будут мучиться очень сильно, боль будет ужаснейшей, кто не будет молиться — будет как открытый стан для врага, «заходи с какой стороны пожелаешь». Без  нашей молитвы, бесы и люди  ими одержимые, будут иметь силу над нами. Молитва сможет предотвратить работу этих наношпионов в теле. Такова сила молитвы тогда будет. К тому времени, когда предстоит воцариться антихристу, будут введены такие законы по всему миру, что ни один человек не сможет войти в храмы втайне, будут приняты каноны в Церкви — которые изменят Таинство Святой Литургии и она перестанет быть Святой. Большинству из людей, останется в оружие только молитва. Без молитвы человек падёт на колени перед антихристом. В больших храмах, которые к тому моменту будут уже храмами сатаны, без Таинств  Господа нашего Иисуса Христа, будут поминать лжепророка, именно потому и отойдёт от них Святой Дух. Не будет претворения вина и хлеба в Кровь и Тело Господа. И те, кто будет там причащаться, якобы, будут просто принимать в себя вино и хлеб. Многие будут питать надежду, что Причащаются, но увы им. Потому для нас православных так важно покаяние — войдём под Покров Господа, под Покров Пречистой Богородицы, под защиту Святых. Начните с сегодня, не отлаживайте этого на завтра. Это раскаяние нам поможет и в этой жизни и в жизни будущей.

Кто не поймёт этого сейчас, ещё немного и уже опоздает, и тогда изопьёт Чашу Гнева Господня со всем остальным миром до дна…»

загруженное (2)Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001) советовал почаще причащаться и каяться:

«Особенно важно читать Евангелие, …и чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Три момента важных при причащении отмечал батюшка:

  1. Перед исповедью простить всем врагам.
  2. На исповеди сознательно не утаивать ни одного греха.
  3. После причастия благодарить Бога за прощение всех грехов от юности и даже до последнего часа».

Из современных угодников Божьих хочется привести еще слова отрока 108Вячеслава о важности причастия именно в последние времена: 

«Человек без исповедания грехов и без Причастия не выживет и не спасется. Без этого все начнут глупеть.

В церковь нужно обязательно ходить ради исповеди и Причастия к священникам, которые не изменят Символ Веры и будут служить по-старому…»

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский 001(1759-1833) на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше».

Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

0001Святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос — когда совесть чиста.

«Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но – чтобы в праздники и тогда, когда приступают все. Не так повелевает Павел; он знает одно только время приступать к Тайнам и причащаться – когда чиста совесть… Не должно касаться этой Трапезы с порочными пожеланиями… Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого и тогда касаться этой чистой Жертвы, но не с небрежением и невниманием, как бы принуждать себя к этому в праздник. С другой стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать потому, что нет праздника. Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать к приобщению».

001Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931): «О времена, о обычаи! Напрасно жертва приносится, напрасно стою у Престола – никто не причащается!» — так восклицает св. Иоанн Златоустый, обличая, установившийся уже в его времена обычай не всегда за Литургией причащаться Святых Таин.

Это было в конце IV века. В первые времена христианства даже помыслить не мог христианин, что он может присутствовать на Литургии и не причаститься Божественной евхаристии, настолько это казалось ни с чем не сообразным, что если бы даже по болезни человек не мог прийти к Божественной литургии, то диаконы ему приносили Евхаристию на дом.

Литургия для того и совершалась, чтобы на ней было преломление хлебов и причащение Тела и Крови Спасителя, и не причащаться было бы так же несообразно, как прийти на пир и не принимать яства. Сей пир совершается для того, чтобы мы вкушали на нем Тело и Кровь Спасителя.

В IV, в то время, когда св. Иоанн Златоуст так обличает уклоняющихся от Евхаристии, Евхаристия вкушалась четыре раза в неделю, как об этом свидетельствует Василий Великий.

Но время мало-помалу шло, и это отторжение верующих от Таинства Евхаристии все более и более укоренялось и в конце концов привело к ужасающим последствиям.

В самом деле, жить в миру, ежедневно отравляться мирскими понятиями, мирскими чувствами, мирскими обычаями, жить среди безбожников, самому постоянно жить в грехе и в то же время раз в год причащаться Святых Таин – это такое безумие, это такая самонадеянность, такое страшное дело пред душой, что пора, наконец, осознать это и вновь с Божией помощью понемногу возвращаться к церковному правилу о причащении».

Во времена Валентина Свенцицкого, хотя и началось уже повреждение нравов, и редко (раз в год) причащались многие, но подавляющее большинство людей все-таки были верующими, вели более или менее благочестивый образ жизни, и «не стояло село без праведника».

003Его современник святитель Феофан Затворник (1815-1894), отвечая на тот же вопрос, пишет следующее: «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного… Но мера в месяц однажды, или два раза – самая мерная…

Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться – не только в посты, но и между постами.

Исповедь и святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться.

Если наша жизнь в Господе, и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает Тела и Крови Его, то желающему жизни, как не часто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к Таинствам? – Только пустое поверье. У нас стали слова: Со страхом Божиим и верою приступите – пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто нейдет… и никто притом не замечает несообразности в сем неответствии зову Божию… и на вечерю Божию».

Тем, кто привык оправдывать себя за редкое причащение Святых Христовых Тайн тем, что недостоин, святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Если ты недостоин принять Святой Евхаристии, то ты недостоин слушать Слово Божие, недостоин участвовать в псалмопении, недостоин тогда и присутствовать на Божественной литургии…»

Святитель Феофан Затворник об этом пишет так: «Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов».

Алексий МечевСтарец в миру Алексей Мечев (1859-1923) своим духовным чадам говорил: «Если появляются маловерные помыслы, особенно перед Причащением, скажи сейчас же: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

—                Батюшка, можно мне сегодня не причащаться?

—                Почему?

—                Так, сердце очень нечисто.

—                А когда у тебя будет чисто-то?..

Не недостойными Причастия должны мы себя ощущать, как видим из приведенных слов Святых угодников Божьих, а грешниками, милостью Божьею очищающимися от грехов.

Вот как пишут об этом святые великие старцы Варсонофий и Иоанн (6 век): «Не воспрещай себе приступать осуждая себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: отпущаются тебе греси твои мнози (Мф.9, 2, 5; Мк.2, 5; Лк.7, 47-48). Послушай и Самого Господа, Который говорит: не приидох спасти праведных, но грешныя (Лк.5, 32). Итак, признавая себя грешным, приступи к Могущему спасти погибшего».

001О чувстве своей греховности, когда мы подходим к Святой Чаше, митрополит Сурожский Антоний (1914-2003) говорит: «Каждый раз, когда мы приступаем к Причастию, мы говорим Господу, что приходим к Нему как к Спасителю грешников, и говорим тоже, что считаем себя величайшими из всех грешников. Сколько правды в том, что мы говорим? И как вообще мы можем сказать это о себе? Правда ли это? Можем ли мы действительно сказать, что – да, мы на самом деле считаем себя самыми грешными из людей? Иоанн Кронштадтский говорит об этом нечто в своих «Записках», что мне кажется очень важным: он говорит, что, ставя перед собой этот самый вопрос, он может ответить на него со всей честностью; потому что, говорит он, если бы другому кому было дано столько любви, столько благодати, столько Божественного Откровения, сколько получил он, то они принесли бы плоды, которых он не оказался способным принести.

Таким же образом и мы можем испытывать себя, когда приступаем к Причастию и произносим эти слова: повторяем ли мы их просто потому, что они напечатаны в книжке? Или же мы действительно сознаем – но что сознаем? Что мы грешники? Да, мы все более или менее чуем, переживаем, что мы грешны; но сознаем ли мы, сколько нам дано от Бога и как мало плодов мы принесли?

И вот только если мы со всей остротой и ясностью видим контраст между всем, что было возможно, — всем, что еще и сейчас возможно! – и тем, что есть, мы можем честно произнести такие слова.

Задумаемся над этими словами, потому что Богу в молитве мы не можем говорить вежливых слов, слов пустой благовоспитанности. То, что мы Ему говорим, должно быть правдой, и каждая наша молитва должна быть пробным камнем правдивости и нашей совести, и нашей жизни…»

Источники:

  1. «Добротолюбие. Избранное для мирян». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007г.
  2. «Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове)», Вологда, 2005г.
  3. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». Клин: «Христианская жизнь», 2010г.
  4. «Мудрые советы ищущим спасения по письмам Святителя Феофана из Вышенского затвора». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г.
  5. «Отрок Вячеслав». Санкт-Петербург, «Благовещение», 2006г.
  6. Протоиерей Валентин Свенцицкий «Монастырь в миру» Проповеди и поучения (1921-1926), в 2-х томах. «Спасо-Преображенский Мгарский монастырь»,  2006г.
  7. «С любовью о Господе, ваш Д.О.С. Жизнеописание старца схиигумена Саввы». Краматорск. Издательство «Тираж-51», 2009г.
  8. Святитель Иоанн Златоуст «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания», 2006г.
  9. Святитель Иоанн Златоуст «Избранные поучения.  Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим», 2006г.
  10. http://www.youtube.com/watch?v=u2cVcOOiEUg
  11. <ahref=»http://2012god.ru/otec-elpidij-grecheskij-ieromonax-ko-vsem-pravoslavnym-xristianam/»>Отец Элпидий, греческий иеромонах, ко всем православным христианам</a>

    4