Метки

, , , , , ,

Златоуст 11Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни безпредельной и нескончаемой; давай ему великое, а не малое

Сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими,   невоздержанными, непослушными, развратными!..

Доколе же будем оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем…

Святитель Иоанн Златоуст

11О том, что неправильный взгляд на воспитание бывает причиною величайшего злаО воспитании детей в учении и наставлении Господнем — Необходимое условие воспитания детей

 Святитель Иоанн Златоуст (347-407): 

О том, что неправильный взгляд на воспитание бывает причиною величайшего зла

Послание к верующему отцу

Развращение детей часто происходит от безумной привязанности отцов к житейскому: обращая внимание только на это и ничего не считая выше этого, они поневоле уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах скажу я, что они хуже даже детоубийц…

Убеждал ли ты когда-нибудь сына своего убегать этого, столь обыкновенного у всех, греха осуждения ближних, навлекающего на нас самое тяжкое наказание, и сделал ли ему известными заповеди Христовы об этом? Или и сам ты не знаешь, что есть такие заповеди? Как же сын может исполнить то, касательно чего не знает законов и отец, который должен бы научить его?

И, о если бы зло только и ограничивалось тем, что родители не давали бы детям никаких полезных советов, тогда зло не было бы так велико. Но вот вы, родители, побуждаете детей еще и к противному… «Такой-то, — говорят, — человек низкий и из низкого состояния, …получил весьма высокую должность, приобрел большое имение, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Другой говорит: такой-то …блистает при дворе и всем распоряжается там. …И все – только о славных на земле, а о прославившихся на небесах никто не вспомнит и однажды; даже если другой и решится напомнить о них, его преследуют как человека, который все расстраивает.  

Итак, вы, когда внушаете это детям с юных лет, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые неистовые страсти – то есть сребролюбие и еще более порочную страсть – тщеславие. Каждая из них порознь может извратить все, а когда они обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то подобно соединившимся бурным потокам губят все доброе и наносят столько терний, столько песку, столько сору, что делают душу бесплодною и не способною ни к чему доброму…

сребролюбиеПристрастившиеся к деньгам обыкновенно бывают и завистливы, и злонравны, и склонны к клятвам, и вероломны, и дерзки, и злоречивы, и хищны, и безстыдны, и наглы, и непризнательны – словом, во всех отношениях злы. Достоверный свидетель этого – блаженный Павел, который сказал, что сребролюбие есть корень всякого зла в жизни (1 Тим.6, 10). А прежде его то же открыл Христос, возвещая, что порабощенный этой страстью не может служить Богу (Мф.6, 24). Итак, если юноша увлечен будет в это рабство с ранних лет, то когда же он будет в состоянии сделаться свободным?..

Ты думаешь, что сын твой легко может избегнуть диавольских сетей, будучи молод, живя среди …воинства диавольского, не слыша между тем ни от кого ни одного полезного совета и видя, что все, а больше всех родители и воспитатели, ведут его к противному. Как же мог бы он сделать то? При помощи ли твоих увещаний? Но ты наставляешь его противному и, не позволяя ему вспомнить о любомудрии даже и во сне, напротив, постоянно занимая его душу настоящею жизнью и выгодами ее, только еще более содействуешь ее потоплению. Или сам собою? Совсем нет; юноша сам по себе не имеет довольно сил к совершению добродетели

Как тело не может жить долго, когда питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может и помыслить о чем-либо добром и великом; …будучи так расстраиваема и расслабляема, постоянно измождаясь пороком как какою-нибудь заразою, она наконец неизбежно низвергнется в геенну и в тамошнюю погибель…

Упражнение души в благочестивой жизни во столько раз труднее и тяжелее изучения наук, во сколько исполнять труднее, чем говорить – во сколько дела труднее слов. Так что же? Разрушить нам, скажете, училища? Не об этом говорю, но о том, как бы нам не разрушить здания добродетели и не погубить живой души. Когда душа целомудренна, тогда не будет никакой потери от незнания красноречия, а когда она развращена, тогда от нее величайший вред, хотя бы язык был и весьма изощрен, и даже тем больше вреда, чем больше силы в слове. Ибо нечестие с искусством в слове производят гораздо более зла, чем необразованность… Истинная мудрость и истинное образование есть не иное что, как страх Божий. И никто не думай, будто я предписываю, чтобы дети оставались невеждами; нет, пусть кто поручится мне насчет самого необходимого, то есть благочестия, я не стану препятствовать детям изучать в совершенстве и искусство красноречия…

Будем прежде всего обучать детей благочестию и внушать им страх не тогда, когда они сделаются уже мужами, но наставлять и образовывать их еще в детстве… Ибо не то самое лучшее учение, когда, наперед допустив греху овладеть, потом ищут средств изгнать его, но то, когда употребляют все усилия, чтобы сделать душу нашу недоступною для него…

Если бы мы все усвоили себе такой образ мыслей и, прежде всего, вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отсюда произошло бы столько благ, что, если бы я стал теперь перечислять их, меня почли бы хвастающим. Если бы благочестие сделалось как бы законом и властью, если бы мы детей своих, прежде всего, наставляли быть друзьями Божиими и учили, больше всех и прежде всех прочих наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от безчисленных зол и, что говорится о будущей жизни, именно, что печаль и воздыхание удалятся (Ис.35, 10), — этим мы наслаждались бы уже и здесь. Ибо, если бы не было в нас привязанности ни к деньгам, ни к пустой славе, если бы мы не боялись ни смерти, ни бедности, скорби считали бы не злом, но величайшим благом, не знали ни вражды, ни зависти, то не страдали бы ни от своих, ни от чужих горестей, но род человеческий уподоблялся бы самим ангелам.

Будем же делать все, чтобы оставить детям богатство благочестия, которое пребывает постоянно, сопровождает нас и по смерти и может принести величайшую пользу не только здесь, но и там. Богатство мирское не перейдет в вечность вместе с людьми, но еще и здесь погибает прежде их, а часто погубляет images (53)и своих владельцев; но богатство благочестия и здесь и там и само пребудет постоянно, и стяжавших его сохранит в великой безопасности.Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого; а кто стремится к небесному, тот, наверное, получит и земное. Это не мои слова, но Самого Господа, Который обещает подать сии блага: ищите прежде, говорит Он, Царство Божия и правды Его, и это все приложатся вам (Мф.6, 33)… Будем же послушны, станем искать Царства Божия, и тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними; насладимся и настоящими благами, если только возлюбим будущие и небесные…

О воспитании детей в учении и наставлении Господнем

Беседа 21-я на Послание к Ефесянам

Ап ПавелАпостол Павел, предписывая родителям закон о воспитании детей, в Послании к Ефесянам говорит: отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф.6, 4). Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: чти отца твоего и матерь твою – слова, направленные к твоей пользе…

Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь древних, которые служили страстям и боялись смерти. Сын твой нуждается в спасительном руководстве — в учении и наставлении Господнем.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в учении и наставлении Господнем  не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными!..

Доколе же будем оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем. Кто прежде всего научится быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько, если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. images (23)Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом – величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от светских учителей и не при пособи  наук, а из Божественных Писаний.

Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни безпредельной и нескончаемой; давай ему великое, а не малое

Благоповедение нужно, а не остроумие; нравственность, а не сила речи; дела, а не слова – это доставляет царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно…

…Скажи мне, какие из растений самые лучшие? Не те ли, которые сами в себе содержат силу и ни от дождя, ни от града, ни от стремления ветров, ни от других каких-нибудь подобных причин не терпят вреда…, как бы все презирают? Таков истинный любомудр, таково его богатство! Он ничего не имеет – и все имеет; все имеет – и ничего нет у него… Итак, не во внешних благах ищите ограждения для детей своих, но воспитывайте их по наставлению апостола; в этом заключается богатство, в этом состоит слава. Когда временная слава и богатство прейдут, — а они непостоянны, — то люди, обладавшие ими, бывают подобны больному, поврежденному растению… Богатство вредит слишком много, когда делает нас неготовыми к перенесению превратностей жизни. Итак, образуем детей так, чтобы они могли переносить все и знали, как должно поступать среди несчастий, воспитаем их в учении и наставлении Господнем  — и нам воздастся великая награда…

Необходимое условие воспитания детей

загруженное (1)Третья беседа об Анне

Будем иметь тщательное попечение о детях, чтобы сделать их царским храмом. Тела ваши говорит апостол, суть члены Христовы и храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор.6, 15, 19). И в другом месте: вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор.6, 16)…

Не попусти же дому Божию сделаться вертепом разбойников… Как же он делается вертепом разбойников? Когда мы допустим войти и поселиться в душах юношей низким и грубым вожделениям и всякому распутству. Ибо такие вожделения свирепее разбойников: отняв у детей свободу, они делают их рабами безумных страстей, поражают их со всех сторон и наносят душе их множество ран…

С первого возраста введем детей в жизнь небесную, потому что жизнь земная требует только значительных расходов, а пользы не приносит никакой

Жизнь небесная совсем не такова: не требуя издержек, она приносит нам великую и верную пользу. Провождающему такую жизнь рукоплещут постоянно не люди нетрезвые, но сонм ангелов. Что говорю: сонм ангелов? Сам Владыка ангелов похвалит и прославит его. А кого хвалит Бог, тот не один, не два и не три дня, но вечно торжествует…

Христос прославляет всех, исповедавших Его. А исповедание бывает не только верою, но и делами, так что, если нет дел, мы находимся в опасности быть наказанными наравне с отвергшимися Господа… Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1, 16); и в другом месте: Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим.5, 8). И еще: умертвите …блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол.3, 5)…

По книге: Святитель Иоанн Златоуст «Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим» 2006г.

2 (2)