Метки

, , , ,

Святитель Григорий Богослов

Память 25.01/07.02

images Золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц.

Потеря стыда – начало всех пороков.

Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие… Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!

Святитель Григорий Богослов

Благодать – Бог – Брак, семья, дети. Советы верующей женщине – Временное и вечное – Гордость, тщеславие – Духовный мир  —  Иисус Христос – Крестное знамение – Любовь – Мир. Не всяким миром надобно дорожить – Обиды – Осуждение – Пасха – Поминовение усопших – Скорби, болезни, искушения. Благо от скорбей – Страшный Суд

Святитель Григорий Богослов (330-389):

Благодать

Хотя Дух един, однако дарования не равны, потому что неравны приемники Духа.

Как по Божьим мерам отмеривается мера нашей жизни, так по мерам жизни отмеривается и Божья мира (даров благодати).

Бог

Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божья, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог.

Слова о Боге чем совершеннее, тем непостижимее.

Брак, семья, дети. Советы верующей женщине

родит молитваСвязанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, но, наоборот, более привязывает к Нему.

Меньше потребуется слов, если делаешь что должно. Живописец больше учит своими картинами.

Советы верующей женщине

084Не золото, перемешанное с драгоценными камнями, служит украшением женщинам… Царского лика не покрывай румянами, — этим нравящимся срамом на образ свой не наводи другого погибельного образа. Багряные, золотые, блестящие, испещренные одежды предоставь другим, которые не украшены светлой жизнью. А ты заботься о целомудрии, о красоте, достойной удивления для очей внутренних. Добрые нравы – самый лучший цвет в женщине, которая имеет прочную неизменяемую и достойную прославления красоту.

Во-первых, почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь, под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична, потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает оного.

Родившись женщиной, не присваивай себе важности, свойственной мужчине, и не величайся родом, не кичись ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем.

Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силой усмиряет разъярившегося зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукой и приговаривая ласковые слова.

Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он – лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что по ухищрению демона часто и благоразумные предприятия не достигают своей цели…

Кого не любит муж твой, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужам и женам, а особенно женам, и во всяком другом случае прилична простота сердца.

Радости и все скорби мужа для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что через это возрастает дом.

И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужнин.

Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань – жена.

Твоим занятием пусть будет прялка, шерсть и поучение в Божием слове, попечение же о внешних делах предоставь мужу.

Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний, там и у стыдливых похищается стыд, там взоры смешиваются с взорами, а потеря стыда – начало всех пороков.

И в добрые собрания приказываю тебе ходить с благоразумными, чтобы в уме твоем запечатлелось какое-нибудь доброе слово, которое бы или искоренило в тебе порок, или крепче привязало тебя к добродетели.

Дом твой – для тебя и город и рощи. Не позволяй себя видеть посторонним, кроме целомудренных родственников или иерея и седины, которая для тебя лучше юности. Не кажись и женщинам, которые высоко носят голову и ведут себя открыто. Не кажись и благочестивым мужам, даже многоуважаемым тобой, как скоро супруг твой не хочет иметь их в своем доме. Ибо кто доставит тебе столько пользы, как добрый супруг, если ты его одного любишь?

Будь высокомудренна, но не высокоумна.

Хвалю женщин, которых даже не знают мужчины.

Не спеши на брачный или именинный пир, где пьянство, пляски, смех и необаятельное обаяние. Это приводит в расслабление и целомудренных, как солнечный луч топит воск.

И у себя, в присутствии ли благосклонного супруга или в отсутствие его, не делай домашних попоек. Если чреву положена мера, то, может быть, возобладаешь над страстями. Невоздержанного же чрева и я боюсь, боится и супруг твой.

На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневных трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным.

Уши свои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями.

Пусть девственная стыдливость в присутствии супруга разливает у тебя под веками чистый румянец. Покрывайся румянцем, когда смотрят на тебя другие, а сама старайся ни на кого не смотреть и к земле опускай брови.

Если у тебя не обуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Длинный язык причинял часто зло и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Такое слово да остается предметом желаний.

Ноги, идущие быстро, ненадежные свидетели целомудрия; и в самой походке бывает нечто наглое.

Выслушай и сие: не предавайся неукротимой плотской любви, не во всякое время ищи удовольствий супружеского ложа; убеди супруга оказывать уважение к святым дням, потому что образу великого Бога свойственно покорствовать законам, хотя сам безплотный Сын дал нашему роду брачный закон, созданию руки Своей оказав ту помощь, что, когда одни отходят, а другие приходят, длится поколение, и изменяющийся человеческий род уподобляется реке, которая и не стоит на месте по причине господствующей смерти, и всегда полна вследствие новых рождений…

Временное и вечное

19Богатство неверно; престол – кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – временное воскипение; седина – скорбный закат жизни; слова летучи; слава – воздух; благородство – старая кровь; сила – достояние и дикого вепря; пресыщение нагло; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; безчадие – болезнь; народные собрания – училище пороков; недеятельность расслабляет; художества приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб горек; возделывать землю трудно; большая часть мореплавателей погибли; отечество – собственная яма; чужая сторона – укоризна. Смертным все трудно; все здешнее – смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, перо, пар, сон, волна, поток, след корабля, ветер, прах, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все, подобное прежнему, и неподвижный и вертящийся, и разрушающийся и непременный – во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, падениях, успехах.

И это дело Твоей премудрости, Родитель и Слово, что все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к постоянному! Все обтек я на крыльях ума – и древнее, и новое; и ничего нет немощнее смертных. Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, преселяться отселе.

Настоящую жизнь почитай торжищем. Если пустишься в торговлю, то останешься с прибылью, потому что за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее – вечное. А если пропустишь случай, другого времени для такого обмена уже не будет.

Гордость, тщеславие

Не возносись высоко, чтобы не пасть глубоко.

Возвышайся более жизнью, нежели мыслью. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения.

Не ставь в великое, что кажешься лучше плохих, но скорби, что превосходят тебя добрые.

Всего легче обмануть самого себя и, надмеваясь пустой славой, почитать себя чем-то, будучи ничем.

Духовный мир

014После Троицы – светозарные невидимые Ангелы. Они свободно ходят вокруг Великого Престола – быстродвижимые умы, пламень и Божественные духи – и усердно служат высоким велениям Бога. У них нет ни супружества, ни скорбей, их не разделяют друг от друга ни стены, ни обители. Они все единомысленны, и каждый тождествен сам с собой: одно естество, одна мысль, одна любовь – вокруг Великого Царя Бога. Они не ищут утешения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды. Не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они… не сеют в угождение необузданному чреву, этому исходищу греха. У них одна совершеннейшая пища – насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не обретают плоти, но пребывают, какими были созданы. Для них в девстве уготован путь богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Безсмертного, Который премудро правит кормилом великого мира.

Иисус Христос

Христос именуется избавлением (2 Кор.1, 10), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную.

крестКрестное знамение

Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу креста, все дело нашего спасения, и погасишь свою ярость и все прочие страсти.

Когда ощутишь в себе побуждение к гневу, — прежде всего обратись к Богу и моли Его, чтобы Он унял разыгравшуюся в тебе бурю. Вслед за этим тотчас осени себя святым крестом, которого все боится и трепещет.

Любовь

Если бы нас кто спросил, что мы чествуем и чему покланяемся, ответ готов: мы чтим любовь.

Мир. Не всяким миром надобно дорожить

images (14)Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!

Обиды

Нам причинили скорбь ненавистники? А мы соблюдаем душу от раболепства перед страстями. Через это одержим верх над оскорбившими.

Важным считаю наказать тех, которые нас обидели; говорю важным, потому что и это полезно для исправления других; но гораздо выше и Божественнее этого – терпеливо перенести обиду. Первое заграждает уста пороку, а второе убеждает стать добрыми, что гораздо лучше и совершеннее, чем только не быть злым.

Вообразим себе, что нам предстоит великое упражнение в человеколюбии, и простим сделанное против нас, чтобы самим сподобиться прощения, и к благости присовокупим благость…

Будем подражать Божию человеколюбию и не пожелаем на себе самих изведать, как тяжко воздаяние за грех

Дела, так великого и славного, не разрушим в такое короткое время, по навету, может быть, и по зависти лукавого, но пожелаем казаться скорее человеколюбивыми, нежели совершенными, более нищелюбцами, нежели правдолюбцами.

Осуждение

Люди – медлительные судьи своих дел, но скорые истязатели чужих.

Кто не расположен к злу, тот неспособен и к подозрению.

Лучше о себе слышать плохое, нежели говорить плохо о других.

Пасха

ВоскресНыне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников Праздник и Торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Поминовение усопших

Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нм смерть Единородного Сына.

images (13)Скорби, болезни, искушения. Благо от скорбей

Сетуют и те, которые преданы миру, даже гораздо более, чем работающие Богу. Но их сетование остается без награды, а нам за страдание обещана награда, когда терпим ради Бога. Ибо взвесим и скорби, и наслаждения, и настоящее, и будущее, тогда найдем, что первые не составляют и малейшей части в сравнении с последними, — настолько в избытке то, что для нас лучше!

Поэтому когда болеем, прекрасное для нас врачевание – воспоминать о Боге, о будущих надеждах, …не покрываться печалью, как облаком, но тогда-то наипаче держаться упования и иметь в виду тамошнее блаженство, уготованное терпеливым.

Особенно же не будет для нас трудно с терпением переносить бедствия и стать выше многих во время скорби. Если размыслим: что обещали мы Богу и на что надеялись, когда вступали в философскую жизнь – богатства ли? Веселостей ли? Благоденствия ли в этой жизни? Или противного этому: скорбей, злостраданий, тесноты, того, чтобы все переносить, все терпеть в упование на будущие блага? Знаю, что этого, а не первого ожидали мы. Поэтому, боюсь, не нарушаем ли заветов своих с Богом, когда одно иметь домогаемся, а на другое надеемся.

Не будем же отказываться от своей купли, понесем одно, чтобы сподобиться другого.

суд 01Страшный Суд

Суд этот будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, чем страшный, или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен.

 22