Метки

, , , ,

2Бывает ли что бедственнее, когда христиане друг друга истребляют? Но нам должно молить Бога всегда умиротворять сограждан наших…

Праведно восстенают против нас верно держащиеся исповедания, если увидят, что мы общимся с теми, кои были в соблазн Церкви Божией. Но да не будет нам обольститься ими и вместе с ними погубить себя

Всегда с неистовством устремляется против нас враг; но всегда обращается вспять божественными силами, и лишь тогда находит себе добычу, когда кто даст ему место, отгоняя 19от себя Духа Божия и вселяя духа чуждого, который и научает его делать и говорить, что сам любит…

Всегда, сколько сил есть, очищая себя, будем приступать и причащаться Святых и освящающих Таин. – И это… сильно будет помогать нам в хранении себя чистыми… При равнодушии же к причащению страстям более предоставляется свободы и простора уловить нас…

Преподобный Феодор Студит

Благодарение — Вера. Маловерие. Вера и дела — Дух Святой и дух бесовский — Духовная брань. Бесы увлекают чрез возбуждение страстей и губят: бороться надо — Еретики. Против экуменизма — Любовь к ближнему — Мир дал нам Господь — Молитва. Как следует молиться — Посмертная участь души — Причащение Святых Таин — Слово Божие — Смерть и смертная память. Урок при виде гроба — Спасение в миру — Терпение

Преподобный Феодор Студит (758-826):

Благодарение

Много добродетелей указал нам Бог, содействующих нам в деле спасения; одна из первейших среди них есть благодарение. Апостол Павел говорит: первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире (Рим.1, 8). И везде является он за все благодарящим Бога. Но как сам благодарил за все, так и всем заповедал: о всем благодарите; и чтоб не подумал кто, что это есть только его собственный добрый совет, присовокупил: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе (1 Сол.5, 18)… Возблагодарим же Бога, во-первых, за то, что привел нас из небытия в бытие, создав нас на дела благая, яже прежде уготова, да в них ходим (Еф.2, 10). Возблагодарим Его за то, что Он ввел нас в усыновление чрез святое крещение, как говорит Евангелие: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1, 12. 13)… Возблагодарим и за то, что ввел нас в предлежащее исповедничество (по случаю иконоборства), не дав нам прельститься и впасть в еретическое заблуждение: ибо мы ведали и исповедали, что единородный Сын Божий, прияв плоть, является описуемым по плоти и имеет образ, и в образе сем поклонение приемлет. Сколько людей находится вне Евангелия в заблуждении и неверии? Сколько других, в числе Евангелие приемлющих, есть таких, кои заблудились о вере и потерпели крушение, как и иконоборцы, не исповедующие, что Христос описуется по плоти и имеет образ и что образу Его поклоняться следует, — и чрез то сами себя лишают спасительности Его воплощенного домостроительства?..

Вера. Маловерие. Вера и дела

4Возблагодарим Бога за веру и за ту меру веры, какую имеем. Ибо вера едина есть сама по себе, но, по мере нашего объятия ее, бывает то велика, то мала. Так Господь говорит Петру: маловере, почто усумнелся (Мф.14, 31)? В другом месте: о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши (Мф.15, 28). И опять: ни во Израили толики веры обретох (Мф.8, 10). Так вера то великой, то малой является. Но никто не говори: я простец, как мне возможно постигнуть веру? Всеблагой Бог на всех простирает лучи благости Своей… Будем искать, познавать и увеличивать веру свою. И будет так, если добрая жизнь будет сопутствовать вере. Ибо вера, любовью споспешествуемая, совершает спасение наше. От обеих их – спасение души; и ни вера одна сама по себе, ни любовь одна сама по себе не спасают; но обе вместе, будучи соблюдаемы и сочетаемы…

Дух Святой и дух бесовский

Всегда с неистовством устремляется против нас враг; но всегда обращается вспять божественными силами, и лишь тогда находит себе добычу, когда кто даст ему место, отгоняя от себя Духа Божия и вселяя духа чуждого, который и научает его делать и говорить, что сам любит. Чтоб научиться нам распознавать оба сии воздействия, укажу вам отличительные черты того и другого. Имеющий Духа Святого являет радость, мир, долготерпение, любовь – и слова произносит, сладчайшие паче меда и сота; ибо они, как сказал Господь, исходят от избытка сердца, в просвещение и утешение приемлющих оные… Желаете ли слышать, какие признаки духа противного? Вот: кто имеет его, сердце того изрыгает ярость, гнев, осуждение, оклеветание, неверие, отвращение, ненависть, дерзость, непослушание, противоречие, упорство. От такой души отбежали свет, святость и преподобие, отступили смирение, сокрушение и терпение, иссякли слезы, плач и болезнование сердечное, отлетели созерцание небесное, память о смерти и об имеющих сопровождать ее по смерти ангелах, скрылись во мраке забвения мысли о всемирном предстоянии пред страшным судилищем Христовым, о грозном суде и своей безответности во всем, что думано, говорено и делано, с самого рождения…

Духовная брань. Бесы увлекают чрез возбуждение страстей, и губят: бороться надо

images (11)Имеем мы воистину непрестанную брань с миродержителями тьмы века сего; и велика и не пресекаема их горечь против нас… они нападают, возмущают, мучат похотениями, щекочут подчревными движениями, возжигают пещь похоти, множат и разнообразят зло – и напоения их смертоносны. Чем-нибудь из сего всяко уловляется бедный человек, если не внемлет себе: или завистью,  которая равняется убийству; или тщеславием, или тайноядением, или сосложением с злыми помыслами: ибо и за это одно может пойти во ад пострадавшая сие душа. Но чем бы вообще из сказанного ни был кто уловлен, он уже не имеет Бога, не имеет и Царства Небесного, лишается жизни вечной, теряет радование безконечное, наследует же огнь неугасимый, червя неусыпающего, тьму кромешную и сводворение с бесами… Постараемся избегнуть сетей вражеских, будем крепко бороться, перетерпим огнь похоти – и он всеконечно угаснет. Ибо всесильное мановение Божие не попускает сгорать нам в огни сем, если боремся… Пусть зависть нападет, но вооружимся против сей страсти, и она, немного подержавшись, пройдет; продержится час или три, или, может быть, и весь день, но на ложе, нашем исчезает; и ты, поборовшись таким образом, сопричислишься к воинам Христовым, имеющим получить не мучения, а венцы.

Еретики. Против экуменизма

Опять, говорят, поднялась война, – и война иконоборческая – междоусобная, которой бывает ли что бедственнее, когда христиане друг друга истребляют? Но нам должно молить Бога всегда умиротворять сограждан наших, как в мирском отношении, так и в отношении к вере…

Не можем умалять что-либо от истины и осквернять исповедание Христа, – боясь греха безразличия в вере, которое один из пророков обличает так: между святым и скверным не разлучаху, и между нечистым и чистым не разделяху (Иез.22, 26). Согласно с сим и св. апостол говорит: Кое причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с неверным? Или кое сложение Церкви Божией со идолы (2 Кор.6, 14-16)? И опять: повелеваем вам о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякого брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас (2 Сол.3, 6). И еще: аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пьяница, или хищник, с таковым ниже ясти (1 Сол.5, 11)…

Праведно восстенают против нас верно держащиеся исповедания, если увидят, что мы общимся с теми, кои были в соблазн Церкви Божией. Но да не будет нам обольститься ими и вместе с ними погубить себя

Утверждаясь на апостольском учении и учении св. отцов наших, согласном с апостольским, удерживаемся от общения с еретиками, с увлеченными ими изменниками и защищаем точное исповедание, в коем стоим и хвалимся упованием славы Божией (Рим.5, 2), стараясь право ходить и во всех других добродетелях, да будем совершени и всецели, и ни в чем же лишени (Иак.1, 4), и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца наша и помышления наши о Христе Иисусе (Флп.4, 7).

Любовь к ближнему

В некиих из вас не перестает действовать немирность и упорство…

Причина же сему оскудение любви. Ибо если, по апостолу, любы долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (1 Кор.13, 4-7): то явно, что когда ее нет, то в нас берет силу противное тому – неверие, безнадежие, нетерпение, раздор, дерзость. – Но как, находясь в таком настроении, можем мы достойно именоваться учениками Господа, когда Сам Он говорит решительным словом Своим: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13, 35); и опять в другом месте: аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин.8, 31-32). Итак, если мы не имеем любви истинной, но ведем вражды, брани и раздоры; то мы не Христовы ученики, а врага Христова, хотя и тяжко слово сие. После сего зачем и жить нам, бедным? Зачем дышать этим воздухом, если мы делаем не то, чем благоугождается Господь?

Мир дал нам Господь

ВоскресениеДень воскресный – день мира; ибо в него Господь победив врага, сказал ученикам: мир вам (Ин.20, 20)! Сказав же сие, Он не им только дал в наследие мир, и не на один день; но всем всегда возглашает такой же мир, как и нам, смиренным. Будем же иметь мир и мирствовать в себе. – По внешнему человеку, не дадим себе иметъ неприязнь к кому-либо из братий, но во всем любительно расположимся: ибо говорит Господь: о сем разумеют вси, яко Мои есте ученицы, аще, любовь имате между собою (Ин.13, 35); по внутреннему же человеку, будем хранить мир и покой от пагубных страстей. Тогда и мы можем говорить с апостолом: мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом. Имже и приведение обретохом во благодать сию, в ней же стоим: и хвалимся упованием Славы Божия (Рим.5, 1-2). Поелику же мы изменчивого есмы естества, то случается нам подвергаться бедственным и прискорбным колебаниям и волнениям. Тогда тотчас поспешим войти в прежнее наше состояние, мир имея к Богу: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив: да оба созиждет во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом убив вражду на нем (Еф.2, 14-15). Так говорит апостол. И сие-то есть то дело, которое совершил Господь, как говорит к Отцу Своему: Дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю (Ин.17, 4). То есть Я примирил земное и небесное, – соделывая и нас сынами мира и любви. Если кто скажет: как же это; разве мы не в непрестанной войне? Как говорит апостол: несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и властем, и миродержителем тмы века сего, к духовом злобы, поднебесным (Еф.5, 12). Такому имеем сказать, что слова сии указывают на брань, какова и колика она есть, а не на то, что мы ведем ее: ибо он же говорит в другом месте: оружия воинства нашего сильна Богом на разорение твердем, помышления низлагающа, и всяко возношение взымающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово и в готовности имуще отмстити всяко преслушание (2 Кор.10, 4-5). В таком же находящийся настроении, явно, подавил брань, и мир водит.

Смущаяй вас, понесет грех, кто бы ни был (Гал.5, 10). Почему прошу, мира взыщите со всеми и святыни, ихже кроме никтоже узрит Господа. Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия: да не кий корень горести выспрь прозябаяй, пакость сотворит, и тем осквернятся мнози (Евр.12, 14-15). Что же это такое? – Ревность благую предлежит вам показать в отношении к лукавнующим, зло ненавидя и отвращаясь от него, их же самих не как врагов имея, но как братий вразумляя (2 Сол.3, 15), да будете достойны одобрения апостольского, выраженного негде так: во всем представисте себе чисты быти в вещи (2 Кор.7, 11)… Бог же мира, хотящий всем спасться, да сохранит всех нас в мире на пути заповедей Его и да введет в Царство Свое вечное.

Молитва. Как следует молиться

imagesТы желаешь научиться, как следует тебе молиться. Этому Сам Господь научил словами: Отче наш (Мф.6, 9), — заповедав и то, чтобы не просили ничего временного, но – Царствия Его и правды вечной.

Кроме того, отцами заповедано, во-первых, благодарить Бога, во-вторых, исповедовать пред Ним грехи и затем просить прощения их и достижения других средств ко спасению.

Итак, когда ты намереваешься молиться, то благодари Господа и Владыку за то, что Он привел тебя из небытия в бытие, что избавил тебя от всякого заблуждения, призвав и удостоив быть причастницей ведения о Нем Самом, от заблуждения языческого, от заблуждения еретического Размышление об этом в достаточной мере расположит душу к сокрушению и пролитию слез. Отсюда – просвещение сердца, услаждение духа, стремление к Богу, а когда это пребывает в сердце, то прогоняется всякий порок.

Когда таким образом вознесешь благодарность Богу, исповедуйся пред Ним, говоря: «Ты знаешь, Владыка, сколько я грешила пред Тобою и сколько грешу каждый час», — припоминая такой-то и такой-то грех и ведением и неведением, впрочем, не перечисляя без разбора то, что усиленным припоминанием может причинить вред душе. Отсюда произойдет у тебя благодать смиренномудрия с сокрушением сердца и страхом воздаяния Божия.

После этого проси, вздыхай, умоляй Господа твоего о прощении грехов и укреплении тебя на будущее время для угождения Ему, говоря: «Более, Господи мой, Господи, не буду прогневлять Тебя, поистине достойного любви; а если опять прогневаю, то, припадая к милосердию Твоему, молю даровать мне силу, чтобы я могла угождать Тебе».

Если явится тебе мысль совершить еще что-нибудь доброе, усердно проси о том. После того призывай Пресвятую Богородицу, чтобы Она помиловала тебя, святых Ангелов, того Ангела, который является хранителем жизни твоей, чтобы он охранял тебя и покровительствовал тебе, Предтечу, апостолов, всех святых и тех, кого ты особенно обычно призываешь, и того, память которого совершается в этот день.

В этом, кажется мне, состоит сила молитвы. И хотя каждый может молиться иными словами, а не одними и теми же постоянно, ибо и молящийся сам в себе не всегда говорит одно и то же, но сила молитвы необходима одна и та же для всех, по моему мнению.

Бодрствуй, молясь о должном, постоянно совершенствуясь и строгой жизнью представляя себя угодной Господу.

Посмертная участь души

Душа, доброй жизнью заслужившая иметь Бога благоволительным к себе, во время исхода своего из тела, когда пошлется за ней от Царя всех ангел, не убоится, но с удовольствием воззрит на него и с радостью отыдет к Владыке своему.

Если же она не такова, то придет в смятение и ужас, и в себе не имея твердости, и ниоткуда не ожидая помощи и утешения. Ибо здесь и брат, и друг могут упокоить душу и отогнать страх; а там ничто такое не уместно, и ангел немилосердно и жестоко возьмет бедную душу…

И как душа предстанет тогда судищу Христову? – Река огненная, по пророку Даниилу, течет исходящи пред Ним, тысячи тысяч служат Ему, и тьмы тем предстоят Ему (Дан.7, 10), – и Судия – страшный и неумолимый, и ответ – до праздного слова, как сказано в Евангелии (Мф.12, 36). Как стерпит тогда все сие душа? – Воистину страшно есть впасти в руце Бога живаго (Евр.10, 31). И еще страшнее, когда услышит она праведнейшее решение, предающее ее бесконечному мучению.

Сего ради прошу и молю, примиримся с Богом прежде смерти, стяжаем Его благоволение; сотворим друзьями своими ангелов, имеющих прийти за нами, – сделаем бденным мысленное око свое и ум непобедимым, не склоняясь на влечения страстей; если поскользнемся когда, поскорее встанем; многими слезами будем угашать разжженные стрелы лукавого и вместо того возвышать любовь ко Христу. – Много может, говорит, молитва праведного споспешествуема (Иак.5, 16); почему нужду имеем мы в молитвах друг о друге и в молитвенных друг о друге поминаниях. Много могут также слезы и сокрушение, паче же всего причащение Святых Тайн…

Причащение Святых Таин

исповедь и причастиеЯ совсем не желаю, чтоб вы приступали к Тайнам просто, как ни пришлось. Ибо написано: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор.11, 28, 29). Нет, – не этого я хочу; да не будет! Но чтобы мы, горя желанием приобщится, сколько можно, очищали себя и таким образом сподоблялись дара сего. Ибо предлежащий хлеб есть причастие жизни, как говорит Господь: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небеси: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин.6, 51); и опять: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6, 56).

Видишь дар неизреченный и безмерный? Не только умер за нас Господь, но и в пищу нам Себя предложил. Что паче сего может изъявить державную любовь Его к нам? И что спасительнее сего для души нашей? – Если теперь обычной пищи никто не лишает себя каждодневно и, не вкусив ее, тяготится тем крайне; то с чем сообразно, – когда предлагается всем не обычный хлеб, но хлеб жизни, и не обыкновенная чаша, но чаша безсмертия, безразлично относиться к тому, вкусил ли кто их, не почитая сего дела необходимым? О, какого неразумия и безсмыслия служит сие свидетельством! Если это и бывало доселе, после сего, прошу, укрепимся не допускать сего более, зная силу сего дара Божия, но всегда, сколько сил есть, очищая себя, будем приступать и причащаться Святых и освящающих Таин. И это, как думаю и как воистину есть, сильно будет помогать нам в хранении себя чистыми, побуждаясь к тому приготовлением к причащению и чаянием его. При равнодушии же к причащению страстям более предоставляется свободы и простора уловить нас. – Будет это для нас и всегдашним напутствием к жизни вечной, которую да сподобимся получить все, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.

Слово Божие

библияВсе люди имеют и очи, и уши, но не все слышат и видят, а только те, у коих есть ухо слышащее и око видящее. Почему и Господь сказал: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11, 15). О тугих на ухо и пророк говорит: даде им Бог дух умиления, очи еже не видети, и уши еже не слышати (Ис.6, 9; Рим.11, 8). Итак, внимательно, а не просто как попало будем слушать, что читается нам, чтоб не подпасть угрозе, но паче, чтоб мы могли сказать: наказание Господне отверзает уши мои (Ис.50, 5). Так слушающий внимает, сокрушается, очищается, просвещается, радуется, все здешнее почитает тенью…

Смерть и смертная память. Урок при виде гроба

Спешат дни за днями, текут, как быстро стремящаяся вперед и не стоящая река. А там и смерть. И кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? (Пс.88, 49). Человек цвету сельному уподобился, дни его как сень преходят (Пс.101, 12; 102, 15). Не дадим же себе быть в посмеяние, явившись неготовыми в час пришествия по нас св. ангелов; но как каждое мгновение имеющие быть взятыми отселе, так будем внимательнейши к каждому поступку, к каждому движению и слову – и будем стоять добре готовыми, в нетерпеливом ожидании приять мановение к исходу от Бога всех и Владыки преставления нашего. Если так будем держать себя, то никакое зло не привзойдет в нас и забвение не будет закрывать от нас судов Божиих; не будем уже воевать друг с другом или ссоры затевать; не будем один пред другим большей искать чести или печалиться, что тому и тому не научились, того и того не выучили на память, в том-то и том-то не умудрились… Одного только взыщем – того, чтоб очистить душу от страстей и своими сделаться Богу…

Урок при виде гроба

Что сие, еже о нас, таинство? Какое всех ожидает обиталище? Трехаршинный гроб. От земли взяты, в землю опять пойдем: тело остается здесь, душа же воспаряет горе. Что были мы прежде и чем стали теперь по преступлении заповеди? Оно породило смерть, и за него стали мы тленны. Такими же увидим себя и мы; ибо также умрем. Что ожидает нас? Куда пойдем? Что встретим? – Чего же ради так лелеем мы плоть сию – нашу и не нашу, другиню и враждебницу, наветницу и попечительницу, пагубную и спасительную? Сколько ни корми ее, сколько ни покой, сколько ни услаждай – не превратится ли она все же в червей и в смрадную грязь? Какая же польза мне заботиться о пепле и бороться из-за праха? Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, говорит Писание (1 Кор.15, 50).

Сего ради позаботимся о себе добре и не допустим себе жить, как скоты живут. Неразумным животным свойственно любить плоть, растолщать чрево, питать плотские стремления, кипеть кровью, ботеть телом и все чувства услаждать; человеку же, воистину образом Божиим почтенному и хотящему жить, как создан, ничто из этого не свойственно. Дело его – дело ангельское, – созерцать небесные блага, обозревать картины миротворения, пламенеть любовно к истинному Богу, ненавидеть бесов, немного пещись и о теле, самое необходимое давая ему мерно и по малости.

Ей, молю вас, будем право мудрствовать и познаем, что не погрешили, так действуя, в будущем веке, когда всем воздастся по делам и начинаниям их – праведным – живот вечный, а грешным – огонь неугасимый.

Спасение в миру

Да вложит тебе в сердце Господь Свой страх в большей мере, чтобы и на земле, и на море ты Ему воздыхал, Ему работал. Ведь ты, чадо, знаешь, что мы все смертны, что в скором будущем расстанемся со своим телом, что дадим отчет за всю свою жизнь, даже за каждое слово и косой взгляд, до помышления включительно. Что я говорю? Господь обещал, что мы ответим даже за невольные и в неведении совершенные дела. Какими поэтому мы должны быть? Быть в страхе, трепете, готовыми к доброму ответу. Страшно судилище разбирательства! С одной стороны – огонь неугасимый, с другой – Царство небесное. Первый предназначен для грешников и отвергнувших заповеди Господа, а второе – для блюстителей закона.

Поэтому умоляю тебя, живи преподобно, чисто, ибо ты – перед Богом… На ловле ли, на рынке не ведите себя, крестоносцы, как миряне, а по примеру апостолов, …ведите себя со страхом и трепетом… Помни Благодетеля твоего Бога: где и в каком состоянии ты был некогда, и теперь каков ты и в какой славе! Прославь Бога в своей жизни, чтобы Бог прославил тебя вовеки…

Терпение

1Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество; теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую – Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: «Где был еси доселе, Господи?» — и Он скажет тебе на это: «Смотрел, как ты борешься, и знал». Будем же терпеливы, …стесним себя и тело свое придавим, порабощая его и далеко от себя отбрасывая страсти.

…Христос всякое поношение приял, по сказанному: поношения поносящих ти нападоша на Мя (Пс.68, 10); нам ли не перенести малого какого укорного и оскорбительного слова? Как же после сего вселиться нам со святыми, когда не последуем стопам их? Как нам царствовать со Христом, когда не сообразуемся смерти Его и не приобщаемся страстям Его пречистым? – И аще праведник едва спасается, нечестивый и грешный где явится (1 Пет.4, 18)? – Смотрите, как определенно говорится, что праведник едва спасется. А тот даже и праведным не может нарещися, кто нетерпелив, неснослив, помнит давние оскорбления и тем разгорается и мятется и с Богом мира не имеет. – Где же ему спастись?..

Источники

  1. «Добротолюбие в пяти томах. Том 4». Краматорск, Издательство «Тираж-51», 2009г.
  2. «Проснись душа… Школа православия для новоначальных». Сборник, 2010г.

    034 дух брань