Метки

, ,

2Не достаточно только сказать или предложить увещание, но надобно внушить и великий страх, чтобы пресечь безпечность юности

Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний… Кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы…

Если душа у него нехороша, то он не будет иметь не малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему… Для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства…

Святитель Иоанн Златоуст

О наказании детей — 3-я часть беседы на места Священного Писания: беседа на слова «вдовица» и проч. — 3-я беседа на Первое послание к Тимофею

О наказании детей

05 (1)Святитель Иоанн Златоуст (347-407):Откуда потери, откуда несчастия, откуда огорчения, откуда безчисленное множество зол? Не от того ли, что мы не стараемся исправлять порочных детей своих? Сирах, рассуждая о детях, вот как говорит: не веселися о сынех нечестивых… аще несть страха Господня с ними, не веруй животу их (Сир.16, 1-2). Ибо зарыдаешь плачем преждевременным и, не ожидавши, узнаешь о их гибели.

Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим словом обуздывать порочные наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Безпорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений… Не исправляя их – делаетесь их сообщниками…

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, …ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности

Поблажающий сыну будет перевязывать раны его (Сир.30, 7), говорит премудрый. Что значит поблажающий? Милующий, жалеющий, услуживающий чрез меру. А он имеет нужду в строгости, наблюдении и страхе. Говорю это не с тем, чтобы мы были слишком жестокими к детям, но чтобы мы не казались им презренными. Если жена должна бояться мужа, то гораздо более сын – отца…

Если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. Ударами же не злоупотребляй, чтобы не привык он к этому способу воспитания: ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим, и когда приучится он презирать это, тогда все потеряно. Но пусть все время боится он побоев, да не подвергнется им, пусть угрожают ему розгой, но не пускают ее в ход…

У иудеев был один священник, во всем прочем исправный и умеренный, по имени Илий, — пишет он. – У этого Илия были два сына, предававшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или лучше сказать, хотя и удерживал и останавливал, но не с надлежащей тщательностью и силой. Тогда как следовало сечь их, выгонять их из отеческого дома, употреблять все способы исправления, он только увещевал и советовал, говоря так: «Нет, дети мои… не делайте так, ибо не хороша молва, которую я слышу» (1 Цар.2, 24). Что говоришь ты? Они оскорбили Господа, а ты называешь их чадами? Они не признают Создателя, а ты признаешь родство сними? Потому и говорится, что он не их, ибо вразумление состоит в том, если мы не просто советуем, но если наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надо внушить и великий страх, чтобы пресечь беспечность юности. Итак, когда он, хотя увещевал, но не вразумлял, как должно было, Бог предал их врагам: во время сражения они пали, и сам он, не перенеся вести об этом, упав, разбился и умер. Видишь ли, как справедливо я сказал, что отцы бывают детоубийцами, не принимая сильных мер в отношении к безпечным детям своим и не требуя от них благоговения к Богу? Таким образом Илий сделался детоубийцей. Ибо хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нерадением о них и оставивший их беззащитными и открытыми для желающих умертвить их. И не только их, но вместе с ними он погубил и себя самого.

3-я часть беседы на места Священного Писания: беседа на слова «вдовица» и проч.

Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь [машина], великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся.

017 (1)Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы нерадим о своих детях: заботимся об их богатстве, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело. Ибо, хотя бы и велики и драгоценны были богатства, но если человек не способен распоряжаться ими добродетельно, то все погибнет и исчезнет вместе с ним и причинит владельцу крайний вред; а если душа его будет благородна и любомудра, то хотя бы у него не было собрано ничего, он будет в состоянии свободно распоряжаться имуществом всех. Итак, нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом, чтобы не увлекались житейскими предметами и пожеланиями. Нужно тщательно смотреть за входами их и выходами и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога. Ибо если мы отдадим отчет в попечении о других: никто, говорит апостол, не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор.10, 24), — то не тем ли более в попечении о детях?

Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в руки твои всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и воспитывать повелел Я; какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, исправлять, наказывать душевные болезни его.

Когда возделывание более удобно, тогда и нужно исторгать терние: когда при нежности возраста оно легче может быть вырвано, когда страсти, оставленные в пренебрежении и возросшие, не сделались неудобоисправимыми. Посему и говорит премудрый: есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их (Сир.7, 25), когда воспитание может быть удобнее. И не только Бог повелевает, но и Сам содействует тебе в этом деле. Как и каким образом? Кто злословит отца своего или мать свою, говорит Он, того должно предавать смерти (Исх.21, 17)… Какое же можем мы сказать оправдание, если Он Сам не щадит даже их жизни, когда они оскорбляют нас, а мы даже не хотим выразить им неудовольствия, когда они оскорбляют Бога? Я, говорит Он, не откажусь даже умертвить оскорбившего тебя – а ты не хочешь даже опечалить словом преступающего Мои заповеди. Как это может быть достойно прощения?..

Кто неблагодарен и безчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более неистовым может быть в отношении к родителю и к собственной душе.

Итак, не будем безпечными, зная, что дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни. Человека, живущего добродетельно и скромно, все уважают и почитают, хотя бы он был беднее всех; а порочного и развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел великим богатством…

06 (2)Не достаточно только сказать или предложить увещание, но надобно внушить и великий страх, чтобы пресечь безпечность юности

Не желая сечь, они наказывают словами; не желая опечалить сыновей своих, живущих безпорядочно и беззаконно, они часто потом видят их схваченными в крайних преступлениях, отведенными в судилище… Ибо, когда ты не наказываешь их, когда ты не вразумляешь, то они, прилепляясь к людям порочным и развратным и принимая участие в их нечестии, подвергаются общим законам и наказываются пред глазами всех…

Посему прошу и умоляю иметь великое попечение о своих детях и постоянно заботиться о спасении душ их…

Павел говорит …о детях: воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф.6, 4). Представляй, что у тебя в доме золотые статуи – дети; каждый день исправляй и осматривай их тщательно и всеми мерами украшай и устрояй их душу…

Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает. Если ты 0004 (1)хорошо воспитаешь сына своего, то и он – своего сына; и как бы некоторая цепь и ряд прекрасной жизни будет продолжаться всегда, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках. Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний…; закон положен, говорит апостол, не для праведника (1 Тим.1, 9). Но так как мы не заботимся о детях, то и подвергаем их великим бедствиям… Поблажающий сыну будет перевязывать раны его (Сир.30, 7), говорит премудрый. Что значит поблажающий? Милующий, жалеющий, услуживающий чрез меру. А он имеет нужду в строгости, наблюдении и страхе. Говорю это не с тем, чтобы мы были слишком жестокими к детям, но чтобы мы не казались им презренными. Если жена должна бояться мужа, то гораздо более сын – отца…

Все пороки происходят от нашей безпечности, оттого, что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию…

Для нас было бы легко и удобно исправление детей, …если бы и дома они постоянно слышали от нас беседы о любомудрии и советы о том, что должно делать… — тогда скоро они явили бы нам зрелые плоды добрых семян…

Кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы. Воспитывайте детей в учении и наставлении Господнем (Еф.6, 4). Это – первое и величайшее из благ.

3-я беседа на Первое послание к Тимофею

04 (1)Апостол Павел говорит, что жена спасется чрез чадородие, если пребудут в вере и любви и в святыни с целомудрием (1 Тим.2, 15). Он говорит о воспитании, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их. В том немалая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу…

Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, …воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть и юность. Поэтому если в начале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно, не будем угождать им, потому что они дети, — но преимущественно будем их сохранять в целомудрии. Ибо это угождение более всего приносит вреда юности. О целомудрии мы особенно должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны…

001 (6)Нам вверен важный залог – дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем, теперь у нас все происходит наоборот… Об имуществе для них мы заботимся, а об них самих – нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами? Прежде образуй душу сына твоего, а стяжание он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь не малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему Для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства, потому что первая, даже мимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволяет вести жизнь целомудренную, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений…

«Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста

духовно-назидательного содержания». 2006г.

 0003