Метки

, , , , ,


011«Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого
; а кто стремится к небесному, тот, наверное, получит и земное.

Мухи садятся на раны и разъедают их, а пчелы летают по цветам. Поэтому последние делают соты, а первые причиняют боль телам, на которые садятся…

Дай бедному, и, пусть сам ты будешь молчать, тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души»

Святитель Иоанн Златоуст

Адские муки, геенна, вечность наказаний — Благодарность Богу — Богатство. Бедность и богатство. Пристрастие к богатству. Не можете служить Богу и маммоне — Брань духовная — Вечное и временное — Воспитание детей. Ответственность родителей за воспитание детей. Наказание детей – Гордость – Грехи – Исповедь — Злословие, осуждение — Любовь. Любовь к Богу. Любовь к ближнему. Любовь к врагам — Милостыня и милосердие – Молитва — Неверие и пороки — Премудрость Божия и разум человеческий – Причастие — Промысел Божий — Святое Писание — Сердце. Внутреннее расположение — Скорби. Терпение с благодарением. Скорби благочестивым – Смирение – Страсти — Христианство. Мнимые христиане — Церковь. Увещание ходить в церковь

Святитель Иоанн Златоуст (347-407):

адАдские муки, геенна, вечность наказаний: Некоторые говорят, что геенны не будет, потому что Бог Человеколюбив… О великое коварство диавола, о безчеловечное такое человеколюбие! Ибо ему принадлежит эта мысль, обещающая безполезную милость и делающая людей безпечными.

Так как он знает, что страх наказания, как бы некоторая узда, удерживает нашу душу и обуздывает пороки, то он делает все и принимает все меры, чтобы исторгнуть его с корнем, дабы потом мы безбоязненно неслись в пропасть… Не будем отвергать геенны, чтобы нам не впасть в нее; ибо неверующий делается безпечным, а безпечный непременно попадет в нее

Как велико человеколюбие Божие, так и наказание Его. Тяжко это слово и прискорбно для слушателя. Знаю это по чувству, которое сам испытываю, ибо сердце мое смущается и содрогается, и чем более удостоверяюсь в несомненности геенны, тем более трепещу и объемлюсь страхом. Но нужно говорить об этом, дабы нам не впасть в геенну.

Благодарность Богу: Пришло благополучие, благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастья, благодари Бога, и несчастья прекратятся.

Ничто так не угодно Богу, как благодарность.

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех обстоятельствах моей жизни.

Всегда благодарить есть свойство души любомудрствующей. Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если хочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога – и зло обратится в добро. Скажи и ты подобно Иову: буди имя Господне благословенно во веки (Иов.1, 21).

05 (1)Богатство: Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды.

Те, которые посмеиваются над страстию к богатству, те-то наиболее и любят Бога как должно. Напротив, те, которые высоко ценят богатство как первое благо, слабейшую имеют любовь к Богу.

Если ты богат, — подумай, что дашь отчет, на блудниц истратил ты деньги или на бедных; на тунеядцев и льстецов, или на нуждающихся; на распутство или на человеколюбие; на удовольствие, лакомство и пьянство, или на вспоможение несчастным?

Бедность и богатство: Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства.

Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее. Это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное. Но бедного, говорят, угнетают? Зато богатый подвержен гораздо большим наветам.  Бедного презирают и обижают: богатому – завидуют. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон уязвим, как от дьявола, так и от коварных людей… Бедного же, если он благоразумно ведет себя, не может одолеть и дьявол…

Пристрастие к богатству: Пристрастие к богатству хуже всякого тиранства: удовольствия не доставляет никакого, а порождает заботы, зависть, коварство, ненависть, наговоры и безчисленные препятствия к добродетели: безпечность, распутство, любостяжание, пьянство. А это и свободных делает рабами, и даже хуже рабов, рабами не людей, но ужаснейшей из страстей и болезней души. Такой человек решается на многое, что противно и Богу и людям, из опасения, чтобы кто не исторг его из-под этого владычества. Горькое рабство, диавольское владычество! В особенности пагубно то, что находясь в столь несчастном положении, мы веселы духом, …и, обитая в узилище, исполненном тьмы, не желаем выйти на свет, но привязываемся к злу и услаждаемся болезнью…

Весьма многие из тех, которые будут наказаны, будут терпеть наказание именно за то, что служили деньгам, любили золото и не помогали нуждающимся.

Не можете служить Богу и маммоне: Мы искуплены Христом, а служим золоту; проповедуем владычество одного, а покоряемся другому!

Никто не может служить двум господам, потому что они повелевают противное. Христос говорит: «Щади бедных», а дьявол внушает: «Отнимай и то, что они имеют». Христос говорит: «Раздай свое имение (бедным)», а дьявол внушает: «Бери и то, что у них есть».

Ничто не приводит в такое помешательство рассудок, как привязанность к предметам временным. Зная это, удаляйтесь, сколько возможно, от мира и воздерживайтесь от дел плотских, ибо от них происходит потеря не в случайных, а в самых высших благах. Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усваивать предметов небесных; но по необходимости, заботясь о тех, лишается этих. Не можете, сказано, служить Богу и маммоне (Лк.16, 13). Последуя одному, по необходимости надобно оставить другое. И об этом гласит самый опыт…

Если мы будем работать маммоне, то не будем уже оставаться под владычеством Божиим. Не можете, говорит Господь, служить двум господам… Богу и маммоне (Мф.6, 24).

Сребролюбие есть корень всякого зла в жизни (1 Тим.6, 10). А прежде его то же открыл Христос, возвещая, что порабощенный этой страстью не может служить Богу (Мф.6, 24).

images (1)Брань духовная: Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, ибо и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные.

Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем Им украшаться, Им ограждаться.

Вечное и временное: Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого; а кто стремится к небесному, тот, наверное, получит и земное.

Что капля в сравнении с безпредельной пучиной, то настоящая жизнь в сравнении с будущим.

Настанет час, когда прекратится зрелище этого мира и не будет уже времени для подвигов. Нельзя по окончании жизни заниматься делами, нельзя по прекращении зрелища стяжать венок. Настоящее время – время покаяния, будущее – время суда, теперь – время подвигов, тогда – время венцов; теперь – пора труда, тогда – время отрады; теперь – время изнурений, тогда – время воздаяния. Воспряните, молю, воспряните и с усердием выслушаем то, что говорят нам. Мы жили по плоти, станем же теперь жить по духу; мы жили в плотских удовольствиях, будем теперь жить в добродетелях; жили в небрежении (о грехах), поживем же в покаянии.

0003Воспитание детей: Доколе же будем оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем.

…И запечатлеем у него в памяти такой совет: «Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого».

Это сделает его человеком разумным и приятным: ибо ничто не мешает разуму в такой степени, как эти страсти. Страха Божия достаточно для мудрости и для того, чтобы иметь должное и правильное суждение о человеческих делах.

Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни безпредельной и нескончаемой; давай ему великое, а не малое

Истинная мудрость и истинное образование есть не иное что, как страх Божий.

Развращение детей часто происходит от безумной привязанности отцов к житейскому…

Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы нерадим о своих детях: заботимся об их богатстве, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело.

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, …ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности

Кто неблагодарен и безчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более неистовым может быть в отношении к родителю и к собственной душе.

Возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат.

Кто оставляет Господа, тот не станет уже уважать ни своего отца, ни себя самого.

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем…

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в учении и наставлении Господнем  не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными!

Ответственность родителей за воспитание детей: Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет…

Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии…

Родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную…

Как никто не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей.

06 (2)Наказание детей: Откуда потери, откуда несчастия, откуда огорчения, откуда безчисленное множество зол? Не от того ли, что мы не стараемся исправлять порочных детей своих?

Безнаказанность доводит до государственных преступлений… Не исправляя их – делаетесь их сообщниками…

Когда ты не наказываешь их, когда ты не вразумляешь, то они, прилепляясь к людям порочным и развратным и принимая участие в их нечестии, подвергаются общим законам и наказываются пред глазами всех.

Кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы.

Гордость: Гордость – вершина зла. Для Бога ничто так не отвратительно, как гордость…

Подлинно ничто так не отвращает милосердие Божие и предает так геенскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то, какие подвиги бы мы не совершали, воздержание ли, девство ли, молитву ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой.

Гордость есть мать пороков, от которой и дьявол сделался дьяволом, не будучи прежде таковым.

01Грехи: Дьявол учиняет два зла: вовлекает в грехи и удерживает от покаяния.

Все несчастье состоит не в том, что ты пал, но что, павши, не встаешь, не в том, что согрешил, но в том, что упорствуешь во грехе.

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько нежелание перемениться.

Согрешающие знают, что грешить – худо, и ежедневно колеблются в злых своих поступках, не желая знать, что они злы, хотя совесть и укоряет их в этом…

Если ко греху присоединяются безстыдство и неблагодарность, то он никогда не остановится, ибо как такой человек может остерегаться, чтобы не впасть в те же грехи, которые прежде он совершил по неведению?..

Причина многих нечаянных бедствий заключается в грехах… Если бы только захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь, и там. Ибо осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога в сознании грехов своих и готовностью не делать их на будущее время…

ИсповедьИсповедь: Стыдно грешить, а не исповедывать грехи… Один Бог пусть видит твою исповедь. Бог, Который не позорит за грехи, но разрешает их после исповеди…

Разве для того Бог повелевает исповедаться, чтобы наказать? Не для того, чтобы наказать, но чтобы простить… Разве Он не знает грехов твоих, хотя бы ты и не исповедался? Какая же тебе польза от непризнания? Разве ты можешь утаиться?..

Недостаточно сказать только: я грешник, но должно припоминать самые грехи по роду их…

Злословие, осуждение: Мухи садятся на раны и разъедают их, а пчелы летают по цветам. Поэтому последние делают соты, а первые причиняют боль телам, на которые садятся…

Л (17)Любовь: Начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели.

Любовь к Богу: Нестерпимы геенна и будущее мучение, но если представим и тысячи геенн, не изобразим ничего равного бедствию – стать ненавистными Христу, услышать от Него: не вем вас. Легче принять на себя тысячи молний, нежели кроткое лицо Господа увидеть отвращающимся от нас и мирное Его око не терпящим взора на нас. Любящему прискорбно не то, что за оскорбление им любимого терпит какое-либо зло, но паче всего то, что оскорбил любимого. Будем держаться той мысли, что тяжело не мучения терпеть, а грешить. Если бы Бог и не наказал нас, то самим нам надлежало бы подвергнуть себя наказанию за то, что были столь неблагодарны к Благодетелю. Если любим Христа, как должно, то сами себя будем наказывать за грехи свои.

Л1Любовь к ближнему: Любовь друг ко другу делает нас непорочными и заграждает всякий вход греху

Представь себе пока одного человека, любимого всеми и любящего всех, но любящего так, как должно любить. Такой человек будет жить на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром и сплетая себе безчисленные венцы, ибо сохранит душу свою чистой от зависти, гордости, тщеславия, свободной от худых пожеланий, от всякой нечистой страсти, и вообще – от всякой болезни душевной. А будучи таковым, он, живя на земле, будет равняться с архангелом Гавриилом. Вот каков человек, питающий в себе любовь.

Любовь к врагам: Люби же врага; не ему ты через это благодетельствуешь, а себе самому. Как? Делая это, ты уподобляешься Богу.

2Милостыня и милосердие: Дай бедному, и, пусть сам ты будешь молчать, тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души

Великое дело – милостыня. Возлюбим ее: ей нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, а она стоит и защищает; или лучше: тогда как ты молчишь, тысячи уст благодарят за тебя…

Бог повелел давать деньги нуждающимся не для того только, чтобы помогать им в нищете, но и для того, чтобы научить нас состраданию к бедствиям ближнего… И Христос, когда ублажает милостивых, ублажает и хвалит не просто подающих денежную милостыню, но делающих это с добрым расположением…

Здесь (на земле) оправдание покупается недорогою ценой: ничего не стоящим куском хлеба, дешевой одеждой, чашей холодной воды…

Дадим взаймы Богу милостыню, чтобы воспринять от Него милосердное воздаяние. О, сколь мудро это изречение: милуяй нища взаим дает Богови! Почему не сказано: милуяй нища  дает Богу, а: взаим дает? …Если Бог берет у нас взаймы, то Он уже наш должник.

Итак, каким же хочешь ты иметь Его – судиею, или должником?

Милостыня есть искусство. Для сего искусства училище находится на небесах, а Учитель – не человек, но Бог…

2Молитва: Молитва есть немаловажный союз любви к Богу, производит в нас навык собеседования с Ним и руководит к любомудрию. Ибо если общающийся с необыкновенным человеком получает великую пользу от частого с ним общения, то тем более – постоянно беседующий с Богом…

Бог требует не красоты речи и не слов изысканных, но красоты души; и когда она будет говорить угодное Ему, то получит все…

Не столько мы умоляем Бога, прося через других, сколько сами собою. Так как Он желает преданности от нас и делает все для того, чтобы мы доверяли Ему, то когда видит, что мы делаем это сами от себя, тогда особенно внимает нам…

Все мы молимся, но не все пред Богом. У кого в то время, как тело простерто на земле и уста безсмысленно произносят слова, душа блуждает везде – дома и на площади, тот может ли сказать о себе, что молится пред Богом?..

Бога можно упросить без посредника; Он склоняется на молитву без денег, без издержек; довольно только возопить сердцем и принесть слезы, и – лишь только войдешь, тотчас привлечешь Его к себе…

Если же мы молимся в гневе и раздражительности, то мерзки мы и ненавистны пред Богом…

Если хочешь склонить Судию к поданию помощи твоей душе и привлечь Его на свою сторону, никогда не жалуйся Ему на того, кто опечалил тебя. Таков нрав у Судии: Он внемлет и подает просимое особенно тем, которые молятся за врагов, не помнят зла и не восстают против своих врагов.

Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем удовольствий…

Великое благо молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от того немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом? Молитва есть беседа с Богом

Когда господин беседует с рабом, то никто из других рабов, и даже никто из имеющих пред ним дерзновение, не посмеет подойти и помешать их беседе. Тем более демоны, как оскорбившие Бога и не имеющие пред Ним дерзновения, не могут безпокоить нас, беседующих с Богом с надлежащим усердием.

Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, — беднее всех.

Чего не можем мы исправить собственными силами, то довершить можем молитвами, — молитвами, разумею, непрестанными. Ибо молиться надобно непрестанно, и всем: и тому, кто в скорби, и тому, кто в радости, и тому, кто в бедах, и тому, кто в благополучии…

загруженное (3)Неверие и пороки: То и другое подкрепляется взаимно: порок неверием, и неверие пороком.

Обремененная грехами совесть, страшась будущего воздаяния и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием.

Диавол всячески старается внушить неразумным, чтобы они обвиняли более тело, или Бога, или ближнего, а не свою развращенную волю, дабы, постигнув истинную причину зла, они не вырвали ее с корнем.

Если начало премудрости есть страх Господень, то начало глупости есть неведение Господа.

024Премудрость Божия и разум человеческий: Не должно исследовать премудрость Божию и требовать от нее отчета; …во-первых, потому что Виновник откровения достоин веры; во-вторых, потому, что сами дела Его не подлежат суждению разума. Бог не столь немощен, чтобы производить только то, что может быть постигнуто твоим слабым разумом.

Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим.

Относительно Бога, кто хочет знать все и дерзает исследовать все, тот особенно и не знает Кто такой Бог, ибо в Боге большая часть сокровенна, и исследовать дела Его невозможно.

притча о семениПричастие: Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным…

Если бы возможно было, чтобы кто-нибудь вложил свою руку или язык в расплавленное золото, — они тотчас озолотились бы. Точно такое же и еще гораздо большее действие производят и здесь на душу предлежащие Тайны. Сильнее огня кипит и стремится река сия, но не сожигает, а только очищает все, чего касается. Эта Кровь… – цена вселенной; ею Христос купил Церковь; ею Он всю ее украсил… Приобщающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами, архангелами и прочими горними силами, облеченные в царскую одежду Христову и имея духовное оружие…

Одна только должна быть у нас скорбь: что мы не приобщились сей Трапезы. Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою».

1 Спас ВседержительПромысел Божий: Смотри, что – доброе, что – злое и что – безразличное, как то: добродетель – добро, порок – зло, богатство, бедность, жизнь, смерть – безразличны. Познав это, ты вместе с тем уразумеешь, что праведные страдают, дабы получить венцы, а грешники – дабы получить наказание за грехи; впрочем, не все грешники получают наказание здесь, дабы иные не стали не верить воскресению; равным образом и праведные не все страдают, дабы ты знал, что не порок достоин похвалы, а добродетель. Вот правила и законы; прилагай к ним что угодно, и ты не будешь оставаться в недоумении…

Дела Божии по большей части непостижимы; великое различие между нами и Богом…

библияСвятое Писание: От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия – и как нам спастись? Легко спастись  с Писанием, а без него невозможно.

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою…

Ныне ваши дети любят песни сатанинские и пляски, подражая поварам, пекарям и танцовщикам, псалма же никто ни одного не знает

Диавол, как скоро увидит, что в душе человека написан закон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона, уже не будет более приступать.

Не от природы вещей происходит наше смущение душевное, а от немощи нашего духа… Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа

Сердце. Внутреннее расположение: Благий Господь, обыкновенно, обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет, или отвергает наши жертвы.

images (62)Скорби: Для чего Он попускает нам испытывать скорби и не скоро избавляет от них? Для чего? Для того, чтобы мы обращались к Нему с мольбой о защите, прибегали к Нему и непрестанно призывали Его к себе на помощь. Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того и голод, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Нему, и таким образом чрез временные скорби сделались наследниками вечной жизни…

Какое бы ни было бедствие, сколь бы велико ни было несчастие, Он может все прекратить и отстранить…

Скорби. Терпение с благодарением: Если поймешь, что хочешь или не хочешь, но ты должен перенести то, что терпишь; и если станешь переносить с благодарением, то получишь весьма большую пользу, а если будешь сетовать, негодовать и роптать, то несчастия своего этим не убавишь и воздвигнешь еще большую бурю…

Скорби благочестивым: Человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Посему никто из находящихся в борьбе пусть не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь – время усилий и трудов…

Смирение: Кто действительно смиряет себя, тот никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и занята тем, что касается ее самой.

Страсти: Когда живы страсти, нам невозможно жить, но неизбежно должно погибнуть. Ежели не успеем умертвить их здесь, то они умертвят нас там.

01 (3)Христианство. Мнимые христиане: Вижу, что многие после крещения живут небрежнее не крестившихся, и даже не имеют никакого признака христианской жизни… Верующий должен быть виден не только по дару, но и по жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А ежели ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то по чему нам узнать тебя? По тому ли, что ты погружался в священные воды? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для не желающих жить достойно оной увеличивает казнь. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему собственно принадлежит…

Что всего хуже – находясь в столь худом состоянии, мы и не воображаем о безобразии души своей, не имеем понятия об ее гнусности

01 (5)Церковь. Увещание ходить в церковь: Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а сели выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое спасение…

Из ста шестидесяти восьми часов в неделе один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры? С какою, после этого, дерзостью приступишь ты к таинствам? С какою оскверненною совестью?..

Где же теперь те, которые теснили нас в праздники? Я слышу, как многие ссылаются на жар и говорят: теперь сильная духота, несносный жар, мы не можем переносить затруднений и тесноты в толпе, обливаясь потом и изнемогая от жара и тесноты. Мне стыдно за таких людей, поверьте… Мы, не потерпев ни малого, ни великого из …бедствий, по причине жара, малой теплоты и пота пренебрегаем собственным спасением и, оставив здешние собрания, блуждаем вне, растлеваясь в собраниях, не имеющих ничего здравого?.. А на торжище, где такой шум, теснота и великий зной, скажи мне, почему ты не жалуешься на духоту и жар? Эти отговорки происходят от безпечности, от души нерадивой и лишенной пламени Духа

022Невозможно, невозможно столь безпечному и нерадивому получить когда-нибудь прощение, хотя бы он тысячекратно ссылался на нужды житейских дел. Разве ты не знаешь, что если ты, придя помолиться Богу, примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее? Ты имеешь житейские заботы. Для них и приходи сюда, чтобы, приобретши благословение Божие пребыванием здесь, ты вышел с безопасностью, чтобы тебе иметь Бога Помощником, чтобы тебе сделаться непобедимым для бесов при помощи Вышней Десницы…

Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок. От этого и правильный ход дел извратился, и все у нас исполнилось великого смятения…

Когда смотрю на вашу малочисленность и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание, то и скорблю, и радуюсь: радуюсь за вас, которые здесь теперь; скорблю за тех, которых здесь нет…

06Хотел бы я знать, где теперь уклонившиеся от собрания, что удержало их и отвлекло от этой священной трапезы? …Эти люди не могут получить прощения, так как призываются сюда только однажды в неделю, но и в это время не хотят предпочесть духовное земному… Дела необходимые, но и они не извинительны, когда призывает Бог, потому что все необходимое для нас ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом уже забота о прочем

Как тела не пользующиеся баней покрываются множеством пыли и грязи, так и душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великою нечистотою грехов. Здешнее (в церкви) есть духовная баня, теплотою Духа очищает всякую нечистоту

48 (2)