Метки

, , , , ,

Преподобный Ефрем Сирин

память 28.01/10.02

8 (1)…Ради тебя Христос распялся и отринет ли тебя? Да не будет сего! Он знает, кто утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его одного. Христос знает, что человек беден…

Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели.

…Священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин…

Преподобный Ефрем Сирин

Благодать – Бог, вера – Гнев – Гордость, тщеславие – Жизнь временная и вечная – К нерадивой душе – Любовь к ближнему и к Богу – Осуждение и злословие. О неосуждении священников – Покаяние – Святые – Страх Божий – Узкий и широкий путь – Уныние. Отчаяние – Учить других – Церковь. Необходимость посещения церкви – Краткое житие святого

 Преподобный Ефрем Сирин (+ 372-373):

загруженноеБлагодать

Как родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии наслаждаться даром чистых вод, так и Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался сколько хочет.

Бог, вера

Так все делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу; а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание.

Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли.

Гнев

Если увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце.

Гордость, тщеславие

Гордость подобна высокому, сгнившему дереву, у которого ломки все сучья, и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.

Жизнь временная и вечная

Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностью жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошло как тень. Будь готов к отшествию в путь, не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой.

К нерадивой душе

images (52)Не упадай, душа, не скорби, не произноси над собою решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: «Отринул меня Господь от лица Своего». Богу неугодно слово сие; потому что Сам взывает к тебе, говоря: «Людие Мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам?» (Мих.6, 3). Разве кто пал, тот не может востать? Или кто отвратился, тот не может обратиться?

Слышишь ли, душа, какова благость Господа? Не в руки князю или военачальнику предана ты, как осужденная. Не скорби, что не стало у тебя богатства. Не стыдись обратиться, но скажи лучше: «Востав, иду ко Отцу моему» (Лк.15, 18).

Востань, иди. Он приемлет тебя и не укоряет, а паче радуется твоему обращению. Он ждет тебя, только не стыдись, как Адам, и не скрывайся от лица Божия.

026Ради тебя Христос распялся и отринет ли тебя? Да не будет сего! Он знает, кто утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его одного. Христос знает, что человек беден.

Итак, не будем предаваться нерадению, как уготованные в огонь. Христу нет нужды ввергать в огонь; не приобретение для Него – послать нас в мучение.

Не хочешь ли знать тяжесть мучения? Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля, плача его не вынесут основания вселенной. Ибо написано: «День той… день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля» (Соф.1. 15-16). Если человек, осужденный князем, идет в заточение на два года, или на пять, или на десять лет, то сколько, думаешь, слез у человека того, какой стыд, какое рыдание? Но у него есть еще утешение в ожидании конца сему сроку. Посему хотим ли знать, какой срок назначен грешникам? Можем ли определить время их изгнания в двадцать, или пятьдесят, или сто, или двести лет? Но как можно исчислить время там, где не положено и лет к исчислению дней? Увы! Увы! Безнадежен срок сей. Ибо нестерпим гнев, еже на грешники прещения. Слышишь ты о тесноте, ожидающей грешников? Поэтому не доводи себя до такой нужды, ибо нестерпимо для тебя и одно прещение.

Множество грехов имеешь на себе? Не убойся вопиять к Богу. Приступи, не стыдись. Поприще для подвига близко; востань, отряси с себя вещественность мира. Подражай блудному сыну, который, расточив все, не стыдясь пошел к отцу. Отец же скорее пожалел о плене его, нежели о богатстве, расточенном вначале. Так приступивший безчестным – вступил с честью, пришедший нагим – принят облаченным в ризу, выдававший себя за наемника – восстановлен в чине властелина.

К нам слово сие. Слышишь ли, как было благоуспешно дерзновение этого сына? Но уразумеешь ли и доброту отца? И ты, душа, не смущайся, ударяй в двери.

Имеешь ли в чем нужду? Стой при дверях и получишь все, в чем имеешь нужду, по Божественному Писанию, которое говорит: «За безочьство его, востав, даст ему, елика требует» (Лк.11, 8).  Бог не отвергает тебя, человек, не укоряет за расточенное вначале богатство. Ибо нет у Него недостатка в имуществе; всех снабжает усердно, по апостольскому слову: «…да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго» (Иак.1, 5).

Ты в пристани? Взирай на волны, чтобы не востала внезапно буря и не похитила тебя в морские глубины; тогда с воздыханием начнешь говорить: «Приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой» (Пс.68, 3-4). Ибо ад действительно есть морская бездна, по Владычнему изречению, что пропасть велика утвердися (Лк.16, 26) между праведными и грешными.

Итак, не осуждай себя в оную пропасть. Подражай блудному сыну; оставь морящий гладом град; беги бедственной жизни со свиниями; перестань питаться рожцами, которых даже и не дают тебе. И так приступи и умоляй, и без оскудения ешь манну, пищу ангельскую. Приступи созерцать Божию славу, и просветится лицо твое. Приступи, вселись в раю сладости.

Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностью жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошло как тень. Будь готов к отшествию в путь. Не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой. Аминь.

01 (2)Любовь к ближнему и к Богу

Кто не приобрел любви, тот орудие противника, блуждает по всякой стезе и не знает, что о тьме ходит.

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4, 16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится; потому что любовь вон изгоняет страх. В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив того сам для всех бывает отребием; вся покрывает, вся терпит (1 Кор.13, 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не ходит лестию, сам не запинается и брату ноги не запинает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий. Ибо сам благий Владыка наш сказал: о сем разумеют вcи, яко Мои ученицы есте, аще любите друг друга (Ин.13, 34-35). В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «это мое»; но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление. В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного дьявола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (1 Кор.13, 4-7). Посему блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу; потому что Бог знает Своих и приимет его на лоно Свое. Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится. Из любви и Бог Слово снисшел на землю. Любовью отверст нам рай, и всем показан вход в небо. Любовью примирены с Богом мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говорим, что Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает.

О не имеющих в себе любви

Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далек от Бога, лишен света и живет во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Не лжив сказавший, что ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин.3, 15), и во тьме ходить (2, 11), и удобно уловляется всяким грехом. В ком нет любви, тот скоро раздражается, скоро приходит в гнев, скоро распаляется ненавистию. В ком нет любви, тот радуется о неправде других, не состраждет к падающему, не простирает руки к лежащему, не подает совета низложенному, не поддерживает колеблющегося. В ком нет любви, тот ослеплен умом, тот друг дьяволу, тот изобретатель всякого лукавства, тот заводчик ссор, тот друг злоречивых, собеседник наушников, советник обидчиков, наставник завистников, работник гордыни, сосуд высокомерия. Одним словом: кто не приобрел любви, тот орудие противника, блуждает по всякой стезе и не знает, что во тьме ходит.

Осуждение и злословие. О неосуждении священников

злословиеКто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других. Ибо, кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотский, запутавшийся в сетях мира. В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным. А кто всегда имеет в себе страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других. Поэтому подлинно стоит слез и плача, кто приучил себя к злоречию.

Не осмеивай и не осуждай попавшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в него.

Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаивайся.

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.

О неосуждении священников

Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин.

Покаяние

ИсповедьПокаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Лк.15, 7). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием.

Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет его в золото; берет свинец и отдает серебро… Покаяние по благоволению Божию срастворяет кающегося с благодатью Святого Духа, и человека всецело делает сыном Божиим.

К тебе мое слово, кающийся; не имей в себе пустого места, будь тверд в решимости противостоять греху и стоять в добре, как камень. Ты должен принести твердое покаяние как Петр, потому что твердо грешил. Бог не приемлет покаяния, не оказывающего в себе твердого дела… Приносящие покаяние только напоказ творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить наружное только покаяние. Таковым не только не отпускается, но еще прилагается грех

Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра

Пусть никто не говорит: «Много я нагрешил, нет мне прощения». Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на Землю ради страдающих и сказал: «…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15, 10), и еще: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5, 32)».

Святые

14Святые… как граждане небесные служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, и свое тело по воле Господа делают сосудом святыни. Душевные силы они направляют к духовным созерцаниям и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них.

Страх Божий

На челе твоем всегда да будет крест, в сердце же – страх Божий.

Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира.

Узкий и широкий путь

3 (1)По всему пространству Писания ублажаются одни, идущие узким путем, вступившим же на путь широкий и пространный, везде предсказывается горе. Оставим же путь широкий, ведущий в пагубу, и вступим на узкий, чтоб, потрудившись немного здесь, царствовать в бесконечные веки. Потрудимся, всегда имея пред очами Грядущего судить живых и мертвых, и непрестанно содержа в памяти вечную жизнь, нескончаемое царство, ликостояние с Ангелами, пребывание со Христом.

Пойдем путем узким и тесным, любя сокрушение, чтоб пребывало в нас памятование смерти и чтобы освободиться нам от осуждения. Ибо сказано: Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк.6, 25).

Блажени же плачущии ныне, яко тии утешатся (Мф.5, 4). Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнаженные от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим в них себя самих. Где красота настоящего цвета, где доброзрачность ланит? Размышляя о сем, откажемся от плотских вожделений, чтоб не быть нам постыженными в воскресение.

На широком пути находится следующее: злоумие, искушение, чревоугодие, пьянство, распутство, непотребство, раздор, гнев, надмение, непостоянство и подобное тому. За ними следуют неверие, неповиновение, неподчиненность. Последнее же из всех зол есть отчаяние. Кто предан этому, тот заблудился с пути истины и сам себе готовит погибель свою.

А на пути узком и тесном встречается следующее: безмолвие, воздержание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное. За ними следует вечная жизнь.

Уныние. Отчаяние

Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом.

Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы и отчаянием ввергнуть их в геенну.

images (1)Учить других

Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщить свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою.

Церковь. Необходимость посещения церкви

19Пребывание в храме есть отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовное движение, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому, если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным перед лицом Господа – подготовляйся к тому жизнью обычной: ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении.

Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели.

Краткое житие святого *

1Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале 4 века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, Даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником…

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова, до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел многих великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями… Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на душу потому, что он начинал их с обличения себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство…

Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Его покаянная молитва «Господи и Владыка живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению…

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его в пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

*По книге: «Жития святых» в 2-х томах. Издано в Москве в 1978 г.

Переиздано в Полтаве в 2001 г. Том 1

79