Метки

, , , , , , ,

06«Ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источник и мать всех зол. Сим-то диавол… возжег содомлян на беззаконные похоти! Ибо говорит Писание: вот в чем было беззаконие… в гордости, пресыщении и праздности (Иез.16, 49)…

Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если хочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога – и зло обратится в добро

Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется, она может уврачевать всякую болезнь. А вместе с сим – внимательное слушание Божественных Писаний и присоединяемая к тому милостыня…

Когда живы страсти, нам невозможно жить, но неизбежно должно погибнуть. Ежели не успеем умертвить их здесь, то они умертвят нас там…»

Святитель Иоанн Златоуст

О том, что невозможно работать Богу и маммоне — О роскоши и пьянстве (польза от поста и молитвы) — О том, что христианин должен иметь все признаки верного — О том, чтобы не мстить за зло (благодарение) — О крестном знамении

Святитель Иоанн Златоуст (347-407):

images (26)О том, что невозможно работать Богу и маммоне

Ничто не приводит в такое помешательство рассудок, как привязанность к предметам временным. Зная это, удаляйтесь, сколько возможно, от мира и воздерживайтесь от дел плотских, ибо от них происходит потеря не в случайных, а в самых высших благах. Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усваивать предметов небесных; но по необходимости, заботясь о тех, лишается этих. Не можете, сказано, служить Богу и маммоне (Лк.16, 13). Последуя одному, по необходимости надобно оставить другое. И об этом гласит самый опыт. Те, которые посмеиваются над страстию к богатству, те-то наиболее и любят Бога как должно. Напротив, те, которые высоко ценят богатство как первое благо, слабейшую имеют любовь к Богу. Ибо душа, быв однажды пленена любостяжанием, уже не легко и не удобно может удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она делается уже рабою другого господина, и притом такого, который повелевает ей все противное Богу…

4Весьма многие из тех, которые …будут наказаны, будут терпеть наказание именно за то, что служили деньгам, любили золото и не помогали нуждающимся.

Чтобы не потерпеть и нам того же, будем расточать сокровища бедным, освободим свою душу и от здешних зловредных попечений, и от будущих, за то уготованных, мучений. Приготовим себе оправдание на небесах, вместо стяжаний земных соберем сокровища неистощимые, — сокровища, которые могут сопутствовать нам на небо, могут защитить нас в опасности и умилостивить Того Судию…

8-я беседа на Евангелие от Иоанна

О роскоши и пьянстве (польза от поста и молитвы)

11 (1)Великие блага происходят от двух добродетелей: от молитвы и поста. Ибо тот, кто молится как должно, и притом постится, не многого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется и с бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Посему-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает… Таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренне молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи (сласти). Если слабо у тебя тело, чтобы поститься безпрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это немаловажно и недалеко от пощения и 04 (1)может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источник и мать всех зол. Сим-то диавол возжег содомлян на беззаконные похоти! Ибо говорит Писание: вот в чем было беззаконие… в гордости, пресыщении и праздности (Иез.16, 49). Это же самое и многих других погубило и предало геенне; ибо какого зла не производит роскошь? Она делает людей свиньями и хуже свиней. Свинья валяется в грязи, …а сластолюбивый человек приготовляет себе стол отвратительнейший, придумывая непозволенные связи и беззаконную любовь. Таковой нимало не отличается от бесноватого, он также безстыдствует и неистовствует. О бесноватом мы, по крайней мере, жалеем, а этого отвращаемся… Если же заглянуть внутрь такого человека, то увидим, что душа в нем застыла и оцепенела, как бы среди зимы и мороза, и уже не может подать никакой помощи ладье по причине чрезмерной непогоды. Стыдно мне говорить, как много страждут от сластолюбия и мужчины, и женщины. …Что отвратительнее женщины пьяной, качающейся туда и сюда? Чем немощнее сосуд, тем сильнее сокрушение. …Я слышу, что, когда встречаются такие случаи, говорят: когда бы не было вина! О глупость, о безумие! Другие грешат, а мы презираем дар Божий… Ужели вино … причиною такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином… Если скажем: лучше бы не было вина, то можем и далее сказать: о, если бы не было железа, потому что есть человекоубийцы… Лучше бы не было жен, потому что есть блудницы! Таким образом ты все наконец захочешь истребить.

Но ты не поступай так, ибо это сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразия. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя, дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем, дано для подкрепления здоровья, а не для расстройства, для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа…

57-я беседа на Евангелие от Матфея

О том, что христианин должен иметь все признаки верного

022Вижу, что многие после крещения живут небрежнее не крестившихся, и даже не имеют никакого признака христианской жизни… Верующий должен быть виден не только по дару, но и по жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А ежели ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то по чему нам узнать тебя? По тому ли, что ты погружался в священные воды? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для не желающих жить достойно оной увеличивает казнь. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему собственно принадлежит; надобно, чтобы он по всему был виден: и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу. Сказал же я о сем для того, чтобы нам соблюдать благоприличие не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас. А теперь, с которой стороны ни стараюсь распознать тебя, везде нахожу тебя в противоположном состоянии. Хочу ли знать о тебе по месту – вижу тебя… на зрелищах; вижу, что ты проводишь дни в беззакониях, в худых собраниях, на рынке, в обществе людей развратных. Хочу понять тебя по виду твоего лица – вижу, что ты непрестанно смеешься и рассеян, подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот. Стану ли судить о тебе по одежде – вижу, что ты наряжен ничем не лучше комедианта… Стану ли судить о тебе по словам – слышу, что ты не произносишь ничего здравого, дельного, полезного к нашей жизни. Буду ли судить о тебе по твоему столу – здесь открывается еще более причин к осуждению…

Ища различия между оглашенным и верным, подвергаюсь опасности не найти его даже между человеком и зверем. Ибо чем назову тебя – зверем? Но у каждого зверя есть какой-либо один из сих пороков. А ты, совокупив в себе все пороки, далеко превосходишь и их своим неразумием. Назову ли тебя бесом? Но бес не служит мучительству чрева, не любит денег… А что всего хуже – находясь в столь худом состоянии, мы и не воображаем о безобразии души своей, не имеем понятия об ее гнусности

Гнев есть зверь, и сколько другие стараются над обучением львов, столько покажи старания над собою и необузданный гнев свой сделай тихим и кротким: ибо гнев имеет столь страшные зубы и когти, что истребит все, если не укротишь его. …Он не только вредит телу, но расстраивает само душевное здравие, поедая, терзая, раздробляя всю силу его и соделывая его ни к чему не способным. У кого внутри завелись черви, тот не может дышать, когда все внутренности его изъедены. Как же можем породить что-нибудь благородное, нося внутри себя сего змея (я разумею гнев), снедающего внутренности наши? Каким образом избавимся от сей язвы? Если будем употреблять питие, которое может умертвить внутренних червей и змей. Но какое питие, спросишь, имеет такую силу? Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется. Она может уврачевать всякую болезнь. А вместе с сим – внимательное слушание Божественных Писаний и присоединяемая к тому милостыня. Всеми сими средствами могут быть умерщвлены страсти, расслабляющие нашу душу. И тогда только будем жить, а теперь мы ничем не лучше мертвых. Когда живы страсти, нам невозможно жить, но неизбежно должно погибнуть. Ежели не успеем умертвить их здесь, то они умертвят нас там… Страсти никогда не насыщаются и не отстают, доколе уловленного ими человека не увлекут ко диаволу. Такова сила страстей, что они требуют от пленников своих такого же рабства, в какое Павел предался Христу, презревший для Него и геенну, и царство. Ибо как скоро впадет кто в плотскую любовь, сребролюбие или честолюбие, начинает уже смеяться над геенной и презирать царство, только бы исполнить ему волю сих страстей… Потому и слабеет наша любовь ко Христу, что вся наша сила истощается на любовь порочную, и мы хищники, сребролюбцы, рабы суетной славы…

4-я беседа на Евангелие от Матфея

О том, чтобы не мстить за зло (благодарение)

Слава БогуМалодушие бывает причиною погибели, подобно безпечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений – именно он и есть посеянный на камне. Апостол говорит: будьте долготерпеливы ко всем. Сморите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1 Фес.5, 14-15). Если не должно воздавать злом за зло, то тем более – злом за добро… Но такой-то, говоришь, человек злой, он оскорбил меня и много причинил обид. Ты хочешь мстить ему? Не мсти! Оставь его без наказания и делай ему добро. В том-то и состоит высшее любомудрие, чтобы не только не платить злом за зло, но добром!.. И не только платить добром за зло, но и радоваться в скорбях заповедует апостол: всегда, говорит, радуйтесь (ст. 16). Это сказано об искушениях, которые причиняют скорбь.

Послушайте все, кого постигла бедность, все, кого несчастье: такие случаи приносят радость! Именно, когда мы имеем такую душу, что никому не мстим, но всем благодетельствуем, — тогда каким образом, скажи мне, может проникнуть в нее жало скорби? Каким образом вообще может быть опечален тот, кто столько радуется в злострадании, что причинившему зло платит благодеяниями? Но как это возможно? – говорят. Возможно, если захотим. Апостол показал далее и путь к сему: непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес.5, 17-18). Всегда благодарить есть свойство души любомудрствующей. Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если хочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога – и зло обратится в добро. Скажи и ты подобно Иову: буди имя Господне благословенно во веки (Иов.1, 21)…

10-я беседа на Первое послание к Фессалоникийцам

О крестном знамении

Крестное знамениеНикто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем, и начала всех благ, коими существуем… Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который как овца, веден был на заклание (Ис.53, 7). Посему, когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста, погашай гнев и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование, а душа твоя делается свободною… Апостол Павел, склоняя нас к сему, — я разумею свободу, нам приличную, — упомянув о кресте и крови Господней, убеждает сими словами: вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор.7, 23). Помышляй, говорит, о дорогой цене, какая заплачена за тебя, и не будешь рабом ни одного человека, а под дорогою ценою он разумеет крест. Ибо не просто перстом должно его изображать, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану…

Не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей и когда сие знамение явится пред Ним светлейшим самих лучей солнечных. Тогда крест сей самим явлением своим как бы скажет в оправдание Господа пред целою вселенною и во свидетельство, что с Его стороны все сделано, что только было нужно. Сие знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?

…Сей самый крест …преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны, смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано.

Посему, если кто скажет тебе: ты поклоняешься Распятому, — отвечай ему радостным гласом и веселым лицом: поклоняюсь и не перестану поклоняться. Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может. Ибо и он смеется потому только, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор.2, 14); ибо это же бывает и с детьми, когда они видят что-нибудь великое и удивительное: если и объяснять ребенку станешь тайну, он засмеется. И язычники подобны таким детям, даже и их безрассуднее, почему и более достойны сожаления как поступающие по-детски не в детском, а в совершенном возрасте, за что не стоят никакого извинения. Но мы громким, сильным и высоким голосом взываем и говорим, а когда предстанут все язычники, еще с большим дерзновением возопием, что крест есть наша похвала, начало всех благ, дерзновение и все наше украшение!

54-я беседа на Евангелие от Матфея

«Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания». 2006г.

images (29)