Метки

,

Святые Отцы 1«Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии»

Преподобный Исаак Сирин

«Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании…

Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которой слилась наша воля, заменим волею Божиею, …мудрование плотское, общее падшим духам и человекам, заменим разумом Божиим, сияющим из Евангелия»

Святитель Игнатий Брянчанинов

06«Христос стучится в сердце, а диавол – в мозги»

Старец Паисий Святогорец

 Премудрость Божия – Мудрость через стяжание простоты, чистоты и безстрастия – О плотском мудровании – Дар рассуждения – Святое Писание о премудрости Божией и мудрости человеческой

Премудрость Божия

7Святитель Иоанн Златоуст(347-407): «Не должно исследовать премудрость Божию и требовать от нее отчета; …во-первых, потому что Виновник откровения достоин веры; во-вторых, потому, что сами дела Его не подлежат суждению разума. Бог не столь немощен, чтобы производить только то, что может быть постигнуто твоим слабым разумом».

Мудрость через стяжание простоты, чистоты и безстрастия

Исаак Сирин 3Преподобный Исаак Сирин (550) пишет, что ум, занятый мирским, не может рассуждать о духовном: «Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии.

Тело, крайне болезненное, не терпит тучного в снедях: и ум, занятый мирским, не может приблизиться к исследованию божественного.

Огонь не возгорается в сырых дровах: и божественная горячность не возжигается в сердце, любящем покой.

Как тот, кто не видел своими глазами солнца, не может кому-либо описать его света по одному слуху, даже и не ощущает сего света: так и не вкусивший душой своею сладости духовных дел.

До тех пор, пока души человеческие заняты грехом и омрачены страстями, они не видят самих себя, как не видят друг друга. Когда же они возвращаются к своей первозданной красоте через очищение покаянием, то ясно и четко видят все три уровня, то есть уровень ангельский, находящийся над ними, уровень демонов, пребывающий под ними, а затем видят и друг друга… Очищенная душа зрит духовно, ясно видящим оком своей подлинной природы. И не должно удивляться тому, что души видят друг друга, несмотря на то, что пребывают еще в теле… В очищенном состоянии они видят друг друга не телесно, а духовно, ибо телесное зрение, как это очевидно, видит лишь предметы, находящиеся вблизи, а те, которые находятся не вблизи, требуют другого зрения…»

Григорий Синаит 1Преподобный Григорий Синаит (1360 г.) пишет: «По природе разумны одни лишь те, которые сделались святыми благодаря чистоте. Чистого разума не имел никто из мудрых в слове, омрачивших от начала разумную силу помыслами. Материалистический же и многоречивый дух мудрости этого мира, приводя (человека) словами к широте знания и помыслами к наидичайшим рассуждениям, созидает (себе в них) убежище, терпя недостаток в существенной мудрости, созерцании и в единичном и нераздельном знании.

Силу вместе с мудростью получают от Бога не многие. (Сила) есть воспринимательница Божественных благ, (мудрость же) – выявительница их. Усвоить (мудрость) и передать (другим) – дело истинно Божественное и сверхчеловеческое».

Святитель Тихон Задонский: «Христианин препростой (не получивший никакого образования), который научен догматам святой веры, намного мудрее Платона, Аристотеля и прочих языческих мудрецов».

26Святитель Феофан Затворник (Вышенский) (1815-1894): «Настоящее познание всего дается только Духом. Господа Иисуса нарещи никто не может как следует, только Духом Святым… то есть постигнуть как следует тайну домостроительства спасения и в целом, и в частях. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартиею, на коей Он пишет тайны боговедения. И тогда тот, кто сего удостаивается, получает настоящее ведение истин. Но сие ведение от Духа не новое что дает, не новые тайны открывает, а те же, открытые уже, дает разуметь и ощутить во всей их силе».

Старец Захария 1Старец Захария (1850-1936) говорил о мудрости духовной:

«Великий мудрец был отец Амвросий, он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие. Это вы хорошо поймете, когда будете стараться жить для Бога и в Боге. Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

О плотском мудровании

«Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1, 22)

«Мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1 Кор.3, 19)

Библия 1«Мудрование плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может» (Рим.8, 6-7)

«Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир: потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»(Рим.8, 5-9).

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор.2, 14-16).

Преподобный Исаак Сирин (550): «Отпадет от Премудрости Божьей тот, кто признает себя мудрым.

Будь невеждой в мудрости твоей, а не кажись мудрым, будучи невеждой».

11Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867): «Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании. Мудрование плотское, сказал Апостол, смерть есть. Мудрование плотское – вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим.8, 6-7). Что такое плотское мудрование? – Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение.

Отречемся от душ наших, по завещанию Спасителя, чтоб приобрести души наши! Отречемся произвольно от порочного состояния, в которое они приведены произвольным отречением от Бога, чтоб получить от Бога святое состояние обновленного человеческого естества вочеловечившимся Богом! Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которой слилась наша воля, заменим волею Божиею, объявленною нам во Евангелии; мудрование плотское, общее падшим духам и человекам, заменим разумом Божиим, сияющим из Евангелия».

4Святитель Николай Сербский (1880-1956) пишет о «мудрых мира сего»: «Чем больше наполняется бездна, тем тверже надежда их, что они одолеют Тебя. Воистину чем полнее бездна, тем Ты дальше от нее.

Как глупы слуги древа познания! Не Тобой меряют они силу свою, а количеством своим. Закон правды не Твоим именем освящают, но числом своим судят о нем. Путь большинства для них есть путь истины и справедливости. Древо познания превратилось в древо преступлений, глупости и леденящей тьмы.

Мудрые мира сего познали все, кроме того, что они – слуги сатаны. Настанет день последний, наступит ликование для сатаны из-за жатвы обильной. А колосья-то все пусты. Но по глупости своей сатана меряет числом, а не полнотой.

Один Твой колос, Господи, Победитель смерти, стоит всей жатвы сатаниной. Ибо Ты не числом меряешь, а полнотой Хлеба Жизни.

Тщетны увещевания мои безбожникам: обратитесь к Древу Жизни и познаете больше, чем хотите познать. Из древа познания сатана строит вам лестницу в ад.

От безбожников слышу издевки: хочешь ты с помощью Древа Жизни обратить нас к своему Богу, Которого мы никогда не видели.

Воистину никогда вам не увидеть Его! Свет Господень, от которого Серафимы затеняют очи свои, навсегда испепелит зеницы ваши.

Среди всех в прахе земном живущих – горстка малая тех, что в Бога верят. О горы, о озера, разделите радость мою о том, что и я иду среди этих редких, тихих, самых презренных!

Еще немного, братья, и закончится путь наш.

Еще немного поддержи нас, Господи, Победитель смерти».

Дар рассуждения

Антоний ВеликийПреподобный Антоний Великий (251-356): «Молитесь – да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло. Написано у Апостола Павла, что совершенных есть твердая пища (Евр.5, 14). Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их, – ни человек, ни диавол. Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра, и многих успевает прельщать, от того, что у них нет рассуждения и мудрости. Посему блаженный Павел, когда узнал эти богатства разума, которые определены верным и которых великости нет предела, написал к Ефесеям: да даст вам Бог духа премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, яко есть упование звания вашего и кое богатство славы достояния вашего и кое богатство славы достояния Его во святых (Еф.1, 17-18). Это делал он по своей чрезмерной к ним любви, зная, что если они достигнут этого, то ни в чем не будет им никакого труда, и никакого не будут бояться они страха, радость же Господа будет утешать их день и ночь и труды их будут им сладки во всякое время.

…Многие измождали свои тела чрезмерным пощением, бдениями, удалением в пустыню, усердно также ревновали о трудах, любили нищету, презирали мирские удобства, до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день, но все, что имели раздавали бедным, и однако ж бывало, что после всего этого они склонялись на зло и падали, и лишившись плода всех оных добродетелей, делались достойными осуждения. Причина этому не другая какая, как то, что они не имели добродетели рассуждения и благоразумия, и не могли пользоваться ее пособием. Ибо она-то и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти царским путем, то никогда не будем увлечены наветниками нашими, – ни справа, – к чрезмерному воздержанию, – ни слева, – к нерадению, беспечности и разленению. Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в св. Евангелии (Мф.6, 22. 23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

симеон желнин 1Псково — Печерский старец преподобный Симеон (Желнин) (1869-1960):«Не всякое добро угодно Богу, а только сделанное правильно, с рассуждением, как говорят, «в разуме».

Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовление пищи; можно поститься, но осуждать не постящихся, поститься и гордиться или тщеславиться постом, поститься от мертвого мяса, а есть «живое»: языком обижать или осуждать ближнего.

Можно также терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь, раздражаться, обижаться.

Можно исповедоваться в грехах, но утаить грех, или не простить обидчика, или не иметь веры, что тебе грехи простятся, оправдывать себя, не сокрушаться о грехах и не иметь намерения исправить свою жизнь.

Можно молиться, но без участия сердца, или рассеянно, или с леностью, или поспешно, или дремать при этом.

Такие «добрые дела» бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности.

Духовную же мудрость можно приобрести:

  1. через вопрошания и беседы со старцами и духовниками, то есть с духовно мудрыми отцами;
  2. через чтение священных книг, особенно святоотеческих и старческих;
  3. через посещение храма Божия, где проповедуется Божие Слово.

Не излишне также сказать, что к мудрости относятся: мудрое употребление времени, беззлобие, смирение, память смертная, трезвение духовное; мудрость – знать, когда сказать и когда промолчать; мудрость еще заключается в выборе друга и вообще лица, которому можно было бы доверить свою душу; мудрость – иметь общение с теми, кто может быть полезен своей праведной беседой; мудрость – делать все с советом опытных, обдуманно; даже расходовать деньги только на нужное – есть тоже мудрость».

Святое Писание о премудрости Божией и мудрости человеческой

БиблияВетхий Завет

«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самим собою» (Ис.5, 21).

Погублю премудрость премудрых и разум разумных сокрыю (Ис.29, 14).

«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55, 9).

«Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч.2, 6).

«Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пули злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих…»(Притч.2, 9-15).

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла»(Притч.3, 5-7).

«Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие» (Притч.3, 35).

«Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого… Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней»(Притч.4, 5-8).

«Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость» (Притч.10, 23).

«От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость.

Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится»(Притч.13, 10, 14, 20).

«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Притч.14, 16).

«Нет мудрости, и нет разума… вопреки Господу» (Притч.21, 30).

«Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Притч.26, 12).

«Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Притч.28, 26).

«Право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается не искушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (Прем.1, 1-5).

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов.11, 7).

«Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.

Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?

…Все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника – все действуют лживо» (Иер.8, 8-10).

Новый Завет

«Не высокомудрствуйте, …не мечтайте о себе» (Рим.12, 16).

«Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор.1, 25).

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор.1, 27-29).

«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы»(1 Кор.2, 4-8).

«Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным»(1 Кор.2, 9-13).

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их». И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны»(1 Кор.3, 18-20).

«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире…» (2 Кор.1, 12)

5550