Метки

, , , ,

Валентин Свенцицкий«…Сами заповеди, они есть то русло, по которому должна течь жизнь человеческая, … чтобы жить в Боге, в полноте Духа Святого…

…Все, что будет нашу жизнь обмирщать, все будет идти наперекор нашему намерению стяжать Духа Святого Божиего, и, наоборот, все то, что будет оцерковлять нашу жизнь, все будет служить на пользу для достижения этой вожделенной цели.

Вся церковная жизнь есть мелочь для тех, кто видит только внешние ее стороны, и вся церковная жизнь есть величайшее дело, ради которого мы живем, для тех, кто верит, что церковная жизнь ведет ко спасению, ибо только Церковь соединит нас с Господом, ибо она только раскрывает нам полноту Духа Святого Божиего».

Протоиерей Валентин Свенцицкий

01Смысл жизни — О цели христианской жизни (стяжание Благодати Святого Духа, важность поста)

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931): «Когда-то уже была земля, когда-то уж на этой земле все было, и вновь возникает мир, и вновь безсмысленная и вечно движущаяся кинематографическая лента вертится и вертится, приходят и исчезают события мировой истории.

Смысл жизни вне времени не зависит от этого миллиона протекших лет.

Вне времени существует лишь нематериальное бытие, невещественный мир. Поэтому и смысл жизни лежит не в материальном, внешнем бытии. В чем же он лежит вообще и в чем лежит смысл именно нашего времени?

4Для нас здесь все твердо, все ясно, все несомненно, ибо все это открыто в Слове Божием, все это есть Божественное Откровение, а не человеческие мудрствования. Да, мы утверждаем, что смысл всей жизни мира заключается в преодолении зла, в победе высшего добра над этим злом, в грядущей славе Второго Пришествия Христа, в преображении косной материи в нетленное бытие, в новое небо и в новую землю, во всеобщем воскресении. Вся борьба, все совершающееся в мире для того и совершается. Это те дали, которые открываются очам веры.

Это определяет и внутреннюю задачу нашего времени. Чувствуем и утверждаем, что задача эта заключается в решительном разделении мирского царства и царства не от мира сего. Утверждаем, что ныне должно уничтожаться вошедшее в самую плоть и кровь нашу служение двум господам, смешение двух противоположных стихий – мирской и духовной.

Тяжкие испытания привели человека к необходимости избрать или тот, или другой, но единый путь: или узкий путь спасения, или широкий путь гибели.

Понаблюдайте жизнь, всмотритесь в свою душу, и вы согласитесь с тем, что никогда еще так определенно и так резко не разделялись люди, никогда еще перед человеческой душой не стоял так ребром вопрос: кто он – христианин или безбожник, для чего он хочет жить – для Бога или диавола? Нужно определиться каждой душе.

Все то, что кажется тяжким и скорбным, есть не что иное, как Божие указание, Божия помощь в этом трудном деле самоопределения души человеческой.

Если бы извне не стоял так твердо и неотступно вопрос: с крестом ты или без креста, веришь или нет, было бы вновь лукавство, было бы всяческое самоукрывательство. Нужно, чтобы помог нам Господь открыто, прямо, решительно и окончательно определить путь своей жизни. Значит ли это, что жизнь уже кончается? Господь долготерпелив и долго, может быть, потерпит это состояние, когда люди будут всячески уклоняться от решительного выбора пути.

Второе пришествие Господа Иисуса ХристаСе, гряду скоро… но неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится…(Апок.22, 11, 12). Господь долготерпелив, и этот процесс самоопределения, когда неправедный будет делать еще неправду, а праведный будет делать правду, может длиться долго. Но за всеми этими действованиями или во имя неправды, или во имя правды стоит: «Се, гряду скоро».

Вот мы и связываем жизнь каждого из нас этой общей целью жизни мира. Как она вся освещается этой конечной целью разделения добра и зла, Христа и антихриста в мире, так и жизнь каждого из нас определяется нашим единством с Тем или другим.

Нельзя служить двум господам. Эта грозная заповедь Спасителя ныне получает особую силу.

Здесь возникает обычный страх, обычная робость, как же это выбрать единого господина. Не значит ли это отказаться от всего того, что имеет тот, другой господин и что кажется таким сладостным? Выбрать единого господина, не значит ли отказаться от всего, что даст мирская жизнь?

01И вот эта связь с мирской жизнью, желание сохранить ту сладость, которую она дает, заставляет робеть и не решаться на внутренний выбор окончательного пути, окончательного, единого господина. Но какое здесь ужасающее недоразумение, какая диавольская ложь и неправда! Жить? Но это и значит служить единому Господину – Господу. Все, что в жизни мирской является настоящей жизнью, все это отблеск того служения единому Господину, которого от нас требует Господь.

Вы будете служить другому господину тогда, когда будете принимать за жизнь самообман, подделку под истинную жизнь. Нужно всем своим существом почувствовать неправду мирской жизни, смерть, царящую в миру.

Мы должны любить жизнь потому, что где жизнь – там Господь, Он один лишь есть источник жизни, все, что есть в жизни, все содержится Им, все содержится рукой Господней, все, что есть в тебе истинного, что в тебе живет, — все живет в Боге.

И думать, что уйти от второго господина, имя которому смерть, и отдаться решительно, окончательно служению Господу – значит что-то потерять, не иное что, как бесовское наваждение.

Все, что есть в жизни прекрасного, все, что есть в твоей душе светлого, все, что заслуживает названия жизни, — все это в Боге. Ни от единой черты в жизни не откажешься ты, если будешь служить Богу, ты откажешься только от тления, от смерти, от лжи, от маски и от неправды.

О цели христианской жизни (стяжание Благодати Святого Духа)

Валентин Свенцицкий 1Всякое церковное действие может быть фарисейским, может быть внешним, без внутреннего содержания. В Святой Церкви такое мертвенное состояние всегда считалось безблагодатным, тяжким состоянием, и ему всегда противопоставлялось состояние живое, благодатное, как любил говорить современный пустынник, недавно скончавшийся отец Никифор: «Все живое». Все живое «в Церкви Христовой».

И пост, и молитва, и богослужебный устав, и обряды – все церковное может быть мертвенным и может быть одухотворенным благодатью. Благодать Божия не зависит от человеческих усилий, но, однако же, от нас нечто требуется, чтобы она нам вспомоществовала, и, прежде всего требуется правильное понимание внутренних задач нашей жизни и правильное внутреннее отношение ко всем церковным действованиям.

7 прижизненный портретПреподобный Серафим в беседе с Мотовиловым с чрезвычайной ясностью определил эту внутреннюю задачу каждого христианина. Мотовилов спросил его об истинной цели христианской жизни. И сказал ему преподобный Серафим, что он, Мотовилов, уже многих спрашивал, и архиереев, и священников, и монахов, и никто ему не разъяснил еще достодолжно.

—         Истинная цель жизни нашей христианской – сказал преподобный Серафим, — есть стяжание Духа Святаго Божиего, пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое, Христа ради делаемое добро есть средства для достижения Святаго Духа Божиего.

И далее, когда Мотовилов с недоумением спрашивал преподобного Серафима, в чем состоит это особое состояние души, стяжавшей Духа Святаго Божиего, преподобный Серафим взял его крепко за руку и сказал:

—         Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой. Что же вы глаза-то опустили, что же не смотрите на меня?

—         Не могу смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются, лицо ваше светлее солнца сделалось, и у меня глаза ломит от боли.

И спрашивал преподобный Серафим Мотовилова:

—         Что же чувствуете вы теперь?

—         Необыкновенно хорошо, — отвечал ему Мотовилов.

—         Как же хорошо-то? Что же именно?

—         Такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами его выразить не могу.

Дальше преподобный опять спрашивает его:

—         Что же вы еще чувствуете?

Тот отвечал:

—         Необыкновенную сладость.

—         А что же еще вы чувствуете?

Он сказал:

—         Необыкновенную радость в сердце моем.

И продолжал:

—         Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотой наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радости.

—         Что же вы еще чувствуете, Ваше Боголюбие?

Он отвечал:

—         Теплоту необыкновенную.

Преподобный Серафим сказал:

—         Состояние, в котором мы оба с вами теперь находимся, есть то, про которое сказал Господь: Суть неции из зде стоящих иже не имут вкусити смерти. Вот что значит быть в полноте Духа Святаго.

Вот как раскрыто это состояние преподобным Серафимом, состояние благодатной душевной тишины, состояние благодатной душевной радости, состояние благодатной душевной теплоты; все это даруется душе, находящейся в полноте Духа Святого Божиего, состояние благодатное, от человека не зависящее. Все остальное есть средства, предлагаемые Церковью для достижения этого состояния. Для достижения его – все труды, все подвиги, вся внутренняя работа человека, для этого весь тот трудный путь внутренних борений, борьбы со страстями, для этого все средства, которые предлагает Святая Церковь своим чадам; для этого и Господь пришел, чтобы дать людям возможность стяжать Духа Святого Божиего, ибо это значит – благодатная жизнь в Боге.

Сами заповеди, они есть то русло, по которому должна течь жизнь человеческая, чтобы он мог прийти к этому состоянию, чтобы жить в Боге, в полноте Духа Святого. Но как только эти средства для достижения этой благодатной, вожделенной цели сами делаются целью у человека, он неминуемо впадает в фарисейство, как бы ни была, казалось, возвышенна сама по себе эта цель.

Если человек будет исполнять устав для устава, он непременно впадет в мертвенное фарисейское состояние…

ПостЛегкомысленное забвение поста – одно из первых, с чего начинает вражеская сила обмирщение человеческой души. Подход к вопросу о посте чисто мирской, когда начинают говорить, что пост не важен, что лучше не сердиться, не раздражаться, не говорить неправду, словом, не оскверняться тем, что выходит из уст. И то хорошо, и это хорошо, и нечего здесь заниматься сравнениями.

Пост имеет великое значение, как одно из условий стяжания полноты Духа Святого. Мешает полноте благодатной жизни в нас все косное, тленное и злое, что есть в нас и в мирской жизни. Поэтому, все, что будет нашу жизнь обмирщать, все будет идти наперекор нашему намерению стяжать Духа Святого Божиего, и, наоборот, все то, что будет оцерковлять нашу жизнь, все будет служить на пользу для достижения этой вожделенной цели. В числе других средств, перечисленных здесь преподобным Серафимом, на одном из первых мест стоит соблюдение поста.

Как будто бы неважно перешагнуть небольшое пространство, но если это пространство – бездонная пропасть, отделяющая один мир от другого, то это маленькое пространство может быть решающим. Есть такая русская пословица: «Коготок увяз, всей птичке пропасть».

Вот так же и в вопросе обмирщения жизни: ты только зацепись коготком за мирскую жизнь, пропадет вся птичка. Если ты грешишь, то так и сознавай, как грех, а оправданий не вводи в норму, в некоторое разрешенное правило. Если ты будешь нарушать пост, сознавая тяжкое свое прегрешение, — это полбеды, но когда у тебя в душе мысль: «Да ведь это, собственно, не нужно» — мысль лукавая, мысль вредная, отравляющая душу. Дело поста – дело великое в нашем оцерковлении жизни!

Надлежит непременно всем сознательно встающим на путь духовной жизни возвращаться к соблюдению поста.

Если кто-нибудь указывает на фарисейское, внешнее, мертвенное исполнение поста, то этим он обличает не пост, а только фарисейство. В посте, как и во всем церковном, важно внутреннее содержание. Ведь для некоторых маловажное дело и крестное знамение, но для нас оно наполнено живым содержанием, это есть знамение, которым мы ограждаемся от бесовской силы. Ведь и Таинства для иных есть дело маловажное, но для нас за ними стоит живое, благодатное действие Духа Святого.

Вот когда подходят под благословение, это для многих тоже дело маловажное, а для нас в этот момент преподается Благодать Божия.

Да, мы будем исполнять постный устав, мы не будем смущаться, что нам надлежит иметь знание этого постного устава. Мы будем знать, что в этот Петровский пост по субботам и воскресным дням нам разрешается рыба, что по понедельникам, средам и пятницам мы должны воздерживаться от масла, что во вторник и четверг мы можем вкушать пищу с маслом. Все эти мелочи нисколько не будут нас смущать, когда за всем этим будет светиться вожделенная цель – достигнуть благодатного состояния стяжания Духа Святого.

Вся церковная жизнь есть мелочь для тех, кто видит только внешние ее стороны, и вся церковная жизнь есть величайшее дело, ради которого мы живем, для тех, кто верит, что церковная жизнь ведет ко спасению, ибо только Церковь соединит нас с Господом, ибо она только раскрывает нам полноту Духа Святого Божиего.

По книге:«Беседы великих русских старцев о Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни». Издательство ЗАО «Тираж-51», 2004г.

3