Метки

, , , , , , ,

Старец Христофор Тульский«Россия – Божия страна, православная, Россия находится под особым покровом Божией Матери, и Россия никогда ни перед кем не была и не будет на коленях. Именно потому на нее так враг и ополчился, что Православие не дает антихристу прийти в мир. Россия – светильник для мира, поэтому она и терпит такие напасти…

Идет самая настоящая духовная битва с антихристом, и побеждает в ней тот, кто зряч. А зрячими, оказываются, единицы. Все думают, что слепые те, кто отвергает все это, но происходит наоборот…

Чем ближе к концу, тем легче спастись, потому что одно неприятие всего сатанинского – уже спасение…

Когда мы редко исповедуемся, то утопаем больше в грехах, и Ангелы отходят от нас, потому что от нас исходит зловоние. Когда мы исповедовались и причастились от искреннего сердца, то душа наша очистилась…»

Старец Христофор Тульский

03Болезни – Вера — неверие – Внешний вид, падение нравов — Грехи, осуждение, обидчивость. Грехи рода —  Добродетели. Какая выше добродетель? – ИНН, электронные документы, печать антихриста, штрих-коды, падение духовенства – Исповедь и причастие – Исцеления больных – Любовь к ближнему – Молитва. «Пораньше ложиться, пораньше вставать» — Молчание – Последние времена. Антихрист и его предтечи – Послушание. Любовь выше послушания – Пост – Россия – прошлое и будущее. Пророчества о будущем Царе — Самолюбие. Борьба с самим собою – Свобода – Священники. Пастырство – Семейные проблемы – Скорби. «Духовное врачевство» — Смиренномудрие – Спасение. Как спастись? – Телевизор, компьютер – Терпение – Тщеславие – Упование на Бога – Храм. Поведение во время богослужения – Царь Николай Второй. О почитании Царственных Мучеников – Чтение Святых Отцов

Старец схиархимандрит Христофор Тульский (1905-1996):

Болезни

Больным батюшка часто советовал обойти храм три раза с молитвой, потому что храм – это образ Иерусалима (Небесного).

Вера — неверие

Если у тебя спросят: «Как же ты веруешь в Бога, если Его не видишь? Может, Его и нет?» — Отвечай: «А у тебя есть ум? Покажи его».

Много в природе вещей, которых мы не видим, но ощущаем – тепло, холод. Также и Бог. Человек не может воспринять Бога, если у него сердце окаменело от грехов. Чем чище сердце, тем ближе к Богу.

Дорога к БогуГоворил, что дорога в церковь дороже всех дорог.

Батюшке приходилось много спорить с атеистами. Вот один из его рассказов. Однажды батюшка ехал в поезде, купил билет в купированный вагон, чтобы иметь возможность почитать духовную книгу, помолиться. Проводнику стало любопытно, он зашел в купе, попросил разрешения присесть и спрашивает: «Вы поп?». Батюшка отвечает:

— Я – священнослужитель. А знаете, как расшифровать слово «поп»? Поп – это пастырь овец православных…

Спрашивали у батюшки: «Почему Бог один, а вер много?» А батюшка отвечал:

— А почему партия одна, а там и левые, и правые коммунисты, и троцкисты и т.д.? – и они замолкали.

Не надо осуждать грешного человека и раздражаться на него (неверующего), надо на него смотреть как на больного и подбирать пластырь (любовь), чтобы ему было легче.

Внешний вид, падение нравов

64[Батюшка] обязывал женщин всегда носить юбочки и платочки, а кто подходил в брюках и без платочков, к исповеди и святому Причастию не подпускал.  

В наше развращенное время примеры такого отношения к, казалось бы, привычным грехам являются особенно важными, ибо процессы апостасии настолько затронули современное пастырство, что становится обыденным видеть на самом деле потрясающую картину: священники исповедуют женщин в брюках, без платков, с косметикой или в неприличном одеянии, в короткой юбке, с голыми руками, открытой грудью или в просвечивающихся насквозь блузках и платьях, и даже дерзают причащать их…

Батюшка был категорически против всего этого. Он прекрасно видел, откуда растут корни этого безобразия, и говорил:

  • Это все вражие, все вражие.

За послеперестроечной свободой, расцветом и подъемом Церкви он прозревал катастрофическое падение нравов. Мир в его глазах был тяжело болен, и главная причина болезни заключалась в отсутствии любви. Сам образ жизни современного человечества, говорил он, очень греховен, поэтому все грешники глубоко больны, их надо пожалеть, о них надо молиться, явить им любовь. И вообще, преодоление этого страшного падения возможно только через молитву и надежду на милосердие Божие, потому что иных путей исправления человечества при сохранении данного образа жизни батюшка не видел. Надо менять сам образ жизни из греховного в любовный, т.е. изменять святая святых человека – его волю, чтобы она была не ко злу направлена, не была пассивна перед ним и даже великое зло побеждала малой любовью…    

Грехи, осуждение, обидчивость. Грехи рода

Церковныое поминовениеБудь со Христом, а не со грехом.

Поучая народ, особенное внимание обращал на то, чтобы все всем прощали, не обижались ни на кого и никого не обижали. Батюшка так учил:

— Говорит: я – верующая. А наступи ей на хвост – сейчас шерсть подняла. Какая же ты верующая?

Не осуждать – самое главное. Если кто-то при батюшке осуждал, он строго останавливал:

— Не судите, да не судимы будете.

Сам был очень сдержанным, ощущалось благородство души. Часто повторяемые им слова «надо жить нелицемерно» подтверждал своей жизнью. Если кто-то повздорит или еще чем согрешит, то батюшка говорил:

— Ну вот, пересдавай экзамен. Сдала на двойку, пересдавай на тройку.

Грехи рода

11Батюшка наставлял:

За родителей молитесь. Из поколения в поколение грехи идут, из рода в род грехи ложатся на детей, дети оставляют своим детям и так далее. Особенно тяжело тем, кто детоубийство сотворил (во чреве). Господь знает все наши грехи, наши мысли, даже когда они еще не родились.  

 Добродетели. Какая выше добродетель?

Собрались старцы и рассуждают, какая выше добродетель? Один говорит: терпение (но ведь можно терпеть и не спасаться); другой говорит: любовь (но можно делать дела любви не на пользу души и телу, можно дать милостыню пьянице, а он пойдет и напьется). А выше всего рассудительность. Истинная рассудительность приобретается истинным смирением

14ИНН, электронные документы, печать антихриста, штрих-коды, падение духовенства

…Самое главное батюшка видел не в том, что мир погибает и идет к своему концу, что страна рассыпается, ее разворовывают, что будут править одни масоны и навяжут экуменизм. Об этом и до него, и после него много писалось и говорилось. Самое главное в том, что батюшка видел, как все лукаво, хитро и незаметно будет осуществляться. Ведь для того, чтобы люди приняли антихриста и его печать, надо, чтобы у них… разум помрачился, чтобы они прельстились и жили одними земными интересами.

И вот здесь отец Христофор… задолго до развала Союза предупреждал, чего надо остерегаться. Батюшка говорил, что в распознании козней лукавого сейчас сосредоточено все существо нашего спасения. Это является особенностью нашего времени. Все наши добрые дела, монашеские обеты, келейные правила, молитва, милостыня, хождение в храм, богослужения, причастие святых Христовых Тайн – все это обезсмыслится, если мы не распознаем действия льсти. Поэтому сохранение трезвенного ума и здравого рассуждения он считал высшей добродетелью. Это дает нам возможность все правильно оценивать и поступать по истине.

Последние годы своей жизни он говорил об этом настойчиво, конечно, не всем, а воцерковленным, способным его понять. А кто из них понимал – было видно и невооруженным глазом. Процессы апостасии слишком явны, чтобы их не замечать. И у болеющих душой за попранную Родину, за ослепленный мнимой свободой народ, за стремительно развивающиеся процессы глобализации сами собой возникали вопросы: откуда такое беззаконие? В чем его суть? Почему и тайно, и явно идет геноцид народа? И что этому можно противопоставить?

Эти монстры глобализации назревали давно. Батюшка их четко не определял, потому что он был молитвенник, а не аналитик, он просто говорил, по-старчески: это вражие, это антихристово, как сказал как-то о Жириновским:

— Этот из когорты антихристовой.

Но и этого было достаточно, потому что за одним словом – «антихрист» — стояло целое мировоззрение, понимание того, что происходят страшные события, предсказанные Евангелием. Бесы, говорил батюшка, все будут не в аду, а наверху, а сам ад уже стал полный людьми.

Предупреждал, чтобы никаких прививок не делали. В последнее время никаким врачам нельзя доверять.

Чтобы избежать сетей антихриста и не прельститься ими, надо иметь страх Божий и здравый ум. Вот батюшка и советовал многим для приобретения страха Божия читать почаще Апокалипсис. Так и говорил, что от чтения Откровения св. апостола Иоанна Богослова вселяется страх Божий.

Когда в 1986 году взорвалась Чернобыльская атомная станция, батюшка сказал, антихрист штр кодчто это исполняется восьмая глава Апокалипсиса… При нем уже вовсю стали распространяться антихристовы начертания – штрих-коды. И поначалу батюшка не благословлял покупать товары с их изображением. Он пальцем показывал на них и говорил, что это номера «666», а потом так и говорил, что это начертание (антихриста). Батюшка даже избегал произносить слово «антихрист», настолько тот мерзок, он называл его нечестивым.

Это теперь мы знаем из многих откровений Божиих, из различных технических отечественных и зарубежных экспертиз, что штрих-код международной системы EAN-13/UPC в графическом изображении содержит число антихриста. Три парные удлиненные линии по краям и в середине начертания …компьютер читает как 666.

Кто не примет его печати – те будут все замучены, и кровь потечет «под конские узды», как написано в Откровении (Ап.14, 20). Кроме того, батюшка говорил, что прельстятся и избранные.

Вот и исполняется Апокалипсис, потому что происходящие с нами события в точности описаны в его тринадцатой главе: кто не имеет этого начертания, ничего не купит и не продаст (Ап.13, 16-17). И все это осуществляется через компьютерную систему идентификации. Поэтому батюшка был очень настроен против компьютеров, говорил, что это сатанинская машина. Рассказывал, что в Бельгии есть такая машина «Зверь», в которую сводят все данные и с ее помощью враг опутает всех.

— На весь мир, — говорил он, — строится эта сатанинская сеть, чтобы весь мир проглотить. Это все – отречение от Бога.

Паспорт с чипомПоэтому батюшка не благословлял принимать ничего электронного и говорил, что когда будут давать электронные номера, то их ни в коем случае нельзя брать. Сейчас-то мы знаем, что это личные коды – налоговые, пенсионные, медицинские, а тогда он просто говорил: номера. И батюшка вообще не благословлял принимать ничего, никаких документов, никаких паспортов

— Вот сейчас какие у вас есть документы – все, никакие больше не берите. А если мы будем говорить: да это ничего особенного, это еще не печать, и примем номер, паспорта, то у нас помрачится ум и мы будем как безумные. И когда подведет нас антихрист уже к печати, то нам и это даже не страшно будет. Мы и руку подставим, и чело подставим свободно, мы уже будем как безумные.

А начиналось все с ваучеров. Поначалу батюшка их просто не благословлял, а если кто принял, то говорил, чтобы отдали на строительство храма Христа Спасителя. А потом и их стал называть сатанинскими: Господь показал, что строительство храмов на нечистые средства Богу неугодно…

Когда стали выдавать медицинские полисы, батюшка не благословлял брать их, потом и пенсионные номера. Он говорил, что все идет поэтапно, потихоньку:

— У-у-ух, как хитро затягивает антихрист, очень хитро! Начал с ваучеров, а потом по ступенькам, потихоньку…  

Еще батюшка говорил, что какая-то хитрость будет придумана, и в Туле останутся только два-три истинных священника. А потом, помолчав, добавил:

— Хорошо, если б два… хоть бы один, если вымолят!

А сейчас во всей епархии и есть только один-два священника выступающих против ИНН и паспортов.

Именно так, почти слово в слово, говорил и приснопамятный протоиерей Михаил Чудаков, что два-три священника в Туле останутся в истине… И блаженная Пелагия Рязанская говорила, что почти все наше духовенство примет печать антихриста. Схиигумен Иероним (Верендякин) предупреждал, что многие, очень многие отойдут от веры, а под конец всего несколько архиереев останутся истинными.

В общем, о падении духовенства предупреждали многие: и… блаженная Марья Ивановна Макутасова, и протоиерей Николай Гурьянов. А приснопамятный архимандрит Таврион (Батозский, +1978) одному своему чаду, ныне иеросхимонаху Серафиму (Стоянову), говорил, что духовенство понапринимает все это и будет молчать, и не слышно тогда будет слова правды. Говорил, что священники все отступят от Господа, а так как русский народ очень доверчив, слову священника верит, то все вслед за священством и отступят.

Отец Таврион говорил ему:

20Я не доживу, а ты доживешь. Будут давать номерки, паспорта и древнеизраильский символ (начертание антихриста), означающий исполнение Апокалипсиса, — и описал, какой он будет: в виде решетки (он так выражался о штрих-коде) – крайние подлиннее, и в середине, и число решеток будет тридцать, — и ничего этого нельзя будет брать.

А в штрих-коде так и есть тридцать черточек – по числу тридцати сребреников, за которые был предан Спаситель

Отец Христофор духом это предвидел, потому и плакал, предупреждал и причитал:

— Как же мне вас всех жалко, как жаль людей! Руки сами будут подставлять под печати. Такое страшное время идет! Какое время лукавое будет!

Батюшка говорил, что когда будут давать эту печать антихриста, мало кто спасется

Но более всего для батюшки было печально, что духовенство – архиереи и священники – не распознают этого прельщения. Им дано от Бога ведение, они призваны быть вождями народа, пасти стадо Христово словом истины, а сами впадут в заблуждение. Неужели они не поняли, что перестройка – это продолжение революции 1917 года, ведь Горбачев об этом сколько раз во всеуслышание заявлял? Соответственно, ничего хорошего от нее и не надо было ждать. Под лозунгами свободы нас заманили в страшный капкан, который не физически нас уничтожает, а духовно, и человек погибает на веки веков!

В одном из своих выступлений еще в 1991 году Св. Патриарх Алексий II осудил Декларацию митрополита Сергия, заметив, что главная трагедия этого рокового шага Церкви заключалась в том, что митрополит Сергий решил «под честное слово» договориться с властями. Как им можно было верить, когда они – богоборцы и не погнушаются никакими средствами, обманом и хитростями, лишь бы уничтожить, как они с презрением говорили, церковников?

Ныне все повторилось, только в еще более лукавой и гнусной форме. Тогда, в 1927 году было дано обещание оставить Церковь в покое и прекратить репрессии, а сейчас предоставляют финансовую помощь и возможность «возрождаться» путем принятия сатанинских кодов, причем это специальное условие: не принимаешь номер – остаешься без денег…  

Особенно батюшка был категоричен в отношении номеров. Он считал это отречением от Христа

Вообще в отношении этой системы батюшка был всегда непримирим. Для него она явилась закономерным итогом развития большевизма. Он всю жизнь жил в ожидании репрессий и наступившую перестройку расценивал как еще более хитрую и лукавую западню. Свободу-то, конечно, Бог дал, но дал не для того, чтобы мы «богатели в себя», а чтобы набрались сил перед решающим сражением с силами антихриста. Произошло, к сожалению, наоборот. Мы стали очевидцами падения Церкви, ее столпов. Апокалипсис недвусмысленно об этом говорит, показывая как после снятия шестой печати «звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром» (Апок.6, 13). А что такое «звезды»? Это епископские кафедры и восседающие на них архиереи, призванные быть светильниками вселенной, это священники, носящие образ Христа и обязанные быть светом миру. Много ли из них против номеров, паспортов, всего электронного? Многие ли призывают отвергнуть все это сатанинское и не брать даже до смерти? Слышен ли их голос на нашей Руси?..  

антихрист число зверяПро печать антихриста батюшка говорил, что рогатый будет внедрять ее очень хитро, по этапам, по ступенькам.

Вам скажут: «Если вы сейчас печать поставите, то всех вас будут кормить», а это обман – обман. Три дня только будут кормить, а после скажут, что ничего нет, и такой голод будет, такой голод!..

Понятие печати антихриста у Св.Отцов не такое, какое мы привыкли видеть, глядя на канцелярские штампы. Оно сопряжено с самым главным – с отданием свой воли. Поэтому и рассматривалась Отцами всегда с двух сторон: с постепенного внедрения физического носителя, а затем и поклонение исчадию ада. Сейчас люди кланяются ему в духе, принимая номерки, новые документы, даже не замечая этого. А потом станут поклоняться ему и физически, но только уже в животном страхе, потому что когда этот изверг обнажит свои когти, никакой демократии тогда не будет, будет страх и ужас, как при Гитлере или Сталине… Все, не поклоняющиеся ему, согласно Апокалипсису, будут убиваемы (Откр.13, 14). И пока осуществляется поэтапное внедрение физического носителя, Господь не отымает у людей возможности покаяться

Исповедь и причастие

Покаяние и исповедьНа исповеди… требовал конкретно называть грехи – не оправдывая себя, не обвиняя других… Если кто-то опаздывал к самой первой молитве общей исповеди, то батюшка его уже не исповедовал. Приучал к церковной дисциплине…

Если кто приходил на исповедь, не примирившись с ближним, то батюшка не допускал даже до исповеди:

— Идешь на исповедь – всем все прости, со всеми примирись. Это очень трудно. Но Господь больше ничего не требует, как суметь простить от всего сердца. Никого не кусать.

Говорил:

Когда мы редко исповедуемся, то утопаем больше в грехах, и Ангелы отходят от нас, потому что от нас исходит зловоние. Когда мы исповедовались и причастились от искреннего сердца, то душа наша очистилась. И вот опять вышли в мир суеты: кого-то осудили, разгневались, — и легло на нашу душу пятнышко темное. Постепенно эти пятнышки затемняют нашу душу. Тут надо прибегать к молитве усиленной, просить Господа о помиловании и скорее спешить на исповедь.

После исповеди поздравлял с очищением совести…  

После Соборования или св. Причастия учил хранить себя от рассеянности – лучше сразу идти домой, не разговаривать, не ходить в магазин, на базар.

— Вы приняли в себя Христа, — говорил, — удержите Его сколько можете в сердце.

Поэтому учил, чтобы ни с кем не останавливались, не вступали в разговор: проходишь мимо, скажи «здравствуй», а сама уходи, говоря: мне некогда, я спешу.

Собороваться благословлял не всем, а только тяжелобольным, говоря, пока человек в силах, он должен сам работать над собой.  

4Он очень болел за то, чтобы как можно чаще проходили исповедь и причащались Святых Христовых Тайн, «чтоб не уйти далеко в сети вражии». Он очень любил те души, которые приходили в храм, исповедовались и причащались. Для него это была великая радость, как бы малая Пасха, когда христиане причащались Святых Христовых Тайн. Но был строг в подготовке к св. Причастию, требовал, чтобы люди постились три дня, были на исповеди, на службе, читали положенное правило.

Исцеления больных

Из воспоминаний И.Сердюк: «В паломнической поездке мы были с одной матушкой, она рассказала, как ее исцелил отец Христофор. Она случайно зашла в храм Св. Димитрия Солунского, а он проходил по храму и своему келейнику сказал:

— Вот эту матушку задержи, чтобы она со службы не ушла раньше времени. Матушка говорила потом, что у нее было сильное желание уйти со службы. Келейник подошел, подвел ее к солее и сказал: «Стой, никуда не уходи, батюшка выйдет и с тобой поговорит».

Батюшка вышел, стал ее спрашивать:

— И руки болят, и ноги болят, и голова, и сама вся никакая… да?

— Да, батюшка.

— Так ты подушечку посмотри, на которой спишь, все, что найдешь, — сожги.

Когда они пришла домой и распорола свою подушку, то увидела там куклу с оторванными руками, с оторванными ногами, с оторванной головой, всю по частям.

Когда она вновь пришла к батюшке, он сказал:

— Ну, теперь все… Теперь того человека, с которым ты жила и кто все это сделал, — его нет. Ходи в храм, исповедуйся и причащайся.

И действительно, как только она все это сожгла, ее свекровь скоропостижно умерла. После этого и ногам легче стало, и голова прошла, но в храм ходить так и не получилось.

Года два или три прошло после того случая, все было нормально. И вот матушка побывала на источнике блаженной Евфросинии Колюпановской. После погружения в источник голова у нее очень заболела и с тех пор все время болит. Это в наказание, что не исполнила благословение старца ходить в храм и причащаться.

Любовь к ближнему

Главное – любовь к ближнему, но и любовь должна быть с рассуждением.

— Вот пьяница, — говорил он, — стоит у церкви и просит копеечку. Ты ему дала денег, а он пошел да и напился. Какую же ты ему милость оказала?

Если чувствуешь, что на тебя злятся, можно много слов не говорить, а просто от чистого сердца улыбнуться.  

— Когда обратились к о. Иоанну Кронштадтскому татары с просьбой исцелить больного, то он сразу же поспешил, несмотря на человека – добрый или злой, несмотря на их веру. Когда пришел к ним в дом, сказал: «Вы молились по-своему, а я буду молиться по-своему» — и больной исцелился.

 Все лучшее отдай другим,
За подвиг это не считая,
И ничего не называй своим,
Одни грехи своими почитая.

Не забудь делиться хлебом
С каждым бедным сиротой.
И Покров Царицы Неба
Будет вечно над тобой.

01Молитва. «Пораньше ложиться, пораньше вставать»

Когда приходилось у батюшки ночевать, проснешься ночью, а он молится, или сидит, или подойдет к иконе, и опять сидит (молится), а если и забывался сном, то на два-три часа, а в основном отдыхал после обедни (литургии). Говорил: подвиг больше – рано вставать, Ангелы радуются, и наставлял всех пораньше ложиться, пораньше вставать.

Когда батюшке читали вечерние молитвы и на что-то отвлекались, например, шторы на окнах задергивали, то он очень ругал. Молитва – это мать. На молитве учил быть очень внимательным, не отвлекаться и, если во время правила приходили посетители, просил подождать, говоря: «Сейчас я закончу и выйду». А в воскресение батюшка опускал правило, также в первую, Страстную, и Светлую седмицы.

Когда был помоложе, то клал очень много поклонов…

Говорил:

Не человек для правила, а правило для человека. Если не исполнишь правила – восполни смирением, но не старайся гнаться за количеством.

Спрашивали у батюшки: если не прочитал правило, нужно ли его на следующий день читать? Батюшка отвечал: нет, лучше восполнить смирением. Но сам правило выполнял строго. Благословлял читать 150 раз Богородицу и говорил при этом:

Я тебе говорю об этом не как об обязанности, это совет.    

Если очень устала и нет сил и времени полностью прочитать утренние и вечерние молитвы, то, как учит преп. Серафим Саровский, прочитай: трижды – «Отче наш», трижды – «Богородицу» и один раз – «Символ веры». Но лучше читать молитвы полностью, т.к. в них уже все изложено для просьбы Господу.  

Больше молитесь, читайте краткие молитвы: они и исцеляют, и спасают. При гонениях читайте акафист святому Архангелу Михаилу, Матери Божией, Иисусу Сладчайшему, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, св.равноапостольной княгине Ольге или князю Владимиру, просветителям Руси.

 Молчание

От молчания никто никогда не раскаивался. Уединение, молитва, любовь, воздержание возносят дух на небо…

Одна женщина приходит к старцу и говорит: «Что мне делать? Муж пьяный приходит и будоражит, а я в это время его ругаю, злюсь, а он еще больше». Старец отвечает: «На тебе бутылочку с простой водой. Когда он начнет ругаться – ты набери в рот воды и тогда не сможешь ему ничего сказать». Эта женщина потом очень благодарила старца.  

Последние времена. Антихрист и его предтечи

Павел Рыженко  Св Русь выборСтарец Христофор говорил, что антихрист не за горами, и даже не за плечами, а на носу. Апокалипсис уже близко, …сейчас надо думать не о продолжении рода человеческого, а о спасении душ – и, за редким исключением, не благословлял браки. …Он заповедал читать каждое утро молитву от антихриста: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, вражия насилия и чародейства. Аминь».

— В этой молитве, — говорил батюшка, — заключено все, где бы вы ни были, ее следует читать…

Говорить о глобализме как идеологии антихриста можно лишь в относительном смысле. Он явится из хаоса, будет плодом политической, экономической и нравственной разрухи, к которым и ведет этот наш глобализм… Сам он, как личность, ведущая мир к погибели, и выражает себя не в виде идеологии, а в виде начертания и шестерок. Поэтому и Господь в Апокалипсисе предупреждает нас за две тысячи лет, чтобы мы не обманывались и не убаюкивали себя, не соблазнялись речами сверхобразованных богословов и дружным молчанием пастырей, не впадали в неогностицизм и не верили слащавым мнениям о безгрешности таких вещей. Идет самая настоящая духовная битва с антихристом, и побеждает в ней тот, кто зряч. А зрячими, оказываются, единицы. Все думают, что слепые те, кто отвергает все это, но происходит наоборот…

Неужели страсть миролюбия, которую так обличали наши великие святители ХІХ века Феофан [Затворник] и Игнатий [Брянчанинов], превозмогла самые смелые прогнозы и на сегодня стала главным 9-м смертным грехом, поражающим нас через принятие кодификации?.. Так и застигает нас бездна врасплох, и под торжествующие гимны церковного возрождения поглощает вместе со всей нашей «православностью» и патриотизмом.

Дай, Бог, покаяния! Дай, Бог, всем нам покаяния, начиная от Патриарха и кончая самым простым и скромным членом Церкви!.. Малодушие, продажничество, лакейство – вот наша суть, именно так мы царя предали, а теперь предаем и Россию, и во главе этого предательства иерархия и духовенство. Так и тянется это не десятилетиями, а веками, волочим Церковь по дорогам и закоулкам русской истории, думая, что она в почете, что перед ней благоговеют, а на самом деле именно из-за нас с ней все стали обращаться запанибрата, она стала «нашей», частью «мирового сообщества»… А Церковь-то – это тело Христово, перед ней должны все благоговеть, ее должны бояться, она должна быть не от мира сего, странницей, всегда быть «дориносима чинми», т.е. возвышаема, как копьями, нашим ангельским житием… Жизнь Церкви, т.е. нас, ее членов, должна быть непрестанным священнодействием приношения себя в жертву Христу. Вот наше кредо, такими мы все должны быть, а стали… единицы, в числе которых и отец Христофор…

Говорил, что будет война, голод страшный по всей земле, а не только в России. Пересохнут реки, озера, водоемы и океаны, и растопятся все ледники, и горы сойдут со своих мест. Солнце будет палящее.

Первая кончина мира – это всемирный потоп, а вторая его кончина – это время, когда будут гореть огнем земля и небо. Земля станет мертвой, а после снова будут люди, новые люди, будет новый век, будет обновление света…

Бойтесь больше всего Бога, не бойтесь нечестивого.

Батюшка избегал произносить слово «антихрист», называл его нечестивым. Говорил, что те, кто не примет печать нечестивого, будут замучены, и кровь потечет «под конские узды», как написано в Откровении (Откр.14, 20), и мало кто спасется от смерти…

Послушание. Любовь выше послушания

Батюшка говорил одной игуменьи и бывшим с нею сестрам:

— Иной раз бывает: «Ты меня не слушаешь?!». Но это не по послушанию, а по самолюбию. Любовь выше послушания: зимой у привратника попросился один переночевать, а тот отвечает: «У меня послушание никого не пускать». Послушанием спекулировать нельзя.

Пост

— Спрашивает одна женщина старца Амвросия Оптинского: «Я больная, как мне быть с постом?». А он отвечает: «Хочешь болеть – ешь все, хочешь быть здоровой – постись».

Россия – прошлое и будущее. Пророчества о будущем Царе

Купола 1Лишь только «праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней» (Пс.36, 29), а «нечестивии, не тако, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли» (Пс.1, 4). Это азы духовной жизни.

  • Печально, — говорил батюшка, — но руководство ведет мир к погибели.

Поэтому он и просил молиться за руководителей государства, чтобы Господь вложил им разум на благо народа

Последние годы жизни он горько плакал о России, и плач этот усугублялся тем, что его мало кто понимал. Что же плакать-то? Храмы строят, открывают, люди молятся, священников везде приглашают, с мнением Церкви считаются, освящают даже банки, благословляют экономические и политические программы… а батюшка все это ни во что не ставил:

  • Матушка Россия, бедная Россия! Что тебя ожидает, что тебя ожидает!..

Каковы болезни общества, такова и жизнь: такая же больная, текучая и изменчивая. Все течет, все меняется. Временными были гонения, временной стала советская власть, временной и болезненной в его глазах была и перестройка, временным был уже и расцвет Церкви и ее свобода. А дальше… От многого знания многая печаль. А если эта свобода временная, то это значит не та свобода, на которую можно опереться, и она от греха. Все в этой жизни оказывается относительным и недолговечным, потому что зиждется на грехе… Эту изменчивость батюшка видел давно, он знал пророчества о России и говорил, чтобы… молились за родную страну. Незадолго до смерти он говорил, что впереди нас ждут смуты и будет очень, очень тяжело, что время сейчас не политическое, а апокалиптическое. Еще в 80-х годах одной его чаде было видение: Матерь Божия велела молиться Ее «Державной» иконе, и батюшка всем раздавал акафист этой иконе и говорил, чтобы молились за Россию.

Но не только при жизни, но и после своей смерти батюшка говорил о грядущих тяжелых временах. Одна матушка, жена священника, окормлявшаяся у батюшки, по болезни не смогла быть в Веневом монастыре на годовщине его успения. Так батюшка сам к ней пришел во сне и сказал, что после 2008 года время полетит – год за месяц

Он предупредил именно о характере наступающего времени, давая тем самым понять, что время близ, оно апокалиптическое, что все признаки пришествия антихриста налицо. А значит, будьте внимательны, чтобы не прельститься и не быть обольщенными, ибо если это произойдет, то к чему будет наша вера? То есть сейчас самое важное – быть начеку. Поэтому неоценимыми являются пророчества о России.

Настольными для него были пророчества преподобного Серафима Саровского, преподобного Лаврентия Черниговского. Еще в семидесятых годах узкому кругу своих чад он говорил, что придет время – и большевистская власть разрушится, потому что она на крови, потому что большевики пошли против Бога. Вообще все, что от нечистых рук берется, нечистыми руками делается, недолговечно и неугодно Богу…

В конце 80-х годов он как-то между прочим в беседе сказал, что Союз развалится:

Соберутся то ли в роще, то ли в пуще, — и назвал дату: декабрь 1991 года

В этом политическом акте батюшка увидел сокровенно: Россия – Божия страна, православная, Россия находится под особым покровом Божией Матери, и Россия никогда ни перед кем не была и не будет на коленях. Именно потому на нее так враг и ополчился, что Православие не дает антихристу прийти в мир. Россия – светильник для мира, поэтому она и терпит такие напасти…

…Было открыто батюшке о тайных, закулисных рычагах этой апокалиптической борьбы. Задолго до перестройки он говорил:

— Придет к власти молодой, меченый, а на нем цифра «666», и пойдет все… неразбериха, путаница. Вот с него все и начнется…

А немного позже, когда пришел Ельцин, батюшка сказал про него, что этот и туда и сюда, но еще терпимо:

— Он ничего хорошего не сделал, но и Церковь не трогает, а это главное. А после него будет молодой, то вообще все «запутает». А потом начнется такое, что один Бог только разберется…

— Колесо Апокалипсиса, — говорил батюшка, — движется с огромной скоростью… Да, Россия будет возрождаться… А Москва? Москва – часть провалится, и в Туле провалится.

И назвал места. В Москве, где мавзолей и подальше, за рекой, и там, где гостиница «Россия». В Туле провалятся Ленинский район и Скуратово местами. А Питер уйдет под воду:

— Печально, но Питера не будет.

Его спрашивали: «батюшка, а как же так?»

— Так угодно Господу Богу. Содом и Гоморра были? Также и здесь, — отвечал он и добавлял, что все зависит от того, как мы будем молиться. Господь милостив и может помиловать. Все в Божиих руках. Все зависит от понимания. Говорил, что предтеча антихриста по Москве уже давно ходит, и Москва под его управлением…

Если у кого есть домик с земелькой, то это хорошо: там хоть приткнуться можно, а вот у кого нет – те под забором помирать будут.

Про квартиры батюшка говорил, что это живые гробы, что чуть не заживо гнить будут в них, и еще с 70-х годов благословлял приобретать домики с земелькой, потому что будет голод и земелька тогда прокормит

Говоря о будущих страшных событиях, о последних временах, когда и отпевать-то некому будет, батюшка не вселял ни в кого духа боязни и уныния. В его словах рядом с печалью было торжество веры, потому что Сам Господь все управит. Во всем батюшка усматривал неизреченный Промысел Божий и Его милосердие. Он даже как-то говорил, что чем ближе к концу, тем легче спастись, потому что одно неприятие всего сатанинского – уже спасение. Кто не будет ничего получать и скажет: «Пусть хоть распнут меня», тому при жизни венцы будут давать, но они будут невидимые. Но кто удостоится, будет их чувствовать душой. И именно потому, что в людях охладеет любовь, и нам не с кого будет брать пример благочестивой жизни и стойкости в вере, именно поэтому и малое добро Богом будет вменяться в великую добродетель…

Очень почитал батюшка царскую семью и Николая II. Батюшка любил и Россию, переживал за происходящее в стране. С любовью отзывался о маршале Жукове, говорил, что он верующий, и мы его в синодиках поминали, и батюшка его поминал. Батюшка рассказывал, что перед сражениями маршал молился, что у него в кабинете горела лампада.

Если батюшка что-то говорил о революции 1917 года, о большевиках, то, когда речь заходила о Ленине, он даже имени его не упоминал, заменяя каким-то другим словом.  

Батюшка говорил, что будет голод, люди будут пухнуть и падать, не будет воды и электричества, хоронить некому будет. Благословлял приобретать домики с земелькой, рыть колодцы и сажать вербу на северной стороне, потому что это дерево будет тянуть влагу из земли и можно будет собирать воду по каплям. В те времена спасаться можно будет только в своих домах

Говорил, что возможно на малое время нам Господь снова пошлет Царя, но прежде будут войны

Призывал каяться тех, кто был когда-то пионером или комсомольцем.

Самолюбие. Борьба с самим собою

111Говорил, что борьба с самим собою – это самое трудное в жизни. Не умеем себя перебороть, а без подвига нет работы над собой. Иногда слышишь: я не умею делать то или другое дело. Кто бы меня поучил? А ты молись, со всеми будь в мире, люби храм Божий, имей дух смирения, и дело само научит…  

Свобода

О свободе говорил:

— Будет время, настанет свобода, и вы увидите, что это такое. Разбежится стадо, если оно станет свободно.  

 4Священники. Пастырство

О пастырстве говорил:

Священник должен вести за собой массу, а не идти за массой. Врачи лечат всех: и добрых, и злых. Если не будешь иметь веру во врача, не вылечишься. Не будешь иметь веру в учителя – ничему не научишься.

Надо иметь рассудительность, чтобы не впасть в крайность…

Не будь соглашателем с нечестием. Трусливые Царствия Божия не наследуют.

Во всех целях должна быть чуткость, только тогда будет успех.

Из воспоминаний протоиерея Владимира Попкова:

Я помню о. Христофора со своего отрочества. Он служил со страхом и трепетом, был молитвенником. Он меня благословлял поступать в семинарию, потом по окончании семинарии я снова с ним повстречался. Помню, давал мне напутствие:

— То, к чему стремишься, цени и береги. Никогда не забывай того, что ты жаждал в первые минуты. Жаждешь пастырства – значит, будь ты верным пастырем, всегда стой на одном пути и не сбивайся с него…

Где-то за год до своей смерти о. Христофор мне говорил:

— Вот то духовное состояние, в котором ты сейчас, батюшка Владимир, находишься, сохраняй, ни на шаг не уклоняйся от Церкви Христовой, от веры. Стоишь на одном пути и стой, не взирая ни на что. Будут, конечно, времена тяжелые, но у нас есть дорога, проторенная Христом Спасителем, и св. Евангелие, которое нас хорошо укрепляет, оберегает от всяких таких обочин, суеверий, маловерий и т. д. … Остаться истинным пастырем Божиим у Престола и умереть у Престола – наша святая обязанность. Ни где-то там, а у Престола…  

 Семейные проблемы

Приходящих к нему с семейными проблемами спрашивал, венчаны ли они, соблюдают ли посты? Если давали отрицательные ответы, говорил, что следует обязательно повенчаться и соблюдать посты.

В отношении семейной жизни он требовал соблюдать чистоту супружеского ложа и детей воспитывать в вере, регулярно их причащать. Встречавшиеся в его пастырской практике случаи свободной любви или сожительства он крепко обличал. Батюшка был строгим последователем канонов Церкви и, как и Глинские старцы, говорил, что не венчанные Царства Божия не наследуют…  

 Скорби. «Духовное врачевство»

Батюшка говорил, что гонения и скорби сплачивают людей

Отец Христофор советовал читать «Духовное врачевство». Вот выписка, сделанная им самим из ежемесячного художественного журнала «Сеятель» (апрель 1914г., №4, с.71-72):

«Вы забыли утешение, которое предлагается вам» (Евр.12, 5).

Каково же это утешение, которое мы забываем при наших бедах и испытаниях? Много мы стараемся освободиться от них земными способами. При болезнях обращаемся к врачу; бежим к сильным и влиятельным людям, прося помощи в случае утраты места или при служебных неприятностях и т.д. Но не всегда и не скоро бывает благоприятный нам ответ. А ведь есть и другой способ успокоить и утешить себя немедленно, и если мы его до сих пор не знаем, то это наше несчастье.

Вот краткий список «духовных лекарств» на разные случаи жизни. Не отбрасывай его, прежде сам испытай. Сколько людей пользуются этим способом лечения души!

«Прииди и виждь» (Ин.1, 46)

Если тоска одолевает тебя и ты покинут даже друзьями, читай: Пс.23 и 27; Евангелие Лк.гл.15.

Если дела идут плохо, читай: Пс.37; Евангелие Ин.гл.15.

Если теряешь мужество или находишься в беде, читай: Пс.126; Евангелие Ин.гл.14.

Если чувствуешь: совсем не по себе, читай Послание к Евр. 1 гл.

Если начинаешь окончательно терять веру в людей, читай 1 Кор.

Если выходит все не по-твоему, читай Послание Иакова гл.3

Если колеблешься неверием, читай: Ев. Ин.6 гл.; 7, 16-17; Филипп.2, 5-12

Если ты совершенно утомлен, измучен грехом, читай: Ев. Ин.гл.8; Лк.18, 9; 4. 35-43; 19, 1-9.  .

Если отчаиваешься, читай: Ев. Лк.19, 10; Ин.3, 18.

Если хочешь укрепления в надежде на Бога, читай: Пс.26;

Если все благополучно, возгревай себя: Пс.121; Ев. Мф.6, 33-34; Рим.12.

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится; весел ли кто – пусть поет псалмы» (Иак.5, 14).

Вообще в горе, по совету Св.Отцов, следует читать Страстное Евангелие, т.е. последние главы всех четырех Евангелий. Вид страждущего для нашего спасения Господа даст силу и нам для перенесения страданий.

 Смиренномудрие

Врачевание от всех скорбей и искушений – это смиренномудрие сердца.

 Спасение. Как спастись?

Наша цель – стяжание Святаго Духа, а для этого нужны подвиги: молитва, пост, чтобы сердце было чисто. Покаяние.  

Батюшка наставлял:

— Помогайте неимущим, больным. Кто кого чем спасет, тот тем и будет спасаться. Хлебом накормили – хлеб получите; воды дали – воды получите…

…Надо слышать св. Евангелие, которое нам говорит, как должен проходить земную жизнь христианин, к чему он должен стремиться, что должен избрать: или землю, или небо.  

Телевизор, компьютер

Батюшка предупреждал, чтобы не имели телевизоров и радио, что они пагубны для души. О компьютерах прямо говорил, что это сатанинская машина, что через нее все будет осуществляться.

 Терпение

— Потерпи, — говорил батюшка. – Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю же и я.  

В христианском деле главное – смирение, терпение, любовь. Вся жизнь – терпение. Если видишь, что тебя не слушают или делают неправильно, то не раздражайся, не гневайся, не осуждай, лучше отойди и помолись за этого человека: «Господи, вразуми его».

Надо на всякое время помнить, что ты христианка. Хотя это и трудно, и не сразу приходит…

 Тщеславие

Когда тебя корят, то тебе дарят, а когда хвалят – крадут. Юродивые все почитают за сор, чтобы приобрести Христа. Надо говорить не «буду молиться», а «обязан молиться» — во избежание тщеславия.

 Упование на Бога

— Главное не впасть в уныние, надеяться на Господа, на Его милосердие. Он не злой, как мы. Он обязательно услышит и помилует. А главное молитвою протягивать Ему руку за помощью…  

 Храм. Поведение во время богослужения

В храм батюшка приходил всегда за четверть часа до начала службы, благоговейно прикладывался ко всем святым иконам и тихо проходил в алтарь. После окончания службы долго не выходил из алтаря, потом опять прикладывался к иконам. Его ожидало множество людей, и каждый старался подставить свою голову под благословение его руки…

Когда батюшка был настоятелем храма, то мог держать в своих руках церковную казну и распоряжаться ею, но сам говорил:

— Для этого дела есть казначей, а мое дело – алтарь.

Поучал:

Когда выносят Св. Чашу, то нельзя спиной к ней стоять, нельзя разговаривать – выносят Самого Христа.

В это время и свечами не торговали, пока Чашу не уносили в алтарь. В алтаре батюшка никогда не разговаривал, но сосредоточенно и благоговейно занимался своим делом: или совершал проскомидию, или молился по четкам, не обращая внимания на то, что другие батюшки говорят в алтаре, и не делая замечаний…

Царь Николай Второй. О почитании Царственных Мучеников

Очень почитал Царя и Царскую семью и уже тогда, в 80-е годы, говорил, что будет прославление Царя (Николая II). Говорил, что они были очень милостивыми, Царскую семью называл милосердной, рассказывал, как царские дочери работали в больницах.  

 Чтение Святых Отцов

У батюшки было очень много церковных книг, и он их все прочитал, делая при этом много пометок, выписок. Он всегда пользовался церковной литературой при составлении проповедей…

— Любите читать Св. Отцов, чтобы они вас приняли в свои обители. Св. Отцы все делали не по форме, а по существу.

Читать рекомендовал святого Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Саровского, Серафимо-Дивеевскую летопись, преподобного Амвросия Оптинского. Про преподобного Амвросия говорил:

— Читайте с утра понемножку и жуйте весь день, как жвачку.

У духовных дочерей всегда спрашивал:

— Что ты сейчас читаешь?

Рекомендовал и сам любил читать «Жития Святых» (на каждый день) из (настольной) книги священнослужителя.  

По книге: «Жизнеописание и пророчества тульского старца схиархимандрита Христофор», Братство святого апостола Андрея Первозванного, 2011г.

3