Метки

, , ,

Причастие 01«…Не воспрещай себе приступать осуждая себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов…»

Святые великие старцы Варсонофий и Иоанн

«Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Преподобный Серафим Саровский

«…Нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении духа. Потом само Причащение мало-помалу и исправляет сии недостатки…»

Святитель Феофан Затворник

О Причастии Святых Христовых Таин — О достойном причащении — Как часто нужно причащаться? — О Причастии в последние времена — К служителям Таинств

О Причастии Святых Христовых Таин

15Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Чтобы выразить Свою великую любовь к нам, Христос даровал нам Плоть Свою. Итак, чтобы не любовию только, но и самим делом быть нам членами плоти Христовой, будем соединяться с этою Плотию. Для того Он смесил Самого Себя и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составляли нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это есть знак самой сильной любви…

Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский, рождает красоту неизобразимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая… Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселеннуюЭта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным

Если бы возможно было, чтобы кто-нибудь вложил свою руку или язык в расплавленное золото, — они тотчас озолотились бы. Точно такое же и еще гораздо большее действие производят и здесь на душу предлежащие Тайны. Сильнее огня кипит и стремится река сия, но не сожигает, а только очищает все, чего касается. Эта Кровь древле была прообразована на жертвенниках, в закланиях, определенных законом. Она – цена вселенной; ею Христос купил Церковь; ею Он всю ее украсил… Приобщающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами, архангелами и прочими горними силами, облеченные в царскую одежду Христову и имея духовное оружие. Но этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя».

«Христос соединил с Собою тебя… Он не просто дал Свое тело, но вместо прежней плоти, которая, по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, дабы, питаясь ею и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой трапезы к жизни безсмертной…

Не приобщаться этой таинственной вечери есть глад и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители… Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом…

Доколе мы будем привязаны к настоящим вещам? Доколе не восстанем? Доколе будем не радеть о своем спасении? Помыслим, чего нас удостоил Бог, возблагодарим, прославим Его – не верою только, но и самыми делами, чтобы сподобиться и будущих благ».

«Главное благо в том, чтобы приступать к ним с чистою совестью…

Очищай же свою душу, уготовляй сердце к принятию этих Тайн. …Ты принимаешь …Самого Единородного Сына Божия, — и как не трепещешь, …как не оставляешь пристрастия ко всему житейскому, и вместо того, чтобы восхищаться одною этою драгоценностию, склоняешься к земле, предаешься страсти к деньгам и любви к золоту? Можешь ли иметь какое-нибудь извинение, какое-нибудь оправдание? Или ты не знаешь, что Господь твой отвращается от всякого житейского великолепия?…»

Симеон Новый Богослов 1Преподобный Симеон Новый Богослов (1021): «Через покаяние совершается омытие скверны прежних непотребных дел, а после такого очищения бывает причастие Святого Духа; но не просто, а в силу веры, расположения (крепкой решимости стоять не падая) и смирения кающихся от всей души; и не только после проявления таких расположений, но и после того, как получится разрешение грехов от духовного отца и восприемника…»

8Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Призвавши Духа Святого на предлежащие Дары и освятивши их молитвою преложения (во время Литургии) помяни, что небо и земля мимоидет, словеса же Господни не мимоидут (Мф.24, 35), и что хлеб и вино непременно прелагаются в Тело и Кровь Господню, по воле Самого Господа и по действию Святого Духа, хотя бы священнодействующее лицо и недостойно было по какой-либо слабости своей.

Через единый Дух Свой, живущий в тайнах Тела и Крови, совершаемых во всех церквах мира, хочет Он соединить с Собою нас, отпадших чрез грех и покорность дьяволу от соединения с Ним, и то, что во всех нас есть разъединяющего с Ним и между собою, отсечь и очистить, да все едины будут: яко же Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да тии в Нас едино будут. Вот цель Таинства Причащения.

Душа восприемлет в себя Господа в Животворящих Тайнах мыслию веры и сердечным сознанием, что в Тайнах присутствует истинно Сам Господь, а тело наше приемлет Господа устами и чревом. Когда душа воспримет Господа твердой верою, тогда Господь проходит в одно мгновение и душу, как простое существо, и тело все, все суставы его, по причине наполнения душою всего тела и по причине всенаполняемости Божества.

Что удивительного, что хлеб и вино бывают Телом и Кровию Христовой и в них Христос почивает, как душа в теле? Что удивительного, когда и диавол гнездится в ничтожном зародыше (в сердце) младенца, вместе с возрастанием тела усиливается, так что потом является на свет младенец с сокрытым и гнездящимся в сердце его диаволом? О, какая безконечная благость и премудрость Господа открывается в даровании нам пречистых Тайн Тела и Крови Его, в том, что они принимаются христианином в самое сердце! Заметьте, в сердце, — туда, где гнездится диавол, имущий державу греха и смерти (Евр.2, 14), — в совершенное противоядие ему, в дарование нам святости и жизни и в прогнание греха и смерти! Как несомненно, что в сердце нашем гнездится часто диавол и всякий грех, — так несомненно же, что в сердца наши вселяется Христос Жизнодавец, святыня наша. Болий есть Господь наш диавола, если же диавол живет и действует в наших сердцах чрез разные привязанности наши к предметам земным, то как не входить в сердце наше Христу, чрез веру и покаяние, когда оно и создано Им быть храмом Божиим, — как не входить в сердце наше Христу, именно в плоти и крови Своей, в соответствие нашей духовности и вместе плотяности?..»    

Старец Феофан (Соколов) (1752-1832): «Многие желают видеть что-нибудь во сне, но от этого с ума сходят, и не надобно желать потому, что это иногда приводит в гордость, говорят: вот я удостаиваюсь видения какого; а это от врага.

Иные же хотят предвидеть что-нибудь будущее, и это не касается до нас, а только надобно, чтобы не погрешить пред Богом. Есть даже теперь и чудотворцы, вот они: смиренные, терпеливые и кроткие, которые отгоняют от себя вражии прилоги, соблюдают чистоту душевную и телесную; они не захотят чудотворения. Кто принимает достойно Тело Христа, Сына Божия, тот выше чудотворца».

02А вот эпизод из жития святого преподобного Лаврентия Черниговского (1868-1950) относительно спасительности Таинства Причастия. Из воспоминаний духовной дочери старца: «Я часто спрашивала у батюшки, как быть, что отец давно не причащался. И вот однажды встает отец утром и говорит: «Мне нужно причаститься. За меня кто-то помолился». И рассказал свой сон: «Будто я лежу в могиле и на мне земля. Пришел какой-то священник, стал меня откапывать и говорит: «Вставай, Иван». Я встал и иду. Встречаю на улице людей знакомых, а они говорят: «Ой, ой, Иван, ведь двадцать лет ты был мертвый и лежал в могиле – и поднялся». А я думаю, как же я мертв был, а вроде и жив. Тут я проснулся, стал припоминать, сколько лет не говел, и оказалось, двадцать лет…» В Прощеное воскресенье отец поговел и в том же году умер».

4Старец Савва (Остапенко) (1898-1980) говорил своим духовным чадам: «В Литургии, в Святом Причащении выражено чудное милосердие Божие, незаменимое средство ко спасению человека, умерщвленного грехом. Грешник, пришедший с верою и покаянием, становится убеленным, чистым, светлым ради человеколюбия Божия. В Святых Тайнах Сам Господь приходит на помощь душе, обогащая ее благодатию и научая ее всем добродетелям, и доводит человеческую душу до высокого совершенства. Только будем стараться быть достойными такого человеколюбия Божия, чтобы не причаститься нам в суд и осуждение, подходя к Чаше без страха Божия, без веры, без покаяния, без сознания своей греховности и виновности перед Богом.

Преподобная Мария Египетская, будучи великой грешницей, не могла переступить порог Иерусалимского храма. Но как только она твердо решила встать на путь истинного покаяния и не возвращаться к прежним грехам, так в тот же день сподобилась не только пойти в храм, но и причаститься Святых Христовых Тайн.

И эта великая грешница сделалась потом великой праведницей – святой.

После причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. А если и случится в этот день вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очищать опять-таки покаянием! Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или больше читать в этот день Священное Писание и поучения святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Приступая к таинствам исповеди и причащения, человек очищается, обновляется, оживотворяется и выходит из храма, как бы из купели крещения. По сути дела, это так и есть. Через покаяние и причащение к нам возвращается благодать, которую мы получили при крещении, потому что оно возвращает потерянную благодать. После покаяния и причащения человек ощущает радость, мир и утешение».

Преподобный старец Севастиан Карагандинский (1884-1966): «Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самою кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души».

Старец Христофор ТульскийСтарец Христофор Тульский (1905-1996): «Когда мы редко исповедуемся, то утопаем больше в грехах, и Ангелы отходят от нас, потому что от нас исходит зловоние. Когда мы исповедовались и причастились от искреннего сердца, то душа наша очистилась. И вот опять вышли в мир суеты: кого-то осудили, разгневались, — и легло на нашу душу пятнышко темное. Постепенно эти пятнышки затемняют нашу душу. Тут надо прибегать к молитве усиленной, просить Господа о помиловании и скорее спешить на исповедь».

После исповеди поздравлял с очищением совести…  

После Соборования или св. Причастия учил хранить себя от рассеянности – лучше сразу идти домой, не разговаривать, не ходить в магазин, на базар.

— Вы приняли в себя Христа, — говорил, — удержите Его сколько можете в сердце.

Поэтому учил, чтобы ни с кем не останавливались, не вступали в разговор: проходишь мимо, скажи «здравствуй», а сама уходи, говоря: мне некогда, я спешу.

ПричастиеО достойном причащении

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Достойно причащающиеся ныне сретят некогда Господа, грядущего с небес; а причащающиеся недостойно подвергнутся погибели. Нет, умоляю вас, не будем губить себя безстыдством, но будем приступать к Телу Христову с трепетом и со всякою чистотою

Никто не должен приступать к приобщению с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростию… Ибо немалое ожидает наказание тех, которые недостойно приобщаются

Чтобы нам сделать это не ко вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я с сих пор уже предупреждаю и прошу всячески очистить самих себя и потом приступать к Святым Таинствам

Оставь зло, полюби добродетель, отстань от порока, обещай больше не делать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас, грешников, оставив прежние грехи, даст искренний обет Богу впредь даже не начинать их, то Бог ничего другого не потребует к полнейшему оправданию. Ибо Он человеколюбив и милостив…

А ныне многие из верующих дошли до такого безумия и нерадения, что будучи преисполнены безчисленными грехами и нисколько не заботясь о себе, небрежно и как случилось приступают в праздники к этой Трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестию и безукоризненною жизнию

Намереваясь приступить к Страшной и Божественной Трапезе и Святому Таинству, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестию, после поста и молитвы, без шума, не перебивая и не толкая ближних, ибо это служит знаком крайней гордости и великого презрения, посему навлекает на поступающих так великое наказание и мучение… Разве ты не знаешь, что в это время душа должна быть исполнена миром? Нужны великий мир и тишина, а не шум, гнев и смятение, иначе приступающая душа бывает нечистою. Какое может быть прощение, если мы после столь многих грехов, даже и в это время, не очищаем себя от безумных страстей своих? Прошу и увещеваю вас, не будем навлекать на себя гнев Божий. Предлагаемое здесь есть спасительное врачевство для наших ран, богатство неоскудевающее и доставляющее нам Царство Небесное. Будем же приступать с трепетом, благодарить, припадать, исповедуя грехи свои, воссылать к Богу усердные молитвы, и таким образом, очищая себя, тихо и с надлежащим благочинием будем подходить, как приближаясь к Царю Небесному…

Душу видит Господь и за небрежение о ней подвергает величайшему наказанию…  Если есть что-нибудь худое в душе твоей, извергни, изгони это вон из нее. Врага ли кто имеет и потерпел великие обиды? Пусть такой прекратит вражду, пусть усмирит воспламененную и раздраженную душу, чтобы не было внутри никакого волнения и смятения. Чрез приобщение ты имеешь принять в себя Царя; а когда Царь входит в душу, тогда в ней должны быть великая тишина, великое спокойствие, глубокий мир помыслов».

Святые великие старцы Варсонофий и Иоанн (6 век): «Придя во св. храм для принятия тела и крови Христовой и принимая оныя, внимай себе, чтобы несомненно веровать истине сего (таинства). А как сие бывает, не любопытствуй, но верь как сказано: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя (Мф.26, 26; Мк.14, 22). Надеемся, что кто верует так, тот не осудится, а кто не верует, уже осужден есть.

Итак не воспрещай себе приступать осуждая себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: отпущаются тебе греси твои мнози (Мф.9, 2, 5; Мк.2, 5; Лк.7, 47-48). Послушай и Самого Господа, Который говорит: не приидох спасти праведных, но грешныя (Лк.5, 32). Итак, признавая себя грешным, приступи к Могущему спасти погибшего».

9Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Чтобы не было в грех (святое причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая, можно себе угождать».

Старец Савва (Остапенко) (1898-1980) на вопрос «Почему нет утешения после исповеди и причащения?» отвечает так: «Наверное, ты испытывал… когда вместо радости и утешения после исповеди и причащения в душе вдруг появляется непонятное чувство томления: теснота, неудовлетворенность, какое-то общее расслабление. Это признак того, что неправильно исповедывался и недостойно причащался Святых Христовых Тайн. На исповеди, значит, был вялым и холодным, не было у тебя глубоких переживаний, жажды очищения, сердечного сокрушения о своих грехах, горячего стремления соединиться с Господом: когда священник перечислял грехи, ты говорил: «Грешен» — машинально, вот и результат.

…Некоторые к покаянию примешивают самооправдание и даже осуждение, оставляют в стороне личное покаяние своих грехов и переходят к духовной беседе или, еще хуже, затрагивают житейские вопросы. Это рассеивает их и ослабляет покаянное чувство…»

Как часто нужно причащаться?

17Святитель Иоанн Златоуст (347-407) отвечает на этот вопрос — когда совесть чиста: «Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но – чтобы в праздники и тогда, когда приступают все. Не так повелевает Павел; он знает одно только время приступать к Тайнам и причащаться – когда чиста совесть… Не должно касаться этой Трапезы с порочными пожеланиями… Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого и тогда касаться этой чистой Жертвы, но не с небрежением и невниманием, как бы принуждать себя к этому в праздник. С другой стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать потому, что нет праздника. Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать к приобщению».

12Преподобный Серафим Саровский (1759-1833). Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…» Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!» (По книге: «Жития святых в 2-х томах» Издано в Москве в 1978 г., Переиздано в Полтаве в 2001 г., том 2, стр.600-603).

Преподобный Варнава Гефсиманский (1831-1906) учил «как можно чаще с верой, с умилением и сокрушением сердца приобщаться Святых Тайн, потому что приобщение Тела и Крови Христовой отгоняет все искушения, просвещает сердце и соединяет дух со Христом, оно есть исцеление души и тела».

20Святитель Феофан Затворник (1815-1894) в одном из писем пишет: «К Таинству Причащения приступайте, ничтоже сумняся. Если приступите с верою в Господа, присущего в Таинствах, с благоговением и готовностию все силы свои посвятить на служение Ему единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении духа. Потом само Причащение мало-помалу и исправляет сии недостатки. Мужайтесь, враг не дремлет и все ходит около, как бы кого сбить с пути. Господь да оградит вас от сих искушений. Вы все свое с детскою верою предавайте Господу в молитве… И Он благоволительно примет то и устроит все…»

Валентин СвенцицкийПротоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931): «О времена, о обычаи! Напрасно жертва приносится, напрасно стою у Престола – никто не причащается!» — так восклицает св. Иоанн Златоустый, обличая, установившийся уже в его времена обычай не всегда за Литургией причащаться Святых Таин.

Это было в конце IV века. В первые времена христианства даже помыслить не мог христианин, что он может присутствовать на Литургии и не причаститься Божественной евхаристии, настолько это казалось ни с чем не сообразным, что если бы даже по болезни человек не мог прийти к Божественной литургии, то диаконы ему приносили Евхаристию на дом.

Литургия для того и совершалась, чтобы на ней было преломление хлебов и причащение Тела и Крови Спасителя, и не причащаться было бы так же несообразно, как прийти на пир и не принимать яства. Сей пир совершается для того, чтобы мы вкушали на нем Тело и Кровь Спасителя.

В IV, в то время, когда св. Иоанн Златоуст так обличает уклоняющихся от Евхаристии, Евхаристия вкушалась четыре раза в неделю, как об этом свидетельствует Василий Великий.

Но время мало-помалу шло, и это отторжение верующих от Таинства Евхаристии все более и более укоренялось и в конце концов привело к ужасающим последствиям.

В самом деле, жить в миру, ежедневно отравляться мирскими понятиями, мирскими чувствами, мирскими обычаями, жить среди безбожников, самому постоянно жить в грехе и в то же время раз в год причащаться Святых Таин – это такое безумие, это такая самонадеянность, такое страшное дело пред душой, что пора, наконец, осознать это и вновь с Божией помощью понемногу возвращаться к церковному правилу о причащении».

Во времена Валентина Свенцицкого, хотя и началось уже повреждение нравов, и редко (раз в год) причащались многие, но подавляющее большинство людей все-таки были верующими, вели более или менее благочестивый образ жизни, и «не стояло село без праведника».

Его современник святитель Феофан Затворник (1815-1894), отвечая на тот же вопрос, пишет следующее: «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного… Но мера в месяц однажды, или два раза – самая мерная…

Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться – не только в посты, но и между постами.

Исповедь и святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться.

Если наша жизнь в Господе, и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает Тела и Крови Его, то желающему жизни, как не часто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к Таинствам? – Только пустое поверье. У нас стали слова: Со страхом Божиим и верою приступите – пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто нейдет… и никто притом не замечает несообразности в сем неответствии зову Божию… и на вечерю Божию».

Тем, кто привык оправдывать себя за редкое причащение Святых Христовых Тайн тем, что недостоин, святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Если ты недостоин принять Святой Евхаристии, то ты недостоин слушать Слово Божие, недостоин участвовать в псалмопении, недостоин тогда и присутствовать на Божественной литургии…»

Святитель Феофан Затворник об этом пишет так: «Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов».

Старец в миру Алексей Мечев (1859-1923) своим духовным чадам говорил: «Если появляются маловерные помыслы, особенно перед Причащением, скажи сейчас же: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

—                Батюшка, можно мне сегодня не причащаться?

—                Почему?

—                Так, сердце очень нечисто.

—                А когда у тебя будет чисто-то?..

4О чувстве своей греховности, когда мы подходим к Святой Чаше, митрополит Сурожский Антоний (1914-2003) говорит: «Каждый раз, когда мы приступаем к Причастию, мы говорим Господу, что приходим к Нему как к Спасителю грешников, и говорим тоже, что считаем себя величайшими из всех грешников. Сколько правды в том, что мы говорим? И как вообще мы можем сказать это о себе? Правда ли это? Можем ли мы действительно сказать, что – да, мы на самом деле считаем себя самыми грешными из людей? Иоанн Кронштадтский говорит об этом нечто в своих «Записках», что мне кажется очень важным: он говорит, что, ставя перед собой этот самый вопрос, он может ответить на него со всей честностью; потому что, говорит он, если бы другому кому было дано столько любви, столько благодати, столько Божественного Откровения, сколько получил он, то они принесли бы плоды, которых он не оказался способным принести.

Таким же образом и мы можем испытывать себя, когда приступаем к Причастию и произносим эти слова: повторяем ли мы их просто потому, что они напечатаны в книжке? Или же мы действительно сознаем – но что сознаем? Что мы грешники? Да, мы все более или менее чуем, переживаем, что мы грешны; но сознаем ли мы, сколько нам дано от Бога и как мало плодов мы принесли?

И вот только если мы со всей остротой и ясностью видим контраст между всем, что было возможно, — всем, что еще и сейчас возможно! – и тем, что есть, мы можем честно произнести такие слова.

Задумаемся над этими словами, потому что Богу в молитве мы не можем говорить вежливых слов, слов пустой благовоспитанности. То, что мы Ему говорим, должно быть правдой, и каждая наша молитва должна быть пробным камнем правдивости и нашей совести, и нашей жизни…»

Преподобный Феодор Студит (758-826): «Я совсем не желаю, чтоб вы приступали к Тайнам просто, как ни пришлось. Ибо написано: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор.11, 28, 29). Нет, – не этого я хочу; да не будет! Но чтобы мы, горя желанием приобщится, сколько можно, очищали себя и таким образом сподоблялись дара сего. Ибо предлежащий хлеб есть причастие жизни, как говорит Господь: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небеси: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин.6, 51); и опять: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6, 56).

Видишь дар неизреченный и безмерный? Не только умер за нас Господь, но и в пищу нам Себя предложил. Что паче сего может изъявить державную любовь Его к нам? И что спасительнее сего для души нашей? – Если теперь обычной пищи никто не лишает себя каждодневно и, не вкусив ее, тяготится тем крайне; то с чем сообразно, – когда предлагается всем не обычный хлеб, но хлеб жизни, и не обыкновенная чаша, но чаша безсмертия, безразлично относиться к тому, вкусил ли кто их, не почитая сего дела необходимым? О, какого неразумия и безсмыслия служит сие свидетельством! Если это и бывало доселе, после сего, прошу, укрепимся не допускать сего более, зная силу сего дара Божия, но всегда, сколько сил есть, очищая себя, будем приступать и причащаться Святых и освящающих Таин. И это, как думаю и как воистину есть, сильно будет помогать нам в хранении себя чистыми, побуждаясь к тому приготовлением к причащению и чаянием его. При равнодушии же к причащению страстям более предоставляется свободы и простора уловить нас. – Будет это для нас и всегдашним напутствием к жизни вечной, которую да сподобимся получить все, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа». («Добротолюбие в пяти томах. Том 4». Краматорск, Издательство «Тираж-51», 2009г.).

Старец иеросхимонах Стефан Вятский (1830-1890): «Вследствие частого приобщения Святых Таин, мы освобождаемся от скверных, лукавых помыслов, и возрастает в нас плод духовный: любовь, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание. Пред исповедью храните молчание. Чтобы удобнее было сознать свои грехи, прежде чем пойти к духовнику и с сокрушенным сердцем исповедаться – чистосердечно, без стыда, ибо тогда только обымет душу мир и радость».

Старец Христофор Тульский (1905-1996) очень болел за то, чтобы как можно чаще проходили исповедь и причащались Святых Христовых Тайн, «чтоб не уйти далеко в сети вражии». Он очень любил те души, которые приходили в храм, исповедовались и причащались. Для него это была великая радость, как бы малая Пасха, когда христиане причащались Святых Христовых Тайн. Но был строг в подготовке к св. Причастию, требовал, чтобы люди постились три дня, были на исповеди, на службе, читали положенное правило.

Старец Порфирий Кавсокаливит: «Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз, и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью».

О Причастии в последние времена

101Отрок Вячеслав о важности причастия в последние времена говорил: «Человек без исповедания грехов и без Причастия не выживет и не спасется. Без этого все начнут глупеть.

В церковь нужно обязательно ходить ради исповеди и Причастия к священникам, которые не изменят Символ Веры и будут служить по-старому…»

01Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001) советовал почаще причащаться и каяться: «Особенно важно читать Евангелие, …и чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Три момента важных при причащении отмечал батюшка:

  1. Перед исповедью простить всем врагам.
  2. На исповеди сознательно не утаивать ни одного греха.
  3. После причастия благодарить Бога за прощение всех грехов от юности и даже до последнего часа».

Элпидий 2 (1)Афонский старец иеромонах Элпидий: «Когда мы под покровом Господа Отца нашего, нам нечего бояться, страхи уйдут, Причастие укрепит и тело и дух. Не откладывайте, не придумывайте причин, Господь грешных пришёл спасти, на Крест взошёл, чтоб нам даровать Жизнь вечную. А мы если не причащаемся, получается, не хотим той жизни. Для чего же мы тогда крещены? Чтоб только на словах быть православными? Отец нас зовёт к Себе, Отец нас предупреждает…

…В нас в течение суток, попадает тысячи «спутников тарелок», для этого нас травят ГМО, опыляют с самолётов, добавляют в питьевую воду… Это чужеродные тела в нашем теле. Вы видите, что происходит вокруг вас, тысячи непонятных заболеваний и отклонений в работе имунной системы человека. Но у нас есть антидот. Антидот настолько сильный, что никакое инородное тело, не может у нас прижиться надолго в организме. Антидот этот — Святое Причастие. Вот ещё для чего нам нужно причащаться. Кровь Господа очищает нашу кровь от всей дряни в нас попадающей. Только так мы будем оставаться в здравом уме и здоровом, более-менее, теле.

Горе и беда тем, кто во время до введения антихристом начертания, не будут приобщаться Телу и Крови Господа. Не понимают многие, от чего отказываются, под разными предлогами. Только Сила Самого Господа — Его Тело и Кровь способны уничтожить, уготованные людям ухитрения нанотехнологии. Только Он, и ничто другое не сможет обезопасить верующего. Все те, кто не будут причащаться, будут мучиться очень сильно, боль будет ужаснейшей, кто не будет молиться — будет как открытый стан для врага, «заходи с какой стороны пожелаешь». Без  нашей молитвы, бесы и люди  ими одержимые, будут иметь силу над нами. Молитва сможет предотвратить работу этих наношпионов в теле. Такова сила молитвы тогда будет. К тому времени, когда предстоит воцариться антихристу, будут введены такие законы по всему миру, что ни один человек не сможет войти в храмы втайне, будут приняты каноны в Церкви — которые изменят Таинство Святой Литургии и она перестанет быть Святой. Большинству из людей, останется в оружие только молитва. Без молитвы человек падёт на колени перед антихристом. В больших храмах, которые к тому моменту будут уже храмами сатаны, без Таинств  Господа нашего Иисуса Христа, будут поминать лжепророка, именно потому и отойдёт от них Святой Дух. Не будет претворения вина и хлеба в Кровь и Тело Господа. И те, кто будет там причащаться, якобы, будут просто принимать в себя вино и хлеб. Многие будут питать надежду, что Причащаются, но увы им. Потому для нас православных так важно покаяние — войдём под Покров Господа, под Покров Пречистой Богородицы, под защиту Святых. Начните с сегодня, не отлаживайте этого на завтра. Это раскаяние нам поможет и в этой жизни и в жизни будущей.

Кто не поймёт этого сейчас, ещё немного и уже опоздает, и тогда изопьёт Чашу Гнева Господня со всем остальным миром до дна…»

К служителям Таинств

Святитель Иоанн Златоуст (347-407), обращаясь к служителям Таинств, предостерегает: «Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос… Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, ни один нечестивый!

Это говорю вам, которые приступают, и вам, которые преподают. Ибо нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием преподавали сии Дары. Немалое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо недостойным, позволите причаститься сей Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы начальник… но если приступает недостойно, то воспрети; ты имеешь больше власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не попустил бы ей наклониться и возмутить источник. Но тебе вручен источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже грязи, и приступающих к сему источнику, не негодуешь, не воспрещаешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы рассматривали таковые дела. В этом состоят ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду…

Скажу нечто более страшное: не столь опасно приступать к сему Таинству бесноватому, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (Евр.10, 29). Ибо приступающий в грехах хуже бесноватого. Бесноватые не наказываются потому, что они одержимы бесом; а приступающие недостойно предаются вечному мучению. 

…Посему ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека. Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновенГоворю я это не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы, исправивши, возвращали и имели попечение о всех. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за старание и попечение о других великую награду…»

Источники:

«Добротолюбие. Избранное для мирян». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007г.

«Жития святых в 2-х томах» Издано в Москве в 1978 г., Переиздано в Полтаве в 2001 г., том 2

«Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове)», Вологда, 2005г.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». Клин: «Христианская жизнь», 2010г.

«Мудрые советы ищущим спасения по письмам Святителя Феофана из Вышенского затвора». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г.

«Отрок Вячеслав». Санкт-Петербург, «Благовещение», 2006г.

Протоиерей Валентин Свенцицкий «Монастырь в миру» Проповеди и поучения (1921-1926), в 2-х томах. «Спасо-Преображенский Мгарский монастырь»,  2006г.

«С любовью о Господе, ваш Д.О.С. Жизнеописание старца схиигумена Саввы». Краматорск. Издательство «Тираж-51», 2009г.

Святитель Иоанн Златоуст «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания», 2006г.

Святитель Иоанн Златоуст «Избранные поучения.  Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим», 2006г.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». М., 2005г.

<ahref=»http://2012god.ru/otec-elpidij-grecheskij-ieromonax-ko-vsem-pravoslavnym-xristianam/»>Отец Элпидий, греческий иеромонах, ко всем православным христианам</a>

 Причастие картина