Метки

,

 

29b45c«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»

(Мф.5, 13).

Ни для кого не будет откровением, что все люди разные, и все имеют, как свои достоинства, так и свои недостатки. Задача перед каждым православным христианином стоит одна – как можно более ближе приблизиться к святому Евангельскому Образу Богочеловека, подражая, по мере сил каждого, Которому, только и можно хоть как-то надеяться наследовать жизнь вечную. Для этого мы родились на земле, для этого мы крестились, для этого, в помощь нам немощным, даны Святые Таинства, без которых не переродиться нам из ветхого, плотского человека в нового, одухотворенного, пригодного для Царствия Небесного. Сколько работы над собой на этом пути, знает каждый православный христианин, но работы единственно не пустой, не никчемной, и стоящей всех тех титанических усилий, и воздающей сторицей за них, уже здесь, на земле…

Старцы говорят, что наши недостатки – это плохие привычки, а наши достоинства – это хорошие привычки. И, таким образом, вся наша духовная борьба за свое очищение и освящение, сводится к искоренению своих дурных, не хороших привычек и пристрастий, и насаждению, вместо них, хороших привычек — противоположных страстям, добродетелей. Вместо гордости – смирение, вместо гневливости – кротость, вместо чревоугодия и сластолюбия – воздержание и довольствование простой и немногой пищей, вместо сребролюбия, жадности, корыстолюбия и не милосердия – спокойное отношение к деньгам, как к не главному, но дающему возможность помогать нуждающимся, Божьим людям, Храмам, монастырям… Если мы ленивы (телесно или духовно нерадивы), должны работать над собой именно в этом направлении, не прощать себя, не жалеть, а понимать, что именно эта страсть, если не выкорчевать ее сейчас с Божьею помощью, не даст нам в свое время попасть в Небесные обители, а утащит за собой в ад. Святые Отцы однозначно говорят, что страсти, не побежденные в течение земной жизни, не дадут душе подняться на Небеса. И потому мы и просим Господа в наших молитвах, чтобы Он помог нам их, одну за одной, все победить, чтобы, видя нашу борьбу и наши собственные усилия в духовной брани, не оставил нас в таком плачевном состоянии, но помог, очистил через исповедь и Причастие, и сделал достойными вечной жизни. От нас – усилия, борьба, молитвы с призыванием Божьей помощи, благодарением за нее и покаяние, от Господа – все наши изменения и перерождения, и помилование, и очищение, и все наши блага, как духовные, так и телесные, материальные…

Видя свои недостатки, но не исправляя их, долгое время прощая и извиняя себя за них, унывая по причине своей неисправности, но все равно не находя в себе сил для борьбы, не призывая Божью помощь и не возлагая всего упования на Него, Единственно могущему нам помочь (через молитву, исповедь, Причастие), мы оказываемся в состоянии нерадивого и ленивого раба из Евангельской притчи, духовно не развиваемся, не совершенствуемся и, как соль, потерявшая свой вкус, становимся не пригодными ни к чему, как только быть выброшенными…

Здесь уместно такое сравнение – как должник, знающий прекрасно о своем долге, не отказывающийся на словах, при встрече с Заимодавцем, его погасить, но на деле ничего к тому не предпринимающий, и уже привыкший к своему состоянию вечного должника, рано или поздно будет разоблачен Заимодавцем и привлечен к ответу, так и мы, нерадивые должники перед Богом, если не предпринимаем никаких усилий к погашению своих долгов перед Ним! Да, Господь милостив, и мы надеемся на Его милость, но ведь милость Его распространяется на кающихся и борющихся, а не на лежащих и спящих безпечно, нерадивых и коснеющих в своих грехах, грешников…

Дай нам, Господи, мудрости и чуткости все это осознать, и проснуться от духовной спячки, и последовать, вслед за Тобой, узким путем борьбы со своими страстями, исправления своих недостатков, Крестным путем, ведущим к Воскресению и жизни вечной! Аминь.

Очай Л. 28.04.2014

3