Метки

, ,

20«…Если мы отказываем Богу в повиновении из пристрастия к чему-либо, то, значит, предмет нашего пристрастия для нас дороже Бога…

Грех и мир весь живет в нас, хоть, кажется, мы служим ему только малою частичкою. А из этого вот что выходит: как один корешок плюща, разрастаясь, опутывает все дерево и иногда заглушает его, так и грех, оставаясь в нас какою-либо стороною, исполняет духом своим и всю жизнь нашу, оскверняет все дела наши и делает их непотребными в очах Божиих. И выходит, что мы – плод, красный на вид, но с гнилостью и червоточиной внутри

Святитель Феофан Затворник

Грешно испытывать долготерпение Божие — Святитель Феофан Затворник о значении ревности в деле спасения души: 1 — Духовная ревность и душевная; 2 — «Не горяч и не холоден…» (Все Богу и ничего себе)

Старец Николай Гурьянов (1910-2002) говорил, что грешно испытывать Лукавый рабдолготерпение Божие. Мы все уповаем на милость Божию, и забываем, при этом, что Он и правосуден. Да, действительно милость Его безмерна, и идет впереди суда, но если мы сами ничего не делаем для своего исправления, находимся в безпечности и уповаем лишь на милость Божью, то горе нам – не наследовать бы нам участи ленивого и лукавого раба (См. Мф.25, 26-30; Мф.24, 48-51; Лк.12, 45-48). Бог милосерден, но к кому? – к тому, кто сам заботится о своем спасении, кто старается исправить жизнь свою, кается, стучится в двери милосердия Божия о помиловании, а не безпечно полагается на свою «праведность» и милость Божию.

И если мы день за днем, год за годом, не стараемся исправить свои недостатки, — а они есть у каждого, и чем ближе человек к Богу, тем более видит их, — в лучшем случае, перечисляем их постоянно на исповеди, без действительного намерения от них избавиться, в худшем, вообще их не замечая и считая себя правильными и хорошими, то здесь-то и следовало бы нам задуматься над словами Николая Гурьянова – «Грешно испытывать долготерпение Божие»! 

Бог терпит, терпит, а потом, видя наше нежелание меняться, посылает, для очищения нашей души, болезни и страдания (кому они могут помочь, т. е. тому, кто будет без ропота, с терпением и благодарением их переносить), смерть близких, потерю имущества и т. д. (если привязано сердце к ним, и нет истинной заботы о спасении души), или, видя заранее, что и страдания не помогут, прерывает наш жизненный путь, чтобы более не накапливали грехов, и не ухудшали, еще более, состояния своей души…

А за гробом исправления уже нет, и покаяния нет, одно воздаяние – что посеяли в земной жизни, то и придется там пожинать. Как пишет блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994), те, кто попал в ад, желают одного, чтобы Бог дал им хотя бы 5 минут земной жизни, чтобы они успели покаяться и очиститься от своих грехов. 5 минут! – а мы в своей безпечности прожигаем время земной жизни и не находим этих минут, которые могут изменить нашу вечную участь!

Об аде же старец Паисий рассказывал: «Одно время я просил Бога о том, чтобы пойти в адскую муку. Во-первых, потому что я недостоин видеть Его Всесвятой Лик, а во-вторых, для того, чтобы Он удостоил Своего Царства всех тех, кого я в своей жизни, как человек, огорчил, к кому отнесся несправедливо или осудил. И Благий Бог попустил мне испытать малую часть адских мучений. Это продолжалось неделю, и выдержать этого я не смог. Вспоминаю те дни, и меня охватывает дрожь. Поэтому человеку, который пойдет в адскую муку, лучше было бы не родиться» (Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца», 2011г., с.399).

Духовная ревность и душевная

9Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Ревность действенная, живая, горящая, неутомимая – и есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святаго Духа. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет – и погасла. Ревность же всегда горящая, постоянная и неутомимая бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у Вас такая ревность, значит, и у Вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские и все направит к одному: богоугождению и спасению.

…Не смешайте ревность с ревностию. Ревность духовная вся истощается на угождение Богу и спасение души; она преисполнена страхом Божиим и непрестанное хранит внимание к Богу, всячески заботясь ничего не допустить ни в мыслях, ни в чувствах, ни в словах, ни в делах, что бы не было угодно Богу, как указывает ей совесть, которую она хранит чистою как зеркало; сердце свое она блюдет от всяких прилеплений к чему-либо, кроме Бога и вещей божественных, и надеждами своими переселяется в иной мир, отсекши все земные надежды. Она не чуждается и того, что нужно для временной жизни, но все сюда относящееся есть для нее приделок, а дело – одно: богоугождение и спасение.

Еще примите во внимание, что бывает ревность и душевная, и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем, житейском или гражданском. Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную. Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную. А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая – порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние совсем враждебны ей (ревности духовной) и как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют…

Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает… Она прогоняет только суетную и страстную и показаться им не допускает в круге жизни человека, которым сама завладела. В одном только случае она и душевной ревности не дает хода – именно когда видит, что дела и занятия по удовлетворению сей ревности… не дают простора ей самой, теснят ее, охлаждают и гасят. Тогда она человека, коим завладела, совсем исторгает из тех порядков жизни, коими заведует ревность душевная, и уводит его туда, где тем только и занимается, чтоб удовлетворить ее – духовную ревность. Вы догадываетесь, о чем здесь речь?!» («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2008г., с.123-126)

«Не горяч и не холоден…» (Все Богу и ничего себе)

11Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Живущий в нас грех, или, точнее, действующий через него враг очень хитр и умеет укрываться под самою уважительною благовидностью. Известно, что каждый из нас может иметь множество неодобрительных расположений и склонностей, но всегда есть между ними одно или два господствующих, вокруг которых группируются все прочие.

Когда возгорится желание спасения – совесть требует искоренить все неправое, не жалея себя и не взирая ни на какие боли сердца. Начинается внутренняя работа. Добросовестный охотно приносит все в жертву Богу, а души, храмлющие на обе плесне, страдающие саможалением, хоть и отказываются от многого, что мало им стоит, но всегда удерживают за собою то, чем господственно питается их самость, — и этим портят все. Они думают, что много наделали, а между тем не сделали еще ничего; думают, что при таких-то и таких делах небольшая важность иметь какую-либо черту грехолюбия или миролюбия, а между тем лично для них в этом малом – все, весь грех и весь мир.

Как дерево, у которого подрублены многие его корни и оставлен один, все еще живет и цветет и даже плод приносит, так и грех и мир весь живет в нас, хоть, кажется, мы служим ему только малою частичкою. А из этого вот что выходит: как один корешок плюща, разрастаясь, опутывает все дерево и иногда заглушает его, так и грех, оставаясь в нас какою-либо стороною, исполняет духом своим и всю жизнь нашу, оскверняет все дела наши и делает их непотребными в очах Божиих. И выходит, что мы – плод, красный на вид, но с гнилостью и червоточиной внутри.

Есть много людей, которые миролюбствуют со спокойною совестью. Страх погибнуть навеки заставляет их делать кое-что по заповедям, а саможаление держит их в услужении греху и миру. Им думается, что они довольно исправны, а на самом деле они то, что говорит Господь: ни тепл еси, ни студен; изблевати тя от уст Моих имам (Откр.3, 16).

Те, которые в сокровенном уголке сердца своего прячут какого-либо идольчика миролюбия и грехолюбия, думают, что удерживаемое ими из мирских пристрастий и греховных привычек так ничтожно, что о нем и говорить не стоит. Но пусть всякий в совести соей станет перед Богом и без кривотолкований и укрывательства рассудит: когда мы не хотим ради Господа отказаться от чего-либо, то не то же ли это значит, как если бы мы говорили Ему: вот это Тебе, а это мне? Как же можно так делать, когда нам положительно известно, что Бог требует именно того, что мы удерживаем для себя? Как ни было бы ничтожно то, что удерживаем мы в сердце своем из мира, но коль скоро из-за этого ничтожного мы вступаем в спор с Богом, то оно уже не ничтожно, и если из-за него поперечим Богу, противимся Ему, то что же мы такое, как не полные богоборцы? Мало того: если мы отказываем Богу в повиновении из пристрастия к чему-либо, то, значит, предмет нашего пристрастия для нас дороже Бога, а если дороже Бога, то Он и Бог не наш; потому что то и Бог сердца, что дороже ему всего. Стало быть, у нас бог то, что не сеть Бог; стало быть, мы идолопоклонники.

Не лучше ли после этого перестать нам считать ничтожными миролюбивые пристрастия свои, пробудить спящую свою совесть и заставить ее поревновать об окончательном отрешении от всего? Покой наш в этом отношении, если мы, к несчастью, покойны, есть ложный покой. Поставит же нас Господь в такие обстоятельства, когда встревожится все наше внутреннее и когда пред ангелами и человеками обличатся уклонения сердца нашего… Так не лучше ли предупредить это и мирным изменением своих настроений отвратить мучения, которые не принесут уже никакой пользы?» (По книге: Святитель Феофан Затворник «Созерцание и размышление». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г.).

22.07.2014

Казань 150814 с Одигитрией