Метки

, , , ,

 Все ли равно как верить? О расколе. ереси папизма (латинства), о Первоиерархе Церкви  

ереси«Кто последует за вводящим в раскол, тот не наследует Царствия Божия». Священномученик Игнатий Богоносец

…Как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя не величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих.

Преподобный Амвросий Оптинский

Все равно, говорят некоторые, что Православие, что лютеранство, что католичество! Да разве это истины? Истина одна. Разве сто путей. Один путь. Разве сто богов? Един Бог, едина вера, едино крещение.

Святитель Феофан Затворник

…Они приспосабливали Небо к земле, Христа – к другим «основоположникам вероисповеданий»… И все якобы во имя «толерантности» да в «интересах мира» между людьми и народами. Однако именно в этом начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира. Ибо Истина не поддается уравниванию с полуистинами и ложью.

Святитель Николай Сербский

68Врагу нашего спасения всегда хочется нас погубить нашими страстями и грехами, но в единый час может человек покаяться и вновь омыться Благодатью Божией в Святой Церкви; окончательная гибель наступит тогда, когда он уйдет из Церкви, когда он уже явится отрезанным, «не на лозе». Поэтому враг так и старается исторгнуть человеческие души из истинной Церкви.

Протоиерей Валентин Свенцицкий

…Никак мы не можем согласиться с тем, что «всё равно, как верить»… Как это «всё равно» — когда одна вера истинна, а другая — ложна; одна – спасительна, другая – тщетна?! Веруя православно — можно надеяться на спасение; веруя Арию – отказаться надо от надежды на спасение. Можно ли тут сказать «всё равно, как верить»?.. Нет, …не все равно! Тут мы должны решительно сказать: нам не все равно – спастись или погибнуть!

Протоиерей Александр Захаров

Святые Отцы 11Спасутся ли еретики? — Святые Отцы Церкви об удалении от ереси – Все ли религии равны? Православие и другие веры, истина и ложь – Без Церкви нет спасения — О ереси латинства (католичества, папизма) – Святые Отцы о расколе – О Патриархе

Спасутся ли еретики? Возможно ли спасение в другой вере (кроме Православия)? Достаточно ли для спасения быть просто хорошим и добрым человеком? – Такими вопросами задается все большее количество людей.

Причина нашего сочувствия всем «добрым и хорошим», но не православным людям и излишнего упования на милосердие Божие, кроется в незнании своей Игнатий Брянчанинов 4веры. Как о том пишет святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867): «Причина… — глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание — маловажный недостаток! Нет! Его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинного христианского учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель».

Ересь, в переводе с греческого, — это отделение, разделение, секта. По учению Православной Церкви, ересь состоит в том, что люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине. Другими словами, ересь – это уклонение от догматов Православия, искажение людьми Божественного учения.

Главным смыслом нашей веры является спасение души, или, другими словами, наследование после жизни временной, земной, вечного Небесного Царствия, или, что тоже, — соединение с Богом. Одним из препятствий, или одной из духовных ловушек на этом пути, и является ересь.

мытарстваКак учат Святые Отцы Церкви, после смерти человека его душа проходит через двадцать мытарств, на которых демоны испытывают ее согрешения в различных областях. Есть среди них и мытарство ересей, на котором душу спрашивают за грехи против веры Христовой, то есть за грехи ереси и богохульства. Повинный в них человек, умерший без покаяния, низводится в муку вечную.

2Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) пишет: «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью».

4«Один путь, доступный всем видящим, который освещен небесным светом; но многочисленны, темны и противоположны пути невидящих, — пишет священномученик Ириней Лионский (130-202), — и первый ведет в Царство Небесное, соединяя человека с Богом, эти же приводят к смерти, отделяя человека от Бога… Всем, заботящимся о своем спасении, необходимо неуклонно и твердо жить в вере, чтобы, став безпечным и выбившись из колеи, не останавливаться и погрязать в вещественных похотях или, даже заблудившись, не потерять правильного пути».

На счет недоумений многих о загробной участи добрых и хороших людей, но чуждых истинной веры, приведем отрывок из письма святителя Игнатия Брянчанинова: «Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя [т.е. праведники Ветхого Завета], нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, — верою в Искупителя? – Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы не знаете Его, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства…»

А истинная вера во Христа подразумевает и дела по вере, т.е. жизнь по заповедям евангельским. Как о том пишет священномученик Ириней Лионский (130-202): «…Мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять заповеди Божии, веруя в Бога и боясь Его, ибо Он – Господь, и любя Его, ибо Он – Отец. Делание происходит от веры… А веру доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее, как оно есть… А поскольку вера – постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо достойно прилагать к ней много заботы, чтобы достигнуть истинного понимания сущего…»

44«Вера без дел мертва есть» (Иак.2, 23) – говорит и преподобный Серафим Саровский (1759-1833), — а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».

Феофан Затворник 1Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Есть много народов, не знающих пути истинного. Тем, которые рождаются среди них, надо усиленно искать сего пути, — и еще найдут ли? а мы вступаем на него без всяких с нашей стороны усилий, находим, не ища…Единый истинный Бог есть наш Бог, и мы люди Его. И вышеэтого блага ничего и быть не может на земле

Христианство …есть единственный путь ко спасению. Будьте истинными христианами, и спасетесь…»

И в другом месте поясняет: «Что же именно нужно делать, чтоб спастись? Ныне я отвечу вам на это в нескольких словах: веруйте во все, во что веровать повелевает Святая Церковь, и, приемля благодатные силы чрез Таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия, молитвования и учреждения Святой Церкви, идите неуклонно путем заповедей, возвещенных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, и спасетесь».

То есть для спасения нужно иметь правую веру, жизнь по вере (или дела, благочестие, исполнение заповедей), а т.к. для нас, немощных, жизнь по евангельским заповедям без помощи Божьей невозможна, то и нужно участвовать в благодатной Церковной жизни, приемля через Церковные Таинства Благодать Божью, укрепляющую, перерождающую и освящающую нас, под руководством духовного наставника (духовного отца, опытного пастыря, старца). Все эти четыре условия обязательны, подчеркивает святитель Феофан, и без исполнения одного из них, спасение не возможно, или очень затруднительно.

Ни одна другая вера или учение не приведет нас к Богу. Где нет отречения от сатаны и всех дел его и сочетания с Духом Святым в Таинстве Крещения, очищения от накопившихся грехов в Таинстве исповеди и соединения с Богом в Таинстве Причащения, где нет осознания своей греховности и истинного покаяния, где нет предания себя в волю Божью и упования на Него, где нет послушания Богу и смирения перед Ним, где, в конце концов, нет истинно благочестивой жизни, которая возможна лишь тогда, когда есть страх Божий, т.е. боязнь согрешить, памятование о вездеприсутствии Божьем, — там нет перерождения ветхого человека в нового, плотяного в духовного, а значит и нет надежды на соединение с Богом и Его Святыми в жизни вечной в Его Небесном Царствии.

Вот что дает нам Православие – святость, — через осознание своей греховности и немощи, через плач и покаяние, очищение ума и сердца, через постоянную духовную работу над собой, через искоренение страстей и греховных привычек и насаждение добродетелей, и при этом, не на свое исправление уповая, а на милость Божью и Его любовь к нам и милосердие!

Святые Отцы Церкви об удалении от ереси

01Священномученик Ириней Лионский (130-202): «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни…

…Дух святой говорит через Давида: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс.1, 1); это — …которые не знают Бога. Ибо эти безбожные есть те, которые не поклоняются истинному Богу… «И не стоит на пути грешных», а грешники – это те, которые имеют познание о Боге, но заповедей Его не соблюдают«И не сидит в собрании развратителей»; развратители же – это те, которые своим коварным и превратным учением развращают не только себя самих, но и других… Именно такие все еретики: они сидят на седалище развратителей и развращают принимающих яд их учения».

Преподобный Феодор Студит (758-826): «Встреча и присоединение к христоборной ереси и даже однократное общение с ней есть для увлеченного душевная смерть.

Общение с еретиками – это не общий хлеб, а яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу.

Как скоро введена ересь, то отлетел Ангел-хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом.

…Не принимать благословения от еретиков, не петь вместе с ними, когда они предначинают, и не участвовать в приобщении хлеба их. Это противно постановлениям Святых Отцов…

Как Божественный Хлеб, которого приобщаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу…»

Святитель Марк Эфесский: «Стойте, крепко держитесь преданий, которые приняли, как писанных, так и устных, дабы не лишиться вам своей крепости, если станете отведенными заблуждением беззаконных.

Благочестивые законы говорят так: «Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры».

Киприан КарфСвященномученик Киприан, епископ Карфагенский (258): «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа… Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью ЦерковьНам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею… Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины».

Священномученик Петр Дамаскин (8 век): «Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святаго? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова».

8Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) пишет о ложных учениях и еретиках: «Зараженные прелестию «мнения» встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести».

«Устраним от себя все ложные учения и деятельность по ним: овцы Христовы по чуждем гласе не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин.10, 5). Ознакомимся определенно с гласом Христовым, чтоб немедленно узнать его, когда услышим, и немедленно последовать Его велению. Стяжав в духе сочувствие к этому гласу, мы стяжем в духе отчуждение от чуждого гласа, который издается плотским мудрованием в разнообразных звуках. Едва услышим чуждый глас – побежим, побежим от него, по свойству овец Христовых, спасающихся от чуждого гласа бегством: решительным невниманием ему. Внимание ему уже опасно: за вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением – погибель. Падение праотцев наших началось с внимания праматери к чуждому гласу.

Чтение еретических книг и внимание их поучениям – тяжкий грех против веры, грех ума, недугующего гордостью и потому свергающего иго послушания Церкви, ищущего вольности безумной, греховной».

Все ли религии равны? Православие и другие веры, истина и ложь

Все ли равно как верить?

Александр ЗахаровСвященник Александр Захаров: «Вот ведь, что главное-то: не пытаться узнать досконально, «как устроено небо», а пытаться достичь «неба»…

В православной догматике нет догматов неважных или маловажных.

Об этом в наш «плюралистический» век нелишне напомнить. Сейчас ведь многие считают: «Ну, какая разница кто как думает, кто во что верит? Один думает так, другой – иначе; пусть думают, кто как хочет, все равно, лишь бы жили мирно».

«Жить мирно» – это, конечно, прекрасно и к этому надо стремиться. Заставлять всех людей думать, как мы хотим – от этого сохрани нас, Господь! Об этом замечательно говорил… святой равноапостольный император Константин: «Если кто сам в чем убедился и принял, пусть не навязывает этого с насилием другому; что узнал кто-либо и уразумел, пусть употребит на пользу ближнего, если возможно; а если невозможно, пусть оставит его в покое. Потому что одно – добровольно принимать подвиг ради безсмертия, и иное – принуждать к нему казнями»…

Вот ещё на эту тему из Лактанция: «Религия не терпит принуждений. Убеждениями, а не насилием образуется в человеке свободное произволение. Нигде нет такой свободы, как в области религии. Мы не требуем, чтобы наш Бог, Который есть Бог всех, почитаем был кем-нибудь против воли, и не раздражаемся, если не бывает почитаем. Никого нельзя заставить силою почитать то, чего он не хочет». «Нельзя вынудить религии: чтобы возбудить её добровольно, нужно действовать словами, а не ударами. Нужно защищать религию не убивая, но умирая; не жестокостью а терпением; не злодеянием, а честностью. А если ты вздумаешь защищать религию кровопролитием, истязаниями, злодействами – ты не защитишь, а опозоришь и оскорбишь её… Если в приносящем жертву нет сердечного расположения, то религия уже подорвана, уже её вовсе нет».

Если мы будем «заставлять» и «принуждать» кого-то исповедовать Православие — мы вполне уподобимся «пламенным ленинцам», которые тоже семьдесят лет «принуждали» и «заставляли» нас чтить своего вождя. И до чего же, в результате, этот вождь опостылел!..

Мы хотим жить со всеми в мире; мы не хотим никого ни к чему «принуждать» — но, в это же самое время, никак мы не можем согласиться с тем, что «всё равно, как верить»… Как это «всё равно» — когда одна вера истинна, а другая — ложна; одна – спасительна, другая – тщетна?! Веруя православно — можно надеяться на спасение; веруя Арию – отказаться надо от надежды на спасение. Можно ли тут сказать «всё равно, как верить»?.. Нет, чадца мои милые, не все равно! Тут мы должны решительно сказать: нам не все равно – спастись или погибнуть!

Знать нам надо, драгоценные мои, это безценное сокровище наше – святоотеческое наследие; знать и беречь его, как зеницу ока! И не уклоняться от Православия ни в какие погибельные ереси и лжеучения. «Принуждать» к Православию, повторяю, никого не надо, но самим знать и трепетно хранить его – очень даже надо! Ведь за нашим «Символом веры», который мы поем за каждой Литургией, стоят годы и годы богословских споров, целые баталии, в которых отстаивалось и защищалось каждое слово, порой даже одна буква в слове: «омоусиос» или «омиусиос» – «единосущен» или «подобосущен» Бог-Сын Богу-Отцу?.. Нет в этом «Символе» ни единого словца, ни единой буквочки лишней или маловажной.

И вот, святые отцы оставили нам этот Символ веры – плод умственной и сердечной работы нескольких поколений святых Божьих людей, облагодатствованных Духом Святым — а завтра появится среди нас какая-нибудь баба Нюра, возомнившая себя Анной-спасительницей, или Дэви Мария, или Порфирий Корнеевич Иванов, или Лев Николаевич Толстой с «от ветра главы своея» взятыми вероучениями — и мы скажем: «все равно, кому верить»?! Что Толстому верить, что святым отцам семи Вселенских Соборов – все равно, кому верить… Все равно ли?! Мне почему-то всех этих новоявленных «спасителей» и «просветителей» человечества хочется по-достоевскому спросить: «Да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?»

Русь святая, храни веру православную! В ней одной и тебе, и всему миру спасение!..

Но хочется поговорить сегодня и о том, как отстаивать свое родное Православие от ересей и лжеучений. «Арии» ведь и теперь не перевелись. Людей, «нагородивших огород» в своей голове и желающих нагородить таких же огородов в наших с вами головах, таких «огородников» – пруд пруди. Что же с ними делать?

На Западе римский папа в средние века просто такие вопросы решал: на костер! Или брось свою заумь и верь, как тебе велят, или – на костер. Но этот же Запад породил сначала реформацию, а потом её безчисленных детенышей в виде современных сект и так называемых конфессий. Костры не помогли.

Придерживаясь исторической правды, надо признаться, что и у нас жгли. Правда, гораздо меньше. И ересей у нас было гораздо меньше (большинство русских сект имеет западное происхождение – рождены были там, а потом к нам привнесены).

Несомненно, однако же, одно: опыт борьбы с еретиками посредством «костров» показал свою несостоятельность. Где их больше жгли – там их больше и появлялось, будто из пепла восставали. Я уж не говорю о том, что это было прямым нарушением принципов религиозной свободы, о которых так красноречиво говорили святой равноапостольный император Константин и учитель Церкви Лактанций… Можете ли вы представить себе такое поучение в устах Христа к апостолам: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа… а кто не послушает вас и не станет верить, как вы учит – тех сожгите»?.. Я себе такого представить не могу…

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» – всегда нам надо держать на памяти эти золотые слова св. ап. Павла (Рим.12, 21). И во взаимоотношениях с еретиками надо руководствоваться тем же. Помните, как св. Григорий Богослов говорил о цели богословских диспутов с еретиками: «Мы добиваемся не победы, но ждем возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Пусть они, если хотят, злятся на нас и брызгают слюной, доказывая нам свою правоту, а мы их будем любить. И если мы только сумеем это, окажемся способными к этому, так поверьте, чадца мои милые, поверьте – это будет гораздо действеннее любых обличений и «заушений». (По книге: Священник Александр Захаров «К кому нам идти?» Рязань, «Зерна», 2002г., с.125-139).

15Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Казалось бы, какое нам дело до Запада! Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных христианских начал и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы доселе, если бы не были поставлены в необходимость войти с ними в сношения. Но, вошедши в сношение, мы стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух языческого образования, который и у нас начал производить то же, что и там; то есть кто только касается его и сродняется с ним, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Церкви Его. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что все церковное, все христианское есть ветхость, которую надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое следует усвоить. Узнав теперь, что такое европейское образование, легко понять, что нам советуют.

Апостол Павел говорит, что Господь Бог послал Своих апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех верующих привели из тьмы к свету, из области сатанины к Богу, а эти советуют нам из света опять идти в тьму и от Бога в область сатанину, где качествует не обновление жизни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели! Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри; не бывайте младенцы, влающеся ветром новых учений; истинствующе же в любви, все возращайте в Того, Иже есть глава Христос (Еф.4, 14-15; 5, 15)».

Иоанн Кронштадтский 4Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Как счастливы наши века, в сравнении с веками до пришествия обещанного Света Христа.

Мы в стране, обращенной к Свету Истины, имеем возможность воспринимать Благодатный Свет и возвратить своей мрачной, страстной природе ее первобытную светлость чрез Благодать Христову.

Конечно, без борьбы с тьмою нельзя воспринять Свет Благодати.

Где же поле этой борьбы, чтобы знать, куда стремиться на брань?

Бранное поле внутри нас, потому что мрак мы видим не вне, а внутри себя.

Мы его сознаем в чувствах, мыслях, намерениях, ощущениях. Мрак является в словах и деяниях, представляющих наше действительное состояние, чуждое той окраске, какую сообщает мыслям, словам и деяниям внутренний, благодатный свет Солнца Правды.

Бывает и так, что слова и деяния имеют как бы приятную для вида окраску, приятную для тех, кто не знает Истинного Света, не умеет отличить лжи от истины. Такая окраска временно может вводить в заблуждение. Линючую краску обнаружит чистка. Прекрасные узоры явятся далеко не в том виде. Так и из лицемера вдруг среди испытания вырастает человек-зверь. Тому, кто ищет истины, надобно уметь отличить истинное от ложного: Пророка от лжепророка.

Фальшивая окраска, или лицемерие, старается подражать истине, насколько это нужно для введения в заблуждение. Отсюда целые системы учений и этических нравоучений, имеющих вид истины, но не плоды ее. Для испытания имеется пробный камень того, что истинно и что ложно.

Этот пробный камень есть учение Господа нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов, переданное Св. Церкви, как верной хранительнице истины.

Вникать в это учение еще не значит быть верным хранителем оного именно потому, что каждый в отдельности и не может знать самого необходимого: как следует применять на деле заповеди Евангелия.

Это знание есть дар Благодати Святого Духа, ниспосланного пастырям Св. Церкви, хотя и в виде разделяющихся огненных языков, но соединяющих воедино союзом взаимной любви и разумения истины пастыря с паствою его.

Если видим учителя, отделяющегося от союза с Св. Церковью и вводящего разделение, то он не от Благодати Святого Духа. Учение его есть ложный свет, который сообщает фальшивую окраску, непрочную и неспособную выдерживать испытания. Хотя бы ангел с неба явился, вводящий разделение, и тому не следует верить, по завещанию апостолов. А между тем как часто увлекаемся ветром нового учения, думая, что на стороне, у учителя этики, истина открывается лучше, чем проповедует Церковь. Горькое и гибельное заблуждение!

…И доныне происходит падение множества людей, не имеющих твердой веры и потому отделяющихся от Св. Церкви.

…Нынешние Хамиты также, как и древние, не о том мечтают, чтобы имена их были написаны на небесах, но о том, чтобы на земле оставить имя и память дел своих. Отсюда – новый Вавилон в полном значении слова: смешение истины с неправдой. Вместо ясного, как свет, учения Св. Церкви, основанного на Евангелии, пророках, апостолах, отцах Церкви и Вселенских соборах, жаждут отступнического учения и темных философских систем, в которых истина смешана с ложью и правда переплетена с неправдой.

…Башня лжеучения растет не по дням, а по часам. Велика опасность потерять самый путь спасения среди расстилающейся пыли, от Вавилонского строения мечтателей и начертателей своих имен на земле.

Куда же бежать от этой пыли?

Куда же, кроме тихого пристанища, которое открыто в здании нерукотворном и вечном, где Сам Строитель мира и Созидатель спасения нашего приемлет с любовью всех труждающихся и обремененных? Несомненно, что стократ лучше быть безыменным рабом в этом доме Его, чем именитым и славным строителем Вавилона, конец которого – погибель и вечная мука в озере огненном и серном».

22Святитель Николай Сербский (1880-1956) пишет: «Самый тяжелый удар по Евангелию нанесли еретические теологи тем, что усомнились в Божестве Миссии мира; некоторые из них просто усомнились, а некоторые совсем отвергли. За этим вскоре последовал целый ряд отрицаний духовных реальностей, как-то: отрицание существования ангелов и демонов, отрицание рая и ада, отрицание безсмертной славы святых праведников, отрицание поста, отрицание силы Креста и значимости молитвы и т.д. Словом, приспосабливанием и уравниванием еретические теологи занимались еще со времени отпадения Запада от Востока, а наиболее активно – последние 150 лет.

Они приспосабливали Небо к земле, Христа – к другим «основоположникам вероисповеданий», а Радостную Весть – к остальным верованиям: израильским, мусульманским и языческим. И все якобы во имя «толерантности» да в «интересах мира» между людьми и народами. Однако именно в этом начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира. Ибо Истина не поддается уравниванию с полуистинами и ложью.

Теософская идея, согласно которой истина является разбросанной по всем вероисповеданиям, философиям и мистериям, стала преобладать и у еретических теологов западного мира. Поэтому, говорят они, и в христианстве должна быть некая часть истины – как и в исламе, или в индуизме, или в буддизме, у Платона и Аристотеля, в Зенд-авесте, как и в тибетских тантрах и мантрах. Если бы так было, то ладья человечества, не имея никакой надежды, плавала бы по мрачному океану жизни без капитана и без компаса.

Почему же тогда Христос сказал вот эти знаменитые слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14, 6)? Он же не сказал: «Я – часть истины», а сказал: Я есмь… истина.

И еще сказал: Я свет миру (Ин.8, 12). Значит, Он – вся истина и весь свет. А, кроме того, по его собственным словам, Он – и единственный путь к вечной жизни…

…Потерпев неудачу в Америке, сектанты направили своих агентов на Балканы, чтобы своими окаянными деньгами и безплатными книгами покупать наши души. Не продались мы туркам, неужели продадимся американским лавочникам? Не в нашем обычае продавать веру за похлебку.

Мы больше тысячи лет идем по жизни с православной верой, мы пролили за нее кровь: она даровала нам дух. Наши святые живы и поныне являют себя в многочисленных знамениях и чудесах. Подобно тому, как сила электричества струится по проводам, так и сила Божия струится к нам через святых Его. То Родитель желает прославить детей Своих и являет силу Свою через них. Силу и помощь угодников Божиих почувствовали не только мы, христиане, но и наши балканские мусульмане. Мусульмане признают силу нашей веры, но не признают нашу силу веры. Апостол Павел пишет Тимофею, что, имея облик благочестия, от веры отступили. И советует Тимофею: от сих уклоняйся (2 Тим.3, 5). Мы же держались и держимся Книги, то есть Священного Писания, и силы, то есть знамений и чудес Божиих, через святых, иконы, Крест, молитвы и Причастие явленных…»

Епископ Иннокентий пишет: «Только та вера, или Церковь истинна и спасительна, которую основал Сам Христос и апостолы – и которая, не прерываясь, идет до последнего времени. Все же остальные веры, исповедания, церкви, секты, или религиозные общества, суть ни что иное, как заблуждения или человеческие измышления, хотя бы они основывались на Священном Писании, и какими бы они ни казались хорошими…»

Исаак Сирин 5Святитель Феофан Затворник (1815-1894) — «Ложная религия – это насмешка над людьми»: «Святой Исаак Сирианин замечает в человеке три состояния: одно естественное, в котором человек по природе духа своего знает Бога и боится Его. Из этого состояния он по известным условиям восходит в другое, вышеестественное, или благодатное. Состояние третье образуется из погружения человека в плоть, или чувственность, причем погасает у него свет духа, попираемый плотскими вожделениями. Человек нисходит тогда на степень животного, прилагается скотом несмысленным и уподобляется им. С таким человеком и жить нельзя: чем его остепенишь, когда он рассвирепеет? Потому-то, собственно, сюда и должно отнести общеупотребительные выражения: «Бога не знает, Бога не боится», дабы показать, что с таким человеком нельзя иметь и дела никакого.

Но обязанность иметь веру еще не определяет самой веры. К этому следует прибавить, что человек обязан иметь не какую-нибудь веру безразлично, а веру одну, определенную, истинную веру. Если Бог един и неизменен, если человеческая природа одна, или единосвойственна, то и истинное отношение между Богом и человеком может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, или истинное исповедание есть едино. Это-то единое и должно содержать человеку, иначе что ж он будет содержать? Ложь, призраки, мечтания. А в этом какое же достоинство? Это все равно, как если бы бедняк, у которого нет ничего, видел себя во сне великим богачом.

Ложная религия – это насмешка над людьми. Ложно исповедующий – то же, что сумасшедший, который бурлит, потому что ему представляется то и то. Но это еще полбеды: беда в том, что тут кроется обман не простой, не такой, который разрешается смехом, а обман терзающий, горестный, отчаянный. В религии все чают найти окончательное свое успокоение и вечное блаженство, в этой уверенности всякий и держит свою веру и дорожит ею. Но известно, что прикровенность лжи возможна только здесь, а по смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем основывали мы свою надежду. Что ж за ужасающее, что за раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут!.. Потому-то, пока есть время, пока мы еще на пути к решительной и неизменной вечности, всякий должен испытать и несомненно увериться – истинна ли та вера, которой он держится, и если окажется не истинною – отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к Богу и дарует несомненно вечное спасение…

…Блаженнее всех тот, кто вместе с Иеронимом (греческим) может сказать: «Истинна вера, исповедуемая мною, ибо ею сподобился я принять некую Божественную силу, ощутительно во мне действующую. И язычники имеют писания и храмы, и жертвы, и учителей, и книги, и отчасти боговедение, и некоторые добрые дела, и праздники, и молитвы, и всенощные бдения, и священников, и много другого, но сокровенной в сердце христианина благодати и действия Святаго Духа никто во всем свете не получает, а получают верою только одни правильно крестившиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа».

Так вот прямейший путь к открытию истинной веры! Именно: сама вера, молитва, непрерывность чудодейственности в Церкви и, особенно, внутренняя сила, доставляемая в вере».

«Все равно, говорят некоторые, что Православие, что лютеранство, что католичество! Да разве это истины? Истина одна. Разве сто путей. Один путь. Разве сто богов? Един Бог, едина вера, едино крещение. Так как же это все равно? Стало быть, равно с нашим и то вероисповедание, в котором нет священства, нет святого причащения и покаяния? Ни на что не похожа такая филантропия! Из-за того, что не умеют решить вопроса – что такое другие вероисповедания, толкуют криво и понимают неправо решительно верное…

Да что же другие? Оставим распорядиться ими Домовладыке. Он дает нам осязательное свидетельство, что подлинник у нас: это видимые всеми дары чудотворений, прозорливости, нетления мощей, чрезвычайные явления – чего ж еще хотеть? Лжецам не станет потворствовать Господь. Господь с нами, и Дух Его обитает в Церкви нашей, стало быть, она и есть настоящая, с неба сведенная и на земле водворенная Церковь»

ОС Амвросий Оптинский портретПреподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом и искупленная дражайшею Его Божественною Кровию, как о сем говорит Апостол: Един Бог, едина вера (Еф.4, 5), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя не величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, чрез которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых небесных…»

5Святитель Николай Сербский (1880-1956): «Лгут вам, братья, те, кто твердит, что веруют и уважают веру, а Богом не дышат, Его именем не говорят, не пишут, не чувствуют, Ему дел своих не посвящают. В этом европейском периоде истории Богу отведено место в музее… Но Бог не желает быть музейным экспонатом. И потому бьет. Не часто Он бьет, редко. Но от одного удара тысячи и тысячи людей падают в могилы, словно пожелтевшие листья на землю…

Мир, как и дождь, от Бога зависит. И так же как люди должны молиться Богу о дожде, так же должны они молиться о мире. Не тако Европа, не тако…

Все мудрование человеческое суетно и тщетно. Мы не знаем ни одного философа ни в Европе, ни в Америке, который познал бы истину и угадал путь. Не знаем ни одного, ибо их нет. Все – язычники… Все они искусители и обольстители – слепые вожди слепых…

Не поможет ни царь, ни князь, ни деспот, ни воевода, но Я один помогу, Я, Который держит в руках Своих все концы земли, — так говорит Господь Бог, Создатель твой. — Признайте Меня, и Я признаю вас. Прославьте Меня, и Я прославлю вас. Будьте Моими людьми, и буду Богом вашим ныне и во веки веков».

«Наша вера истинна, но и ваша вера имеет силу», — это привычное заявление балканских мусульман христианским соседям. В этом причина того, что они приносят своих больных в наши известные монастыри… Они знают, что их вера не имеет силы, поэтому и несут больных не в мечеть, а в православные храмы. Наш православный народ знает, что только истинная вера может быть крепкой. Для него церковь – дом силы Божией, он идет туда, чтобы получить помощь, и получает ее через евангельское слово, от икон и крестов, в каждом таинстве… Разной помощи ждет народ от церковной молитвы: помощи духовной и телесной, помощи в примирении с родными, молится об успехе, об избавлении от страха перед неизвестностью и о многом другом…»

«Все верования и философии до Христа мрачны и пессимистичны, неустойчивы и запутанны. Таковы они в Элладе, таковы в Индии, таковы в Египте и Персии. Таковы и в земном уравновешенном Китае. Таковы в древней Мексике у инков, да и у всех нынешних язычников. Ни одно из тех верований, ни одна из тех философий не заслуживает названия Радостной Вести. Самый жизнерадостный поэт древнего времени – Гомер как-то сказал: «Лучше быть живым псом на этом свете, чем царем в аду!» Как человек земной и от земли, он не мог ни светлее видеть, ни радостнее сказать.

Только Тот, Кто есть сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3, 13), мог поведать миру, что есть на Небе, каков есть Бог, каковы духовные реальности на этом свете, каков духовный мир вокруг Бога и что происходит с душами людскими после телесной смерти. Говорил о том, что знает, и свидетельствовал о том, что видел (Ин.3, 11)…

Христос призвал людей веровать в эту Радостную Весть. Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1, 15). То есть Он призвал верить Ему, веровать в Него, верить каждому Его слову. Ибо нет для людей иного способа прийти к пониманию истины в самых главных вопросах жизни и бытия, кроме как принять на веру слова Того, Кто является свидетелем Небесной и духовной реальности. Или веровать Христу, или продолжать блуждать по мрачной и бурной пучине жизни…»

«Вера христианская не похожа на другие веры… Ибо другие веры исходят от людей земных и от земли – от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов. Никто из основателей других вероучений не сказал о себе, что он сошел с Неба, что он послан Отцом, что свидетельствует о Небе то, что видел и слышал, а, тем более, что опять возвращается на Небо. Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнивании свидетельств с остальными… верованиями, распространенными по белому свету.

Православная Церковь единственная сохранила полноту веры в его Радостную Весть. Она сохранила это величайшее богатство не без суровой борьбы, внешней и внутренней, однако с помощью Бога, Богородицы и всех святых все-таки сохранила. Сохранила не своей славы ради, а ради славы Христовой и не ради спасения только своих народов, а всех будущих поколений всех народов на земле, если они пожелают открыть свои сердца и умы, чтобы видеть, где их спасение.

Будущее человечество – в неизбежной связи с Православием: Разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог (Ис.8, 9-10)».

«Истинная вера, вера христианская, является Божьим откровением людям о самом важном – о Едином Боге, о душе, о пути жизни, об ином мире и Суде Божьем. Это откровение не зависит от меры цивилизованности, ни от мирских знаний, ни от знания второстепенных вещей, каковы суть: изготовление мыла из сала, выплавка руды из металла, строительство дорог и возведение мостов, умение считать, рассчитывать и измерять, искусство возделывать землю, изучать свойства разума. Это знание, которое надмевает, как мудро говорит апостол Павел, или ложное знание, согласно его же словам (1 Кор.8, 1).

…Европейское образование отделилось от веры в Бога. В этом причина того, что оно превратилось в яд, в этом причина духовной смерти европейцев. В языческих цивилизациях наука никогда не отделялась от религии, хотя религия была невежественной и неверной. Это произошло только в Европе, которая приняла от Бога самую совершенную веру. Но из-за конфликта с церковными старейшинами Европа озлобилась и отвергла совершеннейшую веру, сохранив совершеннейшую науку. Ах, братья мои, отвергла Божье знание и приняла человеческое незнание! Какое безумие, какая тьма!

И мы за Европой последовали. За это мы жестоко поплатились. Опомнимся ли? Хватит ли нам мудрости и мужества оставить блуждания и вернуться на истинный путь раньше Европы, без Европы? Для нас это вопрос жизни и смерти. Пойдем по пути отцов наших и не ошибемся. Вернемся к истинной вере и отвергнем ложную науку – и не раскаемся. Будем людьми, а не обезьянами, и Господь усыновит нас».

«Еретические теологи пренебрежительно назвали Православную Церковь окаменевшей Церковью. Из-за чего? А из-за того, что эта Церковь, по их словам, «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени». Но именно в этом и есть слава Православия – в том, что оно «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени», а поступает в соответствии с заповедью апостола Павла: Не сообразуйтесь с веком сим… (Рим.12, 2).

Как может вечность идти за временем? И как абсолютное может приспосабливаться к преходящему? Как это Царство Небесное может мириться с царством земным? И как драгоценное может объединяться с дешевым? Ежели весь мир лежит во зле, как сказано (1 Ин. 5, 19), то разве будем мы вечное добро ограничивать и поддерживать злом, а Небесный свет подкреплять земными огнями угля и нефти?»

17Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994) пишет о нашем времени и возвращении в Православие: «Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством. А о Святой Афонской Горе, которая находится на их Родине, рядом с ними и хранит истинную таинственную жизнь во Христе, они не знают, пренебрегают ею! Один студент рассказывал мне о том, что он ездил в Индию и прожил там три с половиной года. Он пытался разобраться и понять, какая религия истинна. В конце концов один индиец сказал ему: «Зачем ты сюда приехал? То, что ты ищешь, есть в Православии. Свет идет оттуда. Поезжай на Святую Гору Афон, и найди там то, что ищешь». Таким образом, юноша вернулся в Грецию и приехал на Святую Гору.

— Геронда, когда православный христианин, связавшийся с различными восточными религиозными культами, кается в этом, то Православная Церковь снова принимает его в число Своих членов?

Такому человеку необходимо великое покаяние и помазание Святым Миром. Если он захочет возвратиться в Православие и снова стать членом Церкви, то по правилам ему сперва нужно письменно отречься от злославия восточных культов, исповедать православную веру, а после этого священник должен прочитать над ним молитвы о возвращающемся к истинной вере и помазать его Святым Миром.

Я вижу, как некоторые молодые ребята – наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное. Едут они и к индийским гуру. Потом там им приходится не по душе и они возвращаются в Православие, однако уже заразившись в этих восточных культах целой кучей разных (духовных) микробов. Люди повреждаются, и потом им трудно найти истину. Пусть человек сперва (жизненным опытом) познает Православие, а потом – если Православие ему не нравится – уходит из него. Пусть он познает Православие правильно и потом сравнит его с различными религиозными учениями, о которых он слышит. Ведь, познав Православие, человек сможет отличить подделку от золота или понять, насколько чисто золото, сколько в нем каратов. Такого человека не проведешь на мякине, он не принимает за золото все то, что блестит.    

Я обратил внимание вот на что: из Православия уходят только эгоисты. Человек смиренный из Православия никогда не уходит».

Старец Иероним Санаксарский (Верендякин) (1932-2001) был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом.

Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Он говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основной религией в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего отечества

Старец схиигумен Иоанн (Алексеев)(1873-1958) пишет: «Пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православии авторитет – вселенские соборы и учение св. Отцов. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят». Вот св. Отцы Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в святом Писании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно понимать св. Писание, и такие люди претыкаются на святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из св. Писания для оправдания своего заблуждения…

Святые Отцы, с Божией помощию, очистили сердца от страстей, они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании. А те, у кого не очищено сердце от страстей, не могут правильно понимать его, и такие люди претыкаются на Святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны».

1 (1)Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) в одном из писем пишет: «Насчет сектантов не обольщайтесь – все прекрасно, кроме спасения души, да и так ли прекрасно?..

Время сейчас, безусловно, трудное, ведь непосредственное дело священника – душепопечительство – отодвинуто на дальний план, а священник стал и строителем, и снабженцем, и добытчиком денег. Вот и Вы, разделяя с супругом тяготы забот о семье своей, помогаете его трудам в церкви.

А сектанты, дорогая моя, все сейчас на дотацию с Запада живут и не бедствуют, как православные, и это одно из тех искушений, которые непременно переживает каждый человек. Почитайте об искушении Господа в пустыне — «…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4, 9).

А нам, православным христианам, до конца дней предлежит нести крест и вражьих нападений, и своей немощи, и несовершенств, чтобы просить и молить о помощи Господа.

Спасемся мы, дорогая моя, не своими подвигами добродетели и даже не доброделанием, а подвигом Спасителя нашего Иисуса Христа, Который оставил нам в наследие Свой Спасительный Крест, а наши малые кресты – подобие Его великого.

Грустно было мне читать письмо Ваше, ибо в нем полнейшее непонимание христианского подвига и борьбы с темными силами и со своей греховностью.

А с кем бороться сектантам, если враг их не борет и не нападает совсем, считая своим достоянием, и только убаюкивает довольством и мнимой хорошестью?»

Без Церкви нет спасения

Иларион Троицкий 2Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886-1929): «Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может.

Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут (см. Иак.2, 19)…

Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме отдельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом. Без Церкви нет христианства; остается только христианское учение, которое само собой не может «обновить падшего Адама».

Отдельная личность, даже отдельная христианская община постольку жива, поскольку она живет Христовой жизнью, поскольку она соединена со всей Вселенской Церковью. Обособиться, замкнуться в себе – это для личности или даже для поместной Церкви то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья – от источника, для ветви – от ствола. Жизнь духовная может быть только при органической связи со вселенской Церковью; порвется эта связь – непременно иссякнет и жизнь христианская».

Валентин Свенцицкий 1Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931) пишет: «Вне Церкви нет истинного христианства и вне Церкви нет полноты истинного спасения. Да и в природе являет Себя Господь, и, созерцая жизнь вселенной, видим черты Творца Небесного, но полнота откровения дана в Слове Божием. И в нас заложены черты добра, и мы есть образ и подобие Божие, но достигнуть полноты спасения можно не этими своими хорошими чертами души, а вот этой полнотой Благодати Божией, содержащейся в Церкви.

Когда задают вопросы о том, можно ли спастись язычнику, который совершенно не знает о Христе, можно ли спастись людям, которые ничем не виноваты в том, что они не знают Церкви и христианства, это все праздные, ненужные, казуистические вопросы, ибо Господь распорядится так, как нужно, с каждой человеческой душой. Но нам, нам-то открыто, что спасение лишь в истинной Церкви. Вот это нас касается, и это повелевает нам небезразлично относиться к тому, пребываем ли мы в истинной Церкви или нет. Ибо здесь идет речь не о каком-либо желании или нежелании нашем, каком-то капризе – это нам нравится, а это не нравится. Здесь идет речь о единственно важном в жизни земной человека – придет ли он через эту земную жизнь свою ко спасению.

Потому и вопрос, в истинной ли мы Церкви, имеет для нас не кабинетный, отвлеченный, а самый жизненный, самый важный для нас смысл, и непременно мы должны решить его, если не избираем сознательно пути погибели.

Вот потому в древней церкви, когда это ощущалось всеми, так строго стоял вопрос о том, что требуется от членов церкви, чтобы они могли считать себя принадлежащими к ней. Тогда не было такого положения, что верующие точно какое-то одолжение делают тем, что они не отпадают от Церкви. Тогда Церковь не ставила вопроса – хочешь ли ты исполнять то или иное, а категорически требовала исполнения своих законов.

Церковь не послабляла своих требований из-за того, что это трудно для понимания или исполнения, она возвещала истины, которые должны принять верующие, чтобы быть членами церкви, и ограждала себя самыми строгими, самыми решительными мерами, отлучая от церкви, запрещая в священнослужении.

Не отдельные грехи человека страшны, самое страшное – это отпадение от Церкви. Мы говорим: «Согрешиша, но не отступиша». Вот это свидетельство о грехе, но не об отпадении, оно и важно для нас. Врагу нашего спасения всегда хочется нас погубить нашими страстями и грехами, но в единый час может человек покаяться и вновь омыться Благодатью Божией в Святой Церкви; окончательная гибель наступит тогда, когда он уйдет из Церкви, когда он уже явится отрезанным, «не на лозе». Поэтому враг так и старается исторгнуть человеческие души из истинной Церкви.

Какие же признаки истинной Церкви? Как нам ее узнать?

В Святой истинной Церкви, в той, в которой является полнота Благодати Божией, где совершается святое Таинство Евхаристии и в которой можем мы спастись, в этой Церкви исповедуются те догматы, которые исповедуются Православной Церковью. В этой Церкви соблюдаются те правила Церкви, которые созданы и переданы нам святыми отцами. В этой Церкви существует преемственная, законная, истинно церковная власть. Никакое повреждение догматов недопустимо, никакое самочинное повреждение правил Церкви недопустимо, никакое самочинное захватывание церковной власти недопустимо.

Если Святую Церковь постигают какие-либо испытания, то вот эти три ее основания всегда должны быть незыблемыми в ней.

Ни ради чего нельзя повреждать догматов, ни ради чего нельзя отрицать устава, ни ради чего не может быть приемлема незаконная церковная власть. Может возникнуть очень много трудных обстоятельств в церковной жизни, могут и бывали в истории Церкви страшные времена, когда отпадали от истинной Церкви даже патриархи. Грехи могут быть прощены, но отпадение от Церкви, оно является грехом к смерти, является отпадением от самого источника спасения.

Так надлежит утвердиться в своем внутреннем отношении к Церкви Христовой. Нужно проникнуться твердой уверенностью, что только в этой истинной, Православной Церкви может быть достигнуто спасение, и каждый должен со всей строгостью следить за чистотой Церкви Христовой, быть как бы на страже Православия, чтобы здесь не погрешить ни в каком отношении. Здесь нужно много терпения, здесь нужно много спокойствия, здесь нужна мудрость и, главное, упование на Благодать Божию».

ереси папа jpgО ереси латинства (католичества, папизма)

Святитель Фотий Константинопольский (891): «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святый Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице».

Феодосий Киево-ПечерскийПреподобный Феодосий Киево-Печерский (1074): «…Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера православная.

А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской, — не увидят жизни вечной.

О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

…Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье апостольское и святых отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Таинам вместе приступать, ни вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу – чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать…»

 «Множеством ересей своих они [латиняне] всю землю обезчестили… Нет жизни вечной в вере латинской».

Святитель Григорий Палама (1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святый исходит и от Сына».

Святитель Марк Ефесский (1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними. …Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».

Преподобный Максим Грек (1556): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую».

Преподобный Паисий (Величковский) (1722-1794) пишет о латинстве, что оно «пало… в бездну ересей и заблуждений… и лежит в них без всякой надежды восстания». «Латиняне – не суть христиане».

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».

Христос распятыйСвятые Отцы о расколе

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: «Кто последует за вводящим в раскол, тот не наследует царствия Божия».

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258): «Мы должны заботиться и заботимся …о том, чтобы по мере возможности поддерживать Киприан Карфагенскийединство, переданное от Господа через апостолов нам, их преемникам, и, насколько это зависит от нас, собирать в Церковь рассеянных и блуждающих овец, кои отделил от матери упорный замысел некоторых еретиков, оставляя вне Церкви только закосневших в своем упорстве или неистовстве и не захотевших возвратиться к нам. Они сами дадут Господу ответ за произведенный ими раскол и за оставление ими Церкви…

Меня тяготит …невыносимая печаль пораженного и почти уничтоженного сердца с тех пор, как узнал я, что вы, противореча церковному порядку, евангельскому закону и единству вселенского установления, согласились поставить у себя иного епископа, то есть – чему быть неприлично и непозволительно – учредить иную Церковь, разъединить членов Христовой Церкви, растерзать …единый дух и единое тело стада Господня. Прошу вас, …помня о своем исповедничестве и о Божественном Предании, возвратитесь к матери, от которой произошли вы… Не думайте, что, отделяясь сами от стада Христова и от его мира и согласия, вы таким образом защищаете Евангелие Христово. Славным и добрым воинам приличнее находиться в своем лагере и, пребывая внутри его, печься и промышлять о том, что должно касаться общего блага…

Еретики, раскольники. Дух еретический – дух антихриста

Они сами дадут Господу ответ за произведенный ими раскол и за оставление ими Церкви…

После того, как накануне прибыло сюда вредное еретическое скопище, само уже погибшее и замышляющее погубить тех, кто к нему пристанет…

Еварист, бывший епископом, не остался даже и мирянином, …отчужденный от кафедры и народа и изгнанный из Церкви Христовой, блуждает по другим отдаленным областям и сам, потеряв истину и веру, старается увлечь к тому и других, себе подобных…  И теперь, отступник и беглец из Церкви, он выдает себя за исповедника, тогда как невозможно ни называться, ни на самом деле быть исповедником тому, кто отвергся Церкви Божией…

01Ты желал, возлюбленнейший брат, чтобы я написал тебе о Новациане, о том, какую ересь он ввел. Знай же, что прежде всего мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, раз он не в Церкви Христа. Пусть он себе хвалится, пусть надменно прославляет свою философию и красноречие, но кто не сохранил ни братской любви, ни церковного единения, тот потерял и то, чем был прежде. Неужели ты признаешь епископом того, кто, будучи лжив и чужд Церкви, горделиво усиливается посредством происков быть поставленным во епископа подобными ему беглецами, в то время когда в Церкви есть епископ, поставленный шестнадцатью соепископами? Церковь по всему миру одна, разделенная Христом на многие члены, и епископство одно, разветвленное в единодушном лике многих епископов. Он же хочет создать Церковь независимо от Божественного Предания, независимо от единства, соединяющего и связующего кафолическую Церковь… Как будто своим новым и упорным замыслом он может покорить весь свет и, сея раздор, раздирая состав церковного тела, не зная, что раскольники всегда горячи только в начале, но не могут взращивать и приумножать то, что беззаконно начали, и скоро ослабевают в неправой ревности своей!..

Апостол увещевает нас взаимно поддерживать друг друга, чтобы не отступить от учрежденного Богом единства: со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4, 2-3). И потому кто, не соблюдая ни единства духа, ни союза мира, отделяет себя от уз Церкви и от общества священников, тот, не признавая епископского единства и мира, не может иметь ни власти, ни чести епископа. Наконец, какой порыв гордости, какое забвение смирения и кротости, какая угодливость своему высокомерию в том, кто отваживается или думает, что может сделать то, чего не дал Господь и апостолам…

Дух еретический – дух антихриста: гордость, превозношение, надменность, высокомерие, дерзость, злоречие, ненависть.

…Это человек, увлекающийся новизною, отличающийся скупостью ненасытной, неистовым хищничеством, надутой спесью, глупостью и надменной гордостью. Он всегда был здесь на плохом счету у епископов. Священники общим голосом осудили его как всегдашнего еретика и вероломца. Он всегда проявляет любопытство, чтобы совершить предательство, употребляет приемы ласкового обращения, чтобы обмануть, никогда не бывает верен в любви. Это подстрекатель ссор и раздоров, от него происходят вихри и бури, приводящие к кораблекрушениям веры, враг покоя, противник тишины и мира…

По своим свойствам они человекоубийцы пред Богом, однако не могут убить, если Бог не попустит им того. И нам однажды только нужно умереть, а они и ненавистью, и слезами, и преступлениями своими каждодневно сеют смерть. …Божественное Писание так и учит: Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен (Авв.2, 5); и еще: Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слава его обратится в навоз и в червей. Сегодня он превозносится, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и замысел его погиб (1 Мак.2, 62-63). …Превозношения, надменность, гордое и наглое хвастовство рождается не от учения Христова, которое призывает к смирению, но от духа антихриста, которого укоряет Господь через пророка, говоря: говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14, 13-14). И присовокупляет: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя (Ис.14, 15-16). Таковым Божественное Писание в другом месте угрожает заслуженным наказанием следующими словами: грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено (Ис.2, 12).

Каждый из уст и слов своих тотчас познается и из речи каждого открывается, Христа ли он имеет в сердце своем или антихриста…»     

Старец АнтонийСтарец Антоний: «…О раскольниках… Они, не праведно пользуясь свободной волей, покусились на Тело Хри­стово, пытаясь внести раздор и человеческие суемудрения в Божье установление. Да, …были в Церковной истории прославленные во святых Максим Исповедник, папа Мартин, Ипполит Римский, Максим Грек, да и великого Паламу туда же можно причислить, и не только его, которые едва ли не в одиночку оставались храни­телями истины. Но они не покушались на единство Церкви, обличая недостойных служителей, сами были при этом истовыми ревнителями подвижничества, чистоты веры и церковного единства. А возьми западных противленцев, всех этих лютеран, англикан и «истов»? Хотели ведь прийти к Православию, но путем про­тивления, пусть даже и заблудшему католицизму. Нет, …цель не может оправдывать средства, она их должна определять. Худыми средствами благой цели не достигнешь.

8Так и наши противленцы, цель-то у них вроде бы и хорошая была, да методы. Сея разделение, пожнешь распри, в которых уж конечно любовью и не пахнет. А Бог есть любовь. Можно и должно не принимать мудрствований какого-то человека, пусть даже и облеченного высоким церковным саном, только нельзя его глупость приписывать изъянам самой Церкви

Раскольники берут на себя самый страшный грех – они пытаются своими суждениями заменить суд Божий, определять что право, а что криво. А как, скажи, слепой может говорить о красоте луговых цветов?! Может ли погрязший во грехах оценить праведность? Если человек в чистый ручей выливает грязь, вода замутится, конечно. Только будет она отравлена от того места, в котором он в нее вылил свои отходы. Но разве источник при этом не останется по-прежнему чист, также хладен и прозрачен?

Весь ужас раскольничества не столько в том, что они постоянно оскверняют чистую воду, сколько в том, что посягают на сам источник, его пытаются опорочить. Они ведь тоже питаются от того же ключа, но отторгаются от него, уподобляясь падшим духам. Те тоже, будучи сотворенной тварью, не могут существовать без Подателя жизни, вне Его благодеяний, главное из которых – жизнь всех тварей, но Жизнеподателю и противятся. Вот этим заблудшим и отпавшим раскольники и уподобляются»…

– Так все же где та черта, которая отделяет службу в правде от раскольничества? Вот в жизни нашей, как можно это определить.

2«…Ты возьми за пример, опять таки, падших духов, как первую тварь, ступившую на путь противления. Ведь все их устремление – к войне против Творца, соблазнение других на отторжение от Бога, противление Духу. Они не созидают и не могут созидать, они только пытаются разрушить созижденное. И любой протестант, какие бы призраки благих мыслей не рождал его поврежденный грехом ум, всю свою жизнь обречен воевать с Истиной. А на земле источник истины — Святая Православная Церковь. Церковь, но увы, далеко не всегда те, кто определил за собой право говорить от Ее имени. Стара притча, но от этого не уменьшилась ее правдивость – благими намерениями вымощена дорога во ад…

Вот мы говорили за раскольников, а они ведь тоже «храмы» строят, да Духа ни в самих «зиждителях», ни в этих раскольничьих плодах безумствования человеческой гордыни – нет. И не я ведь это говорю, куда мне грешному! Отцы так учат. Только присутствие Духа определяет храм это, или мертвецкая храмина… (По книге: «Священник Александр Краснов. Духовные беседы и наставления старца Антония. В 3-х частях». С.159-163)

О Патриархе

3Почему нельзя отделяться от Церкви

Святитель Афанасий Ковровский (1887-1962): “Милость Божия буди с Вами, родная моя матушка! Мне кажется, что Вы …все еще не совсем решили вопрос о хождении в храмы. А я же без всякого колебания решил для себя этот вопрос.

Я вспоминаю пример Самого Христа Спасителя, Который пришел, чтобы упразднить ветхозаветное прообразовательное богослужение. И, однако, Он во всю Свою жизнь до последнего момента принимал участие в богослужении, совершавшемся иудейскими священниками, несмотря на то, что самих священников Он грозно обличал. А святые апостолы, уже после того как было окончательно установлено новое христианское богослужение, долгое время, по-видимому, до самого разрушения храма Иерусалимского в 70-м году по Р. X., — продолжали ходить в храм, участвовали в отмененном уже ветхозаветном богослужении, склоняли свои главы, когда первосвященник или священники преподавали благословение именем Божиим.

Церковь Христова свята и непорочна. Но до второго пришествия только одна половина ее чад – члены Церкви небесной – не могут грешить. Другая половина ее – Церковь воинствующая на земле, ища спасения грешников, не изгоняет их из своей ограды.

В Церкви земной Божественная благодать изливается на всех чад ее, хранящих общение с нею, — чрез облагодатствованных в законно совершенном таинстве священства предстоятелей Церкви – священников и епископов. Каждый отдельный член Церкви земной вступает в действительное таинственное благодатное общение с Нею и со Христом – только через своего правомочного духовника, при условии, если сей последний находится в общении с правомочным епископом, который, в свою очередь, находится в общении с первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми первоиерархами всех других православных автокефальных Церквей, составляющих в своей совокупности Единую Вселенскую Церковь. Кроме этой иерархической цепи, нет и не может быть иного пути для благодатного единения с Церковью Вселенской и со Христом. Даже великие пустынники, многие десятки лет проводившие в полном одиночестве, — всегда мыслили себя держащимися этой благодатной иерархической цепи и при первой же возможности спешили Исповедьпринять святые Тайны, освященные благодатными служителями Церкви. А в Церкви Христовой благодать изливается и освящение и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковию, чрез священнослужителей. Священнослужители – не творцы благодати. Они только раздаятели ее, как бы каналы, по которым изливается на верных Божественная благодать и помимо которых нельзя получить Божественной благодати.

И иерархи и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действенными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властию не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий раздавать Божественную благодать и возносить к Престолу Божию  молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать святые таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но в благодатное освящение с верою приемлющим их.

Только одно обстоятельство – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную отцами на Вселенских соборах, не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал.

Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда патриархи были ересиархами. Но и соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, – собор возглашает им анафему, – и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершенные ими, становятся безблагодатными.

А посмотрите, например, историю константинопольских патриархов в 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые патриархи занимали патриаршую кафедру по году, по несколько месяцев, по несколько дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствовавшие протестантизму… Султан смещал одного патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну.

Как быстры и неожиданны были смены патриархов, видно из того, что с 1598 года по 1654-й сменилось пятьдесят четыре патриарха.

Какой соблазн был для верующих! А жизнь христиан — греков в то время была одним сплошным страданием… Но они не отделились от своих пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза, с уплатой соответствующего взноса в казну, вступавший на Константинопольскую кафедру и потом в России в Лубнах скончавшийся и причтенный к лику святых.

А каким соблазном был для православных русских людей петровский 1сподвижник, первенствующий член Синода, архиепископ Феофан Прокопович, бражник, развратник. Может быть, его соблазнительное поведение толкнуло иных ревнителей в раскол. Но не раскольники, а те, которые молились в храмах, где возносилось имя Феофана, оставались в Православной Церкви и получали благодать и освящение.

Много соблазнительного и в наши дни. Но, несмотря на всякие соблазны, у нас нет никакого законного права уклоняться от общения со священнослужителями, состоящими в канонической зависимости от патриарха Алексия…

Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность – с любовию, со скорбию, может быть и со гневом, но без греха (гневаясь – не согрешайте). А злоба – величайший грех, непростительный грех, – хула на Духа Святаго, Духа любви, Духа благостыни.

Помимо первоиерарха поместной Русской Церкви, никто из нас: ни миряне, ни священники, ни епископы, не может быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!..

Теперь нет поминающих и непоминающих храмов… Теперь везде возносится имя Российского первоиерарха Алексия. Может быть, иное в деятельности патриарха Алексия соблазняет, смущает, заставляет ревнителей насторожиться. Но все это не лишает ни его, ни подведомое ему духовенство благодати. Ереси, отцами осужденной, патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют, — а по канонам церковным это единственный случай, когда должно прервать общение даже и с патриархом, не дожидаясь суда церковного. Никакой законной высшей иерархической властью патриарх Алексий не осужден. А я лично мог бы только свидетельствовать против него, если бы это потребовалось, но не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный и что таинства, совершаемые им и его духовенством, недействительные.

Поэтому, когда в 45-м году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как, кроме патриарха Алексия, признанного всеми вселенскими патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия – как патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня.

Все то, что в деятельности патриарха и патриархии смущает и соблазняет ревностных ревнителей, – все это остается на совести патриарха, и он за это даст отчет Господу. А из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, каким нам кажется, – только из-за этого лишать себя благодати святых таинств – страшно.

Не отделяться – а будем усерднее молить Господа о том, чтобы Он умудрил и помог патриарху Алексию и всем, у кормила церковного сущим право править слово истины и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестью не кривить, против единства церковного не погрешать и соблазнов церковных не ублажать.

Утверждение на Тя надеющихся утверди Господи Церковь, Юже стяжал еси Честною Твоею Кровию…»  (По книге: «Проснись, душа… Школа Православия для новоначальных. Избранные советы  наставления Святых Отцов на все случаи жизни», 2011г.)

23