Метки

, ,

Павел Рыженко после революции 2«Грешники же суть враги своей жизни» (Тов.12, 10)

«Грехи наши не попускают Богу воссиять на нас, с демонами же мучителями соединяют…»

Преподобный Антоний Великий

«…Отсутствие нашей борьбы с грехами косвенно выливается плачем о земных скорбях. А по сути, греховность – это единственное несчастье нашей жизни. Грехи нас отторгают от Бога, убивают в нас остатки образа и подобия Божия. И самое трагичное, что мы не ощущаем грех как дорогу в ад, как смерть…»

Преподобный Иоанн Лествичник

Современный человек, удалившись от Бога, во всем полагаясь только на себя и свои силы, даже считая себя, при этом, верующим (будучи крещенным, но совершенно не знающим своей Веры и потому и не живущим по ней!), на самом деле очень далеко отстоит от Бога и Его реальной помощи в своей повседневной жизни – грехи нераскаянные отдаляют его от своего Создателя. Ведь если мы грешим и не видим этого, если живем не по заповедям, и считаем это нормальным, если нами движет гордость, самолюбие и эгоизм, а мы этого не замечаем, считаем себя, чуть ли, не праведниками, то как Богу прийти нам на помощь? Мы сами, своей гордостью и своеволием, своими грехами (пусть даже мелкими, незначительными, как нам кажется, но не осознанными и нераскаянными) отгораживаемся от Него, уходим от Его благословения, помощи и защиты.

Антоний Великий 05Преподобный Антоний Великий (251-356) говорит: «Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а это не то значит, что бы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять на нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благодать».

Не Бога надо винить в наших бедах, а самих себя. Сами, своими грехами, мы даем дьяволу власть над собой. Грязь липнет к грязи, так и дьявол, может действовать на души тех, кто запачкан греховными помыслами и делами. А мы все грешны, кто меньше, кто больше, но безгрешных людей нет. Как пишут Святые Отцы, есть только люди, не видящие своих грехов, и потому не кающиеся в них. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, — говорил Господь, — Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2, 17) – то есть тех, кто осознает свою грешность. А какие последствия будут за нашу слепоту душевную Иисус Христос говорит так: «кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23, 12), «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк.10, 31).

Человек, находясь во власти грехов и дьявола, не осознает этого настолько, что и грешником-то себя вовсе не считает. Люди считают себя правильными, хорошими, добрыми, справедливыми. Притом, даже если замечают в себе какие-то недостатки, сразу же пытаются оправдать себя, найти причину, объяснение. Если уж сильно не в ладах с совестью, тут же оправдание себе — характер от тяжелой жизни испортился, люди виноваты, обстоятельства…

1Известно, что у каждого человека есть Ангел-Хранитель и бес-искуситель. Так вот это самооправдание, саможаление – это дело рук беса-искусителя. Это он нам льстит, убаюкивает, поет сладко, чтобы потом было горько… Хорошее, что есть у каждого человека, выпячивается, превозносится, раздувается и, как в свете бинокля, увеличивается в размере, в результате чего, человек просто не видит истинной картины, находится в самообольщении. И наоборот, все плохое, что есть в нем, он старается не видеть, не замечать, не обращать внимания, забыть, оправдать себя. При этом, во всем плохом обвиняя кого угодно и что угодно, лишь бы не себя; любым способом стремясь оправдать себя любимого, польстить своему самолюбию и остаться хорошим в собственных глазах, и перед людьми. Почему так происходит? Да опять же, потому, что так выгодно бесам, это их адский бинокль, теперь обратной стороной, приставлен к нашим глазам. Пока человек любит себя, лелеет, во всем потакает себе, оправдывается, тщеславится, гордится собой, хорошим, — он в полной власти темных сил. Это все их качества, бесовские, — и поэтому человек, как муха в сетях паука, полностью находится во власти греха: не видит его, не считает за грех, а потому и Врача не ищет.

Вот что пишет о способности видеть свои грехи архимандрит Софроний Сахаров (1896-1993): «В своих, оправданных нашим рассудком, движениях, мы не можем видеть «греха». Настоящее видение греха принадлежит тому духовному плану, из которого мы выпали в нашем падении. Грех осознается по дару Духа Святого совместно с верою в Творца и Отца нашего.

Я не могу понять тьмы, если нет противоположного ей света.

Отцы говорили, что ощутить свой грех – есть великий дар Неба, больший, чем видение Ангелов. Уразуметь сущность греха мы можем не иначе, как через веру во Христа-Бога, воздействием на нас Света нетварного».

Никон ВоробьевИгумен Никон (Воробьев)(1894-1963) в письмах к духовным детям пишет, что «Все человечество и каждый человек находятся в глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя, и спасти, и стать достойным Царствия Божия. Исправляет человека Господь Иисус Христос, для этого и пришедший на землю, но исправляет тех, кто верует во Христа и осознает свою испорченность, или, как мы больше привыкли говорить, свою греховность. Так Господь и говорит: Не приидох призвать праведники (т.е. тех, кто считает себя праведниками, хорошими), но грешники на покаяние, — именно тех, кто увидел свою испорченность, греховность, свое бессилие самому исправить себя, и обращающихся ко Господу Иисусу Христу за помощью, вернее, умоляющих Господа о помиловании, об очищении от греховных язв, об исцелении проказы душевной и дарования царствия Божия исключительно по милости Божией, а не за какие-либо наши добрые дела.

…Если же человек считает себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи – случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит нас всех Господь.

И вот премудрость Божия! – Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в царствии Божием многих внешних праведников.

По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это – спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плевел легко возникла бы гордость, а Бог гордости противится. Гордость и высокомерие – гибель для человека.

Какой вывод из сказанного? — познавайте свою немощь и греховность, не осуждайте никого, себя не оправдывайте, смиряйтесь, и Господь вознесет Вас в свое время».

Чем отличается настоящий православный христианин от всех других людей – неверующих, иудеев, буддистов, всевозможных сектантов, умников, йогов, экстрасенсов, целителей и т.д. и т.п.? — Смирением. Он считает себя за ничто, а все свои дарования, таланты и добродетели приписывает исключительно Богу. «Все плохое – мое, от моей ветхости, испорченности, слабости, а все хорошее – от Бога». И потому и исправить сам себя человек не может, а только при помощи Бога, при содействии Его Божественной благодати. И, в отличие от других религий, и спасенными себя православеые христиане не считают; спасающимися – да, но не спасенными, в этом разница. До конца жизни они держат в уме свои грехи, осознают свою немощь, имеют покаянное, а значит и смиренное, сердце. Святые Угодники Божьи до конца дней своих искренне не знали, спасутся ли они?!

Вот что пишет о силе смирения архимандрит Софроний (Сахаров) (1896-1993): «Почему наше гневное самоосуждение оправдывает нас пред Богом? …Такое покаяние, идущее к истокам всемирной трагедии (см.Быт. гл.3), открывает внутри нас «место» для пришествия Духа Святого, Духа истины, Который вводит нас обновленными в светоносное Царство».

Силуан Афонский«Держи ум свой во аде» — был совет Бога преподобному Силуану Афонскому (1866-1938), которого досаждали бесовские помыслы, — то есть нужно иметь такое духовное устроение, чтобы искренне считать себя достойными ада. «Но, при этом, не отчаивайся, а уповай на милость Божию» — необходимое дополнение, чтобы, при этом, не впасть в уныние (убивающее духовную энергию) и, как следствие, в отчаяние, которое уже является смертным грехом, так как отвергает милосердие Божье.

Иоанн ЛествичникПреподобный Иоанн Лествичник (649) пишет: «Мы плачем об утратах, оскорблениях, о болезни, о горе и многом ином. Но забываем или не знаем, что причиной утраты чего-то земного является отчужденность от Бога, утрата Его в своем сердце, что, оскорбляя кого-то, мы оскорбляем Закон Божий и Самого Бога; что болезнь – это Божий инструмент для отвращения нас от греховного направления жизни; что горе – это уже более крайние меры Божии по нашему уразумлению. И отсутствие нашей борьбы с грехами косвенно выливается плачем о земных скорбях. А по сути, греховность – это единственное несчастье нашей жизни. Грехи нас отторгают от Бога, убивают в нас остатки образа и подобия Божия. И самое трагичное, что мы не ощущаем грех как дорогу в ад, как смерть, как капкан, как непроходимую ограду, отгораживающую нас от Бога и от ближних».

Грехи наши нераскаянные – вот настоящая причина всех зол, и, не устранив эту причину, не сможем мы жить спокойно и счастливо.

А ведь Бог нас создавал для этого, и тело у нас было подстать безсмертной душе, — нетленное, без болезней и недостатков.

НМ4По свидетельству Святых Отцов, в частности, согласно вещаниям преподобного Нила Мироточивого (1815), у Адама в раю было просветленное тело, он светился, как Ангелы, и тьмы не было в нем. Тьма пришла вместе с грехом, на который первых людей подтолкнул дьявол. Позавидовал дьявол людям и завистью пришел к нам первый грех – непослушание Богу. Как говорит Нил Мироточивый, через «лукавое и плотское мудрование» дьявол уловил первых людей в сеть неверия, которое возбудило в них сомнение в истинности слов Божьих. «…Приступил змий к Еве, стремясь уловить ее в сеть неверия похотливым мудрованием и удержать в этой сети отчаянием, успел змий в этом, ибо Ева приняла его весть, что они могут сделаться как боги; с великою радостию… приступила к Адаму; но радость вести змия превратилась в великую печаль, пребывающую на людях и поныне. Адам же еще до прихода Евы, слушая ее беседу со змием, начал (плотски и лукаво) мудрствовать касательно (обязательности) заповеди Божией, стал сомневаться в заповеди Божией и говорить в помысле своем: да так ли на самом деле должно быть, как Бог сказал? …Как рыба, отравившись, выбрасывается из воды на берег озера и легко, без всяких снастей и труда, завладевает ею рыболов – так случилось и с Адамом, когда Ева отравила его советом змия. Адам подвигся тогда против заповеди Божией и, подобно рыбе, выбросился из недосягаемых рыбаком вод на берег, в руки ловящего

Так и со всяким бывает, — наставляет дальше Нил Мироточивый, — как только душа слукавит, сейчас же она совлекается благодати Божией, благодать, ниспосланная человеку от Бога, утрачивается.

Бог до грехопадения Адама даровал ему владеть всеми благами рая, но возбранил плоды лишь одного древа; для того воспретил Бог Адаму древо сие, чтобы сохранил Адам сознание (т.е. не забылся бы, как денница, и не возмечтал бы о себе, но, видя себя ограниченным во владении чрез сию заповедь, всегда помнил бы своего Владыку и Творца и смирялся перед Ним). Но Адам не внял повелению Божию, а внял вести змия, вследствие похоти и неверия, — и чрез сие оказался возбранен прекраснейших благ рая, обнажен, лишен благодати Божией и облечен в одежду лукавства».

Готов был Бог простить людей за преступление, которым они нарушили заповедь Божью, долготерпеливо ожидал от них раскаяния в совершенном, покаяния в соделанном, первым вышел навстречу испуганным и вмиг обезумевшим людям.

«Адам, где ты?» — этот призыв к покаянию Всевидящего и Всеслышащего Бога, как протянутая рука помощи навстречу согрешившему.

««Отчего ты обнажился? Не преступил ли того, что тебе было заповедано?» Так сказал Бог для того, чтобы Адам не таил более греха и явил бы покаяние.

Этим вопросом Бог несколько пособствовал Адаму, покаяться и сознать свою вину и (это снисхождение Бог оказал) ввиду того, что Адам был весьма помрачен чрез свою похоть и лукавство.

Лукавство прародителей не допускало их открыть болезнь свою Врачу, чтобы Он излечил их. В высшей степени Врач вожделевал их излечения, но сила действовавшего в них плотского мудрования омрачила их духовное око, оглушила их духовный слух, так что они не могли со своею глухотою и тьмою внимать повелениям Божиим, но внимали лукавому и плотскому мудрованию змия и от этого безумствовали. Бог первоначально сотворил их всемудрыми, потом же лукавство плотского мудрования соделало их всебезумными и они, обезумев, соизволяли змию».

На примере первого грехопадения хорошо видно, как неверие, зародившись из сомнения и плотского мудрования, навлекло на людей помрачение. Из светлых, богоподобных, мудрых они, вмиг, стали темными, лукавыми, безумными. Потеряв Божью Благодать, они легко сделались добычей лукавого дьявола, прельстившего их в образе змия.

Не имея защиты Божьей, человек становится слабым и беззащитным, легко побеждаемым грехом. А заразившись грехом, человек помрачается настолько, 3что, со временем, уподобляется дьяволу; и себе он уже не принадлежит – бесы полностью его контролируют, и мир он уже видит не своими, а их глазами, и мысли у него уже не свои, а бесовские, и свойства души он постепенно приобретает бесовские: злится, ругается, завидует, осуждает; всем недоволен, никого не любит, не понимает, не сочувствует, а наоборот, радуется, если плохое случается с кем-то: «значит, я не самый плохой». Ведь это мы так живем! Присмотритесь, повнимательнее, к себе, к своим мыслям, поступкам, желаниям. Чего мы хотим? К чему стремимся? С кого берем пример? Глубже загляните себе в душу! Что (или кого) вы там увидите? Какие нечистоты мы стараемся запрятать поглубже, и забыть о них? Почему мы не имеем покоя ни днем, ни ночью; почему нас ничто не радует и мы ничем не довольны? Вечно спешащие и все равно никуда не успевающие, забывшие, что такое покой и радость, — мы уже сами себе не принадлежим! Говорят, что так живем, потому что неблагодарные, не умеем благодарить за то, что имеем, не ценим, не понимаем своего счастья… «Да о какой благодарности вообще может идти речь, за что благодарить, за этот «дурдом», в который постепенно превращается наша жизнь? Почему?!!»

Ответ очевиден, но мы редко его получаем, просто потому, что не задумываемся над этим, а если и задумываемся, то не в той плоскости ищем ответ. Мы так сжились уже со всеми этими проблемами, непониманием со стороны других, замкнулись в себе и тянем свою «лямку» жизни, ропща на несправедливость, обвиняя и осуждая при этом кого угодно, только не себя. Себя мы, как раз, любим, несмотря ни на что, и считаем себя во всем правыми и хорошими. Так живем же так почему? Незаслуженно?

Отгородившись от Бога неверием (и речь не только об атеистах, но всех, кто на словах верит в Бога, но в жизни своей творит волю совсем не Божью – а это и последователи лжерелигий, и христиане только по названию, а не по образу жизни и мыслей), современное человечество пляшет под адскую дудку павших духов. В последние времена, — говорил старец Лаврентий Черниговский (1868-1950), — бесов в аду не будет, они все будут на земле. Мы же, своими грехами, сами даем им право над собой. Ничего бы они нам не сделали, не прикоснулись бы даже, не будь на то Божьего попущения. К праведнику бес не смеет даже подойти, он обходит его десятой дорогой, чтобы не опалиться Божьей благодатью.

А мы, грешные и страстные, неверующие и гордящиеся собой, в полной власти бесовской. Почему в нашем обществе культивируется гордость, самолюбие, самомнение, тщеславие? И это среди хороших, в общем-то, людей, считающих себя правильными. Это с одной стороны. С другой же, все гораздо проще и прозаичнее: власть денег, блуд, разврат, пьянство, чревоугодие… Эти пороки видны невооруженным глазом, они сами вопиют о себе. Но мы и их не замечаем, или оправдываем себя, будучи безвольными рабами своих страстей. А страсти, по учению Православной Церкви, – это демоны, руководящие и управляющие нами, пока мы находимся во власти греха, и не спешим очиститься от него покаянием.

06Покаяние и исповедь – вот что сегодня могло бы помочь современному человечеству, — пишет старец Паисий Святогорец (1924-1994). Люди еще не осознали, какой силой обладает покаяние, ведь им можно изменить решение Бога! Отвести болезнь, да что болезнь, — смерть отходит, когда человек на исповеди, с помощью священника, находит духовную причину своих проблем и приносит искреннее покаяние в своих грехах Богу. Бог прощает и тут же человек освобождается от непосильного груза, тянувшего его во ад. На исповеди вырывается как бы корень самой проблемы, удаляется его первопричина. Нужно понять, что все наши проблемы (болезни, скорби, преждевременная смерть родных) от нашей нераскаянности! Грешим и оправдываем себя, грешим и мечтаем о себе как о праведниках, грешим и не видим этого, и не обращаемся за помощью к Единственному, могущему нам помочь избавиться от этой нашей страшной зависимости от греха и главного греховода…

Батюшка 1Но враг и тут работает – очерняет Православие и православных батюшек, пастырей Христовых, могущих помочь несчастным людям – покрестить, поисповедовать, причастить, обвенчать и т.д. — и толкает их во всевозможные лжеучения, секты, расколы… И через это лишает людей возможности быть причастными Божьей Благодати, которая, единственная, изгоняет врага из душ наших и дает Божью помощь и защиту.

И самое печальное в том, что так живет подавляющее большинство людей. Пример праведника уже никого не впечатляет; еще и осудят, посмеются. «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк.18, 8).

Так во времена Содома и Гоморры искал Бог хотя бы нескольких праведников, ради которых можно было бы помиловать эти города. Не нашел…

И Ной, нанимая строителей для своего ковчега, не скрывал от них правды, рассказывал, что ожидает людей, если не образумятся и не покаются в своих грехах. Только смеялись над ним…

Неужели и мы обречены на ту же участь?

А ведь Бог так милосерден и долготерпелив. Он ждет покаяния даже от самого злостного и утопающего в пороках грешника. Все готов простить нам Бог, лишь бы одумались, раскаялись и пришли к Нему с покаянием. Как тогда, в Эдемском Саду, долго и терпеливо ждал Он наших прародителей с покаянием…

И причина у нашего нечувствия, нераскаянности та же, и виновник ослепления и помрачения нашего тот же. Так сделаем же, наконец, выбор между Богом и дьяволом! Выберем Бога; как у Отца вымолим у Него себе прощения, и радость спасения не заставит себя ждать.

Как в детской сказке был всегда счастливый конец, и добро всегда побеждало зло, и вместе со смертью злого волшебника вмиг распадались его чары, и заколдованный герой опять становился красивым, и добрым, и любимым, и счастливым…

Так и человек, раскаянием и исповедью перед Богом, становится недосягаемым для бесовского воздействия; грехи его прощаются, и рвется связь с дьяволом.

Лишь бы намерение жить дальше с Богом было искренним и настоящим. А, видя такое сердечное раскаяние и намерение порвать с греховной жизнью и измениться, Бог обязательно поможет, даст в помощь Духа Святого, Который и просветит, и вразумит, и поможет, и силы даст. И примеров таких в истории человечества не счесть, начиная с апостолов Христовых, которые благодатью Святого Духа из простых рыбаков превратились во вселенских учителей; и апостол Павел из гонителя Церкви Христовой сделался ее самым верным и неустанным строителем. И безчисленное множество святых, преподобных, мучеников за веру Христову своей подвижнической жизнью (и смертью) доказавших истинность Божьих обетований. Силой своей веры и любовью они достигли святости, преодолели земные препятствия на пути к Небу и своим примером зовут и нас за собой. Ничего непосильного в этом пути нет, ведь Благой Бог дает крест каждому по его силам, да и в трудную минуту всегда готов прийти на помощь. Да и подвигов особых от нас сейчас и не требуется, слишком слабыми стали мы. Бог смотрит на наше расположение, на нашу готовность порвать с грехами и начать новую жизнь.

Валентин Свенцицкий 2Вот как пишет об этом протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931): «Важно то, чтобы ты, смиренно усвоив то, что тебе раскрыто в Слове Божием, стал бы в полном сознании всей немощности своей трудиться для достижения поставленной перед тобой Господом задачи.

Ты никогда не должен говорить: «Я подымусь на ту или иную высоту», — ты просто будешь трудиться над своим внутренним устроением, памятуя, что этого требует от тебя Господь, а плоды – от Благодати Божией. Дивные слова читаем по этому поводу у святого Иоанна Златоустого: «Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвига, а на расположение подвизающихся».

В этих словах Иоанна Златоустого нам уясняется то, что от нас требует Господь и что нам дает надежду на этот венец. Нам дают надежду на это не какие-либо великие заслуги наши перед Господом, а наше внутреннее расположение, устремление, готовность, желание трудиться и работать для Господа, а самый путь этой внутренней духовной работы безпределен, как безпредельно само совершенствование».

Сердцевидец Господь откликается на искренность и чистоту наших намерений, смотрит на нашу готовность идти на какие-то жертвы ради Него. А этих «жертв» будет много, сначала маленьких, потом больше и больше. Но, научившись не только брать, но и отдавать, не только просить помощи у Бога, но и самому что-то для Него делать, чем-то жертвовать, и при этом, ощущая радость и удовлетворение, человек постепенно изменится сам. И поймет, что нельзя относиться к Иисусу Христу как к приказчику, – подайте мне то, подайте это, — а нужно самому потрудиться, чтобы быть достойным Божьей милости и Его помощи.

01Вот какие слова мы читаем у святителя Николая Сербского (1881-1952): «По Своей великой любви Христос ищет не нашего, но нас самих. А люди из-за недостатка любви больше ищут Его благ, а не Его. Хотят получить от Него и хлеб, и дождь, и плодородие, и здоровье, и все земное. И Он с печалью подает все это. Мы забываем, что когда обретаем Бога, то и все вместе с Ним».

Святые отцы пишут, что человек, не имеющий ничего, но имеющий Бога, — имеет все, а имеющий все, но не имеющий Бога, — ничего не имеет.

Ведь где есть Божественная Благодать, там действительно есть все – и мир душевный, и покой, и радость, и счастье, и исполнение желаний, и уверенность в завтрашнем дне, и любовь, и надежда, и горячее желание быть всегда с Богом, и за все Его благодарить…

Л. Очай

На закате дня Оптина