Метки

, ,

Милостыня 1«Великое дело – милостыня. Возлюбим ее: ей нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда…

Человек, всего более, должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком.

Дай бедному, и, пусть сам ты будешь молчать, тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души».

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Мы имеем нужду во всех добрых делах, но больше всего в человеколюбии и милостыня 01кротости, потому что и сами мы нуждаемся в человеколюбии. Так как мы каждый день много грешим, то и нужно нам много милосердия. Много или мало – оценивается не количеством подаваемого, а достатком подающего. Богатый пусть не думает о себе много, а бедный пусть не унывает, как подающий мало, потому что часто бедный подает и больше богатого. Вследствие бедности вам не следует считать себя несчастными, так как она дает нам возможность более удобно подавать милостыню. Кто имеет у себя много, тот удерживается и высокомерием, и желанием приобрести больше, а кто имеет у себя мало, тот освобожден от мучительства обеих этих страстей, потому находит и больше случаев делать добро. Он без труда идет в темницу, посещает больных, подает чашу холодной воды, а богач, надменный своим богатством, не допустит себя до этого. Итак, не сетуй на нищету, потому что нищета дает тебе большую возможность приобрести небо. Хотя бы ты и ничего не имел, но у тебя есть сострадательное сердце, и за это тебе готова награда.

И Бог повелел давать деньги нуждающимся не для того только, чтобы помогать им в нищете, но и для того, чтобы научить нас состраданию к бедствиям ближнего. А сребролюбец ненавистен не только потому, что презирает живущих в скудности, но и потому, что сам привыкает к жестокости и безчеловечию, а равно презирающий деньги для бедных тем и любезен, что милосерд и человеколюбив. И Христос, когда ублажает милостивых, ублажает и хвалит не просто подающих денежную милостыню, но делающих это с добрым расположением. Итак, будем иметь такое усердие к делам милосердия, и все блага последуют за этим. Имеющий человеколюбивое и милосердное расположение, если есть у него деньги, раздаст их, если увидит кого-нибудь в несчастьях, станет плакать и проливать слезы, если встретит обижаемого, заступится, если найдет бедствующего, подаст ему руку. Имея сокровище благ – человеколюбивую и милосердную душу, он изольет из нее все нужное для братий и получит все уготованные Богом награды. А чтобы и нам достигнуть их, прежде всего, позаботимся сделать свое сердце кротким. Таким образом, мы и в этой жизни совершим много добрых дел и сподобимся будущих венцов.

…Мы, если понадобится… самим нам подать, …не поленимся делать это, и не Сеятель хлебабудем унывать, как будто чрез это у нас убавляется имущество. Земледелец, когда бросает семена в землю и на это издерживает все свое состояние, не печалится, не скорбит и эту трату считает не потерею, но выгодою и прибылью, хотя надежда его и несомненна. Не странно ли же, что ты, который сеешь не с такою, но с гораздо более верною надеждою и можешь вручить серебро Самому Христу, уклоняешься, медлишь и ссылаешься на бедность?

Здесь (на земле) оправдание покупается недорогою ценой: ничего не стоящим куском хлеба, дешевой одеждой, чашей холодной воды: иже напоит чашею студены воды, аминь глаголю вам, говорит Учитель духовной купли, не погубит мзды своея (Мф.10, 42). За чашу студеной воды есть награда, а за одежды и деньги, подаваемые с целью благодеяния, не будет награды? Наоборот, даже великая награда.

Итак, для чего упомянул Он о чаше студеной воды? Он хотел этим указать на милостыню, не требующую никаких издержек. На студеную воду ты не тратишь ни дров… и ничего другого. Если же так высоко ценится милость благодеяния там, где подаяние чуждо издержек, то какого воздаяния следует ожидать от праведного судии в том случае, когда снабжают (бедных) одеждами, раздают деньги и обильно наделяют прочими благами?

…Доколе предлежит торг, купим милостыню, лучше же сказать – милостынею купим спасение. Ты одеваешь Христа, когда одеваешь нищего. Милуяй нища взаим дает Богови (Притч.19, 17).

милостыняДадим взаймы Богу милостыню, чтобы воспринять от Него милосердное воздаяние. О, сколь мудро это изречение: милуяй нища взаим дает Богови! Почему не сказано: милуяй нища  дает Богу, а: взаим дает?Если Бог берет у нас взаймы, то Он уже наш должник.

Итак, каким же хочешь ты иметь Его – судиею, или должником?

Милостыня есть искусство. Для сего искусства училище находится на небесах, а Учитель – не человек, но Бог. …Она есть искусство, и притом лучшее всех искусств. Она не обувь нам делает, не одежду доставляет, не дома каменные созидает, но приготовляет жизнь вечную, исторгает нас из рук смерти и прославляет, и в той, и в другой жизни прославляет. Она созидает нам обители и вечные чертоги на небесах. Она не дает угасать нашим светильникам, ни являться нам на брак в нечистых одеждах, но омывает их и делает чище снега: если будут грехи ваша, как багряное, как снег убелю (Ис.1, 18). Она не попускает нам впасть туда, где находится богач, и слышать страшные слова, но ведет нас на лоно Авраамово.

Каждое искусство имеет нужду в другом. Одна только милостыня ничего другого не требует, кроме одного расположения. Если ты скажешь: она требует денег, домов, одежды, обуви, то прочти слова Христовы, сказанные Им о вдовице, и отложи эту заботу. Хотя бы ты был весьма беден, беднее даже тех, которые у тебя просят, но если ты положишь две лепты, то ты все совершил. Хотя бы ты дал кусок хлеба, не имея у себя ничего, кроме него, — ты все исполнил.

…Она делает тебя сильнее философов и ораторов, ибо люди, знаменитые своей мудростью и красноречием, имеют у себя многих завистников, а за тех, кто прославили себя милосердием, безчисленное множество людей приносит молитвы. Подавайте, — говорит Господь, — милостыню… тогда все будет у вас чисто (Лк.11, 41).

Итак, пойдем сами, и поведем детей и ближних наших в училище милосердия. Человек, всего более, должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие… радость человеку – благотворительность его (Притч.19, 22; 20, 6).

  Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Милосердие делает людей мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, — говорит Господь, — как и Отец ваш милосерд (Лк.6, 36).

Итак, научимся быть милосердными, как для сих причин, так, особенно, для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия».

Милостыня как путь покаяния

Беседы о покаянии«Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница. Великое дело – милостыня; посему и Соломон восклицал: Многие хвалят человека за милосердие (Прит.20, 6). Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там она не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы Ангелов, и лики Архангелов, и все высшие силы и предстает самому престолу Царскому.

Научись этому из самого Писания, которое говорит: Корнилий, молитвы твои и милостыни твои пришли на память перед Богом (Деян.10, 4). А слова перед Богом значат вот что: хотя у тебя много грехов, но так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа, что, «кто сотворил одному из сих братьев Моих меньших, тот Мне сотворил» (Мф.25, 40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды ради Меня не потеряет награды своей (Мф.10, 42).

3Дай бедному, и, пусть сам ты будешь молчать, тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души. Поэтому как перед дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души. Омыл ты чувственные руки водою? Омой руки души милостынею. Не ссылайся на бедность. Вдовица и в крайней бедности ввела в дом свой Илию, и бедность не была для нее препятствием, но с великою радостью она приняла его; потому и получила достойные плоды и собрала жатву милостыни.

Видели вы силу слова царского? Если же у царя – человека – оно имеет такую честь, то представь себе, что Христос в тот день взывает перед Ангелами и всеми Силами и говорит: «Этот человек на земле ввел Меня в дом свой, он оказал Мне множество благодеяний; он принял Меня – странника». Затем представь себе дерзновение этого человека среди Ангелов, радость среди Чинов Небесных. О ком Христос свидетельствует, тому как не иметь дерзновения перед Ангелами? Итак, братия, великое дело – милостыня. Возлюбим ее: ей нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, а она стоит и защищает; или лучше: тогда как ты молчишь, тысячи уст благодарят за тебя. Столько-то благ от милостыни, а мы нерадим и не заботимся? Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай овол. Нет овола? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным и получишь награду, награду не за вынужденное, но за свободное дело.

Итак, великий путь покаяния ты имеешь в милостыне, которая может освободить тебя из уз греховных».

Источники: Святитель Иоанн Златоуст «Наставление православному христианину». Москва, 2009г; «Беседы о покаянии». М: «Приход храма Святаго Духа сошествия», 2007г.

Милость